Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМаргарита Мурзенкова
1 Будовская сельская библиотека, 2019 год За три моря с Афанасием Никитиным (530 лет (1489) с даты внесения текста «Хождения за три моря» в Летописный свод)
2 В последний период тверской самостоятельности произошло событие, прославившее Тверь далеко за её пределами. Речь идёт о путешествии местного купца Афанасия Никитина в доселе неведомую и загадочную Индию. Странствования купца продолжались 7 лет. В 1468 году в Москву прибыли послы из Ширвандского ханства, располагавшегося в Закавказье (территория современных Дагестана и Азербайджана). Делегация во главе с выходцем из Твери Василием Папиным собиралась нанести ответный визит. Вместе с послами в путь засобирались и русские купцы. Среди них было несколько тверитян, в том числе «Офонас тверитин купец» - Афанасий Никитин. Он был торговцем средней руки, и для поездки в Ширвандское ханство Афанасию пришлось взять товары в кредит. Однако тверской купец рассчитывал на прибыль… Никитин вёл путевой дневник, а его «Хождение за три моря», дошедшее до нас в летописных сборниках, вошло в хрестоматию древнерусской литературы. Отрывок из «Хожений за три моря»
3 Купец и его спутники отправились из Твери весною 1468 года «Поидох от Спаса святого златоверхого и его милостью от государя своего, от великого князя Михаила Борисовича тверского и от владыки Генадья тверского…» писал сам Никитин. Тверской Спасо-Преображенский собор (снесён в 1935 году), откуда началось путешествие А.Никитина
4 Путешествие не задалось. Караван, отправившийся по Волге к Каспию, был разграблен татарами под Астраханью. А затем, уже в Каспийском море, суда попали в бурю. Купцы были вынуждены остановиться в Дербенте. Столь печальные события Афанасий описывает так: «и мы заплакав да разошлись кои коды: у кого что его понесли». Тверскому купцу возвращаться не имело смысла – за взятые в долг товары ему нечем было расплатиться. Афанасий решил попытать счастья в восточных землях – через Баку попал в Персию (ныне Иран), где пробыл около двух лет.
5 В 1471 году он отправился на корабле в Индию. Первые впечатления тверского путешественника об этой сказочной и неведомой стране были такими: «И тут есть Индейская страна, а люди ходят наги все». Как Никитин дивился индийцам, так и те ему: «Хожу по улице, а за мной толпы». Действительно, белый человек был туземцам в диковинку…
6 Полгода Никитин провёл в области Райчур, известной своими алмазами. Возможно, тверской купец помимо некой особой дипломатической миссии должен был найти пути доставки драгоценностей. По крайней мере, из записок путешественника можно понять, что алмазные копи интересовали Никитина. Индийские необработанные алмазы
7 Афанасий Никитин провёл в Индии около трёх лет. Местные правители настойчиво предлагали ему остаться, суля богатство и всяческие выгоды. Условие одно: тверитянин должен был принять мусульманство. Но он упорно отказывался, хотя успел узнать и восточные языки, обычаи и нравы. Тверской купец пережил много опасных приключений. Наконец он решил вернуться на Русь и отправился домой через Индийский океан на траве – небольшом судне с узкой кормой и выпуклыми бортами. Путь оказался трудным и долгим.
8 Сначала судно прибило к берегам Эфиопии. Отсюда Афанасий прошёл через Персию и Турцию и вышел к Чёрному морю. В порту Кафа (ныне Феодосия) он встретил соотечественников, собиравшихся на Русь, и с радостью присоединился к ним.
9 В Кафе у Афанасия Никитина появилась возможность перевести дух и посвятить время своим записям. Именно в этом городе путешественник записал «про своё грешное хождение за три моря: первое Дербентское, второе море Индийское, третье море Чёрное…»
10 Увидеть свою малую родину тверскому купцу было не суждено. В пути он заболел и умер под Смоленском весной 1475 года. Московские попутчики вручили его путевые заметки дьяку-книгописцу царя Ивана III Василию Мамырёву. Только в 1489 году события, описанные тверитянином, включили в Московский летописный свод. Так же они были воспроизведены и в летописном своде, к которому восходят тексты Львовской и Софийской летописей.
11 Афанасий Никитин стал первым европейцем, оставившим достоверное описание Индии, научную и просветительскую значимость которого трудно переоценить. Кроме того, он оказался первым русским человеком, побывавшим в Африке. Свой труд Никитин назвал «Хожение за три моря». Подобный жанр был известен с XII века. Авторы рассказывали о своих паломничествах к святым местам, о жизни других стран.
12 В никитинском «Хожении…» называются овеянные восточной магией Каир и Дамаск, Эфиопия и Цейлон, Бирма и Китай… Описания чужих земель вполне реалистичны и достоверны. По крайней мере, в них нет фантастических преувеличений, какие встречаются в других источниках, где обитатели Индии предстают некими чудовищами. Благодаря Никитину мы узнали, что индийцы – обычные люди, правда, со своим жизненным укладом и бытом. «Индиане же не едят никоторого мяса, ни яловичины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, а свиней же у них вельми много, - сообщает тверской путешественник. – А едят покрываются платком, чтобы никто не видел его». При всём уважении к чужеродным обычаям Афанасий никогда не забывал о родине. «Русская земля да будет Богом хранима! – восклицает тверитянин. – На этом свете нет страны, подобной ей…» При этом Афанасий замечает, что «вельможи Русской земли несправедливы», но выражает надежду, что она «станет благоустроенной и да будет в ней справедливость».
13 «Хождение за три моря» написано ясным языком, на котором говорили простые люди на Руси во второй половине XV века. В тексте встречаются места с арабско-персидской лексикой и мусульманскими молитвами, которые до сих пор вызывают множество споров у историков и литературоведов из-за разночтений в их трактовке и переводе. Достоянием науки «Хожение…» Афанасия Никитина стало только спустя три с половиной столетия. Путевые заметки Никитина были продублировали в Львовской и Софийской II летописях, сборнике 15 века. Эти записки обнаружил Н.И. Карамзин в состраве Троицкой летописи в архиве Троицко- Сергиевского монастыря. Отрывки были им опубликованы в 1818 году. Полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.
14 «Хождение за три моря» являются ценным литературно- историческим памятником, отличающимся многосторонностью наблюдений автора, необычной для средневековья веротерпимостью и преданностью родной земле и христианской вере. В русской литературе – это было первое описание коммерческой, а не паломнической поездки, которое насыщено наблюдениями об экономике, политическом устройстве, культуре других стран. В этом сборнике из фонда Будовской библиотеки можно найти отрывок из «Хождений за три моря»
15 Никитин не планировал заранее свое путешествие и оказался первым европейцем, давшим ценное описание Индии, рассказав о ней правдиво и просто. Афанасий Никитин своим подвигом доказал, что во второй половине 15 века, за тридцать лет до «открытия» Индии португальцами, путешествие в эту страну мог совершить любой целеустремленный человек.
16 Памятник Афанасию Никитину установлен на родине путешественника в Твери на набережной, носящей его имя (с 1991 года), на левом берегу Волги в 1955 году. Авторами памятника являются скульпторы А.П. Завалов, С.М. Орлова, архитектор Г.А. Захарова.
17 Монумент представляет собой бронзовую четырёхметровую статую, стоящую на гранитном постаменте высотой 4 м на чугунной площадке округлой формы в форме ладьи, нос которой выполнен в виде головы коня. Великого путешественника из Твери, первооткрывателя Индии и автора «Хождения за три моря» скульпторы изобразили с охранной грамотой в руке, которую ему дал Тверской великий князь Михаил Борисович. На поясе купца – кошель с деньгами. На монументе установлена доска с памятной надписью о том, что отважный русский путешественник посетил в годах Индию.
18 Всего в мире установлено три памятника А.Никитину: один – в Твери, второй – в Индии и третий – в Феодосии. Они образуют некое кольцо, обозначающее путь тверского купца. Памятник Афанасию Никитину в Феодосии (бывший город Кафа)
19 - От Речного вокзала Твери вниз по Волге до самой Астрахани с конца 60-х гг. XX века ходит многопалубный теплоход «Афанасий Никитин». - В 1988 г. на стене школы 12 города Твери было выложено мозаичное панно, посвящённое тверскому купцу- первооткрывателю. - По железным дорогам России курсирует «Афанасий Никитин» фирменный пассажирский поезд ОАО «РЖД»; - Про путешествие Афанасия Никитина снято несколько документальных и художественных фильмов. Кадр из х/ф «Хождение за три моря» (1958)
20 Русский путешественник Афанасий Никитин – загадочная фигура. Отсутствие биографических сведений об Афанасии Никитине в летописях и других древнерусских документах для некоторых исследователей является основанием считать, что «Хожение» было сфальсифицировано в конце XVIII века. Действительно, загадочным образом русский путешественник оказался в Индии за несколько лет до Васко да Гамы, что должно было свидетельствовать о приоритете России в открытии Индии. В пользу такой версии говорят и определенные неточности в описании стран, через которые проходил купец Афанасий. О многом Афанасий и умалчивает, например, о том, что же на самом деле сподвигло его на экспедицию в далекие края. Говорит в пользу этой версии и то, что Афанасию удалось сохранить свой путевой дневник в течение многолетнего путешествия, хотя во время путешествия ему приходилось терпеть кораблекрушения, подвергаться нападениям разбойников и претерпевать иные неприятности, не способствующие сохранности берестяного свитка. Более того, чужеземец, записывающий что-то непонятными знаками, должен был быть принят за шпиона, список уничтожен, а сам писец казнен.
21 Однако историки сходятся на том, что текст жития подлинный, поскольку он известен не в единственном экземпляре, как, например, «Слово о полку Игореве», а в нескольких, а выдержки из оригинального «Хожения» содержатся в нескольких летописях, датируемых XV веком, в частности во Львовской летописи, достоверность которой не подвергается сомнению, а значит, и сам текст «Хожения» достоверен. Другое дело, что до нашего времени сохранилась не рукопись тверского купца, а ее копии, сделанные последующими переписчиками, которые могли исказить текст: непроизвольные описки, замены непонятных слов на похожие все это сделало текст менее аутентичным.
22 О роде занятий Афанасия Никитина также ничего достоверно не известно. Историки и энциклопедические справочники в один голос называют его «купцом», а некоторые исследователи, стремясь к исторической достоверности, говорят иначе: «предположительно купец». Что же скрывается за этим? На территории Руси и в далеких южных странах с Афанасием обращались не как с простым купцом, а как с послом. Возможно, что Афанасий имел тайные дипломатические поручения к правителям Нижней Волги и бассейна Каспийского моря. Не менее загадочна и смерть Никитина всего в нескольких сотнях километров от Твери.
23 История сохранила мало сведений об Афанасии, о дате и месте его рождения, родителях и детстве. Известно только, что мореплаватель родился ближе к середине 15 века в городе Тверь. Отец путешественника – крестьянин, звали его Никитой. В то время не было фамилий, поэтому «Никитин» – это отчество, а не фамилия. Больше о семье, как и о юности путешественника, биографам ничего не известно. Афанасий в молодом возрасте стал купцом и успел повидать многие страны, например, Византию и Литву, где продвигал торговлю. Товар Афанасия пользовался спросом, поэтому нельзя сказать, что юноша жил в бедности. О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомых странах… Загадки, загадки, загадки… Как бы там ни было, но имя тверитянина Афанасия Никитина и его «Хожений за три моря» навсегда остались в истории нашей страны.
24 Презентацию подготовила: М.В.Мурзенкова Источники: Михня С.Б. История Тверской земли с древнейших времён до наших дней. Изд.2-е, испр. и доп./ С.Б.Михня. – М.: Мартин, – 480 с., ил. html «Прочтите книги славных дел» (М.В.Ломоносов)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.