Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемzubovosch1.narod.ru
2 Обществознание 11 класс
3 Преподаватель: Пестов А.А. Зубово-Полянская средняя школа – 2006 учебный год
4 Рыночные отношения в современной экономике Задачи урока : - раскрыть механизм рынка, высокую эффективность рыночной экономики; - показать, что рынок не идеальный механизм, он имеет и негативные стороны; - покпзать необходимость государственного регулирования рыночной экономики, направленность на устранение или смягчение нежелательных последствий рынка; - показать, что современная рыночная экономика – это эффективное производство, отработанный механизм координации деятельности товаропроизводителей и потребителей, который развивается вместе с обществом.
5 План изучения нового материала 1. Рыночная экономика: а) понятие рынка; б) различные варианты экономической жизни; в) роль рынка в экономической жизни; г) закон стоимости; д) закон спроса и предложения; е) рынки товаров, труда и капиталов; ж) деньги; з) банки и их роль в рыночной экономике. 2. Конкуренция и монополия. 3. Противоречия рыночной экономики. 4. Рыночный механизм и государственное регулирование. 5. Современный рынок.
6 Рынок возникает вслед за общественным разделением труда и появлением товарного производства Что такое общественное разделение труда? Что такое товар? Что такое товарное производство?
7 Сравнительный анализ экономических систем Командная экономика Рыночная экономика Государственная собственность на все или почти все материальные ресурсы и предприятия. Различные формы собственности, включая частную. Централизованное планирование. Государственные органы управляют экономикой через разработку и реализацию планов. Свобода предпринимательства. Ограниченная роль государства. Прямое распределение экономических ресурсов, финансов, продукции. Предприниматели самостоятельно решают вопросы снабжения, производства и сбыта продукции. Экономический порядок обеспечивается путем введения жестких административных и уголовно- правовых норм. Принуждение к труду. Личный интерес как главный мотив экономического поведения. Фиксированные цены и унифицированная зарплата. Цены и зарплата определяются на основе ирыночной конкуренции.
8 Экономика призвана ответить на три вопроса: - что произвести и в каком количестве; -каким образом произвести, какую применить технологию; -для кого произвести, кто должен получить продукцию, как будет осуществляться распределение.
9 Экономика содержит в себе два признака: - содержание собственности на средства производства; - способы управления экономической деятельностью. Эти признаки определяют тип экономической системы.
10 Признаки свободного рынка Нерегулируемое предложение. Нерегулируемый спрос. Нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение.
11 Закон стоимости - Объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров совершается в зависимости от количества воплощенного в них абстрактного общественно необходимого труда. Функции закона стоимости: Регулирует распределение средств производства и рабочей силы между отраслями производства; Стимулирует технический прогресс и развитие производительных сил; Способствует через рыночную конкуренцию расслоению товаропроизводителей.
12 Спрос и предложение Спрос – отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести. Закон спроса – чем ниже цена, тем большее количество покупателей хотят и могут его приобрести. Предложение – связь между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. Закон предложения – при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке. В соответствии со спросом и предложением устанавливается рыночная (равновесная) цена, которая устраивает и продавца и покупателя.
13 Рынки различаются по экономическому назначению объектов рыночных отношений: Рынок товаров и услуг; Рынок средств производства; Рынок труда; Рынок инвестиций; Финансовый и денежный рынок; Фондовый рынок (рынок ценных бумаг); Рынок иностранных валют; Рынок научно-технических разработок
14 С зарождением товарно-денежных отношений товары обмениваются друг на друга. Для упрощения процесса обмена появился всеобщий эквивалент стоимости товаров, упрощающий процесс обмена, - деньги. Весь товарный мир – это товар и деньги. Деньги тоже товар, на производство которого затрачен абстрактный человеческий труд, но в то же время – мерило стоимости. Товар – воплощение конкретного частного труда, выступающий как потребительная стоимость. Деньги – воплощение стоимости, выражение абстрактного человеческого труда.. Потребительная стоимость денежного товара раздваивается – золото и серебро служат украшением (деньги изготавливаются из благородных металлов) и способны обмениваться на все прочие товары (специфика денег).
15 Функции денег Мера стоимости, с помощью денег можно выразить стоимость любого товара; Средство обращения, деньги выступают посредником в реальном товарном обмене; Средство платежа, если продажа товара и его оплата разрываются во времени: кредит, вексель, заработная плата, налоги; Средство образования сокровищ, при этом деньги выпадают из обращения; Мировые деньги, главным образом золото.
16 Инфляция Количество денег, находящихся в обращении, должно соответствовать сумме имеющихся товаров. При нарушении этого закона денежного обращения наступает инфляция. Инфляция – обесценивание денег в результате превышения количества денежных знаков, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление массы денежных знаков, не обеспеченных товарами. Виды инфляции: Гиперинфляция (до 1000% в год); Галопирующая (цены растут на % в год); Ползучая (дл 100% в год); Подавленная, государство регулирует цены, это вызывает дефицит товаров; Открытая, цены не регулируются, дефицит денег. Последствия инфляции: Диспропорции в экономике; Перераспределение доходов общества; Нарушение в механизме действия денежной, финансовой, кредитной системы; Падение реальных доходов населения.
17 Банки Банки характеризуются как финансовые организации, производящие, хранящие, предоставляющие, распределяющие, обменивающие, контролирующие денежные средства, обращение денег и ценных бумаг, то есть Банк – это учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.
18 Конкуренция и монополия Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее отдельному лицу, группе лиц или государству.
19 Достоинства рыночной экономики: Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров; Поощряет рациональную и эффективную хозяйственную деятельность; Быстро откликается на потребности в новых товарах; Оптимально использует результаты научно- технической революции; Способна удовлетворить разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.
20 Негативные стороны рынка: Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; Не стимулирует крупные проекты, не дающие быстрой выгоды; Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке; Подвержен нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами; Несет в себе опасность безработицы; Может значительно усилить имущественную дифференциацию.
21 Чем государственное воздействие на рыночную экономику отличается от государственного воздействия на командную экономику?
22 В командной экономике государство использует главным образом административные методы управления, а в рыночной – преимущественно экономические методы регулирования
23 Рынок является формой существования товарно- денежных отношений. Рынок – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, где формируется спрос и предложение, а также цены на них. Домашнее задание: § 14, вопросы и задания к нему.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.