Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmarina-psy.ru
1 Cogito ergo sum - Я мыслю, следовательно, существую Ренэ Декарт
2 Познавательные процессы, их место и роль в психике человека.
3 Познавательные процессы: ощущение восприятие представление воображение мышление память внимание
4 Гений есть лишь непрерывное внимание. К. Гельвеций
5 Память Психический процесс, выполняющий функцию накопления, сохранения и воспроизведения опыта (представлений) чувственного и рационального познания человеком окружающей среды и самого себя, что обеспечивает дифференцированное его представление.
6 Процессы, составляющие память Запоминание (запечатление) Сохранение (объем памяти) Воспроизведение Забывание
7 Классификация памяти 1. По характеру психической активности: – двигательная (моторная); – образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная); – эмоциональная; – словесно-логическая.
8 Классификация памяти 2. По характеру целей деятельности: – производящая; – непроизводящая.
9 Классификация памяти 3. По продолжительности закрепления материала и сохранения его: – кратковременная; – долговременная.
10 Классификация памяти 4. По степени использования средств запоминания: – непосредственная; – опосредованная.
11 Запоминание зависит от ряда факторов: От осмысленности материала: то, что мы поняли, осмыслили, запомнится лучше того, что мы просто зазубрили; От эмоционального ответа личности: то, что волнует, запоминается лучше индифферентного материала; От организации материала- поэзия запоминается лучше, чем проза; схемы- лучше, чем текст; От установки на запоминание: от того, насколько важным мы считаем запоминаемый материал, сколько мы намерены хранить его в памяти и как скоро он нам понадобится вновь.
12 Приемы организации запоминания 1.В процессе запоминания повторять в различных формах новый материал. 2.Повторять материал в тот же день или на следующий (основное забывание происходит на 2-й день после заучивания). 3.Заучивание материала чередовать с периодами отдыха. Сконцентрированное повторение дает меньший эффект. 4.При работе с текстами выделять в материале смысловые группы, устанавливать внутригрупповые отношения между элементами и межгрупповые связи.
13 Улучшить запоминание можно: Тренируя память как можно чаще; Представляя материал в виде наглядного зрительного образа; Четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время которого будет хранится этот материал; Составляя предварительный план запоминаемого материала;
14 Улучшить запоминание можно: Устанавливая смысловые связи с известной информацией; Используя специальные мнемонические приемы («цвета радужного спектра») Используя реминисценцию- отсроченное воспоминание (если материал воспроизводится не сразу после заучивания, а через несколько дней, то качество воспроизведения повышается).
15 Что же и состявляет величие человека, как не мысль А. Пушкин
16 Мышление Процесс познавательной деятельности индивида, характерной обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. Процесс познавательной деятельности индивида, характерной обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
17 Формы мышления Понятия – отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов Понятия – отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов Понятия: Понятия: конкретные; конкретные; абстрактные. абстрактные.
18 Суждения Отражают связи между предметом и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Отражают связи между предметом и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
19 Умозаключения Форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
20 Классификация типов мышления 1.По характеру используемых средств: наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в наглядной, конкретной форме (муляжи, лабораторное оборудование и др.) наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в наглядной, конкретной форме (муляжи, лабораторное оборудование и др.) знаковое – материал для мыслительной работы представлен в знаковой, символической форме (оперирование числами, словесное описание ситуации). знаковое – материал для мыслительной работы представлен в знаковой, символической форме (оперирование числами, словесное описание ситуации).
21 Классификация типов мышления 2. По характеру протекания познавательных процессов: интуитивное – осуществляется как непосредственное схватывание ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения; интуитивное – осуществляется как непосредственное схватывание ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения; аналитическое – совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности. аналитическое – совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности.
22 Мыслительные операции аналитического мышления 1. Абстрагирование – выделение определенных признаков изучаемого объекта и отвлечения от остальных. 1. Абстрагирование – выделение определенных признаков изучаемого объекта и отвлечения от остальных. 2. Анализ – процесс мысленного расчленения целого на части. 3. Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. 4. Синтез – процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. 5. Сравнение – установление сходства и различия между объектами.
23 Классификация типов мышления 3. По характеру выполняемых задач: практическое – когда человеку приходится решать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями (в клинике, на месте происшествия и т.д.); практическое – когда человеку приходится решать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями (в клинике, на месте происшествия и т.д.); теоретическое – стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде. теоретическое – стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде.
24 Классификация типов мышления 4. По функциям: творческое (сознательное) – порождение новых идей, поиск оригинального решения задачи; творческое (сознательное) – порождение новых идей, поиск оригинального решения задачи; стереотипное – решение типичных задач по заранее усвоенной схеме. стереотипное – решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.
25 Классификация типов мышления 5. По уровню развития: наглядно-действенное; наглядно-действенное; наглядно-образное; наглядно-образное; словесно-логическое. словесно-логическое.
26 Мышление – составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру которого входят: Мышление – составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру которого входят: 1)понимание себя как субъекта мышления; 2)дифференциация «своих» и «чужих» мыслей; 3)осознание еще нерешенной проблемы, как именно своей; 4)осознание своего отношения к проблеме.
27 Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение, - все в этом. В. Гюго
28 ВООБРАЖЕНИЕ Воображение- это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
29 ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ Воображение позволяет представить результат деятельности до ее начала- оно является одной из предпосылок мотивации поведения и необходимой составляющей творчества Воображение позволяет составить программу поведения, когда не хватает информации для осмысления проблемной ситуации
30 ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ Воображение позволяет частично снять психическое напряжение, связанное с отсутствием удовлетворения какой- либо потребности Воображение позволяет нам представить ситуацию или объект по их описанию другим человеком, то есть, это предпосылка коммуникативной стороны общения.
31 ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ 1.Пассивное воображение- образы воображения возникают спонтанно, без воли и желания человека. Преднамеренное пассивное воображение- человек позволяет собственному бессознательному продуцировать воображаемый мир, в котором он находит защиту от фрустрации и удовлетворение потребностей. Для детей дошкольного возраста является нормой. Непреднамеренное пассивное воображение- наблюдается в состоянии физиологического сна, гипнотического транса и при психических заболеваниях, протекающих с помраченным сознанием.
32 ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ 2. Активное воображение- человек вызывает возникновение образов воображения по своему желанию, усилием воли Продуктивное активное воображение (творческое)- действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется. Репродуктивное активное воображение (воссоздающее)- при его использовании ставится задача воспроизвести реальность, как она есть. Необходимо, например, при работе с картами и чертежами.
33 МЕХАНИЗМЫ ВООБРАЖЕНИЯ Сущность всех механизмов воображения- преобразование представлений (образов ранее воспринятого) различными способами: Агглютинация- склеивание частей ранее воспринимаемых образов в новых, необычных сочетаниях (кентавр) Гиперболизация- изменение размера предмета (карлик, великан) или количества частей предмета (циклоп или двухголовый Янус) Заострение- подчеркивание каких- либо признаков (карикатура) Схематизация или типизация- выделение нескольких характерных частей и создание на их основе нового образа
34 Интеллект Определенный уровень развития мыслительной деятельности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.
35 Интеллект – система умственных операций; Интеллект – стиль и стратегия решения проблем; Интеллект – эффективность индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности; Интеллект – когнитивный стиль. Интеллект
36 Критерии оценки интеллекта 1.Глубина. 2.Обобщенность и подвижность знаний. 3.Владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.
37 Формы интеллектуального поведения 1.Вербальный интеллект – запас эрудиции, умение понимать прочитанное. 2.Способность решать проблемы. 3.Практический интеллект – умение адаптироваться к окружающей обстановке
38 Формы организации интеллекта 1.Здравый смысл. 2.Рассудок. 3.Разум.
39 Здравый смысл – процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующийся на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональных способ мышления.
40 Рассудок – процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.
41 Разум – высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования деятельности.
42 Век живи – век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь. К. Прутков
43 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.