Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnovoklen.narod.ru
1 РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Автор проекта: учитель русского языка и литературы Мухортова Римма Владимировна 2012 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
2 Есть только два направления изменения человека- развитие либо деградация. Поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации. (Г. Драйден)
3 АКТУАЛЬНОСТЬ Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
4 ПРОБЛЕМА Создание модели образовательного процесса и соответствующих методических разработок в рамках курса русского языка и литературы на основе используемых образовательных технологий, реализующих принципы личностно-ориентированного образования.
5 ПРОТИВОРЕЧИЯ Между групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Между предлагаемой образовательной услугой и потребностью общества. Между стремлением личности к творчеству, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Между ориентацией нового содержания на развитие исследовательских и поисковых навыков и традиционными методами обучения, ориентированными на передачу новых знаний.
6 ГИПОТЕЗА Если целенаправленно и систематически использовать возможности личностно- ориентированного обучения, то будут созданы условия для осуществления дифференциации обучения; общение учителя и ученика будет иметь диалогический характер, представлять собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся; будет осуществляться систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность.
7 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций.
8 ЗАДАЧИ Формировать у учащихся систему знаний на основе актуализации их субъективного опыта. Оказать помощь в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности. Содействовать в формировании положительной «Я – концепции», развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания. Формировать позитивные личные качества.
9 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Образовательный процесс с элементами личностно- ориентированного обучения ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Принципы и технологии личностно- ориентированного обучения учащихся, способы реализации личностно- ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы
10 Участники проекта - учащиеся 5-9 классов - школьный психолог -родители учащихся Сроки реализации проекта -3 года
11 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап гг. – Определение целей и постановка задач, выбор путей решения задач, изучение методической литературы Основной этап гг. – Работа по реализации поставленных задач, анкетирование, тестирование, проведение уроков. заключительный этап декабрь2011 г. – Описание результатов исследования, разработка методических рекомендаций и дидактических материалов, анализ результатов)
12 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение интереса к изучению русского языка и литературы и развитие мотивов учебной деятельности. Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результатов обучения. Активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах. Психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности
13 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Анализ психолого-педагогической литературы Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов н / Д: Феникс, Афанасьева Н. Личностный подход в обучении. /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к П.С.. – – 32. – С. 6–10. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к П.С.. – – 17. –С.3–6. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока /М.И. Лукьянова //Завуч. –2009. – 2. – С. 5–12. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации / М.И. Лукьянова //Завуч. – – 2. – С. 35–43. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования/И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, – 176 с.
14 ОСНОВНОЙ ЭТАП Анкетирование, вводная диагностика С помощью школьного психолога в классах была проведена психолого-педагогическая диагностика по следующим критериям : познавательная сфера ребёнка (восприятие, память, внимание, мышление); мотивационная сфера учащихся; эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности, удовлетворённости); личностная сфера (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации);
15 Методики исследования 1.Анкета «Что вам интересно» 2.Анкета «Познавательная потребность подростков» 3.Изучение мотивов участия подростков в деятельности (методика Л.В. Байбородовой) 4.Ситуация выбора(методика Л.В. Байбородовой) 5.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчаровой) 6.Диагностика уровня творческой активности учащихся ( М.И. Рожкова, Л.А. Воловича) 7. Методика изучения социализированности личности учащихся (М.И. Рожкова) 8. Методика «Зеркало» 9. Опросник А.А. Реана Мотивация успеха и боязнь неудачи
16 РЕЗУЛЬТАТЫ ВВОДНОЙ ДИАГНОСТИКИ В результате проведённой беседы с детьми и родителями, анкетирования было выявлено, что большинство детей (61%) имеет высокий уровень школьной мотивации, это видно на приведённой ниже диаграмме. Приоритетными мотивами в учебной деятельности являются мотивы самосовершенствования и благополучия.
17 Уровень развития познавательной активности 29,70% 10,30% 60% Низкий уровеньВысокий уровеньСредний уровень
18 Уровень развития творческих способностей
19 Теоретическая часть Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно-ориентированное образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
20 Чем отличается личностно-ориентированный подход от традиционного? Личностно- ориентированный ЦЕЛЬ – развитие индивидуальности ученика, содействие проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального Традиционный ЦЕЛЬ – освоение учащимися социального опыта, т.е. усвоение каждым учеником обязательных знаний, умений, навыков, формирование социально типичного
21 В личностно-ориентированном обучении выделяются следующие принципы: Использование субъектного опыта ребенка. Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала. Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества. Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
22 Технологии Интегральные Проектное обучение Интерактивное обучение Дифференцированное обучение Создание Ситуации успеха Проблемное обучение Игровые Урок- мастерская
23 Методы обучения Игровые Частично- поисковый Придумывания Синтез мыслей Обучая учусь Снежный ком Займи позицию Мозговой штурм
24 Методические приемы Исследование текста Синквейн Кластеры Опорный конспект Сочинения- миниатюры Деловая игра Исследовательские проекты Сочинения на лингвистические темы
25 Принципы личностно- ориентированного урока
26 Типы уроков Театрализованное представление Защита проекта Урок- Путешествие Урок- экскурсия Урок-исследование Развитие речи Литературно- Тематический вернисаж Игровые
27 Участие в конкурсах
28 РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ Успеваемость учащихся за три года
29 Результаты участия в олимпиадах
30 . Динамика изменения познавательной активности учащихся
31 Динамика изменения коммуникативных способностей учащихся
32 Динамика изменения мотивов учебной деятельности учащихся
33 Количество учащихся, которые могут и желают проявлять творчество
34 С каким настроением учащиеся идут на урок
35 Динамика учебных достижений ЕГЭ и ГИА по русскому языку
36 Продукты проекта Презентации к урокам Опорные схемы, конспекты Игровые формы Дидактический материал Информационно- тематические листы Система работы По подготовке к ЕГЭ Материалы внеклассной работы Элективные курсы
37 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности; отмечена результативность участия школьников в конкурсах различного уровня; прослеживается положительная динамика учебных достижений. оказана помощь в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности.
38 Распространение опыта Выступление на муниципальном МО учителей русского языка и литературы. Выступление на педагогическом совете школы. Публикации на сайтах: org. Личная страничка
39 ВЫВОДЫ Анализ результатов успеваемости школьников и результатов итоговой аттестации выпускников свидетельствует о положительной динамике учебных достижений. Были созданы необходимые условия для самореализации личности учащегося через творческую деятельность, о чём свидетельствует эффективность образовательного процесса. Созданы условия для осуществления дифференциации обучения; Общение учителя и ученика носят диалогический характер, представляют собой обмен опытом познания и творчества при отсутствии жёсткого и прямого управления познавательной деятельностью учащихся; Осуществляется систематическое развитие у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность. Гипотеза подтвердилась
40 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении газета «Первое сентября» Словесник Дистанционная поддержка учителей- словесников n_language/index3.htm n_language/index3.htm сетевое сообщество словесников: ЦОР для учителя сетевое сообщество словесников
42 Опорные конспекты
44 Игровые формы
45 Исследовательские проекты
46 Мы читаем и рисуем
47 Элективные курсы
48 Внеклассная работа по предмету
51 Презентации к урокам русского языка
52 Презентации к урокам литературы
54 Развитие речи
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.