Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.tltsu.ru
1 Репина Елена Анатольевна, заместитель начальника учебно-методического управления ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Основы методической работы
2 Научно-методический совет (НМС) Цель деятельности НМС – повышение уровня методической работы в университете, осуществление контроля за качеством образовательных программ и методического обеспечения учебного процесса Основные функции НМС: – определение приоритетных направлений методической деятельности университета; – утверждение нормативных документов по методической работе; – утверждение приоритетов планирования издания элементов УМКС и закупки учебно-методической литературы; – экспертиза элементов УМКС, УМКД; – организация и проведение экспертизы рукописей учебно- методических материалов, подбор экспертов, подготовка рецензий; – утверждение Положений о конкурсах; – обсуждение итогов мониторинга обеспеченности УМКС, УМКД; исполнения плана издания УМКС; отчетов о работе методических комиссий институтов, факультетов, секций НМС и др. ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
3 Структура НМС: Секция по гуманитарному и социально- экономическому направлению Секция по естественнонаучному и математическому направлению Секция по техническому направлению Секция по дополнительному образованию Секция по методической обеспеченности учебного процесса Секция по педагогическому направлению Секция по общеинженерному направлению Пленарное заседание
6 О-03.1 «Разработка и актуализация образовательной программы»
7 Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – система нормативных и учебно-методических документов, регламентирующих: цели, ожидаемые результаты обучения, содержание обучения, условия, порядок и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускников ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
8 Структура ООП ВПО: –Раздел 1 – Характеристика ООП ВПО –Раздел 2 – Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника (компетентностная модель выпускника) –Раздел 3 – Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения) –Раздел 4 – Ресурсное обеспечение ООП ВПО –Раздел 5 – Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие социально-личностных компетенций выпускников –Раздел 6 – Образовательные технологии –Раздел 7 – Система оценки качества подготовки студентов и выпускников (включая оценку их учебных достижений и уровней освоения компетенций) –Раздел 8 – Регламент обновления ООП ВПО ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
9 Раздел 1 – Характеристика ООП ВПО В документе формулируется к конечная цель ООП ВПО Основания для формулировки цели: – ФГОС ВПО: требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров, магистров и специалистов, включающие развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций выпускников, определяющих их готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе – специфика конкретной ООП ВПО, особенностей научно- педагогической, творческой среды университета, потребностей регионального рынка труда ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
10 Раздел 2 – «Компетентностно-квалификационная характеристика выпускника (компетентностная модель выпускника)» – документ, являющийся основой для проектирования всех дальнейших разделов ООП ВПО В документе указываются: – область, объекты, виды, задачи профессиональной деятельности выпускника – проектируемые результаты обучения (компетенции выпускника) Требования к уровню подготовки выпускника формируются: – на основе набора общекультурных и профессиональных компетенций, установленных ФГОС ВПО, – компетенций, конкретизированных и дополненных вузом при участии общественно-профессиональных организаций работодателей в соответствии с уровнем ВПО (квалификацией выпускника) и профилем подготовки выпускника (магистерской программой, специализацией) ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
15 Раздел 2 – «Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса (по формам обучения)»: –Учебные планы –Перечень рабочих программ дисциплин, программ практик –График учебного процесса на учебный год –Положение об организации и проведении практики студентов –Положение об организации обучения с использованием системы зачетных единиц –Положение о магистратуре ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
18 Код УЦУчебные циклы Б.1. Гуманитарный и социально-экономический цикл Базовая часть Вариативная часть Б.2. Естественнонаучный цикл Базовая часть Вариативная часть Б.3. Профессиональный цикл Базовая часть Вариативная часть Б.4. Физическая культура Б.5. Учебная и производственные практики Б.6. Итоговая аттестация
19 ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Перечень рабочих программ дисциплин, программ практик Дисциплина, практика по учебному плану Автор(ы)Год разработки и утверждения Одобрена протоколом заседания кафедры (дата, ) Внесение изменений (актуализация) Закрепленн ая кафедра* (шифр) НаименованиеПротокол заседания кафедры (дата, ) Протокол заседания кафедры (дата, ) Протокол заседания кафедры (дата, ) Очная форма обучения Заочная форма обучения
21 Раздел 4 – «Ресурсное обеспечение ООП ВПО» 4.1. Кадровое обеспечение –Общие сведения о кадровом обеспечении –Кадровое обеспечение ООП ВПО 4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение –Наличие учебной и учебно-методической литературы по ООП ВПО –Обеспечение ООП ВПО учебной и учебно-методической литературой –Обеспечение ООП ВПО официальными, периодическими, справочно-библиографическими изданиями, научной литературой –Обеспечение ООП ВПО иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса –Учебно-методические комплексы дисциплин и программы практик 4.3. Материально-техническое обеспечение –Обеспечение ООП ВПО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, территориями –Обеспечение ООП ВПО оборудованными учебными кабинетами 4.4. Сведения о местах проведения практик ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
22 Раздел 5 – «Характеристика среды вуза, обеспечивающей развитие социально- личностных компетенций выпускников» 5.1. Характеристика воспитательной работы 5.2. Характеристика обеспечения социально-бытовых условий –Пообъектное описание материально-технической базы социально-бытового назначения ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
23 Раздел 6 – «Образовательные технологии» 6.1. Описание характеристик образовательных технологий, используемых при реализации ООП ВПО (по дисциплинам, практикам учебного плана в компетентностном формате) 6.2. Методические рекомендации по использованию образовательных технологий при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования При реализации дисциплин (модулей) ООП ВПО предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий, отчетов о результатах работы студенческих исследовательских групп и др. с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
24 Описание характеристик образовательных технологий, используемых при реализации ООП ВПО Код компете нции Наименование компетенции Учебная деятельностьВнеучебная деятельность Дисциплины (учебные курсы), практики, ИГА Формы и образовательные технологии Социально-воспитательные технологии Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции Профессионально-специализированные компетенции
25 «Банк» технологий (авторы – ППС педагогического факультета) ТехнологияФормы обученияМетоды обучения Технология традиционного обучения - организация учебного процесса в вузе, основанная на лекционно-семинарско- зачетной формах обучения Лекция. Практическое занятие. Самостоятельная работа. Индивидуальное домашнее задание Наглядные, словесные, практические Технология модульного обучения - организация учебного процесса для полного овладения содержанием образовательных программ на основе независимых учебных модулей с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса Лекция-консультация. Лекция-пресс конференция. Проблемная лекция. Проблемный семинар. Семинар с использованием метода анализа конкретных ситуаций. Самостоятельная работа Решение ситуационных задач. Презентационный метод. Самостоятельная работа. Консультация. Индивидуальная работа Технология развития критического мышления - организация учебного процесса, при котором студенты проверяют, анализируют, развивают, применяют получаемую информацию с целью развития когнитивных умений и навыков Лекция-беседа. Лекция вдвоем. Лекция-провокация (с запланированными ошибками). Семинар с использованием кейс- метода. Семинар – диспут. Семинар – дебаты. Семинар – круглый стол Мозговой штурм. Решение ситуационных задач. Презентационный метод. Демонстрационный метод. Дискуссия. Технология КСО. Кейс – метод Информационные технологии - специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видеосредства, компьютеры) для работы с информацией Лекция-пресс конференция. Лекция – шоу. Визуальная лекция Презентационный метод
26 Раздел 7 – «Система оценки качества подготовки студентов и выпускников (включая оценку их учебных достижений и уровней освоения компетенций)» 7.1. Положение о промежуточной аттестации студентов 7.2. Порядок организации балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов 7.3. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников университета 7.4. Положение о выпускной квалификационной работе 7.5. Программа итогового государственного экзамена 7.6. Билеты к итоговому государственному экзамену 7.7. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы 7.8. Критерии оценки выпускных квалификационных работ 7.9. Описание механизм применения элементов системы менеджмента качества вуза при реализации ООП ВПО Соглашения о порядке реализации совместных образовательных программ и мобильности студентов и преподавателей ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
27 Раздел 8 – «Регламент обновления ООП ВПО» ООП ВПО ежегодно обновляются в части: –состава дисциплин (учебных курсов), установленных вузом в ООП по направлению подготовки (специальности), и (или) содержания РПД, программ учебной и производственной практики, учебно- методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии –ресурсного обеспечения ООП ВПО ООП ВПО обновляются с учетом: –развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы; –запросов объединений специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности, –запросов профессорско-преподавательского состава университета, ответственного за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление ООП ВПО, –запросов студентов, осваивающих данную ООП ВПО, и их родителей. ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
28 Раздел 4 – «Ресурсное обеспечение ООП ВПО» 4.1. Кадровое обеспечение –Общие сведения о кадровом обеспечении –Кадровое обеспечение ООП ВПО 4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение –Наличие учебной и учебно-методической литературы по ООП ВПО –Обеспечение ООП ВПО учебной и учебно-методической литературой –Обеспечение ООП ВПО официальными, периодическими, справочно-библиографическими изданиями, научной литературой –Обеспечение ООП ВПО иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса –Учебно-методические комплексы дисциплин и программы практик 4.3. Материально-техническое обеспечение –Обеспечение ООП ВПО оснащенными зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, территориями –Обеспечение ООП ВПО оборудованными учебными кабинетами 4.4. Сведения о местах проведения практик ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
29 Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) включает: - РПД, - набор учебных изданий, учебно-методических и справочных материалов для студентов и преподавателя, - набор материалов для текущего и промежуточного контроля, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по конкретной дисциплине учебного плана, обеспечивающий реализацию соответствующей образовательной технологии и формирование компетенций, заданных ООП ВПО по направлению подготовки (специальности ) ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
30 Обязательные элементы УМКД РПД – план учебных мероприятий и ресурсного обеспечения по дисциплине, направленный на формирование компетенций, заданных ООП ВПО по направлению подготовки (специальности) Материалы по теоретической части курса: –учебник или учебное пособие Материалы по практической части курса: –учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и /или –практикум: лабораторный, к семинарским или практическим занятиям и др. – учебно-методическое пособие по выполнению КР (КП) Материалы к формам текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля: –варианты контрольных работ, тесты; –индивидуальные и групповые задания (в т.ч. для самостоятельной работы); –экзаменационные билеты и др. ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
31 Дополнительные элементы УМКД Издания: – рабочие тетради; – хрестоматии; – задачники; – учебно-методическое пособие по методике преподавания и др. виды учебных изданий ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
32 Дополнительные элементы УМКД Учебно-методические материалы: –конспекты лекций; –методические указания, методические рекомендации, материалы к лабораторным, семинарским или практическим занятиям (при отсутствии практикума и (или) в дополнение к нему); –тренажеры (в т.ч. электронные) и тесты для самопроверки; –виртуальные лабораторные работы; –видеоматериалы; –дидактические материалы; –презентации к занятиям; –методические материалы для преподавателя, включающие сценарии занятий, проводимых в интерактивной форме и др. ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
33 ГОСТ «Издания. Основные виды, термины, определения» – Издание – документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно- издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения – Печатное издание – издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное – Электронное издание – издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники – Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
34 ГОСТ «Издания. Основные виды, термины, определения» Виды учебных изданий Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
35 ГОСТ «Издания. Основные виды, термины, определения» Виды учебных изданий Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике изучения, преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части К учебно-методическим пособиям можно, например, отнести: – пособие по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ; – пособие для студентов по изучению дисциплины ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
36 ГОСТ «Издания. Основные виды, термины, определения» Виды учебных изданий Учебное наглядное пособие – учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию Рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студентов над освоением учебного предмета ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
37 ГОСТ «Издания. Основные виды, термины, определения» Виды учебных изданий Хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно- художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала, а также методические указания к их выполнению. К практикуму можно отнести: лабораторный практикум; практикум к семинарским или практическим занятиям; практикум, включающий сценарии деловых и ролевых игр и др. Задачник – практикум, содержащий учебные задачи ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
38 Мониторинг обеспеченности основных образовательных программ УМК - процедура проверки степени разработанности ООП (разделов, элементов ООП) и ресурсного обеспечения ООП (учебно- методического и информационного, материально-технического и др.) Цель – соответствие ООП требованиям ФГОС ВПО и выполнение аккредитационных показателей ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
40 План издания учебно-методических материалов (рукописей учебных изданий) Первый этап – формирование и утверждение плана издания кафедры Завкафедрами Второй этап – формирование и утверждение плана издания института, факультета Председатели методических комиссий Третий этап – формирование и утверждение плана издания университета УМУ, НМС ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
42 Недостающие элементы УМКД, учебно-методические пособия по выполнению ВКР: по направлениям подготовки (специальностям), подлежащим аккредитации в 2011 году; по направлениям подготовки (специальностям), реализуемым с 2011 года с учетом требований ФГОС ВПО; по направлениям подготовки (специальностям), представленным к лицензированию и аккредитации вуза в гг. Приоритетные направления планирования в 2011 г.:
43 Документ регламентирует порядок проведения рецензирования УММ НМС для их дальнейшего издания (подготовки печатной версии или самостоятельного электронного издания) Порядок проведения рецензирования учебно- методических материалов научно-методическим советом ТГУ
44 Объектом рецензирования являются учебно- методические материалы (рукописи учебных изданий) для образовательных программ ВПО, НПО, СПО, ДПО: учебники и учебные пособия учебно-методические пособия рабочие тетради хрестоматии практикумы задачники
45 Рукопись Экспертиза кафедры Рукопись Рецензия кафедры УМУ Профильная секция НМС: - экспертиза - назначение внешнего рецензента Рукопись Рецензия кафедры Рукопись Экспертиза внешним рецензентом Рукопись Внешняя рецензия Рассмотрение на профильной секции Рукопись Внешняя рецензия Заключение НМС Рецензия кафедры АВТОР РИЦ
46 Цель конкурса – обеспечение учебного процесса качественными учебно- методическими материалами, мотивация ППС к разработке новых методических материалов под приоритетные задачи университета и формирование «банка данных» лучших образцов учебно- методических разработок ТГУ Конкурс учебно-методических работ
47 ГодНоминацияКол-во работ 2009«Учебники, учебные пособия»12 «Учебные и учебно-методические пособия для дистанционной технологии обучения»2 «Электронные тренажеры для самостоятельной работы студентов»4 «Методические пособия для преподавателей по активным формам обучения (сценарии деловых игр, коллоквиумов, дискуссий)» 1 «Учебно-методические пособия для практических работ (по дисциплине, ее разделу, части)»37 «Наглядные учебные пособия по курсам»2 ВСЕГО «Учебники, учебные пособия»28 «Учебно-методические пособия для практических работ (по дисциплине, ее разделу, части)»29 «Учебно-методические пособия по выполнению курсовых работ (проектов) и выпускных квалификационных работ» 12 «Электронные учебно-методические материалы и тренажеры»8 «Наглядные учебные пособия (включая мультимедийные)»3 ВСЕГО «Учебники, учебные пособия»14 «Учебно-методические пособия по изучению дисциплины»26 «Учебно-методические пособия по выполнению выпускных квалификационных работ»0 «Наглядные и мультимедийные пособия и учебно-методические материалы»0 «Электронные тренажеры, игры и другие электронные интерактивные средства обучения»0 ВСЕГО40
48 Количество работ-участников - 66 АМИ - 8 ГУМИ - 8 ИФЭиУ - 3 ИХиИЭ - 2 ИСИ - 8 ФМИ - 4 ПедФ - 3 ФФКиС - 1 ЮрФ - 3
49 ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
52 Практическое занятие ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
53 «interact», «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя «Банк» технологий (фрагмент) ТехнологияФормы обученияМетоды обучения Интерактивные технологии – способы активизации деятельности субъектов в процессе взаимодействия (обучение в процессе общения) Проблемная лекция. Лекция-беседа. Лекция-пресс-конференция. Лекция-интервью. Семинар-дебаты. Семинар-дискуссия. Проблемный семинар. Семинар «круглый стол» Мозговой штурм. Дебаты. Презентационный метод. Демонстрационный метод. Работа в парах. Работа в группах. Кейс-метод. Деловая игра. Самооценка Учебная дискуссия. Аквариум
54 Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике изучения, преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
55 Домашнее задание 1.Разработать критерии оценки учебно-методического пособия по изучению дисциплины (или выполнению ВКР) 2.Провести оценку реального учебно-методического пособия на соответствие разработанным критериям 3.Работу выполнить в виде презентации: -титульный лист, -таблица с критериями (не менее 5 критериев), -перечень документов, материалов, используемых для разработки критериев, -библиографическое описание учебно-методического пособия, выбранного для выполнения задания, -оценка пособия в соответствии с разработанными критериями (шкала оценки выбирается самостоятельно), -рекомендации автору пособия При выполнении задания можно использовать документы, находящиеся на сайте университета Будет оцениваться самостоятельность выполнения работы ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
56 Благодарю за внимание! ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.