Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.rcde.nov.ru
1 Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: особенности и требования к педагогу в условиях подготовки к введению. Тимошко Е.А. зав. кафедрой социальных и педагогических технологий НИРО, кандидат педагогических наук
2 Нормативная база введения стандартов второго поколения Статья 43 Конституции России… « Российская федерация устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт, поддерживает различные формы образования и самообразования» Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека ( в контексте права человека на доступное образование) Ст. 7 п.4 ФЗ «Об образовании» (2007г.) - требования к результатам, программам, условиям Ст. 9 п.6 ФЗ «Об образовании» (2007г.) – об основной образовательной программе ОУ Проект Федерального Закона «Об Образовании» (ред. от г)
3 Нормативная база введения стандартов второго поколения Приказ Минобрнауки 374 от г. « Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» Приказ Минобрнауки 1897 от г « Об утверждении ФГОС основного общего образования» Долгосрочная областная целевая программа « Развитие образования и науки в Новгородской области на 2011 – 2015 годы» ( утверждена постановлением Администрации области от N 462 ) Среди ожидаемых результатов: внедрение новых образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях образования; расширение практики использования процедур независимой оценки качества образования; разработка и внедрение моделей информирования населения об образовании в области.
4 Функции стандарта Формирование Российской гражданской идентичности – как основы развития общества Обеспечение права на полноценное образование Обеспечение единства образовательного пространства страны Сочетаемость российской и передовых зарубежных систем общего образования Гуманизация образования Преемственность основных образовательных программ Критериально – оценочная функция ( Из концепции ФГОС общего образования, 2008г, с. 6)
5 Качественное образование Совокупность образовательных результатов, взаимодействия субъектов в процессе продвижения к результатам и необходимых условий, которые обеспечивают успешную социализацию обучающего в окружающем его мире. Основные характеристики качества образования: успешность, мобильность, «цена» образования.
6 Особенности новых образовательных стандартов Необходимость: Постоянно изменяющиеся условия жизнедеятельности Поликультурное общество Повышение профессиональной мобильности Ориентация на результат ( не только знания, но опыт личностного развития, социального, познавательного, коммуникативного развития) Системно – деятельностный подход (акцент на организацию системной деятельности, обеспечивающую опыт взаимодействия и отношений)
7 Требования к результатам 1. Личностные результаты : готовность к саморазвитию и личностному самоопределению; мотивация к деятельности; система отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы; осознание российской идентичности в поликультурном мире. Здоровый и безопасный образ жизни – как ценность. 2. Предметные результаты : освоение опыта деятельности в предметной области и основополагающей системы научных знаний, умений, навыков; опыта решения проблем; опыта творческой деятельности 3. Метапредметные результаты, включающие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные): - умение самостоятельно определять цель своего обучения - планировать, контролировать, оценивать свою деятельность - устанавливать причинно – следственные связи, умозаключения, делать выводы - Умение использовать и преобразовывать знаки, модели, схемы - организовывать совместную деятельность на основе сотрудничества, разрешать конфликты - Использовать ИКТ
8 Метапредметные: познавательные результаты (показатели и индикаторы) Готовность к постановке новых учебно – познавательных задач и проблем: определение границы собственного знания – незнания обнаружение неясности задачи, запрос на недостающую информацию отбор заданий для устранения проблемы в решении задачи построение индивидуального плана своих действий по преодолению трудностей в рамках темы или предмета самостоятельное определение познавательного интереса к чему – либо в рамках предмета и подбор себе индивидуальных заданий для его расширения
9 Метапредметные: познавательные результаты (показатели и индикаторы) Грамотность чтения и письма текстов – информационная компетентность: Умение представить образно содержание текста рефлексивное понимание авторской логики, ( что хотел автор сказать? ) творческое понимание как способность переносить идеи текста на реалии, не описанные в этом текста Знаково – символическая грамотность: понимание информации, сообщаемой в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п. создание сообщений в различных формах ( текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация ) создание текстовых и модельно – графических описаний объектов, явлений, понятий и связей между ними готовность к овладению новыми знаково – символическими средствами сообщения информации
10 Метапредметные: регулятивные результаты (показатели и индикаторы) Контрольно – оценочная самостоятельность: определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать ошибки определение критериев для оценки результатов действия критическое и содержательное оценивание процесса действия контроль за выбором способов действия прогностическая оценка ( до решения задачи может оценить свои возможности) самостоятельное регулирование процесса деятельности без помощи взрослого принимает решение к действиям в нестандартной ситуации готовность учащегося предъявить результаты своей деятельности другим публично, умеет их оформить
11 Метапредметные: коммуникативные результаты (показатели и индикаторы) Готовность действовать совместно с другими: Организация работы малой группы ( распределение ответственности между всеми членами группы, выбор общего решения) Организация процесса обсуждения внутри группы, фиксация промежуточных результатов Создание устных и письменных текстов, содержащих аргументацию ЗА и ПРОТИВ предъявленной для обсуждения позиции Использование в своей речи приемов убеждения, приемов обратной связи с аудиторией Уважительное отношение к мнению партнера, углубление своей аргументации с учетом мнений партнеров Умение представить результаты групповой работы, публично, с аудио – видео поддержкой
12 Личностные образовательные результаты Готовность к саморазвитию и личностному самоопределению: осознанное представление о потенциале своей личности умение выстраивать жизненную стратегическую цель и цели ближайшего развития ( образовательная инициатива! умение самостоятельно определять средства для достижения целей своего развития ( образовательная самостоятельность!) умение принимать для себя решение о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях ( образовательная ответственность!)
13 Личностные образовательные результаты Социальный опыт: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах Активное отношение (активность) к деятельности Уважительное отношение к Другому человеку Позитивный опыт участия в школьном самоуправлении Школьная мотивация ( внутренняя) Ответственное отношение к Родине, к ее наследию и будущему Осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, умение решать проблемы на основе личностного нравственного выбора Ценность здорового и безопасного образа жизни Освоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил поведения на транспорте и на дороге.
14 Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом
15 Уровни воспитательных результатов Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе )
16 Уровни воспитательных результатов Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
17 Требования к результатам рассматриваются как: Нормативная база для организации образовательного процесса, системы контроля и оценки Ориентир для разработки программ, учебно – методических и дидактических материалов при подготовке и переподготовке педагогических кадров, при оказании информационно – методической поддержки их деятельности Основа для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов Основа для итоговой аттестации выпускников Фактор аттестации работников Основа для аккредитации учреждений Критериальная база оценки системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях ( Из концепции ФГОС общего образования, 2008г, с. 25 )
18 Требования к структуре образовательной программы учреждения Целевой раздел ( п.3, п.4 – комплексный подход к оценке результатов) Организационный раздел: - Учебный план ( часы на воспитательную работу в начальной школе, предметная область основы духовно - нравственной культуры народов России) - Система условий ( ориентированы на обеспечение достижения результатов, участие обучающихся и их родителей, педагогических работников, общественности в проектировании основной образовательной программы и условий ее реализации, п.21) Содержательный раздел: - Программа развития универсальных учебных действий ( отражает их взаимосвязь с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельности) - Программы отдельных предметов ( ориентированы на интегративный результат в развитии личности) - Программа воспитания и социализации ( в основе базовые национальные ценности российского общества, ориентирована на интегративный результат в развитии личности, обеспечивает формирование уклада школьной жизни) - Программа коррекционной работы
19 Требования к кадровым условиям Из стандартов основного общего образования: Соответствие квалификационной характеристике по должности и квалификационной категории Ориентация на непрерывность профессионального развития ( дополнительные профессиональные не реже 1 раза в 5 лет, стажировка Должны быть созданы условия для : - Проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций - Оказания постоянной научно – теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников Из проекта ФЗ «Об образовании» ред. от г: самостоятельны в выборе средств, но в пределах стандартов, ст.28, п.1 проекта ФЗ от ) дистанционное образование - ст.28, п.2.12 проекта ФЗ от ст.28,п 2.13 проекта ФЗ от проведение таковых на уровне ОУ, муниципальном, региональном ( ст. 8 п.18,19,24) ст.28,п 5. проекта ФЗ от ОУ вправе на договорной основе возложить на третьих лиц
20 Система оценки результатов: школьный уровень, формы Самоконтроль и самооценка учащихся с использованием информационной среды ОУ Формирующее оценивание педагогов, ориентируется на качественную оценку действий учащихся, отвечает на вопрос; как улучшить процесс деятельности - учения а не просто выставление отметок Мониторинг индивидуального личностного становления и развития учащихся Внешняя ( относительно учителя и ученика) оценка стартовых возможностей и итоговых результатов Экспертиза рабочих учебных предметных программ педагогов Экспертиза документа ( о/ п ) и процесса реализации основных образовательных программ отдельных ступеней Внешняя общественная, общественно – профессиональная экспертиза деятельности образовательного учреждения
21 Система оценки результатов: школьный уровень Для создания СОК необходимо: - Прописать уровни освоения содержания ( О/ программа) - Разработать контрольно – измерительные материалы для оценки результатов ( промежуточных и итоговых) - Обеспечить подготовку специалистов по внешней оценке качества - Разработать формат единого документа об аттестации по итогам основного общего образования, где будут отражены результаты внутренней и внешней оценки - Разработать формат итогового документа по окончании полного общего образования, в котором будут отражены результаты экзаменов и внутренней оценки школьных достижений, составляющих портфолио ученика - Разработать требования к итоговой аттестации проектных и исследовательских работ - Разработать способы оценки послешкольной социализации ( успешности, мобильности ) выпускников
22 Результат профессиональной подготовки педагога Личностные качества - Вера в силы и возможности обучающихся - Интерес к внутреннему миру обучающихся - Открытость к принятию других позиций, точек зрения - Общая культура - Эмоциональная устойчивость - Позитивная направленность на педагогическую деятельность - Уверенность в себе
23 Результат профессиональной подготовки педагога Постановка целей и задач педагогической деятельности - Умение перевести тему урока в педагогическую задачу - Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
24 Результат профессиональной подготовки педагога Информационная компетентность - Компетентность в предмете преподавания - Компетентность в методах преподавания - Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) - Умение вести самостоятельный поиск информации
25 Результат профессиональной подготовки педагога Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений - Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты. - Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях
26 Результат профессиональной подготовки педагога Компетенции в организации деятельности - Компетентность в установлении субъект - субъектных отношений - Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности - Компетентность в педагогическом оценивании - Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося - Компетентность в использовании принципов и закономерностей организации деятельности
27 Результат профессиональной подготовки педагога Мотивация учебной деятельности - Умение обеспечить успех в деятельности - Компетентность в педагогическом оценивании и процесса, и результатов - Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую ( цель – мотив! )
28 Направления деятельности кафедры Учебная работа Научно – исследовательская деятельность Научно – методическая деятельность - подготовка статей, научно – методических рекомендаций. Участие в организационно – методических мероприятиях
29 Учебная работа Показатели готовности к реализации ФГОС - умение ставить цель и задачи воспитательной деятельности – 71% - компетентность в педагогическом оценивании - 71% - информационная компетентность – 93% - компетентность в организации деятельности – 89% - умение разработать программу и принять решение – 69% Всего обучено по проблемам воспитания в 2010г – 513 чел ( из них по проблеме организации индивидуально – профилактической работы – 52чел) В первом полугодии 2011г соответственно – 215чел ( 56). По проблемам обучения и управления качеством образовательного процесса в 2010г обучено всего 368 чел. В 2011г – 541чел.
30 Научно – исследовательская деятельность Научное исследование «Качество воспитательного процесса» (2005 – 2010): - технология оценки качества воспитательного процесса в ОУ и на муниципальном уровне - модель мониторинговой службы в ОУ - диагностические методики - программа интернет – опроса « Мониту» ( свидетельство о государственной регистрации ) - учебно – методическое пособие «Мониторинг качества воспитательного процесса» (2009г) Научное руководство федеральной ОЭП ФИРО «Образовательные учреждения как центры консолидации институтов воспитания» ( гг), Великий Новгород
31 Научно – исследовательская деятельность Научное руководство созданием и реализацией муниципальной целевой программы воспитания детей и молодежи великого Новгорода «Содружество» (2007 – 2010; гг.) Научное руководство областной ОЭП по теме» Оценка качества школьного образования выпускниками прошлых лет» ( гг.) Ожидаемый результат: - систем а критериев оценки отдаленных результатов школьного образования как качества жизни выпускников школ ы - комплекс методик диагностики. - ф ормы взаимодействия с выпускниками - технологи я сбора информации -м етодические рекомендации для изучения качества отдаленных результатов школьного образования
32 Программа опроса «Мониту» Информация о качестве результатов: О качестве результата (личностных и метапредметных уровнях изменений учащихся): О характере влияния школьной жизни на личностное развитие учащихся (по мнению учащихся, родителей, педагогов) О ценностных ориентациях учащихся, на которые школа оказала влияние Об индивидуально- личностных достижениях учащихся О характере опыта самостоятельной организации деятельности О мотивации к саморазвитию, в том числе по итогам урока О школьной мотивации (4 класс) Об активности и инициативности учащихся и педагогов в школе О самочувствии в школе, фактах психофизического насилия Об отношениях учащегося с одноклассниками и педагогами Об умении оценить результаты саморазвития в школе. Об умении анализировать и делать выводы
33 Программа опроса «Мониту» Информация о качестве воспитательного процесса: Целенаправленность воспитательного влияния школы на учащихся Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей укладом жизни школы, некоторыми условиями Характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса Реализация воспитательных потенциалов урока Организация внеурочной деятельности в классе, работа классного руководителя Методическая поддержка результативности педагога (МО, стимулирование по результату, наличие выбора форм ПК) Организация работы с родителями
34 Научно – методическая работа Издано в 2010г – учебно - методических пособий и рекомендаций – 4; учебных пособий – 2; монографий – 1; статей – 6 В 2011г издано : учебно – методических пособий – 1; монографий –1, статей – 6 ( из них – 2 в центральных периодических изданиях). Готовятся к изданию: учебно – методическое пособие «Эффективные воспитательные технологии» Статья в журнал «Народное образование» по проблеме организации духовно – нравственного и гражданско- патриотического воспитания учащихся.
35 Системный эффект Снизилось - количество преступлений, совершенных учащимися с 172 в 2009г до 108 в 2010г - доля преступлений, совершенных учащимися в общей доле области с 1.22% в 2009 до 0.92% в 2010г - сократились систематические пропуски занятий без уважительной причины 0.81% учебного времени в 2009г до 0.07% в 2010г Уменьшилось число преступлений, совершенных учащимися УНПО с 93в 2009г до 44 в 2010г Значительно повысилась эффективность деятельности классных руководителей. (Из доклада «Образование в Новгородской области: эффекты развития и стратегия модернизации, 2011г )
36 Задача 1: научно – методическое сопровождение внедрения результатов КПК в практику Оценка результатов деятельности на уровне ОУ и муниципальном, анализ результатов, представление в удобном виде для пользователей на основе программы «Мониту» Заказ на методическую поддержку, повышение квалификации с учетом резуль татов в соответствии со стандартами Расширение услуг за счет партнерст ва с более успешными
37 Задача 2 : оценка результативности деятельности сотрудников кафедры Результат в соответствии с целью программы Система стимулирования и мотивации Выполнение норматива
38 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.