Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемstudy.vvsu.ru
1 Лекция 2. Теоретическая база этнополитических исследований
2 Основные вопросы Исторические истоки современной этнополитической мысли. Развитие этнополитических идей в XIX - первой половине XX вв. Этнополитические концепции постколониальной эпохи.
3 Литература Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. - М., Паин Э.А. Этнополитический маятник. - М., 2004.
4 1. Исторические истоки современной этнополитической мысли.
5 Геродот и Аристотель Истоки идей географического детерминизма. В трудах Геродота собран обширный материал по этнографии народов Ближнего Востока и Северного Причерноморья. Аристотель пытался объяснить причины отличий греческого мира от восточного (персидского).
6 Платон и Тацит Содержались мысли, которые можно определить как предтечу такого направления, как примордиализм, абсолютизирующего фактор кровно- родственных связей в механизме сохранения этничности.
7 Период средневековья Происходит утрата интереса к теоретическим проблемам в изучаемой области. Появляются труды, посвященные описанию различных народов - Иордан, Прокопий Кессарийский, Маврикий, ал-Масуди.
8 Эпоха Возрождения Появляются труды, посвященные вопросам национальной интеграции. Н. Макиавелли ( ) «Государь» - одним из первых поставил вопрос о целях объединения этнических общностей, разделенных государственными границами.
9 Условия национальной интеграции по Н. Макиавелли 1) «Сильный лидер». 2) «Сильная армия». 3) «Единые символы». 4) «Психологическое единство».
10 Жан Боден ( ) Одним из первых обосновал понятие суверенитета - отношения господства и подчинения, связывающее монарха с подданными.
11 2. Развитие этнополитических идей в XIX - первой половине XX вв.
12 Эволюционизм Диффузионизм Функционализм
13 Ведущими исследователями были: Герберт Спенсер Джон Леббок Эдуард Тайлор Джеймс Фрэзер Льюис Генри Морган
14 Эволюционизм 1) единство человеческого рода обуславливает единообразие развития культуры; 2) развитие носит исключительно прогрессивный характер и имеет лишь один (однолинейный) вектор - от простого к сложному;
15 Эволюционизм 3) законы развития культурных явлений могут быть выведены путем редукции, на основе изучения психических свойств индивида, поэтому динамика явлений общественного строя и культуры имела в рамках этой концепции только психологическое обоснование.
16 Диффузионизм Распространение культурных явлений в неком географическом ареале, от культур «доноров» к культурам «реципиентам», посредством различных видов контактов между представителями этнических общностей, а именно: миграций, торговли, завоеваний, путешествий, брачных отношений и др.
17 Ведущими исследователями были: Ф. Ратцель Л. Фробениус В. Виндельбанд Г. Риккерт
18 Диффузионизм не опроверг основного положения эволюционистов, а только их дополнил. Только рассматриваемые вместе эволюционистские и диффузионистские воззрения позволяют в некоторых, пусть в весьма размытых очертаниях, представить себе картину развития этнической культуры. Эволюционизм сделал попытку описать внутренние (эндогенные) факторы ее развития, а диффузионизм - внешние (экзогенные).
19 Функционализм Устойчивость культурных традиций, в т.ч. этнических, определяется их включенностью в функционирование конкретного общества и напрямую зависит от формируемой им системы потребностей и интересов людей. Изменения потребностей и интересов определяют и динамику ценностей.
20 Ведущим исследователем был: Бронислав Малиновский
21 3. Этнополитические концепции постколониальной эпохи.
22 Современные концепции этнополитологии: Примордиализм Конструктивизм Инструментализм
23 Примордиализм - Рассматривает этнические общности как естественно сложившиеся группы, основанные прежде всего на «кровных связях».
25 Биосоциальное направление Некоторые исследователи делают акцент на жесткой детерминированности этничности географическими и биологическими факторами, что предполагает слабую изменчивость этого феномена. Из этого подвида примордиализма непосредственно вырастают расистские теории (от Ж. Габино до А. Розенберга).
26 Социально-историческое направление П. ван ден Берг - этнос - это социально- историческое явление, выросшее из родоплеменных общностей.
27 Конструктивизм Последователи этого научного направления полагают, что этничность и нации, как и многие другие формы социальной реальности, воспринимаемые большинством людей как внешняя данность, на самом деле сконструированы людьми.
28 Ведущими исследователями являются: В России: В.А. Тишков М.Н. Губогло Л.М. Дробижева За рубежом: К. Поппер Т. Эриксен Ф. Барт
29 Инструментализм Существование этнических общностей объясняется с позиций социологического функционализма: этнические группы существуют и служат определенным целям, соответствуют конкретным целям, создавая определенный психологический комфорт для человека.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.