Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool76.vseversk.ru
1 Заместитель директора по ВР Глушенкова А.В.
2 Д и а г н о с т и к а н е п а н а ц е я, а с р е д с т в о, к о т о р о е м о ж е т п о м о ч ь с д е л а т ь п р о б л е м у б е с п р о б л е м н о й. Д. Добсон
3 ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ. Р А З В И Т И Е Р Е Б Е Н К А Наделяет детей большим числом умений взаимодействовать с окружающими объектами мирами, умениями воплощать воспринимаемый образ жизни Порождает в сознании детей образ жизни, образ человека. Формирует социально мобильную личность Обуславливает выбор ребенком характера образа жизни ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ ЦЕННОСТНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ Как индивидуальность (индивидуальный стиль поведения и общения, субъктность восприятия окружающей действительности и самореализации в ней) С И С Т Е М А В О С П И Т А Н И Я
4 СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ГОСУДАРСТВА СОЦИАЛЬНО МОБИЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ СЕМЬИ ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР МОУ «СОШ 76» ПОЗИТИВНАЯ «Я – КОНЦЕПЦИЯ» СУБЪЕКТ – СУБЪЕКТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ КОММУНИКАТИВНО – ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОДЕЛЬ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ МОДЕЛЬ САМОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 76» КОММУНИКАТИВНО – ЯЗЫКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ УКЛАД ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СООБЩЕСТВА КОРПАРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТ – СУБЪЕКТНА НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИАЛОГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕРЕХОД ОТ ШКОЛЫ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СФЕР К ШКОЛЕ ЦЕЛОСТНОГО ИНТЕГРАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЫ ЕЕ ВЫПУСКНИКА НА РЫНКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАПРОСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И РЫНКЕ ТРУДА, РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
5 + Основное образовани е Дополнительн ое образование ЕДИНСТВО, ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОРГАНИЧЕСКАЯ СВЯЗЬОРГАНИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ Взаимопроникновен ие Взаимодополнение Взаимосочетаемост ь Взаимозависимость Результаты интеграционного обучения - развитие творческого мышления; - интенсификация, систематизации учебно-познавательной деятельности; - комплексное применения знаний, их синтез, перенос идей и методов из одной науки в другую; - ускорение процесса формирования убеждений и мировоззрения учащихся, - развитие личности диалоговой культуры. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА РАО «Разработка модели эффективной системы коммуникативно – языкового обучения в рамках непрерывного образования» ГАРМОНИЧНО – РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ. ЛИЧНОСТЬ ВЫСОКОЙ КОММУНИКАТИВНО – ЯЗЫКОВОЙ, ДИАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ, ОТКРЫТАЯ ДИАЛОГУ С МИРОМ Внеклассна я деятельнос ть Семья Культурно – образовательные учреждения, спортивные комплексы Высшие и средние профессиональн ые образовательны е учреждения Городская сеть МОУ «СОШ» и ДОУ ФЭП РАО СОЦИАЛЬНОЕПАРТНЕРСТВОСОЦИАЛЬНОЕПАРТНЕРСТВО О Р Г А Н И З А Ц И Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И С У Б Ъ Е К Т О В О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Г О П Р О Ц Е С С А РАСШИРЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕСУРСОВ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РМЗ СХК
6 + Основное образован ие Дополнительн ое образование ЕДИНСТВО, ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОРГАНИЧЕСКАЯ СВЯЗЬОРГАНИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ Взаимопроникновен ие Взаимодополнение Взаимосочетаемос ть Взаимозависимост ь Компетентностное развитие субъектов образовательного процесса СОЦИАЛЬНО МОБИЛЬНАЯ, СОЦИАЛЬНО УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ. ЛИЧНОСТЬ, ОТКРЫТАЯ ДИАЛОГУ С МИРОМ Внеклассна я деятельнос ть Семья Культурно – образовательн ые учреждения, спортивные комплексы РМЗ СХК Высшие и средние профессиональн ые образовательны е учреждения Городская сеть МОУ «СОШ» и ДОУ ФЭП СОЦИАЛЬНОЕПАРТНЕРСТВОСОЦИАЛЬНОЕПАРТНЕРСТВО ЛИЧНОСТЬ КОММУНИКАТИВНО – ЯЗЫКОВОЙ ДИАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ коммуникативны е социальные языковые образовательны е профессиональн ые КОМПЕТЕНТНОСТИКОМПЕТЕНТНОСТИ О Р Г А Н И З А Ц И Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И С У Б Ъ Е К Т О В О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Г О П Р О Ц Е С С А РАСШИРЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕСУРСОВ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальном мониторинге качества образования в образовательных учреждениях ЗАТО Северск. (приказ УО от )
8 Мониторинг качества образования Система сбора, обработки информации С И С Т Е М А Система хранения, предоставления информации Анализ и интерпретация, оформление полученных данных Оценка качества образовательного процесса (образовательных результатов, условий организации и ресурсов обеспечения, в т.ч. индивидуальных достижений обучающихся). В рамках внутришкольного контроля П Р О В Е Д Е Н И Е П Р О Ц Е Д У Р О Ц Е Н К И По линии УО Администрации ЗАТО Северск По линии Департамента общего образования Администрации Том. обл. В рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора В условиях общественной экспертизы Другие … ц е л ь Предоставить всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверную информацию о качестве образования Использование информации (управленческие решения, координация действий и т.д.
9 Задачи и принципы функционирования мониторинга Основные задачи: Организационно-методическое обеспечение единой информационно- технологической базы системы оценки качества образования. Технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике качества образования. Проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества образования. Оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования. Основные принципы функционирования: Соблюдение преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования. Соблюдение открытости, прозрачности, объективности, периодичности процедур оценки качества образования. Соблюдение доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей.
10 МОНИТОРИНГ Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Нужно ли это? Кому это нужно? Зачем это нужно? Мониторинг процесса воспитания в школе Какова актуальность ? Профессиональный заказчик ? Цель мониторинга?
11 Актуальность В современном обществе никакая профессиональная деятельность (в том числе и воспитание) не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания эффективности этой деятельности. Заказчики: Школьная администрация, классные руководители, педагоги дополнительного образования, школьный психолог, родители и т.д. Цель мониторинга – выяснить, насколько организованный процесс воспитания в классе, школе способствует позитивным изменениям в личности ребенка.. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в каком классе процесс воспитания организован лучше, а в каком хуже, и не для того, чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов того или иного класса. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
12 ПРЕДМЕТ МОНИТОРИНГА Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова ) Мониторинг процесса воспитания должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ МОНИТОРИНГА личность самого воспитанника детский коллектив профессиональная позиция педагога организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.
13 Личность воспитанника Это главный показатель эффективности процесса воспитания. Вопросы: В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно охарактеризовать таким интегральным понятием как личностный рост. Личностный рост выражается в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе Личность – это человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе.
14 В современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены как (В.А.Караковский): Человек (как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я), Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура Развитие каких именно ценностных отношений будет свидетельствовать о личностном росте ребенка? Такие отношения могут быть: ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) антиценностными (негативными). Воспитание может быть как ориентирующим ребенка на позитивные ценности, так и ориентирующим его на негативные ценности.
15 Представим в виде таблицы идею «личностного роста - личностного регресса» Объекты отношения В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста) В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса) Семья уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни Отечество гражданственность, патриотизмобывательство и социальное иждивенчество Земля любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам потребительское отношение к природе и ее богатствам Мир миротворчество и неприятие насилия, пацифизм милитаризм Труд трудолюбие, стремление к творчеству лень Культура интеллигентностьбескультурье, хамство и вандализм Знания любознательностьневежество
16 Отношение к другим людям Человек как таковой (такой же, как Я сам) гуманностьжестокость Человек как Другой, как альтер - Эго (не Я) альтруизмэгоизм Человек как Иной (не такой, как Я) толерантностьксенофобия, национализм, расизм Отношение к самому себе Я - телесное забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма Я - душевное самопринятие и душевное здоровьекомплекс неполноценности Я - духовное Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека превращение личности в социальную пешку
17 Оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности, а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей. Характеристики ценностных отношений личности к миру, к людям, к себе. Оценка устойчивости данных отношений Я - Другие - Мир Ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью в конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. Устойчивые, осознанные, отрефлексированные отношения, характеризующиеся относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям. Незыблемые отношения, характеризующиеся постоянством, неизменчивостью (очень яркие, незаурядные личности). +
18 Интерпретация результатов диагностики личностного роста школьников (самооценка) 2009 / 2010 уч.г. (декабрь) В анкетировании участвовало: 151 чел. Показатели личностного роста Тип отношения Характеристика (ценностное отношение личности к изучаемым объектам) Ср. % I. Отношение к миру 1.1 Отношение подростка к семье Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию Устойчиво - позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Ценность семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи.. В будущем он хочет создать счастливую семью. 38% Ситуативно - позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. 49% Социальная беспочвенность, игнорирование ответственност и за продолжение жизни Ситуативно - негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Отношение к семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями – лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан. 15% Устойчиво - негативное отношение (от -15 до -28 баллов) Семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью. Рекомендации: предусмотреть в программа развития класса комплекс мероприятий направленных на сотрудничество с семьей при реализации КТД, социальных проектов и т.д.
19 1.2. Отношение подростка к Родине Гражданственн ость, патриотизм устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. 58% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. 25% Обывательство и социальное иждивенчество ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. 11% устойчиво- негативное отношение (от -15 до -28 баллов) Можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет. 3% Рекомендации: Классному руководителю включить в план воспитательной работы в 2009/2010 цикл мероприятий, направленных формирование гражданской позиции и развитие патриотизма на основе деятельностного подхода (активное участие в реализации тематического модуля «Дорогами памяти», посвященного 65-летию Победы).
20 1.3. Отношение подростка к Земле (природе) Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) У подростка вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. Совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет. 26% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Подросток заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется. 57% Потребительско е отношение к природе и ее богатствам ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. 14% устойчиво-негативное отношение (от -15 до -28 баллов) Природа воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. 3% Рекомендации: Учительским бригадам использовать активные формы работы с учащимися по формированию и развитию экологической грамотности и культуры ( экологические марафоны, акции, слеты и т.д.)
21 1.4. Отношение подростка к миру Миротворче ство и неприятие насилия, пацифизм устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) У подростка наличествует четко выраженная пацифистская позиция. К проявлениям грубой силы он относится подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не боится идти на уступки. 22% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Подросток в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы оправданно. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. 45% Милитаризм ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Подросток уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго плана», скорее всего, не откажется. 17% устойчиво- негативное отношение (от -15 до -28 баллов) Подросток целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа), и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит. Можно предположить, что для подростка не существует альтернативы - переговоры или военная операция. 5% Рекомендации: Бригадам учителей необходимо наметить комплекс мероприятий направленных на формирование миролюбия, общечеловеческих ценностей ( информационно – просветительские, тренинги, акции, турниры, военно – патриотические эстафеты ).
22 1.5. Отношение подростка к труду Трудолюбие, стремление к творчеству устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить что-либо сделать. Работы подросток этого не стыдится. Труд для него источник благополучия. 45% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени. 36% Лень ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Подросток по возможности переложит часть своей работы на другого. В его представлении «грязная» работа - удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется. 14% устойчиво- негативное отношение (от -15 до - 28 баллов) Более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи. 5% Рекомендации: Привлекать учащихся к благотворительным акциям, ОПТ через тесное сотрудничество с семьей, убеждение в рамках законности.
23 1.6. Отношение подростка к культуре Интеллигентн ость устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния. 40% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства, неряшливости, нецензурной брани и т.п. 45% Бескультурье, хамство и вандализм ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов- сверстников, скорее всего, не станет. 15% устойчиво- негативное отношение (от -15 до -28 баллов Подросток наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью да наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань - силы, «потягивание пивка» под аккомпанемент матерщины - лучшим времяпрепровождением. Рекомендации: Мероприятия в данном направлении необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с городскими культурно – просветительскими учреждениями (театр, библиотека, музей и т.д.), учителями – предметниками на основе интеграции ресурсов общего и дополнительного образования (уроки и внеклассные мероприятия, предметные декады).
24 1.7. Отношение подростка к знаниям Любознатель ность устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Перед вами - любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового.Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремится к их получению. 19% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий! 54% Невежество ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей). 19% устойчиво- негативное отношение (от -15 до - 28 баллов) Очевидно, потребность в получении знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится, считает их «ботаниками» - людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь. 5% Рекомендации: Учительской бригаде, работающей на классе, продолжить работу по формированию устойчивого познавательного интереса к знаниям, подчеркивая их социальную значимость, на основе интегрирования ресурсов общего и дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности. Реализация плана психолого – педагогического сопровождения ИУП ребенка.
25 II. Отношение к другим людям 2.1. Отношение подростка к человеку как таковому (такой же, как Я сам) Гуманность устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь для него бесценна. Он милосерден, способен к сочувствию, состраданию, прощению. 34% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Ценность человека может быть и осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. 53% Жестокость ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Скорее всего, подросток склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне уважительно, может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками» и хотел бы как можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав рук. 13% устойчиво- негативное отношение (от -15 до - 28 баллов) Человек как ценность, скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей, презрительно относится к любым актам милосердия. «. Рекомендации: Активно включать учащихся в работу дискуссионного клуба школы, акции милосердия, групповые тренинги, совместные мероприятия со взрослыми («Две звезды», деловые игры и т.д.), шефскую работу. Привлечь активистов к работе городской школы Лидер.
26 2.2. Отношение подростка к человеку как Другому ( как Альтер -Эго (не Я) Альтруизм устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Подросток - подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, слабым, нуждающимся, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстен. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. 32% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Подросток не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. 54% Эгоизм ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Подросток лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет». 12% устойчиво- негативное отношение (от -15 до - 28 баллов) Подросток сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя «центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду. 2% Рекомендации: Целенаправленное формирование чувства коллективизма и взаимопомощи на основе сотрудничества (Ученик – Учитель – Родитель)
27 2.3. Отношение подростка к человеку как Иному (не такой, как Я) Толерантность устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Подросток признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относится к культурным отличиям, восприимчив к любым проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к пониманию, проникновению в суть других культур, способен избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур. 30% ситуативн о- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Подросток склонен к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения. 47% Ксенофобия, национализм, расизм ситуативн о- негативное отношение (от -1 до - 14 баллов) Подросток на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп.. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки. 23% устойчиво- негативное отношение (от -15 до -28 баллов) Подросток сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Он склонен характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить» от них пространство собственной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Рекомендации: Бригаде учителей, работающих на классах, на родительском собрании необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию. Сформировать цикл мероприятий, направленных развитие толерантных отношений. ( подросток – подросток, подросток – учитель). «Толерантность – дорога к миру и согласию».
28 III. Отношение к самому себе 3.1. Отношение подростка к своему телесному Я Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов Для подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. 45% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Ценность здоровья значима для подростка. Здоровье для него – естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме. 44% Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Ценность здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. 7% устойчиво- негативное отношение (от -15 до - 28 баллов) Собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь - нибудь значимой ценности. Свои вредные привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. 5%
29 3.2. Отношение подростка к своему душевному Я Самоприня тие и душевное здоровье устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Подросток принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе, искренен в проявлении чувств. Комфортно чувствует себя даже в незнакомой компании. Он стойко переносит личные неурядицы, не боится показаться смешным. 11% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Принимая себя в целом, подросток все же может испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Ему хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать себя от попадания в смешные положения и ситуации. Он несколько тяготится уединенным положением и по возможности старается чем-либо (слушанием музыки, просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его. 49% Комплекс неполноцен ности ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Подросток принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым. В глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видят его недостатки.. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях. 34% устойчиво- негативное отношение (от -15 до - 28 баллов) Подросток не принимает себя, считает себя заурядным и недостойным внимания других. Он ненавидит свое отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.). Любое изменение ситуации воспринимает как потенциально катастрофичное для него по последствиям. 3% Рекомендации: оказание психолого – педагогической помощи (индивидуальное консультирование, индивидуальные и групповые тренинги. Повышение психологической грамотности учащихся (теоретические и практические курсы, семинары, тренинги.)
30 3.3. Отношение подростка к своему духовному Я Свобода как главная характеристик а духовного бытия человека, включающая самостоятель ность, самоопределе ние, самореализац ию человека устойчиво- позитивное отношение (от +15 до +28 баллов) Подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни. 22% ситуативно- позитивное отношение (от +1 до +14 баллов) Подросток ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают его. Он признает объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами. 52% Превращение личности в социальную пешку ситуативно- негативное отношение (от -1 до -14 баллов) Подростку более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» его нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. 14% Рекомендации: Повышение психологической грамотности учащихся через теоретические и практические курсы, семинары, тренинги, деловые игры, связанные с развитием умения делать свой выбор и принимать решения.
31 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка. Отечественная система воспитания традиционно складывалась как система воспитания в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском объединении, отряде детского оздоровительного лагеря и т.д. Современный ребенок развивается как личность в нескольких разных коллективах – разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: -за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; - за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива. Диагностические методики, используемые в школе: - А.Н.Лутошкин «Какой у нас коллектив», - Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник «Методика социально-психологической самоаттестации коллектива» -методика социометрии, определяющая. характер взаимоотношений школьников в детском коллективе
32 Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник) Цель: комплексная оценка развитости системы специфических отношений в первичном коллективе. Инструкция: Проводимое исследование позволит оценить уровень социально- психологической развитости коллектива. Для этого предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллектива. Ориентируясь на заданный в описании образец, вы должны оценить отношения в своём коллективе, пользуясь предложенной шкалой.
33 Методику социально-психологической самоаттестации коллектива можно рекомендовать: для общей оценки психологического развития, достигнутого данным коллективом; для сравнительного оценивания уровня развития системы коллективистских отношений в разных ученических коллективах; для выявления наиболее и наименее развитых в данном коллективе подсистем и видов отношений с целью определения основных направлений педагогической работы; для оценки влияния на социально-психологическое состояние ученического коллектива тех или иных конкретных педагогических воздействий; для получения сведений о динамике развития ученического коллектива за определённый период времени.
34 Оценки следует давать следующим образом: 6 баллов – все члены коллектива обладают соответствующим качеством ( %) 5 баллов – почти все члены коллектива обладают соответствующим качеством (76 % - 94 %) 4 балла – простое большинство членов коллектива обладают соответствующим качеством (51 % - 75 %) 3 балла – половина членов коллектива обладают соответствующим качеством (50 %) 2 балла – простое меньшинство членов коллектива обладают соответствующим качеством (26 % - 49 %) 1 балл – почти никто из членов коллектива не обладает соответствующим качеством (1 % - 25 %) 0 баллов – никто из членов коллектива не обладает соответствующим качеством (0 %)
35 Список качеств и их толкование: 1.Информированность – хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга. 2. Организованность – благоприятные личные взаимоотношения членов коллектива. 3. Открытость – умение налаживать оптимальные взаимодействия, распределить обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности в совместной работе. 4. Контактность – отношение к новичкам, к другим коллективам. 5. Сплочённость – единство мнений по важнейшим вопросам членов коллектива. 6. Коллективизм – стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива. 7. Ответственность – сознательное, добросовестное отношение к работе, учёбе.
36 Социально-педагогический рельеф классных коллективов начальной школы в МОУ «СОШ 76» (ноябрь 2009г.). В анкетировании приняло участие: 230 школьников Классы 1А 26 1Б 22 1В 24 2А 23 2Б 20 2В 22 3А 23 3Б 25 4А 26 4Б 20 Ср. балл по нач. школе Информированность 4, ,63,33,43,93,45,23,44 Организованность 3,43.8 3,23, ,23.33,6 Открытость ,43, , Контактность 4, ,3 3.44,13,94,63.63,8 Сплоченность 3,94,23, ,13.85,33.34,2 Коллективизм 4,13.83,6 3,43.64,43.64,83.83,7 Ответственность 3,93.8 3,2 3.44,23.74,83.63,7 Средний балл 43,93,4 3,33,44,13,74,93,53,8
37 Социально-педагогический рельеф классных коллективов начальной школы (самооценка учащихся) Ноябрь 2009г. Примечание: 1. На каждой оси точкой отмечается средняя оценка данного качества коллектива. 2. Общая оценка (площадь фигуры), полученная коллективом в целом, проставляется в центре рельефа.
38 Социально-педагогический рельеф классных коллективов начальной школы (самооценка учащихся) Ноябрь 2009г
39 Уровень социально-педагогического развития классных коллективов начальной школы (самооценка учащихся)
40 Примечание: 1. На каждой оси точкой отмечается средняя оценка данного качества коллектива. 2. Общая оценка (площадь фигуры), полученная коллективом в целом, проставляется в центре рельефа. Метод оценивания (средний балл развития коллектива): Начало учебного года – ( ) : 7 = 3,2 балла (средний уровень развития коллектива) Конец учебного года – ( ) : 7 = 4 балла (средний уровень развития коллектива) Три уровня развития коллектива: низкий: - до 3 баллов средний: - от 3 до 3,9баллов высокий: - свыше 4 баллов
41 Вывод: Наиболее развиты в классных коллективах такие виды отношений как: - сплоченность (средний балл составляет - 4,2 ) – высокий уровень; - информированность (средний балл составляет - 4) – высокий уровень; - контактность (средний балл – 3,8) – выше среднего; - открытость (средний бал – 3,8) – выше среднего Наименее развиты: - организованность (средний балл – 3,6) – средний уровень; -ответственность (средний балл – 3,7) – средний уровень - коллективизм (средний балл – 3,7) – средний уровень Высокий уровень развития классного коллектива в начальной школе - у 3 классов: -1А классный руководитель Думнова И.А.; - 3А классный руководитель Мешкова С.С., - 4 А классный руководитель Гильдеева Н.И. Средний уровень развития классных коллективов в начальной школе составляет – 3,8 баллов (средний) Рекомендации: 1.На совещание классных руководителей проанализировать результаты диагностики и выработать предложения по развитию в классных коллективах следующих качеств: -организованность, -ответственность, -коллективизма. 2. В апреле 2010г. провести диагностику по изучению социально-педагогического рельефа классных коллективов в старшей школе с целью выявления динамики развития ученического коллектива и формирования основных направлений, содержаний воспитательной работы в классе и школе. Отв. Глушенкова А.В., Епонешникова И.А., кл. руководители.
42 Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся 1- 4 классов учебный год (Технология Шиловой М.И.) Показатели Начальная школа Классы, количество человек в классе Ср. балл 1А1Б1В2А2Б2В3А3Б4А 4Б 26чел22 чел24чел.23чел.20чел.22чел23чел.25чел.26чел.20чел Долг и ответственность3,83,94,34,34,3 44,93,73,93,74,1 Бережливость3,84,14,44,54,43,84,83,44,94,44,3 Дисциплинированность3,63,94,73,94,63,94,73,84,13,74,1 Ответственное отношение к учению 3,93,84,44,143,94,83,744,24,1 Отношение к труду4,14,2 4,14,944,83,74,64,14,3 Коллективизм и товарищество 44,14,24,14,444,83,943,74,1 Доброта и отзывчивость44,344,64,24,153,74,54,24,3 Честность и правдивость44,24,64,3 3,74,73,74,63,94,2 Простота и скромность3,94,24,54,14,33,84,83,84,63,94,2 Культурный уровень3,8434,14,84,44,73,44,444,1 Уровень воспитанности (ср. балл по классу) 3,9 С 4,1 Х 4,3 Х 4,2 Х 4,4 Х 3,9 С 4,8 В 3,7 С 4,4 Х 3,9 С 4,2 С
43 Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся 5-9 классов учебный год (Технология Шиловой М.И.) Показатели Средняя школа Классы, количество человек в классе Ср. балл 5А5Б6А6Б7А7Б8А8Б9А9Б 28 чел 28 чел 24 чел 27 чел 28 чел 24 чел 27 чел 20 чел 23 чел 23 чел Долг и ответственность 3,633,83,74 3,93,143,23,63,6 Бережливость 3,53,13,53,94,13,93,73,83,93,53,7 Дисциплинированность 3,73,83,43,74,13,63,93,43,93,63,7 Ответственное отношение к учению 3,73,63,53,64 3,93,6 3,7 Отношение к труду 3,73,53,4 4,13,9 3,43,53,6 Коллективизм и товарищество 3,5 3,7 4 4,23,743,53,8 Доброта и отзывчивость 433,8 4,23,64,23,843,93,8 Честность и правдивость 3,63,33,73,64 4,23,74 Простота и скромность 3,73,63,73,54,13,73,93,143,7 Культурный уровень 3,83,53,73,9 3,63,93,643,73,8 Уровень воспитанности (ср. балл по классу) 3,7 С 3,4 С 3,6 С 3,7 С 4,1 Х 3,7 С 4Х4Х 3,5 С 3,9 С 3,6 С 3,7
44 Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся классов учебный год (Технология Шиловой М.И.) ПоказателиСтаршая школа Классы, количество человек в классе 10А11АСредний балл по школе 27 чел24 чел Долг и ответственность4,33,84,1хор Бережливость444 хор. Дисциплинированность4,1 4,1 хор. Ответственное отношение к учению3,93,84 хор. Отношение к труду3,943,9 сред. Коллективизм и товарищество4,244,1 хор. Доброта и отзывчивость4,344,2 хор. Честность и правдивость3,9 3,9 сред. Простота и скромность3,93,63,8 сред. Культурный уровень3,743,9 сред. Уровень воспитанности (ср. балл по классу) 4 Х3,9 С4хор.
45 Результаты изучения уровня воспитанности учащихся 1-11 классов уч. год (Технология Шиловой М.И.) Кол-во чел. в школе Уровень воспитанности учащихся 1-11 классы 2009/2010 учебный год (кол-во человек, % от общего количества учащихся в школе) Уровень воспитанности коллектива учащихся (среднеарифмет ический балл по классу) Высокий (5 - 4,5 балла) Хороший ( балла) Средний (3,9 – 2.9 балла) Низкий (2,8-2 балла) чел. (22%)164 чел. (31%)238 чел. (44%)17 чел. (3%)3,9 ср баллов
46 Уровень воспитанности учащихся 1-11 классов (Количество классов, %) Учебн ый год Высокий (5-4,5 балла) Хороший ( балла) Средний (3,9 – 2.9 балла) Низкий (2.8-2 балла) 2009/ А (Мешкова С.С.) 1Б (Бурлакова И.А.); 1В (Смирнова Л.Ф.) 2А (Шалаева О.Н.); 2Б (Губина Н.С.) 4А (Гильдеева Н.И.); 7А (Филиппова Л.Н.) 8А (Якимович Н.М.); 10А (Исмагилова Н.В.) 1А (Думнова И.А.); 3Б (Грачева Н.Г.) 4Б (Милешина М.Б.); 5А (Глушенкова А.В.) 5Б (Иванова Г.Н.); 6А (Красноперова Е.Н.) 6Б (Кольке Т.В.); 7Б (Горбенок И.Н.) 8Б (Верховец В.И.); 9А (Михалькова Т.Н.); 9Б (Фомина Н.П.); 11А (Аникаева Т.Н.) 2В (Богданова Н.Г.) 1 класс (5%) 8 классов (36%) 13 классов (59%) 0 классов
47 Результаты изучения уровня воспитанности учащихся 1-11 классов уч. год (Технология Шиловой М.И.)
48 Ценностные ориентации (самооценка) учебный год (декабрь) В анкетировании приняли участие: 482чел. (90% от общего кол- ва уч-ся школы) Классы, количество учащихся, принявших участие в анкетировании. Ранжирование мест по степени значимости. 1А1Б 22чел. 1В 24чел. 2А 23чел. 2Б 20 чел. 2В 22чел. 3А 23чел 3Б 24чел. 4А 24чел 4Б 20чел. Средний (1-4 классы) Семья 1 76% 382%382% 2 93% 1 90% 1 68% 1 91% 1 48% 1 72% 1 87% 1 79% Здоровье 3 50% 1 96% 1 100% 6 40% 3 48% 1 91% 4 38% 2 50% 2 74% 2 65% Материально обеспеченная жизнь 4 45% 5 63% 7 31% 7 35% 5 40% 7 39% 7 28% 6 46% 5 52% 6 42% Друзья 5 41% 6 68% 6 43% 4 55% 2 54% 3 65% 6 30% 3 55% 4 64% 4 53% Красота природы и искусство 5 41% 4 81% 5 48% 8 34% 4 46% 6 48% 5 32% 8 38% 6 46% 5 46% Образованность 7 32% 382%382% 4 74% 5 50% 4 46% 2 83% 3 40% 4 52% 3 69% 4 53% Активная деятельная жизнь 6 36% 2 95% 3 86% 3 60% 6 38% 4 57% 8 26% 7 42% 7 41% 4 53% Любовь 2 59% 7 67% 1 100% 2 70% 3 48% 5 52% 2 46% 5 49% 5 63% 3 62%
49 Классы, количество учащихся, принявших участие в анкетировании. Ранжирование мест по степени значимости (самодиагностика) 5А 28чел. 5Б 24чел. 6 А 23чел. 6Б 22чел. 7А 26чел. 7Б 21чел. 8А 25чел. 8Б 20чел. 9А 23чел. 9Б 22чел. Ср.б. (5-9 кл.) 10А 22чел. 11А 24чел. Ср.б. (10-11 кл.) Семья 1 89% 1 96% 1 85% 1 77% 2 81% 1 90% 1 84% 1 80% 1 90% 1 85% 1 86% 1 86% 1 79% 1 83% Здоровье 2 64% 4 58% 2 75% 2 73% 1 88% 2 67% 1 84% 2 70% 3 76% 2 69% 2 72% 2 77% 2 56% 2 67% Материально обеспеченная жизнь 7 29% 5 54% 6 43% 4 55% 6 43% 4 48% 3 42% 5 40% 2 81% 6 28% 6 46% 3 72% 6 26% 5 49% Друзья 5 38% 2 71% 5 50% 3 64% 3 73% 3 57% 2 60% 3 60% 5 50% 3 46% 3 57% 5 59% 5 30% 6 45% Красота природы и искусство 6 36% 7 46% 7 40% 7 41% 8 31% 7 33% 7 24% 7 35% 7 48% 7 26% 8 36% 7 36% 8 12% 8 24% Образованность 3 50% 6 50% 4 55% 5 50% 4 69% 6 38% 4 32% 6 40% 4 67% 4 38% 5 49% 3 72% 3 47% 3 60% Активная деятельная жизнь 7 29% 2 71% 7 40% 8 36% 7 34% 5 43% 5 28% 7 35% 6 52% 5 32% 7 40% 6 41% 7 19% 7 30% Любовь 4 46% 363%363% 3 65% 6 45% 5 50% 4 48% 3 42% 4 50% 4 67% 4 38% 4 51% 4 63% 4 44% 4 54%
50 Ценностные ориентации учащихся 1-11 классов (самооценка) учебный год (декабрь)
51 Ценностные ориентации учащихся 1-11 классов (самооценка) учебный год (декабрь)
52 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г.Алексеев, В.И.Слободчиков). Сформирована ли у педагога гуманистическая педагогическая позиция? Гуманистическое воспитание – это не только гуманистически ориентирующее воспитание (ориентирующее ребенка на гуманистические ценности), но и гуманистически ориентированное воспитание (ориентированное на ребенка как базовую для воспитателя ценность). Таким образом, вся воспитательная деятельность как бы пронизана ценностным отношением педагога к ребенку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.
53 «Социальный паспорт школы» С О С Т А В С Е М Ь И
54 О Б Р А З О В А Н И Е ( ГЛАВА СЕМЬИ )
55 У Р О В Е Н Ь О Б Е С П Е Ч Е Н Н О С Т И С Е М Ь И
56 Реализация программы развития класса в рамках ФИП Активное внедрение таких форм деятельности как: - клубы общения по интересам; - поисковые операции, развивающие игры, самоуправляемые объединения, движения (игровые творческие конкурсы, соревнования, турниры, дискуссии, деловые игры, коммуникативно – лингвистические, психологические и игры интенсивного обучения); - активное включение учащихся в общественную деятельность (социальные проекты, участие в самоуправление и соуправлении)
57 УПРАВЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯСОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯСРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ) УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОФ- ОРИЕНТАЦИОННАЯ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Традиционные и интерактивные Конференции, олимпиады, семинары, конференции, другие конкурсы Программа психолого – педагогического сопровождения ПП и ПО Система самостоятельной работы, направленная на социализацию личности КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА К ВЫБОРУ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫЙПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙОПЕРАЦИОННЫЙВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ, ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Модель формирования готовности учащихся к обучению в вузе
58 Мотивационный компонент готовности (основополагающий) КритерииКачественные показатели -интерес к учебной деятельности, -стремление к непрерывному образованию, к новым знаниям, - потребность в обучении в ВУЗе, -стремление добиться успеха; -поведенческие реакции -проявляет интерес к учебной деятельности, -осознает необходимость высшего образования, -получает удовольствие от учебной деятельности Диагностика : -опрос, анкетирование, собеседование, -наблюдение за учебно – воспитательным процессом, Критерии и качественные показатели компонентов готовности выпускников старшей школы к дальнейшему обучению в ВУЗе
59 Познавательный компонент готовности КритерииКачественные показатели -знание о своих индивидуальных особенностях, качествах, способностях, возможностях, -осведомленность о последующем обучении в ВУЗе, ознакомление с формами обучения в вузе. - ученик имеет представление о направленности будущей деятельности, знаком с формами и методами обучения в ВУЗе. Диагностика: -наблюдение за учебно – воспитательным процессом, опрос, анкетирование, собеседование Операционный компонент готовности - знания, умения, навыки, необходимые для последующего обучения в вузе владеет необходимыми знаниями, умениями, навыками, - способен применить готовые знания в новой ситуации. Измерители : контрольные срезы, зачеты, диагностические контрольные работы, экзамены
60 Волевой компонент готовности КритерииКачественные показатели - развитие необходимых качеств в соответствии с характером предстоящей учебной деятельности, - самостоятельность, - умение самоорганизации, - самооценка к предстоящей деятельности, - мобилизация сил, -ученик способен к самообучению, - владеет навыками самоорганизации, -умеет мобилизовать свои силы -рационально использует свободное время, - развита самооценка к предстоящей деятельности Диагностика: -наблюдение за учебно – воспитательным процессом, -опрос, -анкетирование, собеседование
61 СООРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КОММУНИКАТИВНО – ЯЗЫКОВОЙ И ДИАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ Погружение ребенка в сферы образовательной деятельности на базе компетентностного подхода: - учебно – предметная сфера деятельности - сфера внеурочной образовательной деятельности по предметам - культурологическая сфера дополнительного образования - сфера внеклассной деятельности в рамках уклада школьной жизни и социального партнерства Воспитательные возможности семьи как ресурсное обеспечение: - уровень образованности - ценностно – образовательные ориентиры - культура общения - поведенческие модели - имидж личности Субъектная культура личности - Корректировка и обогащение компетентностей; - управление процессом формирования и компетентностного развития личности; - формирование умения самокоррекции и саморазвития - Формирование и развитие сферы стойких интересов и увлечений личности как процесс обогащение ее культуры, накопления социального опыта и формирование индивидуального стиля жизни в социуме; О Р Г А Н И З А Ц И Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И С У Б Ъ Е К Т О В О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Г О П Р О Ц Е С С А СОЦИУМ СЕМЬИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ ЗОНА СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ Я – К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т Е Й
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.