Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.ac-raee.ru
1 Методы оценки и опыт аккредитации образовательных программ в АОИР Герасимов С.И. эксперт АИОР, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
2 Общее описание вуза Томский политехнический университет является государственным образовательным учреждением высшего образования, имеющим лицензию Минобразования РФ 24 Г – 0939 от 05 мая 2000 года на ведение образовательной деятельности и государственный сертификат аккредитации от Томский политехнический университет был основан Указом Императора России Николая II в 1895 году. (в 1991 году переименован из института в университет согласно приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию) и состоит из 8 институтов и 8 факультетов, ведущих подготовку бакалавров, специалистов и магистров по 68 направлениям.
3 Электротехнический институт осуществляет подготовку бакалавров по направлению «Электротехника, электромеханика, электротехнологии» с 1993 года. По данной программе на кафедрах института в настоящее время обучаются 646 студентов. В обучении по программе участвуют 118 преподавателей ЭлТИ, в числе которых 13 профессоров, докторов наук; 73 доцента, кандидата наук. В последние 5 лет ежегодный набор на программу составлял около 150 человек, выпуск бакалавров в 2002 году составил 129 человек Общее описание программы
4 Критерий 1. Содержание подготовки Критерий 1(а). Программа имеет четко сформулированные цели, согласующиеся с миссией ВУЗа и соответствующие запросам потенциальных потребителей данной программы. ЭлТИ продемонстрировал механизм, обеспечивающий непрерывный контроль выполнения учебного плана и решения поставленных задач, а также обратную связь для совершенствования образовательной программы. Механизм включает в себя участие студентов, коллективы принимающих кафедр и представителей промышленности. Комиссии были представлены конкретные примеры действенности механизма оценки достижения целей.
5 Критерий 1( б). Программа имеет учебный план и рабочие программы дисциплин, задачи которых соответствуют сформулированным программным целям и при необходимости корректируются. Имеется возможность такой корректировки не чаще одного раза в год Критерий 1. Содержание подготовки
6 Критерий 1( в). Факультет продемонстрировал механизм, обеспечивающий непрерывный контроль выполнения учебного плана и решения поставленных задач, а также обратную связь для совершенствования образовательной программы. Механизм обеспечения контроля включает периодическую аттестацию студентов (система рейтингового контроля, зачеты, экзамены, защита выпускной квалификационной работы), преподавателей (аттестация при переизбрании). Механизм совершенствования образовательной программы состоит в постоянном мониторинге запросов потребителя ОП, в изучении лучшего мирового опыта академической подготовки по специальности Electrical Engineering, в возможности периодической корректировки ОП. Критерий 1. Содержание подготовки
7 Критерий 1.1. Структура и объем программы Критерий 1.1(а). Продолжительность обучения при очной форме обучения составляет 4 года.
8 Критерий 1. Содержание подготовки Критерий 1.1(б). Объем программы распределяется по блокам дисциплин следующим образом: Естественнонаучные дисциплины и математика – 26 %; Общепрофессиональные и специальные дисциплины – 50 %; Гуманитарные, социальные и эконом. дисциплины – 19 %, что соответствует требованиям данного критерия, согласно которому доля перечисленных блоков дисциплин должна быть соответственно не менее 25%., 45% и 15%. Комиссия отмечает, что факультет придает большое значение хорошей подготовке студентов в области общепрофессиональных и специальных дисциплин, что, по мнению комиссии, является сильной стороной данной программы.
9 Критерий 1. Содержание подготовки Критерий Цели и содержание блока естественнонаучных дисциплин и математики соответствуют требованиям критерия.
10 Критерий 1. Содержание подготовки Критерий Для образовательной программы в блоке ГСЭ дополнительно, как элективный курс, изучается дисциплина «Профессиональный иностранный язык», что позволяет выпускникам программы легче адаптироваться к международному сообществу специалистов.
11 Критерий 1. Содержание подготовки Критерий Блок инженерных дисциплин включает в себя прикладную механику, электротехнику и электронику и др. Дисциплина Differential Equations (дифференциальные уравнения) читается на английском языке. Обучение инженерному проектированию по программе предусматривает выполнение 6 курсовых работ и проектов по учебным дисциплинам «Прикладная механика», «Электромеханика», «Силовые преобразователи», «Электрический привод», «Технология производства электрических аппаратов», «Системы управления электроприводов», а также производственно- технологическую практику на промышленных предприятиях Западной Сибири. Выпускные квалификационные работы предусматривают обязательное использование современных методов и средств проектирования, анализ альтернативных решений инженерных задач, обязательное испытание и оценку предлагаемых проектных решений.
12 Критерий 2. Качество подготовки Критерий 2(а). Все поступающие на ОП имеют документ государственного образца о полном среднем образовании.
13 Критерий 2(б). Контроль качества подготовки абитуриентов производится путем конкурсного отбора во время вступительных испытаний по математике, физике и русскому языку. Конкурс при поступлении на образовательную программу является стабильным и составил в период гг. 2,22 - 1,85 абитуриента на одно учебное место, что свидетельствует о востребованности данной образовательной программы. Для помощи абитуриентам в подготовке к поступлению организован центр довузовской подготовки. Центр работает в течение всего учебного года. Ежегодно в нем обучаются и готовятся к поступлению около 1000 человек. Критерий 2. Качество подготовки
14 Критерий 2(в). В ЭлТИ используется система непрерывного мониторинга учебной деятельности студентов в форме рейтинговой системы контроля качества. При этом три раза в семестр оценивается деятельность студентов и их знания. Итоговая оценка выставляется на основе рейтинга, непрерывно набираемого за весь период обучения, включая индивидуальную и самостоятельную работу, и на этапах промежуточного и итогового контроля в течение семестра. В учебных планах многоуровневой подготовки предусмотрены как непрерывный, так и промежуточный и итоговый, деканский и ректорский (выборочно). Критерий 2. Качество подготовки
15 Критерий 2(г). Академическая мобильность студентов обеспечивается наличием в ЭлТИ включенного обучения, приемом студентов из других университетов Казахстана, Узбекистана, Киргизии, наличием грантов, предусматривающих месячную и более длительную стажировку в зарубежных вузах и фирмах (Германия, Чехия), что позволяет студентам формировать свою образовательную траекторию получения высшего образования. Критерий 2. Качество подготовки
16 Критерий 3. ППС Критерий 3(а). Профессорско-преподавательский состав института входит в состав 10 кафедр, объединенных в 2 факультета, охватываемых образовательной программой.
17 Критерий 3(б). Все преподаватели имеют базовое образование и квалификации, соответствующие требованиям образовательной программы «Электротехника, электромеханика, электротехнологии». Из числа профессорско-преподавательского состава каждый год человек проходят стажировку в институте инженерной педагогики ТПУ, на предприятиях промышленности, и др. Ежегодно около 10 преподавателей участвуют в международных зарубежных научных конференциях (в 2002 г. – Узбекистан, Греция, Германия, США, Шотландия). Сложилась и продолжает совершенствоваться практика проведения международных конференций по проблемам и практике инженерного образования и международной аккредитации образовательных программ. В течение последних трех лет преподаватели института выпустили 6 научных монографий и 4 учебных пособия с грифом УМО по актуальным проблемам ОП. Критерий 3. ППС
18 Критерий 3(в). Число ППС ЭлТИ, имеющих ученую степень (ранговый состав) составляет 72 %, что значительно превышает требование Минобразования РФ (не менее 60 %). Из них 11 % - доктора наук. Критерий 3. ППС
19 Критерий 3(г). Общий объем госбюджетных и хоздоговорных НИОКР в институте в 2002 году составил 5280 тыс. руб, из которых на гранты, федеральные целевые программы и др. приходилось 1520 тыс. руб. Критерий 3. ППС
20 Критерий 3(д). На факультете 8 преподавателей являются действительными членами и член-корреспондентами общественных Российских инженерных академий, Академий естественных наук, Международных Ассоциаций, Международного центра инженерного образования ЮНЕСКО и др. Критерий 3. ППС
21 Критерий 3(е). Все преподаватели представили рабочие программы, подтверждающие место своей учебной дисциплины по программе Критерий 3. ППС
22 Критерий 4. Профессиональный компонент Критерий 4(б). Курсовое проектирование является организационной формой обучения, применяемое на заключительном этапе изучения учебной дисциплины, и направлено на обучение применению полученных знаний при решении комплексных задач, связанных со сферой деятельности будущих выпускников. Курсовые проекты выполняются по дисциплинам общетехнического и специального циклов. В процессе выполнения курсового проекта студенты решают технические задачи по конструированию объекта, разработке технологического процесса, проектирования компонент системы и системы в целом. В задание по курсовое проектирование реализуются такие виды деятельности студента как работа по образцу или поиск оптимального варианта решения из предложенных. Курсовое проектирование является одним из видов обучения творческой инженерной деятельности. Завершается работа защитой студентом ее результатов перед комиссией, состоящей из преподавателей и научных сотрудников кафедры. Обратная связь осуществляется по результатам анализа содержания и ошибок, вносятся коррективы в тематику, структуру и методическое обеспечение работы. Комиссия, однако, отмечает, что в ОП на стадии выполнения курсовых работ и проектов отсутствуют этические, социально-политические, экологические аспекты и вопросы устойчивого развития. Выпускная квалификационная работа в недостаточной степени включает рассмотрение этических аспектов.
23 Критерий 4(в). Комиссия отмечает, что ОП не предусматривает междисциплинарную тематику заданий и чтение лекций по профессиональной этике. ОП предусматривает, в основном, индивидуальную работу студентов. Критерий 4. Профессиональный компонент
24 Критерий 4(д). Образовательная программа является востребованной и современной, что подтверждается высоким конкурсом среди абитуриентов и практически полным трудоустройством ее выпускников. Критерий 4. Профессиональный компонент
25 Критерий 5. Материально-техническая база Критерий 5(а). Учебный процесс по программе обеспечен 15 специализированными лабораториями с необходимым оборудованием, общей площадью около 800 м 2.
26 Критерий 6. Информационное обеспечение Критерий 6(в). Инфраструктура институтской информационно- компьютерной среды, используемой для реализации программы, включает общеуниверситетскую вычислительную сеть (ВОЛС) с выходом в Интернет, Web-сервер.
27 Критерий 7. Финансовое обеспечение Критерий 7(д). ЭлТИ является составной частью ТПУ, занимающего 4 место среди 160 технических вузов РФ.
28 Критерий 8. Выпускники Критерий 8(а). ЭлТИ по анализируемой ОП закончили около 630 бакалавров.
29 Критерий 8(б). В ЭлТИ существует система ежегодного анкетирования выпускников (4 страницы вопросов формата А4), запросы на промышленные предприятия о профессиональном росте выпускников. Комиссия отмечает недостаточную заинтересованность промышленности РФ в бакалаврах. Предпочтение отдается специалистам (инженерам). Критерий 8. Выпускники
30 Рекомендации экспертной комиссии Материалы самообследования и результаты аудита программы «Электротехника, электромеханика, электротехнологии» Томского политехнического университета (ТПУ) показывают, что, несмотря на выявленные некоторые слабые стороны, программа удовлетворяет всем критериям Ассоциации инженерного образования России и может быть рекомендована к аккредитации сроком на 5 лет. Университету и ЭлТИ рекомендуется принять меры для дальнейшего совершенствования программы «Электротехника, электромеханика, электротехнологии», направленные на устранение слабых сторон, выявленных в результате аккредитации. Сообщить в АИОР о проведенной работе не позднее 3-х лет с момента проведения аккредитации. Решение принято комиссией единогласно.. 30 апреля 2003 года.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.