Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.ipk.khakasnet.ru
1 1 Задачи и перспективы развития учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»
2 2 Комплект учебно-методических пособий «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Включен в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий, имеет гриф «Рекомендовано» Министерства образования Российской Федерации Удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Министерством образования Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров. Обладатель книжного Оскара в номинации «Учебники ХХI века» XIV Московской международной книжной выставки – ярмарки
3 3 В основе проекта «Начальная школа ХХI века»- целостная концепция начального образования. Каждый учебный предмет в соответствии со своей спецификой и особенностями направлен на достижение главной цели - полноценное индивидуальное развитие каждого ребенка и его успешное обучение.
4 4 Основные ведущие идеи УМК «Начальная школа ХХI века» 1.Обучение строится с учетом психологических доминант младшего школьного возраста (актуальность для ребенка двух деятельностей - учебной и игровой; значимость наглядно – действенного и наглядно – образного мышления для развития словесно-логического мышления; целостное восприятие детьми окружающей действительности; особенность способов общения со сверстниками и взрослыми)
5 5 2. Методика обучения чтению, письму и математике ориентирована на формирование компонентов учебной деятельности, развитие умения и желания детей учиться; 3. Реализуется культурологический принцип обучения, рассматриваемый авторами как развитие духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества; 4. Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать перспективу его развития.
7 7 В настоящее время учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» представлен во всех регионах Российской Федерации. В этом учебном году по УМК занимается каждый десятый учащийся начальной школы. Наиболее широко комплект используется в Белгородской, Самарской, Смоленской областях. По комплекту учится одна треть младших школьников Ростовской, Свердловской, Челябинской областей, Красноярского края, Санкт-Петербурга.
8 8 Реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остаётся одной из центральных задач авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века».
9 9 Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; Предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; Обязательная успешная деятельность; обучение в зоне «ближайшего развития». Предоставление права выбора деятельности, партнера, средств обучения; Создание условий для реализации творческих возможностей ребенка; Демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся;
10 10 Логика развертывания процесса познания Наличие разных точек зрения ( на один и тот же вопрос) Возникновение конфликта и его следствие – дискуссия (обсуждение) Осуществление попытки сближения мнений Выводы, которые убедительны для всех «Кто начал мыслить, того уже не остановить» (Ж.Ж.Руссо)
11 11 Высказывание своей точки зрения; Восприятие образца; Сравнение своей точки зрения с образцом Образец – метод сравнения своего мнения с «официальным»
12 12 Приоритетная цель современной начальной школы в УМК «Начальная школа ХХ1 века»Развитиемладшегошкольника УмениеприменятьзнанияУмениедобыватьзнанияУмениеопределять границы своего незнания
13 13 Реализация стандарта второго поколения: проблемы и трудности УМК «Начальная школа XXI века»
14 14 В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности. Именно такая целевая установка обеспечит развитие психических и личностных новообразований младшего школьника. То есть речь идет о том, что младший школьник работает в структуре учебной деятельности.
15 15 ЧТО ТАКОЕ УУД? Это главное составляющее любого умения (в данном случае умения учиться) - совокупность способов приемов, которыми пользуется ученик для решения учебной задачи. Универсальность означает «независимость» от конкретного предметного содержания. Без сформированности УУД нельзя развить способность субъекта к самообучению (саморазвитию)
16 16 Виды универсальных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
17 17 Личностные универсальные действия Внутренняя позиция школьника (отношение к школе; мотивы учения, самооценка) Самоопределение (гражданская идентичность, этническая принадлежность)
18 18 Регулятивные универсальные действия Осуществлять действия по образцу и заданному правилу; Сохранять заданную цель; Видеть указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого; Контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку.
19 19 Познавательные универсальные действия 1. Общеучебные формулирование цели; поиск и анализ информации; моделирование; структурирование знания; составление устных и письменных высказываний; оценка своих действий; смысловое (мотивированное) чтение; формулирование проблемы
20 20 2. Универсальные логические действия: выделение признаков предмета; сравнение, сериация, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство
21 21 ЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
22 22 Требования к метапредметным результатам Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
23 23
24 24
25 Обсуждение готовых решений
26 Умение контролировать собственные действия Верно ли, что в ряду пропущены два числа? Какие? Верно ли, что на рисунке можно найти пять треугольников? Длину какого отрезка измерили неверно? Объясни ошибку. Вычисли. Подчеркни результаты. 5 – 2 = = 9 – 1 = 7 – 1 = 6 – 2 = = = 5 – 4 = 5 – 3 = Проверь свою работу
27 Умение планировать собственные действия --рассказать, в какой последовательности надо выполнять задание, например, «Путешествие точки»; -объяснить, как можно разложить в коробки 12 игрушек (по 2, по 3, по 4, по 6); -рассказать, как решить задачу с использованием фишек:
29 Формирование геометрических и пространственных представлений
30 30 Овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогии, причинно-следственные связи, отнесение к известным понятиям)
31 Классификация Обведи замкнутой линией зелёным карандашом все зелёные фигуры; красным карандашом – все красные фигуры; жёлтым карандашом – все жёлтые фигуры. Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами.
32 32
33 33 Учебный процесс ориентируется на мышление Наглядно-образное мышление Знаковая функция мышления Сравнение Анализ Классификация Сериация Обобщение
34 34 Учебный процесс ориентируется на воображение Дидактическая и ролевая игра Воображаемые ситуации Творческие задания
35 Особенности контроля Оцениваются только реальные достижения ребенка, которые он сам хочет предъявить для оценки Критерием оценки являются изменения данного ребенка Оценивание идет параллельно с формированием самооценки Ученик имеет право на сомнение и на исправление 35
36 Возможности курса математики в формировании компонентов учебной деятельности Умения принимать и решать учебную задачу. Задача практическая, неучебная ( «что делать») и учебная ( «как делать») и их различия. Учебные задачи с соответствующими учебными операциями. Способы решения конкретных учебных задач (по математике и др.). Планирование действий по их решению. Последовательность учебных операций (знание соответствующих алгоритмов действий). Умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Сравнение различных предметов (объектов): выделение из множества одного или нескольких объектов, обладающих определённым свойством; выявление сходства и различия предметов. Работа с моделями. Построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала). Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Постепенный переход от итогового самоконтроля («что сделано») к пооперационному («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
37 37 Выявление и устранение причин трудностей в обучении, формирование качеств, недостаточное развитие которых мешает усвоить учебный материал. Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно- развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Дифференцированное обучение
38 Коррекционно-развивающая работа
39 Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно- развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.
40 40 Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса должна быть педагогическая диагностика.
41 41 ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
42 3.2. Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (Стандарт 2009 г.) Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
43 4 класс. Диагностическая работа по математике. Конец учебного года. 9. Допиши единицы измерения. Длина дорожки 50 ___. Площадь кухни 8 ___. Высота дома 32 ___. Площадь пенала прямоугольной формы 180 ___. Высота окна 145 ___. Длина гвоздя 100 ___ Рост школьника ___.
44 Пример из педагогической диагностики ( умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия ) Подчеркни правильное решение. А) 64 : 7 = 8 (ост.8) Б) 51 : 9 = 5 (ост.6) В) 57 : 7 = 7 (ост.1)
45 Формирование в младшем школьном возрасте «умственных операций». Операция – единица деятельности (А.Н.Леонтьев), способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Одними из основных операций, из которых слагается процесс мышления, являются сравнение, анализ и синтез.
46 46 Как вычислить площадь этого прямоугольника? А) 12+3 Б) В) (12 + 3) 2 Г) см 3 см
47 47 Динамика решения диагностических заданий (1-2 класс)
48 Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным требованиям ( общим для всех программ начальной школы) к знаниям и умениям учащихся, оканчивающим соответствующий класс. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.