Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемphilosophy.webservis.ru
1 Платон Аристотель Августин Блаженный Августин Блаженный Аль - Кинди Аль - Кинди Николай Кузанский Николай Кузанский Томмазо Кампанелла Томмазо Кампанелла Рене Декарт Рене Декарт Джон Локк Джон Локк Вольтер
2 Платон - греческий философ и педагог. Родился в Афинах, там же и умер в возрасте 80 лет. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминают о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал объективной абсолютной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира. По Платону чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Человек должен возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу. Основные произведения: «Георгий», «Теэтет», «Федон», «Законы» и другие.
3 Древнегреческий философ и педагог. Родился в Стагире, а умер в Халкиде. Почти 20 лет Аристотель проучился в академии Платона, а покинув ее стал воспитателем Александра Македонского. Отец Аристотеля был врачом в Стагире. Рано оставшись без родителей, юноша обучался в Аттарне в Проксинах. Пока Аристотель учился в академии, он изучил всю философию Платона. Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытия. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.
4 Философское учение Аристотеля Бытие живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами ( условиями ) бытия : 1. Материя « то, из чего ». Многообразие вещей, существующих объективно ; материя вечна, несотворима и неуничтожима ; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве ; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов ( стихий ): воздух, вода, земля, огонь и эфир ( небесная субстанция ). 2. Форма « то, что ». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог ( или ум - перводвигатель ). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления : оно представляет собою слияние материи и формы. 3. Действующая причина ( начало ) « то, откуда ». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего : есть действующая причина это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии - причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть 4. Цель « то, ради чего ». Высшей целью является Благо. Основные произведения: «О душе», «Афинская полития», «Метафизика», «Топика», «Аналитика», «Никомахова этика», «Евдемова этика» и другие.
5 Аврелий Августин ( лат. Aurelius Augustinus; ) Блаженный Августин, Святитель Августин епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей ( при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме ). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической « Исповеди » («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд « О граде Божием ».
6 Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, « форма » со всеми ее элементами : видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично : в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога ( Абсолют ) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее.
7 Вечность же мыслится Августином так : в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога. Между тем в вечном нет ни переходящего, ни будущего, ибо, что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. Говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивал его всеблагость. Но в мире творится зло. В неоплатонизме зло рассматривается как отрицательная степень добра. Опираясь на тексты Священного Писания, где говорится о доброте Творца, Августин доказывал, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой абсолютной доброте : ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в товарную определенную меру, вес и порядок ; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. Большое влияние на последующую христианскую философию оказало учение Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека и о божественном предопределении. Основные произведения: «Против академиков», «О жизни блаженной», «О порядке», «Монологи», «О количестве души», «Об учителе», «О бессмертии души», « О граде Божием» и другие
8 Арабский философ, первый представитель восточного аристотелизма, был прозван « философом арабов », или « философом бедуинов », поскольку происходил из племени Кинда, в то время как почти все арабские философы были родом из Персии или Турции. Жил в Куфе, Басре и Багдаде, где служил при дворе Аббасидов в качестве переводчика греков, астролога и наставника принцев. Также является автором изложения ряда произведений античных философов и комментариев к « Категориям », « Второй аналитике » Аристотеля, « Элементам » Евклида и « Альмагесту » Птолемея. Как почти все первые арабские философы, Кинди был также ученым и создавал трактаты по физике и астрологии. Известно около 270 его произведений, но сохранились лишь немногие, главным образом благодаря латинским переводам, сделанным в Средние века. Большое число трактатов на языке оригинала, арабском, было обнаружено в Стамбуле. В своих сочинениях Кинди опирался на греческих философов, однако не занимался прямыми заимствованиями у Аристотеля, как Фараби, его интересовали, прежде всего, неоплатонические и неопифагорейские интерпретации аристотелизма. Оригинальным вкладом Кинди в философию является концепция четырех видов разума, которую он выдвинул в противовес концепции Александра Афродийского, комментатора Аристотеля. Кинди пытался также доказать фундаментальное согласие между откровением и спекулятивным разумом. Аль-Кинди оказал большое воздействие на развитие арабской и средневековой европейской философии; труды Аль-Кинди переводили Герберт (папа Сильвестр II ), по ним учился Бэкон. Основные произведения: «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «Книга о пяти сущностях» и другие
9 Николай Кузанский - философ, теолог, учёный, церковно- политический деятель. Родился в семье рыбака и виноградаря. Бежал из родного дома к графу Теодориху фон Мандершайду, который дал ему первоначальное образование и сделал возможным дальнейшее его обучение в университетах Гейдельберга и Падуи. Изучал юриспруденцию, математику и естествознание, а затем теологию, после чего получил духовное звание. Руководствуясь основной для него идеей вселенского единства, выступил в процессе работы собора за централизацию церкви. Будучи ближайшим советником папы Пия II, в 1448 достиг звания кардинала, с 1450 стал епископом в Бриксене, с 1458 генеральным викарием в Риме. Оказывал значительное влияние на европейскую политику своего времени. Кузанский дал законченное выражение универсализма средневековой мысли и вместе с тем явился первым философом нового времени, предвосхитив многие идеи и методы математического естествознания и развив в своём творчестве тенденции, не потерявшие своей актуальности до настоящего времени. Диалектическая тенденция выразилась у Кузанского в его стремлении охватить все вещи и события мировой жизни в единстве и цельности - бесконечном "максимуме", который не сводим ни к чему конкретному и отдельному и превосходит его, но в то же время отражается отдельными вещами.
10 Этот " максимум " есть одновременно и бесконечный " минимум ", поскольку целостность максимума не допускает никакого деления. Он вообще есть совпадение противоположностей (coincidentia oppositorum), которое Николай Кузанский трактует весьма разнообразными способами, в том числе как принцип отрицания : абсолют, " не - иное " есть " иное " " иного ", которое определяет собою и себя и иное, превышает и утверждение и отрицание, будучи " утверждением утверждения ". " Абсолютный единый максимум " трактуется как высшее достижение разума и как нечто превышающее самый разум ; для позднего Николая Кузанского - это уже и не " бытие " в традиционном смысле, а " возможность ", заключающая в себе одновременно начало и формы и материи. Н. Кузанский принадлежит семь специальных трактатов по математике. Предвосхищая космологию Н. Коперника, Н. К. учил, что земля, как и любое др. небесное тело, не может быть центром Вселенной ; доказывал бесконечность и вечность мира. Занимался проблемами опытного естествознания, предложил реформу календаря, составил географическую карту Центральной и Восточной Европы. Основные произведения: «Об ученом незнании», «О предположении», «Простец об уме», «О католическом согласии» и другие.
11 Итальянский философ и поэт, родился в Стило ( в Калабрии, Италия ) 5 сентября В 15 лет стал монахом - доминиканцем, в школах ордена изучал труды Аристотеля, Фомы Аквинского, астрологию и каббалу. Прочитав работу Телезио « О природе вещей согласно ее собственным началам », выступил против аристотелевской философии и в защиту Телезио с книгой « Философия, доказанная при помощи чувств ». Был арестован по обвинению в ереси, но вскоре выпущен ; затем вновь арестован в 1593, но оправдан в В это время написал труды : « О христианской монархии », « Политический диалог против лютеран, кальвинистов и других еретиков ». Арестованный вновь в 1599 по обвинению в заговоре против испанского режима в Неаполе, был осужден в 1602 к пожизненному заключению ( провел в тюрьмах почти 27 лет ), во время которого и написал главные философские работы, в частности « Защита Галилея », « Об ощущении вещей и магии », « Побежденный атеизм » и множество других, а также поэмы, мадригалы, сонеты и другие поэтические произведения, представленные в Избранном. Кампанелла был освобожден в 1626, а в 1629 оправдан. Пытался донести свои идеи до папского двора. В 1634, испугавшись нового осуждения в связи с открывшимся заговором в Неаполе, бежал в Париж под покровительство Людовика XIII и кардинала Ришелье. Умер Кампанелла в Париже 21 мая 1639 г.
12 В своей философии Кампанелла пытался дать научное доказательство христианства исходя из чувственного восприятия и познания разумом самого себя. Вселенная есть смесь бытия с небытием ; изменение порождается противоположными принципами любви и раздора. Все вещи обладают душой и чувствами – каждая на своем уровне ; все стремится к самосохранению ; однако разумные существа могут достичь этого, только соединившись с Богом. Политическая философия Кампанеллы в его « Городе Солнца » содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят король - жрец и три государственных министра. Эта утопическая картина отражает мечту Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти (« монархия Мессии »). Основные произведения : О природе вещей согласно ее собственным началам, О христианской монархии, Защита Галилея, Побежденный атеизм, Город Солнца и другие.
13 Французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от C редневековья. Декарт родился 31 марта 1596 в Лаэ в провинции Турень в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. О детстве и юности Декарта известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из « Рассуждения о методе », переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась, с одной стороны, критике, с другой – защищалась позднейшими историками.
14 Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – « Рассуждение о методе " и в трактатах « Диоптрика », « Метеоры и Геометрия ». В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, подающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов. К сожалению, приведенная им формулировка метода весьма лаконична. Притязание подкрепляется примерами результатов, полученных с помощью метода, и хотя Декарт делает несколько ошибок, следует заметить, что эти результаты были получены во многих областях и за весьма малый отрезок времени. Декарт переходит к доказательству бытия Бога, не предлагая здесь каких - то особенно оригинальных идей. Вполне традиционно онтологическое доказательство : из самой идеи вещи совершенной следует, что эта вещь действительно существует, поскольку совершенное существо должно обладать, среди бесконечного числа других совершенств, совершенством существования. Согласно другой форме онтологического аргумента ( который правильнее было бы назвать космологическим доказательством ), Я, существо конечное, не могло бы обладать идеей совершенства, которая ( поскольку великое не может иметь малого в качестве своей причины ) не могла быть произведена нашим опытом, в котором мы встречаемся только с несовершенными сущностями, и не могла быть изобретена нами, несовершенными существами, но была вложена в нас непосредственно Богом, по - видимому, таким же образом, каким ремесленник ставит свою метку на произведенных им изделиях. Еще одно доказательство – космологический аргумент, согласно которому Бог должен быть причиной нашего бытия. Основные произведения : Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках, Диоптрика, Метеоры, Геометрия и другие.
15 Английский философ – просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно – политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого земледельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал, занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 году избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 году домашним врачом, а затем секретарем лорда Эшли – видного общественного деятеля времен Реставрации, Локк приобщается к активной политической жизни.
16 В центре философии Локка лежит теория познания, развитая в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона и противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. На взгляды Локка оказали также влияние идеи Гассенди, Бойля, Сиденхема, и Ньютона. Главное сочинение – « Опыт о человеческом разуме », над которым Локк работал около 20 лет. Согласно Локку не существует врожденных идей и принципов – ни теоретических, ни практических, включая идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта – внешнего и внутреннего. В основе знания лежат простые идеи, например возбуждаемые в уме различными качествами тел – первичными, с которыми эти идеи сходны ( протяженность, движение, фигура, плотность ), или вторичными с которыми идеи не сходны ( цвет, звук, запах ). Посредством соединения, сопоставления абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи ( модусы, субстанции и отношения ). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Локк определяет как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. Познание Локк делит на интуитивное, демонстративное и сенситивное. Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философской и общественно – политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толанда, Пристли, Беркли и Юма, во Франции – на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов 18 века – Ламетри, Гельвеция и Дидро. Основные произведения : « Два трактата о государственном правлении », « Разумность христианства », « О пользовании разумом », « Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге » и другие.
17 Вольтер ( фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж 30 мая 1778, Париж ; имя при рождении Франсуа - Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire анаграмма «Arouet le j(eune)» « Аруэ младший » ( латинское написание AROVETLI) один из крупнейших французских философов - просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник ; основоположник вольтерьянства.
18 В философских, художественных, публицистических произведениях подверг всесторонней и талантливой критике феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально - клерикальное мировоззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступал за утверждение буржуазных отношений и антифеодальной идеологии. Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько - нибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у Вольтера открытым материализмом и атеизмом. Опираясь на философию Локка и естественнонаучные взгляды Ньютона, Вольтер в « Философских письмах », « Трактате о метафизике », « Философском словаре » и других сочинениях близко подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию детерминированности естественных общественных явлений, исключал религиозное объяснение конкретных явлений природы. По Вольтеру сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления других явлений он считал божественной. В « Кандиде » и других философско - художественных произведений Вольтер осмеивал христианский пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего свое право на счастье. Передовые философские идеи Вольтера сыграли большую роль в формировании нового поколения французских просветителей, представленного Метри, Дидро, Гельвецием, Гольбахом и другие, у них он в свою очередь перенял ряд важных материалистических положений. Он принимал участие в создании французской « Энциклопедии » 18 века, редакторами которой были Дидро и Д ` Аламбер.
19 Вольтер проявлял большой интерес к истории культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Петра I. « Русское вольтерианство » развило и взяло на вооружение многих идей Вольтер, заостренные против деспотизма, крепостничества и засилия церкви. Основные произведения: «Философский словарь», «Кандида», «Трактат о метафизике», «Философские письма» и другие.
20 Авлосевич Элла Берлизова Ксения Лоскутова Светлана Корнеева Юля Ефанов Андрей Песков Иван Малыхин Дмитрий Псарев Сергей Гулиев Анвар Скрынников Александр Трубников Владимир
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.