Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool19b.ru
1 Государственное общеобразовательное учреждение > Проект Если в сердце живёт любовь (из истории храма Пресвятой Богородицы у Старого Симонова монастыря) Выполнил ученик 5 класса Чистяков Даниил Руководитель: учитель истории Ступина О.А. Москва 2009 год
2 Гипотеза: Родина – частица твоего сердца
3 – В этимологическом словаре « родина» определяется как место рождения. Полная форма слова - «родимая земля»
4 Ощущение Родины приходит к каждому из нас в детстве. Это и родная улыбка мамы, и весенний ручей, в котором ты пускаешь кораблик, и сказки любимой бабушки на ночь, и берёза под твоим окном, и седой ветеран, идущий по нарядным майским улицам. Чем старше мы становимся, тем больше представлений и ощущений о Родине собирается в нашем внутреннем « я». На протяжении всей жизни мы храним духовную связь с родиной.Распад тоталитарной державы СССР, основой которой была единая идеология и мощный патриотизм, привёл в начале построения демократического государства к некоторой утрате духовности. На мой взгляд необходимо преодолеть недостаток веры и отсутствие любви, и помочь в этом может воспитание любви к Родине.
5 Цель работы: Привлечь внимание к воспитанию нравственности и патриотизма
6 Вне стен Кремля не найти более древних церковных стен, чем у храма Рождества Пресвятой Богородицы у Симонова монастыря
7 Во второй половине 14 века начинается процесс возрождения Руси после монголо- татарского ига. Ключевский так описывает это время: « …. Во всех русских нервах ещё до боли было живо впечатление ужаса, произведённого многократными нашествиями татар. Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мёртвое оцепенение.»
8 Большую роль в процессе возрождения русских земель сыграла русская православная церковь. С благословения преподобного Сергия Радонежского был построен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в 1370 году. Он благословил племянника Фёдора основать монастырь на реке Москве на месте называемом Симоново. Это было глухое место в бору на крутом овражистом берегу реки Москвы в шести верстах от города. Сам Радонежский часто посещал монастырь, даже имел здесь свою келью. Глубокий пруд, выкопанный Сергием, назывался москвичами в 19 веке Лизиным по имени героини популярной повести Карамзина. Игумен Фёдор был духовником Великого князя Дмитрия Ивановича, неоднократно возглавлял дипломатические миссии в Царьград, в 1383 году получает сан архимандрита, а в 1390 году становится архиепископом Ростова.
9 1370 – построен деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы у Старого Симонова монастыря 1509 – каменное здание по проекту Алевиз Нового История храма неразрывно связана с основными событиями России. Симонов монастырь играл важную роль в обороне южных подступов к Москве. Здесь шла подготовка к Куликовской битве, которая состоялась ровно через 10 лет после освящения храма. Сергий дал в сподвижники московскому князю Дмитрию иноков Пересвета и Ослябю.
10 О н и б ы л и и з р о д а б р я н с к и х б о я р. И н о к и о к а з а л и с ь в Т р о и ц е - С е р г и е в о м м о н а с т ы р е к о г д а л и т о в с к и й к н я з ь Д м и т р и й О л ь г е р д о в и ч п е р е ш ё л н а с л у ж б у к м о с к о в с к о м у к н я з ю. К а к о тмеченовжитие«жили,закаляядухвпостеимолитве,телосовершенствоваливратныхупражненияхподруководствомопытныхнаставников.ДушуобогащалиЕвангельскимидушеспасительнымипоучениямиимудростью древнихвитязей,преуспеваявисполнениихристианскихдобродетелей».Втевременасуществовалмифонепобедимоститатарскихвоинов,говорили,чтоодолетьихвбою невозможно,таккакониобладаютнекотороймистическойвластью.ПоэтомуСергийРадонежскийрешилпослатьнабитвудухоносныхмонаховдлявоодушевлениярусскоговоинства.
11 Одно время ходила версия, не имевшая впрочем твёрдого основания, что Андрей Рублёв проходил обучение иконописи в Симонове. Однако в нём действительно работали иконописцы Дионисий с сыновьями. По завершению Куликовской битвы тела наиболее именитых героев Куликовской битвы были в дубовых колодах перевезены в Москву и преданы земле вблизи храма Пресвятой Богородицы. Предание сохранило тот факт, что князь Дмитрий особенно « требовал их останков для своей Москвы, чтобы воины и народ, взглядывая часто на их могилы, воспламенялись духом доблести».
12 В 1612 году во время Смутного времени поляки разграбили храм, захватив не только драгоценности и богатые вклады князей и царей Российских, но даже и хлебные запасы. В 1771 году в Москве свирепствовала моровая язва и Симонов монастырь был определён для карантина. В 1788 году здания монастыря были переданы под военный госпиталь. Для москвичей это была большая утрата, и сам митрополит Платон хлопотал о восстановлении монастыря. В 1795 году обитель была восстановлена. В1812 году Наполеоновские войска ворвались в Симонов монастырь, разграбили его, устроили в башне конюшню.
13 Своеобразная музыка симоновских песнопений была настолько известна, что при императоре Николае 1 рассматривался вопрос о распространении этой традиции для использования во всех московских храмах. Очень любил этот храм писатель и историк Карамзин. В своей повести « Бедная Лиза» он писал: « Всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря.» В 1870 году праздновался 500-летний юбилей основания храма и монастыря, на пожертвования многих благотворителей храм был отреставрирован и украшен. Известным собирателем древностей и благотворителем П. Цуриковым по рисунку М. Попова над могилами воинов-иноков была установлена чугунная сень каслинского литья, на средства военно-морского ведомства были изготовлены драгоценные лампады. В 1900 году храм посетил Николай 2, которому как особую достопримечательность показывали дубовую тягу, заложенную в алтарной части храма во времена его основания. Во время беседы при осмотре храма Государь Николай Александрович с гордостью сказал настоятелю, что жива традиция русского флота иметь в своём составе фрегаты, носящие имена Пересвета и Осляби.
14 С приходом к власти большевиков храм был закрыт в 1928 году. В 1930 году были взорваны пять из шести его церквей, Сторожевая и Тайнинская башни и практически вся монастырская стена.
15 Не спасла монастырь от разрушения даже организация в нём в 1925 году светского музея оборонного зодчества. Церковь очутилась на территории завода «Динамо».
16 С приходом к власти большевиков храм был закрыт в 1928 году. В 1930 году были взорваны пять из шести его церквей, Сторожевая и Тайнинская башни и практически вся монастырская стена. Не спасла монастырь от разрушения даже организация в нём в 1925 году светского музея оборонного зодчества. Церковь очутилась на территории завода « Динамо». Первоначально предполагалось снести храм со всеми прилегающими к нему строениями. Трудно сказать, какие аргументы возобладали, но сохранились стены древнего храма. О необходимости восстановления исторической памяти впервые начинают говорить в 60-е годы. В 1966 году русский художник Павел Корин пишет статью « Как гражданин России», в которой он говорит о Пересвете и Ослябе как « символах доблести и ратной чести для множества поколений». Надгробие могил Пересвета и Осляби продали как железный лом за 317 рублей 25 копеек, сломали главу и колокольню, а в пол врыли мощный мотор. При взрыве колокольни была нарушена вентиляция.
17 В 80-е годы 20 века храм стал одним из символов пробуждения национального и духовного самосознания России. Может ли быть правильным общество, которое не хранит память о своих предках-героях? В 1987 году завод освободил церковь и передал её Историческому музею.18 июля 1988 года было торжественное открытие филиала Исторического музея в храме. Каменное надгробие Пересвета и Осляби было выполнено Вячеславом Клыковым и освящено. В 1989 году церковь вновь открыли для посетителей и стали реставрировать. Последняя научная реставрация, осуществлённая известным архитектором Л. Давидом и М. Могиновым, восстановила практически все элементы древнего каменного убранства. Это был первый в Москве возвращённый храм. В 1993 и 1999 году храм посещал патриарх Алексий. Окончательное восстановление закончилось в 2006 году.
18 В церкви находятся святыни Чтимой Тихвинской иконы Божией Матери,Резная Влахерская икона Божией Матери. Мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби Настоятелем монастыря является протоирей Владимир Силовьёв. Я беседовал со служащими храма матушкой Раисой Гавриловной, Татьяной Фёдоровной и матушкой Людмилой. На вопрос « Что такое для вас Родина» я услышал следующие ответы: « Родина- это святое слово. Своя земля. Место души. Любовь к окружающим.Вера в Бога.» Мне рассказамного интересных историй, связанных с храмом. Служащие считают, что главной задачей нашего общества сейчас является воспитание патриотизма как основы сознания русского народа, в нём они видят корни духовного единения с русской землёй.
19 Настоятелем монастыря является протоирей Владимир Силовьёв. Я беседовал со служащими храма матушкой Раисой Гавриловной, Татьяной Фёдоровной и матушкой Людмилой. На вопрос « Что такое для вас Родина» я услышал следующие ответы: « Родина- это святое слово. Своя земля. Место души. Любовь к окружающим.Вера в Бога.» Мне рассказали много интересных историй, связанных с храмом. Служащие считают, что главной задачей нашего общества сейчас является воспитание патриотизма как основы сознания русского народа, в нём они видят корни духовного единения с русской землёй. Храм занимается социальной деятельностью по трём направлениям: -помощь многодетным и малообеспеченным семьям -помощь пенсионерам С 1989 года при храме действует воскресная школа. Проводятся занятия по Закону Божию, иконописному делу, церковному пению, организуются паломничества по святым местам. При воскресной школе до недавнего времени действовал военно-патриотический клуб « Пересвет-М».
20 Храм занимается социальной деятельностью по трём направлениям: - помощь заключённым -помощь многодетным и малообеспеченным семьям -помощь пенсионерам
21 Храм всегда сохраняет значение нравственного ориентира. Сами стены храма не только являются свидетелями прошедших времён, но несут в себе отпечаток духа людей, молившихся в нём. Храм становится исповедником, свидетелем и, в какой-то мере, хранителем духовных подвигов людей. Если в сердце есть любовь к Богу и к ближнему, значит есть и любовь к Родине, в которой ты живёшь. На мой взгляд необходимо проведение в рамках образовательной школы для желающих серии христианских уроков, на которых ребята могли бы больше узнать об истории храмов, о судьбах людей, которые с ними связаны. Только так мы можем воспитывать любовь к Родине, а значит быть частичкой той земли на которой ты вырос.
22 Литература: Благословение Преподобного Сергия. Издетельский Совет Русской Православной Церкви Остроумов И. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове. М.,1992. Официальный сайт храма. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. М.,1995.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.