Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmetodistam.ru
1 Как формировоать УУД на уроке Карабанова О.А., Д-р психол.н., профессор МГУ имени М.В.Ломоносова
2 Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
3 Основные виды УУД 1) личностные 2) регулятивные,включая действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные
4 Личностные УУД - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
5 Регулятивные УУД - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
6 Познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: - знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
7 Познавательные Логические УУД - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
8 Познавательные УУД Постановка и решение проблем формулирование проблемы; поиск информации структурирование информации самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
9 Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
10 Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Русский язык Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно- следственных связей Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
11 Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Литературное чтение Формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
12 Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Иностранный язык Изучение иностранного языка способствует - общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса - развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи, - развитию письменной речи, - формированию ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме, формированию гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге общеучебных познавательных действий, в первую очередь, смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста, понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста, сочинение оригинального текста на основе плана).
13 Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Математика Формирование познавательных действий: -логических, -знаково-символических, -перевод с одного языка на другой, -моделирование, -дифференциация существенных и несущественных условий, -формирование элементов системного мышления -систематизация и структурирование знаний, -Усвоение общего приема решения задач как универсального учебного действия Формирование регулятивных действий -планирование (последовательности действий по решению задач) -контроль и оценка.
14 Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Окружающий мир Формирование целостной научной картины природного и социо- культурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством Личностные УУД умения различать государственную символику Российской Федерации, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; знакомятся с особенностями некоторых зарубежных стран; - формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентацию в основных исторических событиях России и испытывать чувство гордости за славу и достижения России; - формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; - развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. принятие учащимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
15 Общепознавательные универсальные учебные действия - овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; - формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей) - формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
16 Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Технология Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена: -ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий; - значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу. Так, в ходе решения задач на конструирование школьники учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров; - специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности; - широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
17 Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Технология формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие планирующей и регулирующей функции речи; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности; развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности; формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности; ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
18 Формирование УУД в рамках различных учебных предметов. Физическая культура Личностные универсальные действия -формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; - освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; - развитию мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости; - освоению правил здорового и безопасного образа жизни. «Физическая культура» как учебный предмет способствует Регулятивные универсальные учебные действия развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.; Коммуникативные действия развитие взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничества и кооперации (в командных видах спорта - формирование умений планировать общую цель и пути ее достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
19 УУД Результаты развития УУД Значение для обучения в первом классе Учебный предмет Примеры заданий Личностные действия – самоопределе- ние, смысло- образование ВПШ (внутренняя позиция школьника) Адекватная мотивация учебной деятельности Русский языкСтр.114, зад.5 Игровое творческое задание «Самое длинное предложение». Стр. 118, зад.6
20 Познавательны е действия (классификаци я, сериация) Коммуникативн ые действия (умение вступать в кооперацию, соотносить точки зрения) Преодоление эгоцентризма в мышлении и взаимодействи и. Понятие сохранения ( на примере дискретного множества) Предпосылки формирования числа как условия усвоения математики Матема- тика Читалоч ка Классификация: Ч.1, С.33 Игра «Третий лишний», с. 35 (разбей множество на части) с.30 Выделение части множества Сериация: Ч.1 стр.47, 57; ч.2 с.23 6 (выделение признака при изменении его в ряду предметов, фигур) Ч.1 с.16, 33, 35, 37, 43, 57 (построение фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах) Коммуникативные действия – Стр.49, (Сколько слов в каждой группе – групповая дискуссия)
21 Познавательны е и знаково- символические действия Дифференци ация планов символ/знак и означаемого (предметов или объектов) Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом. Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов. Математика Русский язык Умение использовать модель (символы, знаки) для решения задачи Ч. 1, с. 37 (какой корабль следует к острову) Ч. 1, с. 41 (найти для каждого рисунка подходящий чертеж), с. 96, зад.2 (для каждого рисунка найти подходящую запись) С. 47, зад. 5; с.56, зад 3 (модели слов),
22 Регулятивные действия - выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,- ориентация на образец и правило выполнения действия,- контроль и коррекция,- оценка Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом. Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО) Математика Читалочка ПланированиеЧ.1, с. 59, зад. 6; с. 79 зад.5 (дни недели);С. 97, зад 6 (выполнение заданий по образцу)Планирован иеС.90, (вписывание слов лепестки и гнездышко), КонтрольС.94 (исправление смысловой ошибки) Коммуникативны е действия Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания ЧиталочкаОриентация на парт- нера и развитие кооперации С. 109, (совместное чтение диалога), с.60, зад.9 (загадки) Развитие осознания С. 84, зад.6 (игра «Кто больше») Развитие регулирую- функции речи С. 43, зад.3 (выбор адекватных глаголов)
23 Рекомендации 1. Необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия: раскрыть систему объективных условий правильного выполнения действия; дать образец требуемого результата, Задать последовательность операций действия. Схема ориентировки должна быть представлена внешним образом (например, схемы, графа, таблицы и т.д. Внешнее наглядное представление схемы ориентировочной основы значительно облегчает организацию выполнения и усвоения действий.
24 2. Необходимо дать задания в последовательности, соответствующей психологическим требованиям к организации усвоения. Так, например, в учебниках задания одного типа, например, на развитие коммуникативных действий, предлагаются только в начале и в конце курса русского языка, в то время как в середине – подобные задания отсутствуют. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов универсальных действий.
25 3.Для обеспечения способности учащегося действовать во внутреннем умственном плане необходимо: предусмотреть последовательный переход от выполнения действия реального преобразования объекта, заданного во внешней форме в виде конкретных предметов или их заместителей (например, предметные множества – машины, цветы, животные) к выполнению действия с объектов в наглядно-образной форме (например, со схемами, моделями, планами, схематическими рисунками и т.п.), и в вербально- понятийной форме объекта (например, текст задачи, упражнения и т.д.). обеспечить последовательное изменение уровня выполнения действия от материальной (материализованной формы) – например, реальное обведение контура, классификация предметов с помощью раскладывания предметных картинок, соединение линией предметов (слов), объединенных функциональными связями) к речевой форме, когда действие выполняется в форме рассуждения, рассказа, и, наконец, в умственной форме, когда ученик только фиксирует конечный ответ на заданный вопрос.
26 4. Ключевой задачей школьного обучения и содержания учебной деятельности в начальной школе является усвоение системы научных понятий. Необходимо раскрыть учащемуся - существенные признаки понятия - содержание логического приема подведения под понятие - логическое правило распознавания в конкретных ситуациях наличия (отсутствия, неизвестности) каждого из существенных признаков понятия и дать рекомендации по выполнению этого действия. 5. Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр. 6. Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Дать рекомендации по их выполнению
27 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.