Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.alleshkola.ru
1 Учебный модель «Основы исламской культуры» (Латышина Д. И., Муртазин М. Ф.) (обзор содержания уроков)
2 Урок 1.Россия – наша Родина ? Что такое духовный мир; ? Что такое культурные традиции. Окружающий мир человека – бесконечный и многообразный: - материальный - духовный (мир культуры) Духовный мир – человек - внутренний мир (душа) Внутренний мир: сложный, разный, многоликий. Как не разрушить внутренний мир? Опора на национальные традиции Культурные традиции: - религиозные культуры; - морально-этические нормы; Их основа: вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.
3 Урок 2. Колыбель ислама ? Что такое ислам; ? Кто такой мусульманин; ? У какого народа возникла исламская религия. Ислам (с араб. – «мир и покорность Богу». Последователь ислама – мусульманин («покорный Богу») Бог в исламе – Аллах. История ислама началась с Мухаммада (пророка). Колыбель ислама - Аравия. В Мекке издревле проживало арабское племя курайшитов.
4 Урок 3. Пророк Мухаммад – основатель ислама ? О детстве и юности Мухаммаде; ?О качествах Мухаммада и его семьи. В 571г. д.н.э. в Мекке родился Мухаммад – будущий посланник Бога и пророк. Родители его умерли рано; воспитывался у деда, а затем у дяди; с детства отличался природным умом и прекрасными человеческими качествами.
5 Урок 4. Начало пророчества. ? Как к Мухаммаду пришли первые послания Аллаха; ? К чему призывал пророк Мухаммад; ? Как началось распространение ислама. Мухаммад: - с детских лет задумывался о несовершенстве мира и несправедливости; - в 40 лет ангел Джибраил стал передавать ему послания Аллаха, а небесный голос объявил, что он – посланник Аллаха. - с тех пор стал проповедовать новую веру: говорил о всемогущем Аллахе, о его заповедях и милосердии, о вечной жизни после смерти и Судном дне для грешников Новая вера распространялась среди соплеменников.
6 Урок 5. Чудесное путешествие пророка ? Как жители Ясриба приняли ислам; ? Как проходило путешествие Мухаммада в Иерусалим; ? Какой наказ дал пророку Аллах. - Мухаммада поддержали жители Ясриба, которые прибыли в Мекку и приняли ислам; - Он совершил путешествие в Иерусалим, встретился с другими пророками, оказался на небесах, где предстал перед Аллахом и получил наказ о пятикратной молитве
7 Урок 6.Хиджра ? Как переселился Мухаммад из Мекки в Ясриб; ? Как Мекка стала религиозным центром мусульман; ? Какой стала судьба ислама после кончины пророка. - В 622 году произошло переселение Мухаммада и его сторонников из Мекки в Ясриб, событие вошло в историю ислама как Хиджра. - Между жителями города утверждались отношения братства, взаимопомощи и единства. - Ясриб (Медина) стал городом-государством под руководством Мухаммада, он стал судьей и духовным руководителем мусульманской уммы – общины верующих. - В 630 году жители Ясриба заняли Мекку, которая стала религиозным центром ислама году пророк Мухаммад умер и его дело продолжили преемники - праведные халифы.
8 Урок 7. Коран и Сунна ? О чем говорится в Коране; ? Как был передан Коран пророку Мухаммаду; ? О чем рассказывает Сунна. Коран – священная книга мусульман, состоит из 114 сур (глав), а сура из аятов. Содержание Корана:обязательная вера в Аллаха, ангелов, Священные писания, правила поведения верующего, его обязанности и др. Коран передавался пророку Мухаммаду через ангела Джабраила. Сунна – священное писание с высказываниями самого Мухаммада и его жизни и деятельности.
9 Урок 8. Вера в Аллаха ? Во что верит каждый мусульманин; ? Какими качествами наделяют Бога мусульмане; ? Кто такие ангелы и джинны. Каждый мусульманин верит: в Аллаха; в ангелов; в Божественные Писания; в посланников; в Судный день. Аллах: имеет высшую власть над всеми; правит всем; все делается по его воле. Ангелы: сотворены аллахом, не едят, не пьют и не спят, выполняют Его поручения на земле. Джинн Иблис (один из ангелов) – злой, вводит людей в грех.
10 Урок 9.Божественные писания. Посланники Бога ? Что относят к Божественным Посланиям; ? К чему призывают людей Тора, Евангелие, Коран; ? Кого относят к посланникам Бога. Мусульмане : Аллах ниспослал разным народам Божественные Писания. Первое писание было дано Адаму, последнее Мухаммаду. Божественные книги, переданные посланниками на землю: - Тора послана Моисею для иудеев, - Евангелие – Иисусу для христиан, - Коран – Мухаммаду для мусульман. О чем Послания? Общее: О Боге, вере, мире, человеке, правилах жизни и др. Различия их: приходили разным народам и в разное время. Ислам предписывает чтить все Писания, ниспосланные Богом. Мусульманин почитает Коран, но и признает другие Писания.
11 Урок 10. Вера в Судный день и судьбу ? Что ждет людей в Судный день; ? Что означает вера в судьбу; ? Как нужно жить мусульманину, чтобы оказаться в раю. Ислам учит: - наступит Судный день, - Бог спросит каждого о его жизни и делах, которые он совершал, - затем прикажет взвесить все поступки человека – плохие и хорошие, - и вынесет приговор. Вера в судьбу – вера в то, что судьба каждого человека известна Аллаху. Поступки совершаются самим человеком. Он выбирает, как себя вести, что говорить… Чтобы оказаться в раю, мусульманин должен верить и творить добро.
12 Урок 11. Обязанности мусульман ? Каковы пять столпов ислама; ? Какими словами мусульманин утверждает свою веру. У каждого мусульманина есть обязанности, установленные Аллахом. Пять основных обязанностей: - свидетельство веры (словами: нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха» - молитва (намаз); - пост (ураза); - обязательная милостыня (закят); - поломничество в Мекку (хадж).
13 Урок 12 ? Что является главной формой поклонения Аллаху; ?Как происходит молитва; ? Как устроена мечеть. Поклонение Аллаху подразумевает отказ от поклонения перед любыми другими творениями и вещами. Форма поклонения - молитва – намаз. Обязательные пять ежедневных молитв: -утренняя; -полуденная; -послеполуденная; -вечерняя; - полуночная. Цель намаза - вспомнить Аллаха. Предварительное омовение. Устройство мечети (дома Аллаха): минарет(башня с балконом), на куполах - полумесяцы, центральная часть - в сторону Мекки. Внутри: надписи из Корана, ниша в стене, украшенная двумя колонами и аркой (михраб), обращенная в сторону Мекки; трибуна - место проповедника.
14 Урок 13. Пост в месяц рамадан ? Что предусматривает пост в исламе; ? В какой месяц постятся мусульмане; ? Какие качества помогает сформировать пост. Рамазан – 9-й месяц мусульманского (лунного) календаря В пост (ураза) воздержание: - от еды; - от дурных поступков и другого. Почему пост в месяц рамадан: Мухаммаду был полностью ниспослан Коран. Пост лечит и душу и тело; формирует сострадание, терпение, организованность и др.
15 Урок 14. Пожертвования во имя Всевышнего ? Для чего предназначены пожертвования; ? Как мусульмане относятся к богатству и бедности. Обязательная милостыня (закят – очищение) – одна из обязанностей мусульманина. Для чего закят? Для нуждающихся. Отношение к богатству: - честно заработанное богатство поощряется; - но богатство не только благо, но и искушение; - кто занимается накопительством, того осуждают. Бедность: не считается пороком. Истинное богатство – богатство души. Кроме закята - добровольные подаяния (садака).
16 Урок 15. Паломничество в Мекку ? Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина; ? Как появление Мекки описано в древнем предании; ? Какие обряды проводятся во время хаджа. Для мусульманина паломничество (хадж) – и обязанность, и заветная мечта. На месте будущей Мекки начал бить источник. Возле него поселились арабы, появился город, а затем Ибрахим и Исмаил построили Каббу – первый храм Аллаха на земле. Обряды – одеваются в белую одежду, приходит в Каббу, к тому месту, куда вделан черный камень – целует его и и притрагивается к нему рукой со словам. После этого семь раз обходит Каббу, затем молится и пьет воду и т.д. Урок Творческие работы учащихся.
17 Урок 18. История ислама в России ? Как распротранялся ислам на территории нашей страны; ? Какие народы России исповедуют ислам; ? Что менялось в жизни людей с принятием ислама. 7-8 вв.: на территории современной России первыми мусульманами стали жители северного Кавказа (предки нынешних народов Дагестана) 10 в.: ислам проник к волжским булгарам (булгары после смешения с другими народами образовали татарский и чувашский народы). 13 в.: на территории В.Булгарии возникла Золотая Орда. Народы освобождались от жестоких обычаев, объединялись на основе веры, появились школы и распространялись грамотноть вв.: присоединение Башкирии вв.: присоединение Средней Азии. В настоящее время в РФ более 30 народов исповедуют ислам.
18 Урок 19. Нравственные ценности ислама ? Что такое нравственные ценности; ? Каковы нравственные ценности ислама; ? В чем проявляется любовь человека к Родине. Нравственные ценности: - регулируют поведение человека, людей; - в них заложено отношение каждого из нас к добру и злу; - определяют наши поступки к окружающим. Нравственные ценности мусульман (содержатся в текстах Корана и Сунны: -стремление к миру, к справедливости; - дружба, гостеприимство; - прочная семья; - уважение к старшим; -получение прочных знаний; - любовь к родной стране. Подвиг и самопожертвования мусульман в годы испытаний.
19 Урок 20. Сотворение Добра ? Что значит «творить добро»; ? Как научиться делать добрые дела. «Творить добро» - это значит: - совершать добрые дела для родных, близких, друзей; - помогать нуждающимся; - посвящать себя стране, людям; - творить, созидать. Как научится: не ждать, когда попросят, а совершать по зову сердца.
20 Урок 21. Дружба и взаимопомощь ? В чем проявляется дружба; ? Какие традиции крепкой дружбы существуют. Дружба проявляется в том, что друг: -радуется вашим успехам; -гордится вами; -приходит на помощь; - не предает У мусульман высоко ценится дружба, существует обычай, когда друзей объявляют братьями (обычай куначества. Пословицы: дружба и братство дороже богатства…
21 Урок 22. Семья в исламе. ? Какое значение имеет семья для мусульманина; ? Какие качества необходимы в семейной жизни. Семья у мусульман имеет огромное значение, ею дорожат. Качества: любовь, согласие, терпение, взаимопомощь
22 Урок 23. Родители и дети ? Что такое родительская любовь; ? Чему мать и отец учат своих детей. Семьи - многодетны. Рождение ребенка – праздник. От родителей дети узнают о нравственных ценностях. Родители учат детей: - быть честными; - делать добрые дела; - трудиться; - заботиться о младших и стариках
23 Урок 24. Отношение к старшим ? Как мусульмане относятся к старшим; ? Каковы правила поведения детей в присутствии взрослых. Огромное уважение к старшим, родителям. Любовь к родителям – это умение слушать и слушаться. Коран: обращайся к старшим с почтением. Молодые мусульмане: - не повышают голоса при разговоре со старшими; - не говорят первыми; - не отказываются выполнять какую-либо просьбу.
24 Урок 25. Традиции гостеприимства ? Как мусульмане относятся к гостям; ? Какие традиции гостеприимства существуют с давних пор. Гостеприимство – одна из традиций в исламе. В Коране и Сунне говорится: гость это подарок Аллаха. В чем проявляется гостеприимство: щедростью, хлебосольством. Незванные гости: все встречали его так, как буд-то бы он приехал к каждому из них. Гостя приглашали в разные дома и угощали всем.
25 Урок 26. Ценность и польза образования ? Как мусульмане относятся к образованию; ? Как и чему издавна учили в исламской школе. Мусульмане высоко ценят образование, с уважением относятся к учителям. В мусульманском мире издавна существовали школы: Начальная школа 8-14 лет (мектеб) : дети собирали с аулов, школа располагалась в доме мулла или в мечети: (учили грамоте и читали Коран). Высшие школы - медресе: из этих школ выходили ученые, юристы, учителя, муллы.
26 Урок 27. Ислам и наука ? Как развивалась наука в исламском мире; ? Кто из мусульманских ученых вошел в историю. В прошлом о развитии науки заботились правители мусульманских государств. Один из халифов (8 в.) собрал ученых и построил для них «Дом мудрости». (велись исследования, работала библиотека). Из арабского мира – слова «цифра» и «алгебра». Большое развитие получила астрономия, медицина. Улукбек (15 в.) – правитель Самарканда – вошел в историю какодин из великих астрономов, построил обсерваторию в городе. Авиценна (11 в.) - великий врач средневековья.
27 Урок 28. Искусство ислама ? Что отражает искусство ислама; ? Чем интересны произведения исламского искусства. Исламское искусство связано с вероучением и помогает укреплению веры. Главное – через искусство отражается вера в единого Бога. Архитектурное искусство: мечети, минареты, мавзолеи, дворцы, медресе. Искусство коллиграфии – искусство изящного письма. Искусство орнамента – на посуде, на оружии и других предметах.
28 Урок 29. Праздники масульман ? Какие праздники являются любимыми у мусульман. ? Какие проходят праздники у мусульман. Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) - главный праздник мусульман, отмечается после хаджа. История праздника: Ибрахим должен был принести в жертву своего сына Исмаила, но в последний момент Бог предписал им приносить в жертву домашних животных. Ураза- Байрам (после поста рамадана). Маулид –день рождения пророка Мухаммада и др
29 Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству Духовные традиции России – на основе ведущих религиозных традиций (праволсавных, исламских, иудейских, буддистских). Общее для традиционных религиозных культур - любовь и уважение к человеку. Любовь - основа жизни: к семье, к близким, к народу, к родине. В основе любви: - бескорыстие к ближнему. - служение на благо людей, на благо Родины. Любить - значит совершать поступки (малые и большие).
30 КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Автор Романовский В.К., д.и.н., зав. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО Нижний Новгород, ул.Ванеева, Телефон: (831) ГБОУ ДПО НИРО Ректор - Бармин Николай Юрьевич, к.э.н. Тел. (831)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.