Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.amedpharm.ru
1 Гармонизация высшего медицинского образования Академик РАН и РАМН М.А. Пальцев М.А. Пальцев I конгресс Российский медицинский форум Москва, октября 2006 г. Пленарное заседание
2 2 Информационные технологии «Безграничные» коммуникации Глобализация Потребность в гармонизации
3 3 Доля студентов в вузах Западной Европы среди молодежи лет % % % Источник: Хейнеман П., 2006
4 4 Выпуск специалистов здравоохранения российскими вузами Источник: данные сайта «Статистика российского образования» Тыс. чел.
5 5 Иностранные студенты вузов США (данные по 2003/2004 уч. году, всего – студентов) Источник: Institute of international Education (IIE), April 2005
6 6 Тенденции, влияющие на состояние и развитие высшего образования стремительная трансформация рынка труда за счет повышения требований к компетентности и профессионализму специалистов, стремительная трансформация рынка труда за счет повышения требований к компетентности и профессионализму специалистов, растущий быстрыми темпами спрос на высшее образование во всем мире, растущий быстрыми темпами спрос на высшее образование во всем мире, укрупнение образовательных учреждений и рост их числа, укрупнение образовательных учреждений и рост их числа, возможности территориальной распределенности высшего образования благодаря информационно-коммуникационным технологиям, возможности территориальной распределенности высшего образования благодаря информационно-коммуникационным технологиям, ужесточение требований к критериям качества образования: ориентация на оценку профессиональной успешности выпускников, а не на потенциальные возможности вузов. ужесточение требований к критериям качества образования: ориентация на оценку профессиональной успешности выпускников, а не на потенциальные возможности вузов.
7 7 Основные этапы процесса гармонизации 25 мая 1998 г. (Сорбонна, Франция) - Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования (Сорбонская декларация). 25 мая 1998 г. (Сорбонна, Франция) - Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования (Сорбонская декларация) июня 1999 г. (Болонья, Италия) - Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (Болонская декларация) июня 1999 г. (Болонья, Италия) - Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (Болонская декларация) марта 2001 г. (Саламанка, Испания) - Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа марта 2001 г. (Саламанка, Испания) - Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа. 19 сентября 2003 г. (Берлин, Германия) – Коммюнике Министров по высшему образованию (приняли решение о принятии заявлений Албании, Андорры, Боснии и Герцеговины, Ватикана, России, Сербии и др. на членство. Число участников увеличилось до 40 европейских стран»). 19 сентября 2003 г. (Берлин, Германия) – Коммюнике Министров по высшему образованию (приняли решение о принятии заявлений Албании, Андорры, Боснии и Герцеговины, Ватикана, России, Сербии и др. на членство. Число участников увеличилось до 40 европейских стран») октября 2003 года (Санкт-Петербург, Россия) - Международный семинар "Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции» октября 2003 года (Санкт-Петербург, Россия) - Международный семинар "Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции». 12 апреля 2004 года (Брюссель, Бельгия) - Конференция Европейской ассоциации университетов, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике. 12 апреля 2004 года (Брюссель, Бельгия) - Конференция Европейской ассоциации университетов, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике июня 2006 года – (Брюссель, Бельгия) конференция участников образовательного проекта Еврокомиссии Tuning Educational Structures In Europe июня 2006 года – (Брюссель, Бельгия) конференция участников образовательного проекта Еврокомиссии Tuning Educational Structures In Europe
8 8 Страны-реципиенты иностранных студентов США Великобритания Германия Франция Австралия Япония Россия Испания Бельгия Италия Швейцария Австрия, Швеция, Голландия Прочие
9 9 Сорбонская декларация (1997 г.) «Европа - это не только евро, банки и экономика…Мы должны строить и усиливать интеллектуальную, культурную, социальную и техническую базу нашего континента. В большей степени это относится к университетам, которые продолжают играть переломную роль в таком развитии». «Открытая Зона европейского высшего образования … требует… продолжения усилий по ликвидации барьеров и разработки таких рамок для преподавания и обучения, которые расширили бы мобильность и сделали сотрудничество более близким, чем когда-либо было ранее».
10 10 Болонская декларация (1998 г.) «Мы являемся свидетелями возрастающего понимания все большей части политического и академического мира в потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укреплении ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала… «Европа знаний» теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства»
11 11 Причины развития Болонского процесса причина политического характера – необходимость стимулирования интеграционных процессов в Евросоюзе; причина политического характера – необходимость стимулирования интеграционных процессов в Евросоюзе; причина экономического характера: европейский общий рынок нуждается в обеспечении; причина экономического характера: европейский общий рынок нуждается в обеспечении; причины социального характера: интеграционная политика Евросоюза в области высшего образования тесно связана с политикой в области занятости населения; причины социального характера: интеграционная политика Евросоюза в области высшего образования тесно связана с политикой в области занятости населения; проблема европейской культуры: необходимо обеспечить выживание и процветание лучших европейских университетов. проблема европейской культуры: необходимо обеспечить выживание и процветание лучших европейских университетов.
12 12 Основные направления гармонизации установление общего порядка в определении различных степеней и квалификаций установление общего порядка в определении различных степеней и квалификаций введение двухуровневой системы образования введение двухуровневой системы образования введение общей системы учета трудозатрат студента и их качественной оценки введение общей системы учета трудозатрат студента и их качественной оценки
13 13 Требования, являющиеся неотъемлемой частью Болонского процесса расширение академической мобильности студентов, преподавателей, ученых и сотрудников вузов расширение академической мобильности студентов, преподавателей, ученых и сотрудников вузов непременное и активное участие студентов во всех университетских делах, влияние студенчества на ход своего обучения и на университетскую жизнь непременное и активное участие студентов во всех университетских делах, влияние студенчества на ход своего обучения и на университетскую жизнь
14 14 Гармонизация может способствовать решению общих проблем высшего образования Необходимость повышения доступности высшего образования. Необходимость повышения доступности высшего образования. Необходимость изменения парадигмы высшего образования (раньше – предоставление информации, теперь – анализ усвоения студентами информации). Необходимость изменения парадигмы высшего образования (раньше – предоставление информации, теперь – анализ усвоения студентами информации). Дефицит финансирования и коммерциализация высшего образования. Дефицит финансирования и коммерциализация высшего образования.
15 15 Основной фактор сдерживания Болонского процесса противоречие между объединяющими тенденциями гармонизации высшего образования и своеобразием и автономным характером университетов.
16 16 Magna Charta Universitatum (1988 г.) «… Сейчас, к концу второго тысячелетия, можно с определенностью заявить: будущее человечества безусловно зависит от культурного, научного и технического развития; и все это возникает и создается в центрах культуры, знания и науки, которыми являются университеты…» «Университет - это автономный организм, действующий в самом сердце общественных систем, различных по географии и историческому наследию; он создает, испытывает, оценивает и распространяет человеческую культуру, проводя научные исследования и обучая людей… …Свобода научного исследования и обучения есть фундаментальный принцип университетской жизни».
17 17 Образовательный проект Еврокомиссии Tuning Educational Structures In Europe «Согласование образовательных структур в Европе» Начат в 2006 г. 700 участников из всех европейских стран, в том числе российские вузы.
18 18 Общий рынок труда Суть проекта – согласование (и признание) квалификаций выпускников. Автономные университеты с собственными программами Согласование квалификаций выпускников-специалистов
19 19 Задачи проекта определить необходимый объем знаний и трудоемкость их освоения, определить необходимый объем знаний и трудоемкость их освоения, разработать требования к полученным знаниям по каждому циклу образовательных программ, принадлежащей к выделенному профилю разработать требования к полученным знаниям по каждому циклу образовательных программ, принадлежащей к выделенному профилю описать компетенции (competences) выпускника каждого цикла образовательных программ данного профиля. описать компетенции (competences) выпускника каждого цикла образовательных программ данного профиля. Пилотные тюнинги по наиболее востребованным программам, среди которых «математика», «физика», «химия», «медицина» и др.
20 20 Гармонизация высшего образования не есть унификация Гармонизация – это процесс интеграции системы высшего образования в единое экономическое пространство Европы и общий европейский рынок труда.
21 21 Зачем российским вузам Болонский процесс? нет проблемы разобщенности высшего образования (государственные образовательные стандарты), нет проблемы разобщенности высшего образования (государственные образовательные стандарты), нет несоответствий нет несоответствий в содержании программ, в содержании программ, в формах обучения, в формах обучения, в выпускных документах, в выпускных документах, в квалификационных степенях, в квалификационных степенях, высшее образование востребовано, высшее образование востребовано, Качество высшего образования – на должном уровне. Качество высшего образования – на должном уровне.
22 22 Концепция развития образования взрослых в государствах - участниках СНГ Разработана Советом по сотрудничеству области образования СНГ (июнь 2006 г.): в соответствии с Решением о Межгосударственной программе реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2001 года, в соответствии с Решением о Межгосударственной программе реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2001 года, на основе Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года, на основе Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года, на основе Соглашения о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых от 17 января 1997 года, на основе Соглашения о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых от 17 января 1997 года, с учетом модельного закона «Об образовании взрослых» от 7 декабря 2002 года. с учетом модельного закона «Об образовании взрослых» от 7 декабря 2002 года.
23 23 Негативные тенденции в высшем медицинском образовании «разрыв» между медицинским образованием и клинической практикой, «разрыв» между медицинским образованием и клинической практикой, «разрыв» между медицинским образованием и организационными требованиями и условиями, «разрыв» между медицинским образованием и организационными требованиями и условиями, «разрыв» между поколениями, «разрыв» между поколениями, «кризис кадров» профессорско- преподавательского состава, «кризис кадров» профессорско- преподавательского состава, снижение доверия и уважения к врачам в обществе. снижение доверия и уважения к врачам в обществе.
24 24 Российская система высшего медицинского образования – это составляющая мирового образовательного пространства. Гуманистическая основа медицины, Гуманистическая основа медицины, Международные стандарты врачебного менталитета, Международные стандарты врачебного менталитета, Транснациональный характер медицинской и биологической информации. Транснациональный характер медицинской и биологической информации. Глобальные тенденции развития медицинской науки, медицинского и фармацевтического производства. Глобальные тенденции развития медицинской науки, медицинского и фармацевтического производства.
25 25 Условия гармонизации для медицинских вузов институциональная интеграция, институциональная интеграция, соответствие специальностей международной номенклатуре, соответствие специальностей международной номенклатуре, высокий информационно-когнитивный уровень обучения, высокий информационно-когнитивный уровень обучения, высокий рейтинг профессорско- преподавательского состава, высокий рейтинг профессорско- преподавательского состава, получение клинического опыта в процессе обучения, получение клинического опыта в процессе обучения, открытость образовательной деятельности. открытость образовательной деятельности.
26 26 Преобразования на содержательном уровне обучения актуализация программ с учетом модульной системы обучения, их аккредитация актуализация программ с учетом модульной системы обучения, их аккредитация выделение обязательных дисциплин с последовательным изучением (примеры); обязательных дисциплин при произвольном времени изучения; необязательных (факультативных) дисциплин. выделение обязательных дисциплин с последовательным изучением (примеры); обязательных дисциплин при произвольном времени изучения; необязательных (факультативных) дисциплин.
27 27 Преобразования на организационном уровне Введение системы самостоятельной образовательной деятельности студентов и дистанционного обучения. Введение системы самостоятельной образовательной деятельности студентов и дистанционного обучения. Введение кредитной системы. Введение кредитной системы. Создание условий для академической мобильности и ее стимулирование, Создание условий для академической мобильности и ее стимулирование, Обеспечение качества образования по компетентностным критериям. Обеспечение качества образования по компетентностным критериям. Создание государственной системы контроля качества. Создание государственной системы контроля качества.
28 28 Дополнительные задачи Разработка реально действующей системы непрерывного последипломного образования. Разработка реально действующей системы непрерывного последипломного образования. Создание механизмов стимулирования научно-медицинской деятельности, обеспечения кадровых ресурсов профессорско-преподавательского состава. Создание механизмов стимулирования научно-медицинской деятельности, обеспечения кадровых ресурсов профессорско-преподавательского состава.
29 29 Гармонизация высшего медицинского образования – это тот путь, который приведет к гармонизации в сфере оказания качественной медицинской помощи на благо пациентов.
30 30 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.