Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемold.dvfu.ru
1 ФГОС 3 поколения. С чем и как нам работать? Дальневосточный государственный университет Дубовицкий С.В. Владивосток, 19 марта 2010 г.
2 Термины, определения В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также с международными документами в сфере высшего образования: зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы; компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения; направление подготовки – совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки; основная образовательная программа (ООП) - совокупность учебно- методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования; профиль – совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание.
3 Нормативно-правовая база ФГОС 3 поколения 125- ФЗ Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 года 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании » (с изменениями); Федеральный закон РФ от 24 октября 2007 года 232-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) » ; Федеральный закон РФ от 10 ноября 2009 года 260-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете »».
4 Нормативно-правовая база ФГОС 3 поколения Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 года 71 «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное»; Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. N 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».
5 Нормативно-правовая база ФГОС 3 поколения Приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки РФ от 22 марта « Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров » ; Приказ Минобрнауки РФ от 17 сентября « Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования » ; Приказ Минобрнауки РФ от 16 октября «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 667»; Приказ Минобрнауки РФ от 04 марта «О конкурсной комиссии по отбору федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата»; Изменения в действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) « магистр », утвержденными письмом Минобрнауки РФ за от 24 марта 2006 года;
6 Нормативно-правовая база ФГОС 3 поколения (ПРОЕКТЫ) Проект Приказа Минобрнауки РФ «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр», утвержденных приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. 337» Проект Приказа Минобрнауки РФ « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. 337 « Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования » ; Проект Приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении перечней подготовки высшего профессионального образования, получение которых в заочной форме или в форме экстерната не допускается».
7 Федеральный закон РФ от 10 ноября ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» При утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий и направлений подготовки (специальностей) или в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия." часть 5 дополнить предложением следующего содержания: "Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение ими второго высшего профессионального образования.".
8 Приказ Минобрнауки РФ от 17 сентября «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» Укрупненные группы направлений подготовки, направления подготовки бакалавров и магистров КодНаименование ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ ГЕОЛОГИЯ, РАЗВЕДКА И РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА ХИМИЧЕСКАЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
9 Приказ Минобрнауки РФ от 17 сентября «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» Укрупненные группы направлений подготовки, направления подготовки бакалавров и магистров КодНаименование ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ Математика Математика и компьютерные науки Фундаментальные информатика и информационные технологии Прикладная математика и информатика Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Механика и математическое моделирование Прикладные математика и физика Физика Радиофизика ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Химия Химия, физика и механика материалов Биология Геология География Картография и геоинформатика Гидрометеорология Почвоведение Экология и природопользование
10 Приказ Минобрнауки РФ от 17 сентября «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» Укрупненные группы направлений подготовки, направления подготовки бакалавров КодНаименование АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ Системный анализ и управление Управление в технических системах Автоматизация технологических процессов и производств Мехатроника и робототехника Управление качеством Стандартизация и метрология Инноватика Нанотехнологии и микросистемная техника Техническая физика Укрупненные группы направлений подготовки, направления подготовки магистров КодНаименование АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ Системный анализ и управление Управление в технических системах Автоматизация технологических процессов и производств Мехатроника и робототехника Управление качеством Стандартизация и метрология Инноватика Наукоемкие технологии и экономика инноваций Организация и управление наукоемкими производствами Нанотехнологии и микросистемная техника Техническая физика
11 Проект Приказа Минобрнауки РФ «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр», утвержденных приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. 337»
13 Проект Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении перечней подготовки высшего профессионального образования, получение которых в заочной форме или в форме экстерната не допускается»
14 Утвержденные ФГОС 3 поколения (по состоянию на 15 марта 2010 года)
15 Информация по ФГОС 3 поколения
16 Информация по ФГОС 3 поколения
17 Приказ Минобрнауки от 28 октября Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.
18 ФГОС ВПО по направлению Туризм
19 III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск Трудоем- кость (в зачетных единицах) Код в соот- ветствии с принятой классифи- кацией ООП Наимено- вание ООП подготовки бакалавров 62бакалавр4 года240 ООП подготовки магистров 68магистр2 года120 Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения, экстернату, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
20 ЗНАЧЕНИЕ ЗАЧЕТНОЙ ЕДИНИЦЫ Единица измерения трудоемкости учебных курсов и дисциплин Средство соотнесения результатов обучения Инструмент поддержания непрерывности образования Средство обеспечения академической мобильности Определения образовательного статуса студента Инструмент оценки стоимости обучения Определение значимости различных видов занятий для освоения дисциплины
21 Немного математики: 60 ЗЕ – за 1 год. 40 недель – учебный год (= 60*36/54). 20 недель – семестр. На 1 ЗЕ приходится 36 ак.часа. В неделе 54 ак. часа, на которые приходится 1,5 ЗЕ. 240 ЗЕ – за 4 года (бакалавриат) Трудоемкость учебного процесса Определение зачетной единицы и её часовых эквивалентов
22 IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1.Область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку и реализацию туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии. 4.2.Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: потребители услуг туристской индустрии (индивидуальные или корпоративные клиенты), их потребности; туристский продукт; технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании; средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта; информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий. 4.3.Бакалавр по направлению подготовки Туризм готовится к следующим видам профессиональной деятельности: проектная; производственно-технологическая; организационно-управленческая; сервисная; научно-исследовательская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4.Бакалавр по направлению подготовки Туризм должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: проектная деятельность: постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативных требованиях; использование инновационных и информационных технологий для создания туристского продукта; проектирование программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности; разработка туристского продукта с учетом технологических, социально-экономических и других требований; производственно-технологическая деятельность: применение современных технологий в реализации туристского продукта; использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта; организационно-управленческая деятельность: распределение функций и организация работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии; принятие оперативных управленческих решений в области туристской деятельности; расчет и оценка затрат по организации туристской деятельности на предприятии с целью рационализации затрат; сервисная деятельность: обеспечение стандартов качества и норм безопасности комплексного туристского обслуживания; организация процесса обслуживания потребителей и (или) туристов; умение самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы по обеспечению качества и стандартизации услуг туристской индустрии; научно-исследовательская деятельность: исследование и мониторинг рынка туристских услуг; применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере; адаптация инновационных технологий к деятельности предприятий туристской индустрии.
23 V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1); способностью к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2); способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3); владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5); способностью работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6); готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7); стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-8); способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии (ОК-9); способностью к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, готовностью к работе в иноязычной среде (ОК-10); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы в туризме, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способностью работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владением основными методами организации. безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности (ОК-13); владением основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (ОК-14); 5.2.Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): проектная деятельность: владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1); способностью обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2); способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3); готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4); производственно-технологическая деятельность: готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5); способностью к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6); организационно-управленческая деятельность: способностью к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7); способностью организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8); умением рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии (ПК- 9); сервисная деятельность: способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10); способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11); умением организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12); научно-исследовательская деятельность: способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13); способностью использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14); готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15); готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16).
24 VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица): гуманитарный, социальный и экономический циклы; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. 6.2.Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3.Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
25 VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Структура ООП бакалавриата Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоенияТрудоемкос ть (Зачетные единицы)* Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компете нций Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла, обучающийся должен: знать: - грамматику и лексику, историю и культуру страны изучаемого иностранного языка, правила речевого этикета; - сущность философских категорий, терминологию философии и структуру философского знания, функции философии и методы философских исследований, философские персоналии и специфику философских направлений; - закономерности, основные события и особенности истории России с древнейших времен до наших дней в контексте европейской и всемирной истории, историю становления и развития государственности, общие культурно- ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России, основные политические и социально-экономические направления и механизмы, характерные для исторического развития и современного положения Российской Федерации; - основы современного русского языка и культуры речи, основные принципы построения монологических текстов и диалогов, характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации; - особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни; уметь: - использовать знание иностранного язык в профессиональной деятельности; - анализировать процессы и тенденции современной социокультурной среды, применять в профессиональной и других видах деятельности базовые понятия, знания и закономерности осмысления исторического процесса и актуальной общественно-политической практики, использовать знания истории в профессиональной деятельности; - анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию в обществе, формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности; - использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности; - применять социальные обязательства в профессиональной сфере на основе их ресурсного обеспечения; владеть: - основами деловых коммуникаций и речевого этикета изучаемого иностранного языка; - методами философских, исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества; - навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи; - основами формирования социальных отношений в обществе *) 22-27*) Иностранный язык Философия История России Русский язык и культура речи Основы социального государства ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-7 ОК-10 ОК-11 ОК-12 Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
26 VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Структура ООП бакалавриата Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоенияТрудоемкос ть (Зачетные единицы)* Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компете нций Б.2 Математический и естественнонаучный цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла, обучающийся должен: знать: - фундаментальные разделы математики, необходимые для логического осмысления и обработки информации в профессиональной деятельности; - теоретические основы информатики и информационных технологий, возможности и принципы использования современной компьютерной техники; - основные понятия и категории географии, географические законы и закономерности, принципы размещения туристских ресурсов, основы туристской регионалистики, социально-экономическую специфику основных регионов и ведущих государств мира; уметь: - применять математические методы при решении практических задач в туристской деятельности; - применять теоретические знания при решении практических задач в туристской деятельности, используя возможности вычислительной техники и программного обеспечения; - свободно ориентироваться по картам физическим, социально-экономическим, политическим, давать характеристику отдельным элементам природной среды, устанавливать систему взаимосвязей между природной средой и хозяйственной деятельностью субъекта туристкой индустрии; владеть: - математическими знаниями и методами, математическим аппаратом, необходимым для профессиональной деятельности в туристской индустрии; - навыками работы с вычислительной техникой, прикладными программными средствами; - основами географии и туристской регионалистики, навыками географического анализа природных, социальных и экономических ресурсов, методами оценки туристских ресурсов 35-45*) 17-22*) Математика Информатика География ОК-1 ОК-5 ОК-8 ОК-13 ПК-2 ПК-3 ПК-6 ПК-9 ПК-13 Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
27 VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Структура ООП бакалавриата Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоенияТрудоемк ость (Зачетные единицы) * Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формиру емых компете нций Б.3 Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла, обучающийся должен: знать: - теоретические основы проектирования, организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей, нормативно-техническую базу туристско-рекреационного проектирования; … уметь: - диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии; … владеть: - навыками создания новых туристских продуктов и услуг с использованием современных технологий и методов проектирования; - навыками оценки удовлетворенности потребителей услугами туристской индустрии, соответствия стандартов качества на предприятиях туристской индустрии требованиям нормативной документации;… *) 45-55*) Туристско- рекреационное проектирование Человек и его потребности Организация туристской деятельности Информационные технологии в туристской индустрии Менеджмент в туристской индустрии Маркетинг в туристской индустрии Технологии продаж Психология делового общения Иностранный язык второй Безопасность жизнедеятельности ОК-1 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-9 ОК-12 ОК-13 ОК-14 ПК-1 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-10 ПК-11 ПК-12 ПК-13 ПК-14 ПК-15 Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки (установленные на момент разработки стандарта профили подготовки указаны в приложении к данному ФГОС открытым списком)
28 VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Структура ООП бакалавриата Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоенияТрудоемкость (Зачетные единицы)* Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций Б.4Физическая культура2*)ОК-1 ОК-14 Б.5Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза) 12-15*)ОК-6 ОК-7 ОК-11 ПК-4 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-11 ПК-12 ПК-13 Б.6Итоговая государственная аттестация12ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-12 ОК-13 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-5 ПК-9 ПК-10 ПК-14 ПК-15 ПК-16 Общая трудоемкость основной образовательной программы240 *) 1. Трудоемкость ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц. 2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП Б.1, Б.2 и Б.3 должна составлять не более 50 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП. 3. Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.З и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций
29 VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1.Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий, социальной сферы, туристкой индустрии. 7.2.При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3.Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций туристкой деятельности, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов, в.ч. туристкой индустрии. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
30 VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.4.В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП с учетом профиля подготовки. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). 7.5.Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся с учетом профиля подготовки устанавливает ученый совет вуза. 7.6.Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8.В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования. 7.9.Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы'.
31 VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.10.Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения с учетом профиля подготовки, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, факультативам, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся умений и навыков в соответствии с профилем ООП вуза. Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области русского языка и культуры речи, делового общения, иностранных языков, математики, информационных технологий, географии, туристско-рекреационного проектирования, потребностей человека, маркетинга в туристской индустрии, организации туристской деятельности, технологии продаж и обслуживания, физической культуры, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, факультативов, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся умений и навыков в соответствии с профилем ООП вуза Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
32 VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся в туристской деятельности. Конкретные виды практик определяются с учетом профиля ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Форма и вид отчетности студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением. Аттестация по итогам практики проводится на кафедрах вуза. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: изучать специальную литературу и получать другую справочную и научно-техническую информацию, отражающую достижения отечественной и зарубежной науки в области туризма; … 7.16.Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно- педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно- методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений туристкой индустрии. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов туристкой индустрии более 10 последних лет.
33 VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения Высшее учебное заведение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает: лаборатории по дисциплинам (модулям) в области безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, факультативов, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся умений и навыков в соответствии с профилем ООП вуза; специально оборудованные кабинеты и аудитории по дисциплинам (модулям) в области русского языка и культуры речи, делового общения, иностранных языков, математики, географии, туристско-рекреационного проектирования, потребностей человека, маркетинга в туристской индустрии, организации туристской деятельности, технологии продаж и обслуживания, физической культуры, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, факультативов, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся умений и навыков в соответствии с профилем ООП вуза; компьютерные классы с комплектом программного обеспечения по дисциплинам (модулям) в области информатики, информационных технологий в туристской индустрии, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, факультативов, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся умений и навыков в соответствии с профилем ООП вуза. Возможно также наличие в вузе по дисциплинам (модулям) основной образовательной программы стендов, полигонов, бизнес-инкубатора(ов), студии(ий) и т.п. в соответствии с профилем ООП вуза для формирования у обучающихся профессиональных компетенций. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступность к сетям типа Интернет должна быть обеспечена для каждого студента. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
34 VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения компетентности преподавательского состава; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций в соответствии с профилем ООП вуза. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее. 8.5.Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
35 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.