Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkochkurmay.edurm.ru
1 Цели урока: 1. Повторить изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием а - о, е – и»; 2. Развивать умение видеть, находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык комплексного анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально- семантической; 3. Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку, интерес к творчеству писателей. Урок-повторение в 9 классе по теме « Правописание букв а-о, е-и в корнях с чередованием».
2 Дмитрий Николаевич Ушаков( ). Дмитрий Николаевич Ушаков( ).
3 от суффикса – а-от места ударенияот согласного от смысла -каса- -кос- а- если после корня стоит суф.-а-. о, если нет суф.-а- прикасаться, коснуться -гор- -гар- Загар, подгорелый искл.: выгарки -раст- -рос- - -ращ- выращенный, растениеи скл.: росток, отрасль, ростовщик,Ростисл ав, Ростов - лага- -лож- положить, прилагать искл.: полог -бер- - -бира- -дер- - -дира- -мер- - -мира- -пер- - -пира- -тер- - -тира- -блест- - -блиста- -жег- - -жига- -стел- - -стила- -чет- - -чита- искл.: сочетать, сочетание -зар- - зор- под удар.та буква, которую слышим, без ударения - а зорька, зарница искл.: зоревать -клан- - -клон-,- твар- - твор-,- плав- - плов-.Кланяться – поклониться - поклонение, творчество- творить- творец;утварь(устар.) плавать,плавучесть, поплавок; пловец. -скак- - скоч- скакать- выскочить; искл.: скачок, скачу. -мак- = погружать в жидкость, обмакнуть, -мок- = пропускать жидкость, вымокнуть. -равн- = «равный, одинаковый», -ровн-= «ровный, прямой».
4 -а(я)- -им-, -а(я)- - -ин-. -а(я)- -им-, -а(я)- - -ин-. Сочетания –им- (-ин-)пишутся в том случае, если после них стоит суффикс –а- (сжимать - сжать, снимать - снять).
5 Текст Дни стояли невыносимо жаркие, горячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья растений свежи, будто их только что обмакнули в блестящий воск.На торфяни- стой почве в изобилии произрастают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выскочил заяц, потихоньку стал пробираться от деревца к деревцу. А впереди расстилалась равнина. Лучи солнца касались верхушек деревьев. Но вот и вечер. Скоро поднимется луна, озарит таинственным светом всю окрестность, на небе загорятся звёзды. И начнётся великое таинство ночи.
8 задание Можно ли назвать данный отрывок текстом? Каковы признаки текста? Какова тема и основная мысль отрывка? К какому типу текста можно отнести этот отрывок? Как вы определили его стиль? Почему? О чём вы подумали, что представили себе, прочитав этот текст, что почувствовали? Обратим внимание на изобразительно-выразительные средства, лексику, использованные в этом отрывке. Какие части речи преобладают в описании?
9 -Сравнения -Эпитеты -Олицетворения Какими изобразительно-выразительными средствами языка передаёт автор зрительные впечатления?
10 Сравнения Помогают глубже, ярче показать описываемый предмет, ярко и эмоционально раскрывают картину, изображаемую художником слова. -Облака, как весенний запоздалый снег; -Облака,плоские и продолговатые,как опустившиеся, паруса, -Тучи, как нахмуренные брови.
11 -Эпитеты Металлическое сверкание листьев; Золотые чашечки куриной слепоты; Серебряные капельки росы; Жар раскалённой земли;
12 тест -Олицетворения Листья мёртвые; Листья дрожащие; Грибы сидели семьями; Ветерок просыпался и играл ; Ветерок резвился и щекотал.
13 Синтаксические конструкции. Какие? Какова их роль? Можно ли отнести к корням с чередованием слово косые?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.