Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемedu.of.ru
2 Из истории Кубанского казачьего хора. Профессиональное хоровое искусство Кубани имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями, подчас драматическую, двухвековую историю своего развития. Его летоисчисление начинается с 1810 года, когда просветитель Кубани протоирей Черноморского казачьего войска К. Россинский обратился в канцелярию атамана Ф. Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора " для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви ". Более ста лет ( гг.) Кубанский войсковой певческий хор выполнял благородную миссию художественного просвещения на юге России, был предметом гордости, знаменем всей культуры казачьего края. Хор участвовал в литургических храмовых службах, во всех общественно значимых сборах и праздниках, выступал в светских концертах. В его репертуаре были духовные произведения Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Львова, русская и зарубежная хоровая классика Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Шуберта, Моцарта, русские и украинские народные песни в обработке М. Бибика, А. Бигдая, Г. Концевича. В 1921 году в связи с социальными потрясениями и экономическими трудностями в стране деятельность хора была прекращена. Но в общественном сознании кубанцев жила неистребимая потребность в художественном выражении своих гражданских и эстетических идеалов, патриотических устремлений. И в 1936 году был создан Кубанский казачий хор, а в 1938 году в нем появилась танцевальная группа, и коллектив был переименован в " Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков ". Новый коллектив создавался как принципиально фольклорный. Его главной целью стала пропаганда лучших образцов песенного и танцевального народного творчества. Один из последних регентов Войскового певческого хора и первый художественный руководитель Кубанского казачьего хора Г. Концевич восторженно приветствовал его возрождение : « Будущее хора, несомненно, блестяще ! Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край ». Г. Концевич не ошибся ! Ибо как истинный патриот и талантливый музыкант он глубоко знал богатейшие и неисчерпаемые возможности народной казачьей культуры Кубани. И хотя в истории Кубанского казачьего хора еще были взлеты и падения, высокие достижения и периоды безвременья и молчаний, главное Г. Концевич предвидел : Кубанский казачий хор сегодня - один из лучших художественных коллективов России. Кубанский казачий хор в его современной структуре ( хор, танцевальная группа, оркестр ) и творческой ориентации был воссоздан в 1968 году ( художественное руководство коллективом было поручено тогда заслуженному деятелю искусств С. А. Чернобаю ). Уже в 1971 году приходит первое международное признание - хор становится дипломантом фольклорного фестиваля в Болгарии, хотя обретение им подлинного национального лица было еще впереди. В 1974 году художественным руководителем Кубанского казачьего хора стал Виктор Захарченко. Уроженец Кубани, воспитанник Новосибирской консерватории, неутомимый собиратель и исследователь народного творчества, музыкант, наделенный безошибочной художественной интуицией, человек яркого общественного темперамента, Захарченко на четверть века определил творческое и общественное кредо Кубанского казачьего хора как хранителя исторической памяти русского народа, его чаяний и надежд. Как известно, основное население современной Кубани составляют потомки казаков - переселенцев из бывшей Запорожской Сечи, с Дона, Хопра, из Екатеринослава, Тульской, Воронежской, Курской и других губерний России.
3 Песенная и танцевальная культура кубанских казаков является самобытнейшей ветвью славянской культуры ( русской и украинской ), которая во взаимодействии с экзотической и щедрой природой Кавказа и культурой кавказских народов обрела свои неповторимые черты. Казаки были православными землепашцами и воинами, призванными защищать южные пределы Государства Российского. Их вера, нравственные идеалы, их бесстрашие, героизм и ощущение своей коллективной силы, их песни рождены были главной клятвой их жизни : " За Веру, Волю и Отечество !". Песни казаков насыщены активной ритмикой, они " героизированы ", приспособлены к условиям пешего и конного марша. В них слышна хоральная мощь канта петровских времен и неизбывная печаль прощания с домом, дух бесшабашной казачьей вольницы и истинно славянская « тоска веселая » ( Есенин ). В Войсковом певческом хоре было два оркестра : духовой и симфонический. О таких возможностях, позволяющих исполнять классический репертуар, руководители нынешнего состава хора теперь только мечтают. Зато в XX веке появилось то, чего не было в прошлом : в коллективе ярко и вдохновенно зазвучали женские голоса, стала развиваться хореография. Казаки восприняли черкесский ( адыгский ) костюм ( папаха, бурка, сабля и т. п.) – он был удобен в конной джигитовке и в походе, а в их песни и танцы пришли упругие кавказские ритмы и движения – широкий, как крылья орла, разлет рук, фантастический « гарцующий » ход мужчин на пальцах и полупальцах ( как мощное устремленное тело коня на тонких и стройных ногах ). Все технические находки, композиция танцев, костюмы, атрибутика ( пики, кинжалы, платки, наковальня, музыкальные инструменты и т. п.) сюжетно обоснованы, имеют конкретное, взятое из народной жизни, национальным духом и характером обусловленное содержание. (« На кордоне », « Молодычка », « Ковал кузнец казачью шашку », « Кавказская сюита », танец некрасовских казаков, « Крыло », « Встреча Казаков »). Талантливо и профессионально поставленные танцевальные номера значительно украсили и расцветили концертные программы, сделав их полней и зажигательней. Так называемый « балет » Кубанского казачьего хора сегодня стал одним из лучших народных танцевальных коллективов страны. По своей хореографической лексике коллектив не похож ни на один ансамбль подобного рода. Главное в танцах хора – историческая и этнографическая достоверность, фольклорная самобытность, правда национального характера. С танцевальной группой Кубанского казачьего хора работали настоящие звёзды хореографического искусства Юга России, такие балетмейстеры, как заслуженный деятель искусств Республики Кабардино - Балкария Григорий Гальперин, народный артист России Николай Кубарь, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Модзолевский. Поставленные ими номера до сих пор не сходят со сцены и радуют зрителей уникальной пластикой, силой и мощью казачьего характера.
4 За десятилетия хор накопил огромный репертуар. В исполнении хора вернулась народу и стала гимном Кубани песня « Ты, Кубань, ты наша Родина » на стихи священника I Кавказского полка Константина Образцова. Хор явился блестящим интерпретатором волевых, отмеченных чеканным ритмом и интонационной упругостью походных песен (« За Кубанью огонь горит », « Ихалы казаченьки »), величаво - печальных песен - дум и баллад (« Думы мои », « Заповит » на стихи Т. Шевченко, « Провожала маты сына у солдаты »), грустных лирических песен (« Вэчир на двори », « Ой, на гори сидела пара голубей », « Ой, там у саду »). Шуточные казачьи песни в исполнении Кубанского казачьего хора (« Як служив я в пана », « Ой, мий мылый варэнычкив хоче », « Булы в мэне у комори гроши » и многие другие ) всегда связаны с элементами игры, состязания, залихватского танца, забавных реплик. В этих песнях Кубанский казачий хор всегда показывал блестящий пример эмоциональной открытости, раскованности и правды сценического поведения, правды народного характера. Подлинным шедевром народной музыки является в программе Кубанского казачьего хора оригинальный кубанский вариант песни " Роспрягайтэ, хлопци, конэй ", записанной в станице Дядьковской. Динамическая устремленность ее размашистого ритма, широта и чувственная открытость напева перекликаются с подобными чертами знаменитой во всем мире русской " Калинки ". Не случайно песня " Роспрягайтэ, хлопци, конэй " стала своеобразной визитной карточкой Кубанского казачьего хора. Приняв творческую эстафету от Войскового певческого хора, являясь его правопреемником и развивая его традиции, Кубанский казачий хор участвует в церковных службах в московских и екатеринодарских храмах, трепетно и самозабвенно исполняет русскую духовную музыку (" Благословлю Господа на всякое время ", " Похвалу принесу " Д. Ростовского, " Христос Воскресе " В. Захарченко, " Сподоби, Господи ", " Взбранной воеводе ", духовный стих " Бедная птичка в клетке сидит ", записанный В. Захарченко от его матери Натальи Алексеевны ). Рождественскую и Пасхальную службу 2008 года в храме Донского монастыря в Москве также сопровождали солисты Кубанского казачьего хора. На участие в церковных богослужениях их ещё в августе 1995 года благословил сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Пожалуй, таким правом обладает пока единственный светский коллектив. Классика. Одним из новых направлений современной репертуарной политики хора стало обращение к классической музыке. Впрочем, это было свойственно и дореволюционному периоду в истории Войскового певческого хора, когда в его составе был даже симфонический оркестр. На столетие коллектива в 1911 году в его исполнении звучала симфония П. И. Чайковского «1812 год ». Не случайно теперь с оркестром хора всё чаще на сцену поднимается и инструментальный камерный ансамбль « Благовест ». Виктор Гаврилович любит и хорошо знает классику. Его кумиром является великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов, на репетициях которого ему лично доводилось присутствовать.
5 Великолепным украшением нынешних концертов Кубанского казачьего хора стал романс из Музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина « Метель » на стихи Дениса Давыдова, а также другие хоровые произведения композитора. Всемирно - известный российский альтист и дирижёр Юрий Башмет назвал Кубанский казачий хор единственным на сегодня народным коллективом, который может свободно составить конкуренцию любому исполнителю классической музыки. А Дмитрий Хворостовский уже осуществил свою мечту спеть с Кубанским казачьим хором. Возрождение национальных традиций. В 80- е годы прошлого столетия на базе Кубанского хора по инициативе В. Г. Захарченко начинают действовать Научно - исследовательский центр фольклора и этнографии, Детская экспериментальная школа народного искусства, Центр народной культуры Кубани, объединённые позже в Государственное научно - творческое учреждение « Кубанский казачий хор ». Со временем в него вошли такие творческие коллективы - спутники хора, как ансамбль казачьей песни « Казачья душа » и камерный инструментальный ансамбль « Благовест ». Многие бывшие солисты хора и балета создали собственные оригинальные коллективы, которые составляют теперь славу исполнительского искусства Краснодарского края и Юга России. Отделом фестивалей ГНТУ « Кубанский казачий хор » и дирекцией Концертного зала Кубанского казачьего хора организуются в крае с десяток различных музыкальных и православных фестивалей, некоторые из которых, как, например, фестиваль детских фольклорных коллективов « Кубанский казачок » получили Всероссийский статус.
6 Песням Захарченко присуща яркая мелодичность, мастерство формы, сила эмоционального воздействия. Захарченко своей музыкой доказывает глубочайшую народно - почвенную укоренёность творчества таких поэтов, как А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. К. Толстой. Особой, проницательной тонкостью у Захарченко отмечено музыкальное постижение поэтов « серебряного века » – А. А. Блока, С. А. Есенина, С. А. Клычкова, М. И. Цветаевой, И. В. Северянина. Вместе с тем, Захарченко пристально следит и за современной поэзией. Поразительного художественного результата добился он в музыкальной интерпретации таких разных поэтов, как Николай Рубцов и Юрий Кузнецов. А талантливого кубанского поэта Николая Зиновьева Захарченко, можно сказать, открыл и через свою музыку ввёл в мир большой литературы. Отдельного разговора заслуживают песни Виктора Захарченко на стихи Тараса Шевченко, Олеси Пчилки и Леси Украинки. Это значительнейшее творческое свершение. Даже украинская профессиональная музыка ( и это признают сами украинские музыканты ) не дала до сей поры столь пронзительного проникновения в мир гениального Шевченко. А стихи Леси Украинки, положенные на музыку Захарченко, приобрели неожиданный и впечатляющий масштаб. Тема духовного единения славянских народов - братьев пронизывает весь творческий путь Виктора Захарченко. Ещё в годы своей работы в Сибири он глубоко исследовал бытование белорусской народной песенности и её взаимодействие с русской народной традицией в сибирском фольклоре. Знаток белорусского народного творчества, Захарченко обобщил свои наблюдения в фундаментальном научном исследовании « Свадьба Обско - Иртышского междуречья » ( Москва, изд. « Композитор », 1983). Синтез славянских культур – важнейший знак кубанской народной ментальности. Кубанское казачество изначально было двуязычным – черноморские казаки говорили по - украински, линейные – по - русски.
7 В. Г. Захарченко по рождению – черноморский казак, поэтому всё украинское ему так же близко, как и русское. Дорого ему и белорусское традиционное наследие. Поистине, композитор Виктор Захарченко – живое олицетворение славянского единства. Так, он создал гимн « Беларусь » на слова Кронида Обойщикова, песню « Мать послала сыну думы » на слова белорусского поэта Михаила Танича, гимн « Стольный град Киев » на слова В. Матвиенко. В концертах Кубанского казачьего хора звучат белорусские народные песни (« Через реченьку, через болото », « Ой, реченька » и др.), творческие связи объединяют Кубанский хор и Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г. Цитовича. Кубанский казачий хор регулярно выступает в Минске, Киеве, Харькове и других городах Беларуси и Украины, где его неизменно встречает неподдельная, искренняя любовь самых широких кругов слушателей и триумфальный приём. Корифеи хора. За годы своей работы Захарченко выпестовал не одно поколение ярких солистов хора, снискавших любовь зрителей и слушателей. Назовём таких артистов старшего поколения, как Татьяна Бочтарёва и Анатолий Лизвинский, Раиса Гончарова и Валентина Аскаленко, Алексей Коваленко и Виталий Сушков, Михаил Цирульник и Николай Коротун. Есть свои поклонники и у Владимира Заниздры, Сергея Ярошенко, Михаила Ковалева, Ольги Каражовой и Елены Куликовской. Чистейшим светом лучилось искусство безвременно ушедшей Марины Крапостиной. Уверенно, сильно заявляет о себе молодое поколение солистов – Александр Дедов и Марина Гольченко, Марина Ищенко и Павел Кравчук, Софья Бовтун и Евгения Джевага … Уникальный синтез инструменталиста - ударника и певца демонстрирует всегда неожиданный Виктор Сорокин. Захарченко воспитал талантливую плеяду хормейстеров, среди которых Валентина Мамай, Алексей Горобец, Вячеслав Яковлев и Наталья Губа. Заметный вклад в искусство коллектива внесли балетмейстеры Григорий Гальперин, Вячеслав Модзолевский, Леонид Милованов, Николай Кубарь. Неповторимым комическим дарованием блистал солист танцевальной группы, ныне главный балетмейстер хора Валентин Захаров. Следует назвать и имена хотя бы некоторых мастеров народного танца, таких как Николай Ус и Алексей Титов, Ирина Игнатьева и Елена Арефьева, Валерий Курилов и Аслан Хаджаев, а также молодых – Роман Чернявский и Артур Нанба, Ульяна Добрица, Марина Рассоха и балетмейстер - репетитор Ильдар Умяров … Неотъемлемой частью творческого коллектива является и оркестровая группа, которую в разное время возглавляли : Эдуард Козловский, Фёдор Каражов, Юрий Булавин, Сергей Чанцев и в настоящее время Борис Качур. Высоким уровнем исполнительского мастерства отмечено искусство оркестрантов Михаила Мамчура, Андрея Шапошника, Андрея Ильичёва, Александра Сафонцева, Игоря Прихидько, Игоря Шмоткина, Александра Подгорного …
8 Становлению Кубанского казачьего хора способствовали энергичные, талантливые администраторы Александр Наумович Рашевский, Анатолий Евгеньевич Арефьев, Виктор Станиславович Вишневский, Сергей Михайлович Полежаев. Коллектив Кубанского казачьего хора в последние годы стал, пожалуй, незаменимым участником международных встреч самого высокого уровня. Его смело можно назвать послом доброй воли России. Так его и воспринимают во всём мире. Его искусством восхищались канцлер Германии, премьер - министр Италии, президент Франции и многие другие государственные и политические деятели. Без участия Кубанского казачьего хора международные экономические и политические форумы сегодня просто немыслимы. На саммите « Большой восьмерки » в Санкт - Петербурге летом 2007 года Кубанский хор представлял страну - председателя и стал главным стержнем культурной программы, способствуя созданию неформальной атмосферы общения лидеров восьми стран. Заметную роль сыграло участие хора и в Гватемале, где Международным олимпийским комитетом было принято решение о проведении Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Искусство Кубанского казачьего хора и его художественного руководителя отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и во многих странах мира. Хор является победителем первого и второго смотров - конкурсов профессиональных русских народных хоров России ( Москва, 1975, 1984), международных фестивалей фольклора в Монтгийоне ( Франция ) и Аранджеловаце ( Югославия ), Марселе и Мартиге ( Франция ), Брюсселе ( Бельгия ), Вэйле ( Америка ), в Кунео и Венеции ( Италия ), в Ницце ( Франция ), в Мексике. В 1990 году хор стал лауреатом Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко. В 1987 году Кубанский казачий хор награжден орденом Дружбы народов. Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету. Хору восторженно аплодировали тысячи и тысячи слушателей Украины и Белоруссии, Болгарии и Югославии, Польши, Чехии и Словакии, Германии и Франции, Италии и Португалии, Испании и Японии, Вьетнама и Китая, Норвегии и Марокко, Бельгии и Финляндии, Южно - Африканской Республики, Мексики, Америки и Австралии. Песни в исполнении Кубанского казачьего хора заряжают слушателей своей активной энергетикой и глубиной чувства. Каждый концерт Кубанского хора – праздник народной песни, искрометных казачьих танцев. На сцене словно оживают картинки быта Кубанских станиц прошлого и нынешнего веков, боль и радость русской земли. Происходящее на сцене действо зрители воспринимают как прикосновение к живой истории. Не « лакированной картинкой », а простой человеческой правдой входит в концертный зал народное искусство Кубани. И правда эта убеждает и захватывает. Пресса подчеркивает, что встречи с хором приносят « неповторимые минуты общения с глубокой историей России, с чудом искусства » (« Фигаро », Париж ). Париж трудно удивить … Но концерты Кубанского казачьего хора ошеломили новым ощущением русского духа. Хор отличается от других русских хоров особой яркостью темперамента, граничащий с дерзостью. Это грандиозное зрелище ! Казаки вновь завоевали Париж » (« Ницца Матэн », Франция ). « Искусство танцоров выше всяких сравнений. Они способны на чудеса. Сильные голоса певцов завораживают самых искушенных ценителей » («WAZ», Германия ).
9 « Не могут не вызвать восхищения гармоничное звучание хора, блестящие танцевальные номера. И песни, и танцы гостей из Краснодара щедро пересыпаны блестками подлинно народного юмора …» (« Вечерний Киев »)." Я был на концерте хора и чуть было не разрыдался, – писал известный русский писатель Василий Белов. – Я понял : пока есть такие таланты, такие мужественные люди, Россия жива... Я очарован Кубанью и кубанцами ". За прошедший 2008 год было дано 320 концертов, которые посетили свыше 200 тыс. зрителей.2008 год прошел под знаком 70- летнего юбилея В. Г. Захарченко. А в 2011 году коллектив Кубанского казачьего хора встретит своё 200- летие.
10 Презентацию подготовили : Величко Алина, Калиниченко Оля. Ученицы 11 класса.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.