Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемelar.urfu.ru
1 Презентации лекций по дисциплине «Современные технологии профессионально- ориентированного образования»
2 Социо-культурные условия и основные направления в развитии современного образовательного процесса. М.Н. Дудина, доктор пед.наук, профессор
3 Основные противоречия кризисного состояния мировых образовательных систем Большой разрыв между числом людей, желающих получить качественное образование и имеющих возможность его получить Образование в содержательном плане не успевает следовать за быстро меняющимися технологиями, научными открытиями. Системы образования консервативны. Инертность образовательных систем приводит к тому, что они слишком медленно меняют свой внутренний уклад Существует острый недостаток финансовых средств Инертность самих граждан и общества в целом является грузом установившихся традиций Недостаток решительно всего, кроме обучающихся
4 Социокультурные трансформации - техногенные и социогенные катастрофы привели к императиву выживания; - новые критерии качества бытия, качества общественного интеллекта. Человеческие качества – самый важный ресурс развития, и умения ими пользоваться – задача всех сфер жизни и науки, педагогики в том числе; требования; - демократизация и гуманизация общества (новизна особенно для отечественного воспитания и образования); - плюрализм политический, идеологический культурологический, религиозный, педагогический; - возвращение религиозности, церковности;
5 Основные проблемы, которые необходимо решить, чтобы образование стало решающим фактором прогресса Разрешить противоречие между невиданным развитием знаний, в том числе в таких областях как познание самого себя, средства обеспечения физического, психического и нравственного здоровья и возможностью их усвоения Обеспечить обучение, ориентированное на познание и сохранение окружающей среды
6 Отсутствие в прежнем виде социального заказа на воспитательный идеал и результаты образования определенная реальная свобода, данная образовательным учреждениям. Федеративный, национально-региональный и школьные компоненты учебного плана. Стандарт и вариативность в образовании; - развитие нового мышления (экономического, политического, идеологического и педагогического); - возникновение и развитие психологической службы, медико-психолого-педагогических центров; - расширение круга потребителей педагогического знания, но слабость общественно-педагогического движения;
7 Педагогическая некомпетентность научный нигилизм, неготовность принять новизну ситуации и нежелание совершенствоваться профессионально педагогически, в лучшем случае – предметно; -эмпиризм большинства учителей, недостаточная востребованность научных достижений – психологии, социологии, педагогики. Учителя: - понимают проблему «свобода ребенка», но не связывают ее решение с воспитанием и обучением- 45 %; - связывают - 28 %, - связывают с лишь необходимостью ослабления авторитарности школы - 17%;
8 Противоречивость ситуации - дети, молодежь живут в мире все больших возможностей физического, психического и социального развития, - и нарастание источников ранней деградации (быстро меняющиеся факторы рассогласования человека с природой и социумом: алкоголизация, наркотизация, широкое потребление лекарств, нездоровый образ жизни, ранний секс, речевая агрессия, терроризм СМИ, акультуры, рекламы;
9 Кризисное состояние семьи - педагогическая слабость семьи, некомпетентность в вопросах воспитания, сужение ее влияния, неавторитетность родителей; - три типа семьи: Традиционная - дети учатся у родителей; Нетрадиционная - дети учатся у сверстников; - родители учатся у детей. - безответственное родительство, рост беспризорных детей – 95% при живых родителях ;
10 Стихийный поиск детьми компенсаторных средств, средств релаксации как защиты от растущей деструктивности среды В стране 2 млн. учтенных алкоголиков, из них 60 тыс. дети до 14 лет; Средний возраст приобщения к алкоголю лет. 80% молодежи, по данным Минздрава и Минобразования, с той или иной периодичнсостью употребляю алкоголь. Несовершеннолетними в нетрезвом состоянии совершено 22% краж личной собственности, 76% хулиганских поступков, 61% изнасилований, 56, 6% разбоев)
11 Предпосылки гуманистической педагогики - освоение обществом демократического гуманистического идеала; - наличие международного и российского законодательства – права, свобода и достоинство ребенка; - реальная свобода, «человеческое измерение» позволяют образованию гуманизироваться, центрировать на личности. Не одиночки, но могут и есть коллективы; - достижения психологии, философии, социологии, педагогики
12 Трудности и противоречивость ситуации - недостаточное внимание общества и государства к проблемам подрастающего поколения и системы образованяи, воспитания; - неразработанность многих проблем педагогической наукой ( плетется в хвосте жизни и ее проблем, должна опережать); - семья образованных людей, в чем-то опережающих школу, в чем-то более консервативных; - некомпетентность педагогических кадров, находящихся в плену иллюзий о советском образовании как лучшем в мире; - адаптивность детей, инертность, неспособность достойно самоактуализироваться, самоутвердиться, встать на свою защиту
13 Проблемы и пути их решения Качество обучения не соответствует современным требованиям Прагматическая ориентация обучения в ущерб развитию личности Недостаточная доступность качественного образования для широких масс населения Новая философия опережающего образования (фундаментализация образования; интеграция естественно- научного и гуманитарного образования; инновационное обучение (ядро образования должно лежать в трех сферах: философии образования, науках о человеке и обществе и «теории практики») Развивающее образование (гуманистическая ориентация; обучение на основе активных технологий; креативные информационные технологии) Информационная поддержка образования ( дистанционное обучение; доступные базы данных ;телекоммуникационные технологии)
14 Новый понятийно-категориальный аппарат гуманистической (этической) педагогики Уточнение, корректировка понятийно- категориального аппарата на основе совокупной методологической парадигмы востребовали базовые этические понятия - жизнь, смерть, свобода, ответственность, совесть, ненасилие, любовь) и педагогические - личность, образование, воспитание, взаимодействие, защита
15 Этико-педагогический холизм позволил наметить систему понятий и категорий гуманистической этической педагогики 1) на развитие понятийного аппарата в значительной степени повлияли как внешние процессы, так и внутренние, идущие в самой педагогике, в теории и практике; 2) отбор понятий продиктован задачей осмысления современного состояния теории и практики, характеристики настоящего этапа и определения перспектив развития; 3) в словаре встречаются понятия как рационального, так и иррационального типа, что отражает современный методологический плюрализм и эмпиризм
16 Четыре группы категорий, этическим содержанием которых обогащается современная педагогика: устоявшиеся в педагогике, наполняющиеся новым содержанием (обучение, образование, воспитание, взаимодействие, гуманизм, долг, личность, воля, самооценка, самосознание, индивидуализация, социализация и др.); возвращающиеся, некогда утраченные педагогической теорией и практикой (вера, вина, душа, совесть, благо, порок (грех), стыд, добро, зло, мудрость, сомнение, тревога и др.);
17 интегрируемые педагогикой, но хорошо разработанные другими отраслями знания - философией, психологией (адаптивность, неадаптивность, безусловное позитивное внимание (и к себе), вершинное переживание, возрастные новообразования, вытеснение, замещение, защитные механизмы, зона актуального и ближайшего развития, идентичность, деструктивность, комплекс неполноценности, кризис идентичности, образ себя, потребность в самоуважении, в идентичности, рефлексия, самоактуализация, социальная ситуация развития, нейротизм, фрустрация, эмпатия, экзистенциальность и др.
18 новые, осваиваемые педагогикой: защита прав ребенка, свобода и достоинство ребенка, самоценность детства, развитое детство, ответственное родительство, личностно-центрированное обучение, многоуровневое образование, педагогическое отчуждение, толерантность, продуктивность и деструктивность учебно-воспитатательного процесса, полноценная учебная деятельность, педагогическая защита, свободосообразность, свободоспособность, этическая педагогика, этизация образовательно-воспитательных отношений;.
19 Взаимосвязь и взаимозависимость этических, психологических, социологических, культурологических, юридических и педагогических понятий: отражают процесс интеграции знаний о жизни, ее смысле, о человеке и его проблемах, об истинной значимости знаний и новом понимании процессов социализации; позволяют переосмыслить с новых теоретико- методологических позиций представлений: - о личности ребенка, подростка, девушки, юноши ( о детстве, отрочестве, юности); - о роли семьи, школы, общества, государства в жизни растущего человека; - о смысле и назначении обучения, образования, воспитания; - о новой профессиональной педагогической компетентности
20 Боже, дай нам благоразумие спокойно принять то, что мы не можем изменить; мужество, чтобы изменить то, что можем; и мудрость, чтобы отличить одно от другого»
21 Современная дидактическая концепция. Структура процесса обучения. Г.В.Сорвачева кандидат педагогических наук. доцент
22 Дидактика – теория процесса обучения Научно-теоретическая функция дидактики – выявление структурных и содержательных элементов ПО, исследование закономерностей их развития. Нормативно-прикладная функция дидактики – дать рекомендации для решения практических проблем.
23 Задачи дидактики высшей школы Выявление закономерностей обучения и на их основе выделение принципов обучения в высшей школе; Обоснование специфических целей высшего образования; Обоснование социальных функций образования; Разработка содержания высшего профессионального образования, нормативных документов, определяющих его (стандарты); Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе; Модернизация существующих, разработка и внедрение новых образовательных технологий.
24 Основу современной дидактической концепции составляют Личностно-ориентированная стратегия обучения и воспитания Деятельностный подход к обучению и воспитанию Системный подход к проектированию процесса обучения
25 Личностно-ориентированное обучение это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает: признание студента основным субъектом процесса обучения; определение цели проектирования - в общем виде это: развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления субъектного опыта студента, его направленного развития в процессе обучения.
26 В соответствии с концепцией личностно- ориентированного обучения образовательный процесс выполняет Воспитательную функцию Образовательную функцию Социальную функцию Развивающую функцию Здоровьесберегающую функцию Функцию социальной защиты Функцию трансляции культуры
27 Категория «обучение» Обучение – это специально организованный процесс совместной деятельности преподавателя и студентов с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков, т.е. общей ориентировочной основы деятельности, формирования мировоззрения и развития личностных качеств. (Ю.К.Бабанский) Обучение – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.(П. и пс. В.Ш./под ред.С.И. Самыгина)
28 Структура процесса обучения Деятельность педагога Деятельность учащегося Содержание образования (элементы социального опыта)
29 Структура ПО (с позиций деятельностного подхода) Цель преподавателя Цель студента Мотивация Содержание образования Методы обучения Средства обучения Организацион. Формы обучения Контроль и оценка результатов учебной деятельности
30 Репродуктивный вариант обучения 1. Понимание: постановка учебной задачи (преподавателем) и осознание ее студентами. Сообщение учебного материала преподавателем и восприятие его студентами. Осмысление учебного материала (установление связей с прошлым материалом, выделение главного) 2. Усвоение: запоминание, воспроизведение 3. Овладение: применение по образцу, применение самостоятельно в стандартной ситуации, творческое применение?
31 Продуктивный вариант обучения 1. Восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи. 2. Анализ условия задачи. 3. Воспроизведение, актуализация уже имеющихся или восполнение недостающих знаний, необходимых для решения задачи. 4. Прогнозирование процесса и результатов, формулирование гипотезы. 5. Составление плана, проекта, программы действий. Ориентировочный этап 1. Попытки решения задачи на основе известных способов. 2. Переконструирование плана решения, нахождение нового способа действий Исполнительский этап 1. Решение задачи новыми способами. 2. Проверка решения. 3. Введение полученного знания (способа) в имеющуюся у студента систему. 4. Выход на новые проблемы. Контрольно- систематизирующий этап.
32 Технологичный подход к обучению: сущность, теоретико- методологические основы Сорвачева Г.В., канд.пед,наук, доцент
33 Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (это определение к научной области) Ведущие категориальные понятия: «педагогическая технология», «педагогическое проектирование», «модель обучения», «педагогическая система», «технологическая схема».
34 Педагогическая технология как прикладная наука Технические науки: системотехника эргономика сетевое планирование техническая эстетика «Техника - человек» Гуманитарные науки: педагогика Психология «Человек - человек»
35 Технологизация – объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для решения качественно новых задач. Необходимость технологизации педагогической деятельности обоснована в работах В.П. Беспалько. Он пишет: «любая деятельность может либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала»
36 Педагогические «технологические эпохи» Эпоха индивидуального педагога, работающего «вручную» Эпоха бумажной книги Эпоха аудиовизуальных средств обучения Эпоха простых средств автоматизации управления обучением Эпоха средств обучения с помощью компьютера
37 Истоки технологизации обучения Технологии в обучении Технизация обучающей среды Информационно- коммуникационные технологии Технология обучения Программированное обучение (идея управляемости обучением) Технологичный процесс обучения
38 Технологичный процесс обучения главная признак – гарантированное получение результатов обучения посредством управления учебной деятельностью обучаемых (блок-схема) Обобщенные цели ПО – социальный заказ Конкретные цели обучения в пед. системе Организация процесса обучения Контроль и оценка результатов обучения
39 Особенность технологичного подхода к образовательному процессу Самая главная особенность – обращается внимание на постановку конкретных учебных целей, их уточнение, требование к цели – она должна быть диагностичной. Процесс обучения подразумевает подготовку учебных (обучающих) материалов, доступных студентам, организацию учебной деятельности студентов, подбор форм, методов и средств достижения целей. Подбор критериев оценки результатов, эти критерии должны быть заложены в самой цели обучения, оценка текущих результатов учебной деятельности. Оперативная обратная связь – весь ход обучения подчинен целям, они оперативно корректируются на каждом шаге обучения.
40 Понятие «педагогическая технология» Педагогическая технология систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования (определение, зафиксированное в документах Юнеско). Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А.Чошанов). Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для преподавателя и студентов. (В.М.Монахов).
41 Отличие понятий «методика» и «технология» 1.Организованное, целенаправленное педагогическое влияние на процесс обучения. 2.Описание процесса достижения планируемых результатов обучения. т.е. целей обучения. 3.Процесс обучения, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы 4.Методологическая основа методики 5.Процессуальный, динамичный характер обучения с учетом особенностей студентов, условий обучения. 6.Ориентация на обучающихся.
42 Понятие «педагогическая технология» функционирует на трех уровнях Общепедагогический (обобщенные дидактические технологии) – характеризует педагогический процесс в целом на определенной ступени образования; Частнометодический- характеризует специфику методов, средств обучения для конкретной учебной дисциплины; Локальный – характеризует специфику решения конкретной педагогической задачи.
43 Проектирование процесса обучения на основе личностно-развивающей концепции, системного и деятельностного подходов. Сорвачева Г.В., канд.пед,наук, доцент кафедры педагогики УрГУ
44 Предмет педагогической технологии как науки - проектирование процесса обучения. Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности преподавателя и студентов Проектирование предполагает: исследование состояния реального ПО, выдвижение гипотез по его совершенствованию, внесение изменений на основе гипотез.
45 Проектировочная деятельность преподавателя вуза Разрабатывая свой курс или готовясь к конкретному занятию, каждый преподаватель (в том случае, если он ориентируется на технологический подход) должен продумать ряд вопросов, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и конструированию содержания учебного материала (что?), выбору методов и средств обучения ( как? при помощи чего?), с учетом необходимого уровня своей квалификации и индивидуальных особенностей студентов (кто учит и кого учит?), методов оценки достигнутых результатов обучения (что получилось? так ли это?).
46 Объекты и этапы проектирования Этапы про- ектир. Объекты проектиров. Моделирование процесса обучения Проектирование процесса обучения Конструирование процесса обучения Педагогическая система Педагогический процесс Педагогическая ситуация
47 Педагогическая система Цели обучения и Организационные воспитания формы, методы, средства обучения Учащиеся Мотивация педагоги Содержание обучения Учебные помещения и воспитания условия, учебно-научная база Цели обучения и Организационные формы Воспитания обучения, методы и средства обучения Учащиеся Мотивация педагоги Содержание Учебные помещения, мате- обучения и воспитания риал. база, учебно-мет.об. абитуриенты выпускники Дидактическая задача Дидактическая технология
48 Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление Педагогический процесс – системный объект: Имеет сложную структуру, Все элементы функционируют, подчиняясь единым закономерностям, Между элементами существует иерархия.
49 Структура процесса обучения Деятельность педагога Деятельность учащегося Содержание образования (элементы социального опыта)
50 Структура ПО (с позиций деятельностного подхода) Цель учителя Цель ученика Мотивация Содержание образования Методы обучения Средства обучения Организацион. Формы обучения Контроль и оценка результатов учебной деятельности
51 Педагогическая ситуация – это составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном учебном пространстве. Структура ситуации внешне проста: преподаватель – студент – способ их взаимодействия в конкретный временной промежуток. Ситуации могут быть стихийными, но могут быть специально спроектированы преподавателем. Проектирование педагогических ситуаций – это подгонка процесс обучения под конкретных людей с оперативным учетом реальной обстановки.
52 Этапы проектирования Педагогическое моделирование (создание модели)это разработка общей идеи создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. (Откуда берутся идеи?) Педагогическое проектирование (создание проекта) дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками педагогического процесса.
53 Алгоритм проектирования Подготовительная работа Анализ объекта проектирования: определить, что именно проектируется – система, процесс, ситуация, необходимо рассмотреть структуру этого объекта, связи элементов. В результате выделится противоречие. Все дальнейшее проектирование будет направлено на разрешение этого противоречия. Выбор формы проектирования. Теоретическое обеспечение проекта. Методическое обеспечение проекта. подготовка нужных документов, имеющихся разработок, уже используемых учебных планов, дидактических материалов и т.д. Пространственно-временное обеспечение: определение времени, места, условий реализации проекта (аудитория, лаборатория). Материально-техническое обеспечение проекта: отбор средств обучения. Этап разработки проекта Выбор системообразующего фактора: чаще всего – цели. Уточнение связей между элементами проектируемого объекта и написание самого проекта. Проверка качества проекта Апробация проекта (мысленное экспериментирование) Экспертная оценка проекта Необходимая корректировка проекта Принятие решения об использовании проекта.
54 Ориентировочная основа деятельности преподавателя при проектировании процесса обучения на основе конкретной технологии ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Приоритетные цели, Подготовка эрудита; профессионала; мыслителя; лидера, специалиста; развитие познавательной активности личности; развитие критического мышления Содержание обучения, отбор наиболее значимого мате- риала; структурирование учебного матери- ала; отбор примеров и доказательств с учетом специаль- ности; отбор задач и заданий, направ- ленных на дости- жение цели Выбор форм организации учебного про- цесса (видов учебных заня- тий): лекция; семинар; лабораторное занятие; экскурсия; самостоятель- ная аудитор- ная работа; практическое занятие ???
55 Проектирование диагностичной цели обучения. Сорвачева Г.В., канд.пед,наук, доцент кафедры педагогики УрГУ
56 Понятие цели в педагогике Педагогическая цель – это предвидение педагогом и воспитанниками (учащимися) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которыми затем конструируются все остальные компоненты педагогического процесса.
57 Примеры целей учебного курса Цель курса: создание условий для повышения профессиональной компетентности в сфере педагогической деятельности путем овладения системными знаниями о технологиях обучения в ВУЗе. Задачи курса: Ознакомление с историей развития педагогических технологий в системе образования; Формирование системных знаний о педагогических технологиях; Формирование профессиональных умений проектирования педагогического процесса в ВУЗе; Формирование положительной мотивации к педагогической деятельности;
58 Примеры цели учебного курса Цель программы: развитие профессиональной компетентности преподавателей высших учебных заведений. Основные задачи: актуализация и развитие профессиональных психолого- педагогических знаний; овладение современными педагогическими технологиями, в том числе информационными технологиями образовательного процесса и на их основе формирование собственного профессионального стиля деятельности; развитие профессиональных умений проектирования и анализа образовательного процесса; развитие умений рефлексии собственной профессиональной деятельности.
59 Д Ц= К + Кр+ Ид + Из + Оц цель конкретна: максимально конкретно описано, что должно получиться в результате обучения; цель критериальна: существуют показатели, признаки, по которым можно судить о достижении цели ; цель идентифицируема: признаки настолько точно описаны, что понятие всегда адекватно соотносится с его объективным проявлением (т.е. с тем, что оно обозначает); цель измеряема: признаки, обладают категорией меры, т.е. их величина поддается прямому или косвенному измерению; цель можно оценить: результаты измерений могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки.
60 Способы постановки целей обучения 1. Определение цели через изучаемое содержание 2. Определение цели через деятельность преподавателя 3. Постановка цели через внутренние процессы развития студента 4. Постановка цели через указания на деятельность студентов 5. Постановка цели через результаты обучения, выраженные в действиях обучаемых
61 Категории учебных целей в познавательной области (по таксономии Блума) Знание. Действия студента: запоминает и воспроизводит, опознает, конкретные факты, понятия, правила, методы, процедуры, алгоритмы. Понимание. Действия студента: объясняет, преобразует, предположительно описывает. Применение. Действия студента: использует понятия и формулы не только в стандартных ситуациях, но и в измененных, применяет формулы, законы, демонстрирует правильное применение процедуры. Анализ. Действия студента: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи, выделяет, проводит различия, сопоставляет. Синтез. Действия студента: составляет сообщение, блок-схему, находит оригинальную форму предъявления задания, составляет модель, комбинирует известные алгоритмы для решения задач в новой ситуации, применяет знания из различных областей. Оценивание. Действия студента: оценивает логику, оценивает оптимальность способа, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость полученного результата.
62 Кластер элементов учебного материала Термины. Слова или фразы, употребляемые в специальном значении Факты- сведения описательной информации Понятия-это категории, через которые устанавливаются определенные закономерные связи Принципы, правила, законы, основные положения теорий (все обобщенные соотношения) - основные идеи, схемы, формулы. Принципы низшего порядка связывают друг с другом два или несколько понятий, высшего – содержат в себе несколько принципов. Процедуры - совокупность действий, которые необходимо совершить, работая с учебным материалом для выполнения практических заданий. решения задач, расчетов. (Могут быть другие элементы: процессы, структуры)
63 Конкретизация целей курса химии на основе таксономии Блума Раздел курса ЗнПонПримАналСинтОцен Биография ученых х Химические вещества Химические элементы хх Химический обмен ххх Законы химии хххх Энергия и равновесие ххх Атомное и молекулярное строение вещества хххх
64 Общий прием конкретизации целей -использовать в их описании глаголы, указывающие на определенное действие. Например, цель "изучить использование символических обозначений на погодной карте" может быть развернута в перечень возможных учебных результатов. Студент 1) воспроизводит по памяти символы, употребляемые на карте погоды 2) опознает символы на карте; 3) читает карту, используя символы; 4) составляет карту, пользуясь символами; 5) по заданной карте, пользуясь символами, дает прогноз погоды.
65 Студент проявляет навыки критического мышления если: 1) проводит различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями; 2) проводит различия между фактами и предположениями; 3) выделяет причинно-следственные связи; 4) выделяет ошибки в рассуждениях; 5) отличает существенные доводы от не относящихся к делу; 6) проводит разграничения между обоснованными и необоснованными оценками; 7) формулирует на основе текста обоснованные заключения; 8) указывает на предпосылки, обосновывающие справедливость выводов
66 Конкретизация цели «понимает текст» выделить определенные сведения, подчеркнуть конкретные детали, выбрать высказывания, наиболее полно передающие смысл, выделить главную мысль, выбрать заголовок текста, подытожить мысли, содержащиеся в тексте, вывести из содержания идеи нераскрытые, а лишь обозначенные в нем, перечислить приведенные в тексте действия или события в их наиболее вероятной последовательности, сделать предположение о наиболее вероятных последствиях, объяснить, что связывает между собой действия, события, приведенные в тексте, рассортировать данные по какому-либо признаку, составить план описание объекта (явления), составить алгоритм деятельности.
67 Проектирование содержания образования Г.В.Сорвачева кандидат педагогических наук, доцент
68 Содержание образования - Это специально отобранная и признанная (обществом) государством система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере
69 Теория материального (реального) образования Главная задача – усвоение как можно большего объема знаний, необходимых для жизни, но особенно для профессиональной деятельности. Отсюда все предметы в высшем образовании делились на нужные и ненужные.
70 Теория формального (классического образования) Главная задача – развитие обучаемых, их памяти, внимания, речи, воображения, мышления. Образование – это курс умственной гимнастики. Большое значение имеют такие дисциплины как языки, математика, изучение литературных произведений, произведений философов, произведений искусства.
71 Знания факты события понятия формулы законы концепции теории Система научных знаний и эмоционально- образный мир искусства помогают человеку освоиться в социуме – ориентационная функция
72 Мировоззренческие знания В состав мировоззренческих знаний входят знания-убеждения, позволяющие преобразовать сложившиеся стереотипы, существующую систему взглядов с учетом новых научных данных. Сюда же может быть отнесен набор социальных и производственных нестандартных ситуаций, включающих не только правильные, но и сбивающие воздействия: ошибочные позиции и мнения, "подсказки", дефицит времени, эффект большинства.
73 Мотивационные знания направлены на решение побудительной и направляющей функций учебной информации В учебном материале содержатся занимательные эмоционально- насыщенные тексты из сферы будущей профессиональной деятельности студентов: материал, показывающий актуальность, общественную и личностную значимость изучаемых объектов для понимания социальных проблем, явлений природы.
74 Понятийно-описательные знания В состав понятийно-описательного знания входит учебная информация, не требующая доказательств. Главными здесь являются понятия, раскрываемые суждения и умозаключения. Понятия фиксируются в виде определений, отражающих существенные (общие и отличительные) признаки предмета. В логическую структуру понятия входит также его объем, определяемый как совокупность предметов, на которое оно распространяется.
75 Теоретические знания Теоретические знания содержат учебную информацию, требующую доказательства (методика расчета, основания устройства, выводные формулы и теоремы).
76 Ориентировочное знание – это знание о том, как должно выполняться новое действие. Усвоение ориентировочных знаний предполагает усвоение действий и процедур, соответствующих новым умениям.
77 Способы деятельности их основа – умения и навыки Типы умений: интеллектуальные практические предметные профессиональные Освоенные способы деятельности выполняют функцию воспроизводства существующей культуры
78 Опыт творческой деятельности Приемы творческой деятельности: выделение проблемы перенос имеющихся способов деятельности в новую ситуацию нахождение новых способов деятельности Создание сначала чего-то субъективно, а затем и объективно нового способствует прогрессивному развитию человечества
79 Эмоционально-ценностное отношение к действительности Ценностные ориентации, Ценностные установки. Ценностное отношение к себе, к окружающим людям, природе, к труду, к результатам деятельности Усвоение этого компонента требует эмоционального отклика, оценки, собственного поиска и ведет к формированию системы ценностей человека
80 Общие принципы формирования содержания образования Принцип соответствия содержания образования потребностям общественного развития; Принцип гуманитаризации образования; Принцип фундаментализации образования; Принцип развивающего и воспитывающего обучения; …
81 Дидактические принципы формирования содержания образования Принцип профессиональной направленности; Принцип научности; Принцип единства содержательной и процессуальной сторон процесса обучения; Принцип преемственности обучения; Принцип системности; …
82 Проблемы совершенствования вузовской лекции Сорвачева Г.В., канд.пед,наук, доцент
83 Проблемы модернизации традиционных технологий обучения постановка педагогических задач, отбор содержания и структура учебного материала, способы взаимодействия преподавателя и студентов, студентов между собой (т.е. организация учебной деятельности), способы установления обратной связи (т.е. контроля), учебно-методическое обеспечения каждого вида занятий (в том числе обеспечение учебной литературой, использование компьютерных и др. средств обучения).
84 Основная организационная форма занятий в вузе - лекция Основу организации учебного процесса в вузе составляет связка лекция - семинар (практическое занятие) - индивидуальная работа студента - зачет (экзамен) Вопросы и проблемы: Какие педагогические цели преследует лекция? Как включить студентов в работу? Как «состыковать» лекцию с семинаром? Обязательна ли лекция для посещения студентов? Каковы критерии ее эффективности? А м.б. совсем отказаться?
85 Великие русские ученые Михаил Васильевич Остроградский (математик), Тимофей Николаевич Грановский (историк), Василий Осипович Ключевский (историк), Николай Иванович Пирогов (хирург, анатом), Дмитрий Иванович Менделеев (химик), Александр Алексеевич Лебедев (физик)- преподаватели российских вузов придавали лекции большое значение: Лекция должна оказывать нравственное воздействие на слушателей; Лекция может читаться в том случае, если лектор владеет новым научным материалом и обладает выдающимся даром слова; Лекция – это живое слово преподавателя. По своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой (1896 г. II съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию)
86 Какой должна быть лекция XXI века Проблема совершенствования лекции связана с ответом на вопрос: В чем главный акцент лекции – обучение профессии или развитие способностей к мышлению, к самостоятельной творческой деятельности, совместимы ли эти задачи?
87 Лекция: «против» 1.Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем подробнее передает лекция учебный материал (лекция – дубликат учебного пособия), тем эта вероятность больше. 2.Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям. 3. Одни студенты успевают осмыслить, другие только механически записать слова лектора. Типичные реплики студентов: "Очень интересная лекция, только непонятно о чем" или "Очень умная лекция, но мы ничего не поняли" 4.В содержание лекции все труднее»затолкнуть» необходимый объем учебного материала, а он неуклонно возрастает; 5.Слаба обратная связь «преподаватель-студент», малы возможности оперативного контроля
88 Когда лекция необходима? Отсутствие учебных пособий по новым курсам; Новый учебный материал не нашел отражения в существующих пособиях; некоторые разделы пособий устарели; Отдельные темы курса особенно трудны для самостоятельного изучения студентами, они требуют методической переработки преподавателем; По основным проблемам курса существуют противоречивые концепции, лекция необходима для их объективного освещения; Лекция незаменима, если важно личное эмоциональное влияние преподавателя с целью повлиять на формирование взглядов, мотивов, установок студентов
89 Лекция: «за» быстрый, экономный наиболее быстрый, экономный способ передачи комплекса знаний группе участников большой группой наиболее простой способ работы с большой группой участников при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция основной источник информации; новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели; отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором ;
90 Схема лекционного процесса
91 Требования к современной лекции нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение новых терминов, использование техн. средств, дидакт. матер.
92 Структура лекции Сообщение темы лекции, настрой на работу, Сообщение плана лекции Актуализация материала предыдущей лекции, акцент на взаимосвязь учебных элементов Общие положения, примеры, выводы Подведение итогов лекции
93 Виды лекций Вводная лекция – помогает получить студентам общее представление о предмете, его месте в системе профессиональной подготовки; Установочная лекция - ориентирует на основные источники, на методы работы на лекционных и практических занятиях, на самостоятельную работу. Информационно-интегрирующая лекция – основные положения науки, результаты современных исследований. Обзорно-систематизирующие лекции – квинтэссенция курса. Мотивационная лекция - направленная на повышение интереса, создание стимула для всей дальнейшей деятельности.
94 Критерии эффективности вузовской лекции Научно-содержательный критерий; Научно-методический критерий; Организационный критерий; Критерий дидактического мастерства преподавателя; Эмоционально-мотивационный критерий.
95 Показатели научно-содержательного критерия Лекция соответствует современному состоянию науки об изучаемом предмете; Содержит анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики ее развития на ближайшие годы; Критический анализ различных точек зрения, демонстрируется борьба гипотез, научных направлений Показ различных концепций, их обсуждение; Освещает историю вопроса; Освещается связь теории и практики; Дается указание на источники информации; Реализуется принцип профессиональной направленности.
96 Показатели научно-методического критерия Лекция имеет четкую структуру и логику изложения, студенты знакомы с планом изучения темы; Лекция и учебник: 1. учебник пересказывается или 2. излагается материал, отсутствующий в учебнике, разъясняются особо трудные вопросы учебного материала, даются задания для самостоятельного изучения какойто части по учебнику; Устанавливается связь предыдущего и последующего материала (межтемные, межпредмет-ные связи); Изучаемый материал обобщается, выделяется главное; Используются систематизирующие таблицы, схемы; Техническое оснащение лекционного занятия; Через весь курс «красной нитью» проходит основополагающая идея. Число крупных блоков учебного материала 7+2
97 Организационный критерий Учет времени на лекции; Требование вести записи на лекции, обучение студентов ведению конспекта; Помощь в ведении конспекта: изменение темпа изложения материала, наличие смысловых пауз, повтор при необходимости ; Используются приемы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, экскурсов в историю;
98 Показатели дидактического мастерства Знание своего предмета; Умение объяснять материал; Использование проблемных ситуаций; Использование элементов эвристической беседы; Ораторское мастерство лектора, культура речи; Умение установить контакт со слушателями.
99 Эмоционально-мотивационный критерий Воспитательный аспект лекции: приоритет общечеловеческих ценностей, факты из жизни великих ученых, Нравственные моменты лекции: манера обращения к студентам, внешний вид преподавателя, первая фраза; Проявление педагогического такта, отсутствие агрессивности; Убежденность речи, доказательность; Эмоциональный фон лекции: шутки, иллюстрация яркими примерами, опора на жизненный опыт студентов.
100 Развитие вузовской лекции Проблемная лекция Лекция визуализация Лекция вдвоем Лекция с запланированными ошибками Лекция пресс-конференция
101 Контрольный компонент педагогического процесса в вузе Г. В. Сорвачева кандидат педагогических наук, доцент
102 Контроль в учебном процессе – это проверка хода и результатов усвоения студентами теоретического и практического учебного материала. Цели контроля как компонента процесса обучения: с точки зрения преподавателя – установление внешней связи между достигнутым результатом и целью, проверка качественных и количественных параметров знаний и умений, установление уровня усвоения учебного материала А с точки зрения студента?
103 Оценка – это следствие контроля, результат контроля. Основная функция оценки – установление степени соответствия оцениваемого объекта выбранному эталону. Оценка и отметка?
104 Эталон – это мерило, образец, мера, служащая для хранения и передачи какой-либо единицы величины. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка.
105 Педагогический контроль и оценка – это последовательность действий преподавателя, включающая в себя: постановку ; разработку в соответствии с заданным уровнем усвоения учебного материала; организацию и проведение контроля; анализ результатов учебной деятельности …...; оценивание результатов в …..; ???
106 Виды контроля Входной Текущий Рубежный Итоговый Отсроченный Входной Текущий Рубежный Итоговый Отсроченный Выбор технологии: содержание контрольных заданий; методы контроля; средства контроля; формы контроля Выбор технологии: содержание контрольных заданий; методы контроля; средства контроля; формы контроля
107 Функции контроля Диагностическая; Обучающая??? Воспитывающая; Развивающая ???; Стимулирующая; Аналитико-коррекционная.
108 Категория «обучение» Обучение – это специально организованный процесс совместной деятельности преподавателя и студентов с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков, т.е. общей ориентировочной основы деятельности, формирования мировоззрения и развития личностных качеств. (Ю.К.Бабанский) Обучение – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества. (П. и пс. В.Ш./под ред.С.И. Самыгина)
109 Что подвергается контролю в процессе обучения? Обученность – это способность студента оперировать полученными знаниями, умениями, применять их в учебной деятельности, достигать определенного темпа деятельности и успехов в ней Обученность – это способность студента оперировать полученными знаниями, умениями, применять их в учебной деятельности, достигать определенного темпа деятельности и успехов в ней Воспитанность – показатель сформированных отношений к окружающему миру, людям, к деятельности и ее результатам. Воспитанность – показатель сформированных отношений к окружающему миру, людям, к деятельности и ее результатам.
110 Уровень усвоения учебного материала Уровень учебной деятельности Характер контрольного задания Знание- знакомство Вопрос с предъявлением (описанием) объекта, процесса, способа действия Знание - воспроизведение Вопрос, предусматривающий воспроизведение информации, алгоритма деятельности, типовая задача Знание- трансформация Задание на выполнение действий в измененных условиях или приближенных к практике Творчество Задание на исследовательскую, рационализаторскую, поисковую работу
111 Методы контроля 1.Методы устного контроля: индивидуальное собеседование, устный опрос (фронтальный или индивидуальный), объяснение, чтение текста, сообщение и др. 2. Методы письменного контроля: письменная к/р, сочинение, эссе, реферат, написание тезисов, статей и т.д. 3.Методы практического контроля: воспроизведение опытов, тренировочные и вариативные упражнения, эксперименты. 4. Дидактическое тестирование. 5. Наблюдение.
112 Педагогический тест - это система заданий различной сложности и специфической формы, позволяющая надежно и валидно оценить структуру, объем и измерить уровень усвоения учебного материала.
113 Требования к тестовым заданиям: Одинаковость инструкции для всех испытуемых, Адекватность инструкции форме и содержанию заданий, Краткость, Формулирование заданий в форме логического высказывания, Правильность расположения элементов задания, Наличие определенного места для ответов, Одинаковость решающих правил для оценивания.
114 Подходы к интерпретации индивидуального тестового балла: Нормативно-ориентированный подход; Критериально-ориентированный подход.
115 Нормы оценивания тестовых заданий (по Д.В. Чернилевскому «Дидактические технологии в высшей школе»): К = 2, (Р/Н - 0,7), 2,51
116 Основные формы тестовых заданий: 1. Закрытая форма: Альтернативные задания предполагают возможность всего одного правильного варианта ответа Неальтернативные задания допускают выбор нескольких вариантов ответов из предложенных
117 Основные формы тестовых заданий: 2. Открытая форма заданий утверждение, которое студент сам должен сформулировать. Инструкция к такому заданию гласит: «сформулируйте…», «дополните…» или «продолжите…».
118 Основные формы тестовых заданий: 3. Задания на соответствие Задание содержит два множества: правый столбик – для выбора, левый – для ответа. Суть задания заключается в установлении соответствия элементов одного множества элементам другого.
119 Основные формы тестовых заданий: 4. Задания на установление правильной последовательности для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины, правил и алгоритмов деятельности.
120 Формула расчета балла, скоррелированного на догадку X = R – W/ (k-1), где - балл, скоррелированный на догадку, - число правильных ответов, - число неправильных ответов, число ответов, данных в задании.
121 А можно ли на этапе контроля в учебном процессе проверить усвоение учебного материала на творческом уровне?
122 Тестовые задания различного уровня (по В.П. Беспалько) Тестовые задания I уровня. 1.Тест опознания. 2.Тест на различение. 3.Тест на классификацию.
123 Тестовые задания различного уровня (по В.П. Беспалько) Тестовые задания II уровня. 1.Тест подстановка. 2.Конструктивный тест. 3.Тест «типовая задача».
124 Примеры тестовых заданий, соответствующих уровню эвристической учебной деятельности Дополните недостающие компоненты процесса обучения, расположите их в порядке, определяющем соподчинение и укажите, какие задачи решает каждый из них: КомпонентыПроблемы (задачи) А.Целевой____________________ Б. Операционно-деятельност. _________________ В. _________________ Г. Контрольно-регулировочн. _________________ Д. _________________
125 Примеры тестовых заданий, соответствующих уровню эвристической и творческой учебной деятельности Уровень «знания-трансформации» Проведите сравнительный анализ репродуктивного и продуктивного вариантов процесса обучения. Выявите динамику изменения действий преподавателя при организации и контроле усвоения учебного материала на различных уровнях. Уровень творческой деятельности Предложите свой вариант рейтинговой системы учета и оценки результатов уч. деятельности в курсе «Педагогика и дидактические технологии высшей школы »
126 Дидактическая характеристика инновационных технологий обучения в вузе Сорвачева Г.В., канд.пед,наук, доцент
127 Проблемы активизации учебной деятельности студентов Есть ли в вашем опыте занятия, про которые можно сказать, что Вы были равноправным партнером своего преподавателя, студентов, с которыми учитесь? Приходилось ли Вам на занятиях участвовать в дискуссии, рассматривать проблему с различных точек зрения, искать в ней плюсы и минусы, предлагать свои подходы к решению?
128 Среди направлений национального проекта "Образование", работа по реализации которого началась с 2005 года, обозначены следующие: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня» Как необходимый управленческий механизм определено «стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» субсидиями, поощрениями и другими способами.
129 ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) Направленные преимущественно на теоретическую подготовку Направленные преимущественно на практическую подготовку Направленные на контроль результатов учебной деятельности лекция, семинар, экскурсия, самостоятельная аудиторная работа, самостоятельная внеаудиторная работа, учебная конференция, консультация лабораторная работа, практическое занятие, курсовое проектирование, дипломное проектирование, все виды практики, деловая игра контрольная работа, индивидуальное собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, защита курсового проекта квалификационные испытания, гос. экзамены, защита дипломного проекта, комплексный экзамен по специальности
130 Инновационные технологии обучения технология модульного обучения технология проблемного обучения технология дифференцированного обучения технология контекстного обучения технология игрового обучения технология проектного обучения технология коллективной учебно-познавательной деятельности
131 Исследовательский характер учебной деятельности - характерная черта проблемного обучения Процедуры творческой деятельности: Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, Видение новых проблем и способов их решения в знакомой ситуации, Видение структуры сложного объекта, умение построить его модель, Умение видеть альтернативные способы решения проблемы, Умение комбинировать и создавать новые алгоритмы деятельности.
132 В практике образования наибольшее распространение получили ПТ, обеспечивающие личностное развитие студентов, их самореализацию педагогические технологии способствующие совершенствованию управления учебной деятельностью (технологии программированного обучения, дистантного обучения, информационные технологии, контрольно- коррекционные технологии); ПТ на основе усовершенствования и реконструирования учебного материала (модульное, контекстное, проблемное обучение, проектное обучение, кейс-метод); ПТ на основе совершенствования коммуникативной составляющей обучения (КСО, микрогрупповая работа, индивидуальное обучение); ПТ нацеленные на развитие индивидуальных способностей, интересов, освоение новых социальных ролей (игровые, учебная дискуссия)
133 Особенность технологий активного обучения Существенным образом меняется роль как обучающего (от информатора – к менеджеру), так и обучаемого (знания не цель, а средство для освоения действий и операций профессиональной деятельности)
134 Характерные черты инновационных технологий обучения основной акцент делается на организацию активных методов познавательной деятельности обучаемых; преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию; характерная черта – изменения в функции знаний, Знания в новой системе систематизируются и структурируются в соответствии с иерархией познаваемых объектов. Студент должен усваивать их в контексте процесса проектирования, моделирования, конструирования или исследования, т.е. как средство развития умений, информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
135 Важнейшие задачи подготовки преподавателя вуза 1) формирование нового стиля управления, новой личностной позиции и новых смыслов организации учебно- воспитательного процесса; 2) формирование нового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, помогающего строить картину учебно-воспитательной ситуации в динамике всех ее переменных; 3) формирование нового диалогического стиля коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение проектов и программ (и их реорганизацию в ходе осуществления) и обеспечивающих функционирование и взаимосвязь всех компонентов учебно-воспитательной ситуации.
136 Характерные черты активного обучения: 1. активизация мышления и внимания обучаемых извне; 2. длительная и устойчивая вовлеченность обучаемых в учебный процесс; 3. повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых; 4. взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
137 Основная цель использования активных технологий обучения – активизация познавательной деятельности студентов В образовательном процессе можно выделить такие виды активности: мышление, речь, действие, эмоционально-личностное восприятие. Традиционная лекция – активизация памяти (усваивается 20-30% учебного материала) Самостоятельная работа с литературой – мышление (усваивается до 50 %) Деловая игра – все виды активности (усваивается до 90 % учебного материала)
138 Интерактивные методы обучения слово «интерактив» появилось в руссом языке как заимствование из английского (от «interact»). «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Таким образом, интерактивный – означает взаимодействующий – находящийся в режиме беседы, диалога или другого взаимодействия. К интерактивным относятся те обучающие и развивающие личность игровые технологии, которые построены на целенаправленной специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа». Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Интерактивное обучение – освоение опыта студентом (стихийное или организованное) на основе взаимодействия.
139 Педагогические задачи интерактивного обучения: развитие у обучающихся более крепких мнемонических связей (закрепление знаний в сфере делового общения); приобретение социального опыта, в том числе межличностного и группового взаимодействия при коллективном принятии решений, сотрудничестве; развитие не только профессионального теоретического, но главное практического мышления; формирование познавательной мотивации; формирование коммуникативной компетентности; выявление новых смыслов общения и взаимодействия между участниками.
140 Характерные черты (признаки) интерактивных технологий обучения Проблемность Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих должностных задач Взаимообучение Индивидуализация Самостоятельность во взаимодействии с учебной информацией Мотивация
141 Активные методы обучения Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. неимитационные имитационные игровыенеигровые проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная работа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии. деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инициирование различной деятельности коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа;
142 Технологии активного обучения (ТАО) Имитационные Неимитационные
143 Неимитационные технологии Проблемная лекция Семинар-дискуссия (с мозговой атакой и без нее) Выездное практическое занятие Программное обучение Курсовая (дипломная) работа Стажировка без выполнения должностной роли
144 Имитационные технологии (имитационно-игровое моделирование) Неигровые метод анализа конкретных ситуацийИгровые стажировка с выполнением должностной инструкции имитационный тренинг разыгрывание ролей (инсценировки) игровое проектирование дидактическая игра
145 Метод анализа конкретных ситуаций – кейс- метод Сущность метода Студентам предлагается изучить, проанализировать и принять решение по конкретной ситуации, которая возникла при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Метод включает особым образом подготовленный учебный материал (в виде кейсов) и особые способы его использования. Кейсы составляют основы для беседы группы студентов под управлением преподавателя. Содержание кейсов подготовлено в письменной форме и составлено на основе реального опыта
146 Дидактическая игра Дидактическая игра объект имитации модель процесса профессиональной деятельности модель предмета профессиональной деятельности ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Методическое обеспечение игры Характер двуплановости Графическая модель и последовательность ролевого взаимодействия участников игры Система оценивания Способ генерирования событий в игре Содержание противоречий или конфликта Правила игры Предмет игры Конспект ролей и функций игроков Цель игрыСценарий игры ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ
147 Технология модульного обучения Цель: создание благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки через организацию учебно- познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе
148 Технология проблемного обучения - специально созданная система специфических приемов и методов, при которой обучающийся самостоятельно добывает знания и учится самостоятельно их применять в решении новых познавательных и практических задач (а не получает знания в готовом виде или решает задачи по образцу). Методические приемы: o Актуализация изученного материала; o Создание проблемной ситуации; o Постановка учебной проблемы; o Построение проблемной задачи; o Умственный поиск и решение проблемы (гипотеза-доказательство-анализ ошибок-предсказание следствий); o Проверка решения проблемы и повторение.
149 Научные дебаты Т.С.Вершинина канд. филол. наук, доц.
150 Дебаты – это интеллектуальная игра, имитирующая обсуждение законопроекта в парламенте Дебаты – это интеллектуальная игра, имитирующая обсуждение законопроекта в парламенте Зачем играть в Дебаты Во-первых, каждая игра – это практика публичного выступления. Если вы хотите научиться говорить красиво и убедительно, но стесняетесь выступать перед аудиторией, начинайте играть в Дебаты Во-вторых, Дебаты учат слушать и слышать оппонентов и отвечать на приводимые ими аргументы, а также четко выражать мысли и уверенно отстаивать свою позицию В-третьих, спектр обсуждаемых проблем весьма широк: от политики и экономики до вопросов отношений между людьми. Каждый может изложить свой взгляд на актуальную проблему, а также познакомиться с мнениями других участников В-четвертых, а что мешает попробовать?
151 Парламентские дебаты В Парламентских дебатах принимают участие две команды, каждая состоит из двух человек. Каждая команда располагает временем для трех речей – каждый игрок будет в ходе раунда выступать дважды. Названия команд и порядок речей таков: В Парламентских дебатах принимают участие две команды, каждая состоит из двух человек. Каждая команда располагает временем для трех речей – каждый игрок будет в ходе раунда выступать дважды. Названия команд и порядок речей таков: Команды: Правительство:противОппозиция: Премьер-министрЛидер Оппозиции Член ПравительстваЧлен Оппозиции Премьер-министр– конструктивная речь7 минут Лидер Оппозиции– конструктивная речь8 минут Член Правительства– конструктивная речь8 минут Член Оппозиции– конструктивная речь8 минут Лидер Оппозиции– опровержение4 минут Премьер-министр– опровержение5 минут Порядок речей:
152 Форматы дебатов Дебаты Линкольна-Дугласа. Участники обсуждают проблемы, акцентируя внимание на их ценностных аспектах. Дискуссия ведется один на один. Задача каждого участника - показать, что идея, которую он отстаивает, отвечает фундаментальным ценностям большинства Дебаты Линкольна-Дугласа. Участники обсуждают проблемы, акцентируя внимание на их ценностных аспектах. Дискуссия ведется один на один. Задача каждого участника - показать, что идея, которую он отстаивает, отвечает фундаментальным ценностям большинства Формат Карла Поппера наиболее распространен среди школьников – в России он достаточно популярен. Этот формат учит игроков четко структурировать речь и выполнять свою строго определенную функцию. Дебатеры могут обсуждать ценностные вопросы или спорить о воплощении тех или иных идей на практике Формат Карла Поппера наиболее распространен среди школьников – в России он достаточно популярен. Этот формат учит игроков четко структурировать речь и выполнять свою строго определенную функцию. Дебатеры могут обсуждать ценностные вопросы или спорить о воплощении тех или иных идей на практике Американские Парламентские Дебаты (чаще именуемые просто "Парламентскими") представляют модель законодательного собрания и являются, пожалуй, наиболее популярным форматом Американские Парламентские Дебаты (чаще именуемые просто "Парламентскими") представляют модель законодательного собрания и являются, пожалуй, наиболее популярным форматом Британский Парламентский формат очень схож с Американским Парламентским, только участников в два раза больше: с каждой стороны участвуют по четыре человека. В дебатах участвуют два Правительства и две Оппозиции (по 2 человека) Британский Парламентский формат очень схож с Американским Парламентским, только участников в два раза больше: с каждой стороны участвуют по четыре человека. В дебатах участвуют два Правительства и две Оппозиции (по 2 человека)
153 Возможная классификация вопросов ЦельФормаСпособ уточняющие, компрометирующи е, дискредитирующие, поддерживающие, интерпретирующие, софистические, риторические открытые - закрытые, развернутые - краткие, «ДА»-вопросы, вопросы- цепочки, вопрос-цитата корректные, некорректные, маевтические, эмпатические
154 МЕТОДЫ ОТРИЦАНИЯМЕТОДЫ ОПРОВЕРЖЕНИЯ оспаривать анализ оппонентов (не доказаны важные суждения) расширение первоначальной аргументации (привести дополнительные доказательства из новых источников или новое обоснование первоначально заявленных аргументов; приведение новых аргументов во вторых речах) принижение значения аргументов оппонентов («не так всё плохо» дилеммы) атаковать отрицание (ответить на возражения оппонентов) оспаривать статистику или «авторитетные суждения» (приводимые данные или мнения нерелевантны) и доказательства оппонентов в своих целях; найти противоречия; показать сравнить сильные и слабые стороны своих аргументов (показать преобладание первых) отрицание противоположностью («напротив») найти логические ошибки в аргументации оппонента (индукция, дедукция, аналогии, причинно- следственные связи) особые методы (довести аргументы оппонента до абсурда; использовать аргументы Технология: 1.Повторить первоначально заявленный аргумент оппонентов в точной формулировке. 2.Оспорить его важность и состоятельность (почему это не так? Каковы его слабости) 3.Выдвинуть контрагрумент и обосновать его логическим ходом мысли и доказательствами 4.Сравнить сильные стороны аргумента со слабыми и показать, почему последние преобладают. Объяснить, почему несостоятельность аргумента оппонентов приводит к проигрышу их позиции в целом
155 Блиц-формат УтверждениеВремя выступлени я Отрицание Представляет кейс утверждения: обосновывает актуальность тезисы, вводит необходимые определения, предоставляет аргументы, доказательства, 3 минуты Осуществляет опровержение утверждающего кейса и представляет кейс отрицания (если он есть): вводит антитезис, его актуальность, относится к прозвучавшим определениям, вводит контраргументы и аргументы отрицания, доказательства и поддержка Ведет раунд вопросов оппоненту (2 вопроса выбирает из аудитории (от любого желающего задать вопрос), последний из 3-х вопросов сам) Время раунда не ограничено. Регламентирова но только количество Вопросов каждому спикеру – по 3 Ведет раунд вопросов оппоненту (2 вопроса выбирает из аудитории (от любого желающего задать вопрос), последний из 3-х вопросов сам) Опровергает кейс отрицания, восстанавливает и доказывает свой кейс, обеспечивая столкновение позиций 1 минута 2 минутыРазвивает линию отрицания, опровергая кейс утверждения, восстанавливает и доказывает свои аргументы, обеспечивая столкновение позиций, делает вывод по игре, подчеркивая преимущества своей позиции Подводит итоги по игре, еще раз очерчивая области столкновения и подчеркивая преимущества своей позиции 1 минута
156 Структура кейса Структура кейса: Тема Тема Тезис (проект) Тезис (проект) Актуальность Актуальность Определения Определения Философия (аргументы) Философия (аргументы) Аргументы Аргументы Доказательства Доказательства
157 Аргумент Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса. Для создания аргумента: довод выдвигается, довод выдвигается, довод объясняется, довод объясняется, довод доказывается, довод доказывается, довод заключение довод заключение Логическая цепочка может быть представлена следующим образом: довод (основная мысль, идея) раскрытие, объяснение данной довод (основная мысль, идея) раскрытие, объяснение данной идеи идеи доказательство (обоснование и рассуждение) на основе фактов: доказательство (обоснование и рассуждение) на основе фактов: поддержек аргументов: определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных поддержек аргументов: определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных Аргументы должны быть: а) достоверными суждениями; б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса; в) достаточными для тезиса При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки (например, «порочный круг», «предвосхищение оснований»)
158 Шесть шляп мышления Т.С.Вершинина канд. филол. наук, доц.
159 Метод основан на идеях американского исследователя творческого мышления Эдварда Де Боно. Он сформулировал основные принципы его развития: Выделение необходимых и достаточных условий решения задачи; Развитие способности к отказу от прежнего опыта решения аналогичных задач; Развитие способности к видению различных аспектов одного явления; Развитие способности к выделению и осознанию основного противоречия в проблеме Развитие способности к «объединению противоположностей», и использование данного ресурса для решения задачи.
160 Шесть шляп. Шесть цветов Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
161 Трактовка цветов и порядок шляп ФактыЭмоции Творчество Критика Управление Оптимизм
162 Четыре Типа Использования Шляп 1. Надеть шляпу 2. Снять шляпу 3. Сменить шляпу. 4. Обозначить свое мышление
163 Притча о старом шляпнике Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ
164 «Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец», решили сыновья Шляпника. Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство
165 «Я возьму себе шляпу белого цвета, заявил первый сын. Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика ли честь быть сыном простого шляпника!» «А я выбираю черную шляпу, сказал второй сын. И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно». «Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, промолвил третий. Желтый цвет цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»
166 «Пусть моей шляпой станет красная, воскликнул четвертый. Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!» «Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте», мечтательно произнес пятый сын. «Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» размышлял шестой из сыновей Шляпника.
167 Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны
168 Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Но каким- то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле
169 Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы
170 Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» восторгались люди при встрече с ним «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности
171 Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке солнечную радугу, а в обыденности чудеса «Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник», говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, говорили другие. Кто же он богач или бедняк решать не нам»
172 А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире
173 Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси «Счастливый человек достиг того, чего хотел», говорили одни «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?» спрашивали другие Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.
174 Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской
175 Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер
176 Комментарии автора метода Все шесть шляп мышления представляют ценные типы мышления. Считать, что одна шляпа хуже других - значит сводить полезность системы на нет. Если построить здесь фабрику, то в случае аварии токсичные вещества попадут в городскую систему водоснабжения. Если ты будешь работать на кухне с нарывом на пальце, ты своей инфекцией можешь заразить через еду многих людей. Если ты бросишь школу, позже в жизни тебе будет труднее найти работу.
177 Проблемное обучение Сорвачева Г.В., канд.пед,наук, доцент кафедры педагогики УрГУ
178 Возможно ли научить творчеству? Возможно ли развивать исследовательские способности студентов в учебном процессе?
179 ТворческаяРепродуктивная Творчество Деятельность человека Творческая деятельность – такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческий процесс – это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей.