Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.StGAU.ru
1 1.Понятие, сущность и признаки государства 2.Место, роль и функции государства в политической системе 3.Типы государства
2 Социология интерпретирует государство как политическую надстройку над экономическим базисом общества. В юриспруденции под государством понимается система учреждений, которые регулируют право и устанавливают в обществе определенную нормативную базу, которая будет в свою очередь регулировать основные общественные процессы. 2
3 В экономической теории государство трактуется как инструмент, призванный регулировать экономические процессы в обществе. В политологии под государством понимают явление политической жизни общества, которое регулирует взаимоотношения между социальными группами, национальными общностями и различными странами. 3
4 Термин «государство» рассматривают в двух аспектах: 1. Государство отождествляется со страной и определяют его как общность людей, которая имеет свои органы власти и проживает на определенной территории. 4
5 2. Государство рассматривается как политический институт, т.е. система учреждений, обладающая верховной властью в определенных территориальных границах. 5
6 Самой ранней по времени теорией происхождении государства является теократическая теория. Согласно данной теории государство создано непосредственно Богом, всякая власть от Бога и ей необходимо повиноваться. 6
7 Патриархальная теория. Здесь государство возникает естественным путем, развивается на основе семьи и представляет собой как разросшуюся до больших масштабов семью, в которой власть государства вырастает из власти отца семейства, а поданные рассматриваются как его дети, которые должны ему повиноваться, а он в свою очередь должен о них заботиться. 7
8 Договорная теория. В соответствии с данной теорией государство является результатом соглашения между различными группами людей в обществе, по которому они добровольно передают право на управление общественной жизнью особой группой людей, которые становятся чиновниками или госслужащими. 8
9 За право управлять чиновники должны обеспечить порядок в обществе, прекратить произвол, самосуд, покончить с преступностью и создать минимальные условия для нормальной социально- экономической жизни. 9
10 Теория насилия. Государство возникает как результат завоевания одних народов другими, после чего завоеватели для того, чтобы держать в покорности завоеванное население создают особый аппарат власти и подавления, с помощью которого и управляют покорным народом. 10
11 Психологическая теория. Главным фактором, приводящим людей к необходимости создать государственные структуры, является страх перед агрессией и именно страх движет ими, когда они сами соглашаются добровольно подчиниться своим соплеменникам, которые за это должны будут защищать их от всех возможных посягательств извне. 11
12 Экономическая теория. В качестве главных причин возникновения государства выделяются следующие: 1) развитие общественного разделения труда, отделение ремесла и скотоводства от земледелия, и выделение управленческого труда; 2) переход от присвающего хозяйства к производящему, когда у производителя появляются излишки продукции, которые он может продать на рынке; 12
13 3) появление на основе двух выше перечисленных причин частной собственности и возникновения социального расслоения; 4) демографические факторы, к которым можно отнести рост численности и плотности населения и запрет браков между кровными родственниками; 5) завоевание одних народов другими. 13
14 Современная теория трактует государство как продукт внутренней эволюции общества, которое с определенного момента объективно нуждается в организационном оформлении и не может далее существовать и развиваться в условиях тотальной анархии. 14
15 Как политический институт, государство обладает специфическими признаками, которые позволяют его отличать от всех других политических институтов и организаций: 1) наличие особой публичной власти, которая воплощается в государственных органах власти. Осуществляет эту власть особый слой людей, воплощающие функцию управления и принуждения, и составляют аппарат государства; 15
16 2) территориальная организация населения, т.е. государственная власть осуществляется всегда в рамках определенной территории и распространяется на всех без исключения людей, проживающих на данной территории; 16
17 3) государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой другой власти как внутри страны, так и за ее пределами. Этот признак является важнейшим при характеристике положения государства в системе международных отношений. 17
18 4)монополия государственной власти на законотворчество. Только государство имеет право издавать обязательные для исполнения нормативные акты, распространяющие свое действие на всех граждан государства, и только государство имеет легальное право применять физическое воздействие в случае неисполнения этих общеобязательных нормативных актов, для чего у государства имеется специфический аппарат принуждения в виде правоохранительных органов, спецслужб, судебной системы и силовых структур; 18
19 5) монополия государства на сбор налогов, которые взыскиваются с населения в принудительном порядке. Без налоговой системы не существовало, не существует и не будет существовать ни одно государство. 19
20 Государство занимает ведущее место в политической системе общества, так как: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территории по признаку гражданства; 2)является единственным носителем суверенитета; 20
21 3)содержит специальный аппарат, предназначенный для управления обществом; 4) имеет силовые структуры (армия, полиция, спецслужбы); 5) владеет монопольным правом на законотворчество и применения репрессивного аппарата; 6) располагает специальным набором материальных ценностей: государственной собственностью, госбюджетом, монополией на эмиссию национальной валюты. 21
22 Структура механизм современного государства в общем виде включает: -государственные органы; -государственные предприятия и учреждения; -государственных служащих; -организационные и финансовые средства; -принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности госаппарата. 22
23 Функции государства делятся на две большие группы: 1) Внутренние функции государства; 2) Внешние функции государства. 23
24 Внутренние функции: -регулирование хозяйственной деятельности и частичное управление экономикой; -охрана общественного порядка и законности; -культурно-воспитательная, идеологическая; -регулирование социальных отношений и обеспечение социальной защищенности граждан; -подавление внутренних противников и врагов, защита существующей социально- политической системы. 24
25 Внешние функции: 1) обеспечение обороноспособности и национальной безопасности; 2)защита экономических, политических, культурных и иных интересов государства на международной арене и формирование благоприятных условий для собственных товаропроизводителей, для их деятельности на международных рынках и др. странах; 25
26 3) создание условий для взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; 4) развитие интеграционных процессов и участие в международном разделении труда. 26
27 Функции государства делятся на: - постоянные - те, которые осуществляются на всех этапах деятельности государства, -временные, прекращающие свое действие с решением определенной задачи, которая, как правило, имеет чрезвычайный характер, например, в связи нехватки какой-либо продукции государство берет эту функцию на себя. 27
28 Выделяют два основных подхода к типологии государства: -формационный; -цивилизационный. 28
29 Для определения типа государства при формационном подходе необходимо ответить на три вопроса о том: 1) какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство?; 2) орудием какого класса оно является?; 3) каково социальное назначение данного государства? 29
30 Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин «исторические типы государства»: -рабовладельческий; -феодальный; -буржуазный; -социалистический. 30
31 Существует классификация государств на: -тоталитарные; -авторитарные; -либеральные; - демократические. 31
32 В тоталитарном государстве человек становится винтиком государственной машины. Власть находится в руках правящей элиты, диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом». 32
33 Авторитарное государство отличается от тоталитарного проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности. 33
34 Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». 34
35 В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и иных общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности. 35
36 Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально- экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни общества. 36
37 Вся мировая история, по мнению А. Тойнби, насчитывает двадцать шесть цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.д. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей. 37
38 38
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.