Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvera-ivanovna-s.ucoz.ru
1 Зачетная работа Методические основы изучения темы « Разветвляющиеся алгоритмы в 9 классе» Выполнила: Коптелова Вера Ивановна, учитель информатики в МОУ СОШ «Горки-Х», Одинцовского района ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Москва 2011
2 Цели: Изучение понятия ветвление, правил оформления алгоритмов ветвления; формирование навыков составления алгоритмов ветвления. Научить записывать алгоритмы ветвления в виде блок-схемы, на языке программирования Pascal; Учить как составить программы, использующие алгоритм ветвления, и какие операторы при этом использовать; освоить принципы решения задач с использованием основных алгоритмических конструкций и программирования; закрепление навыков алгоритмов с ветвлениями, самостоятельной работы и работы в группе; Задачи: учебная – формирование практических навыков разработки алгоритмов ветвления; развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно - познавательной компетенции; воспитательная – способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
3 Повторение Алгоритм и способы записи алгоритмов
4 Происхождение слова алгоритм Слово алгоритм происходит от algorithmi – латинской формы написания имени великого математика IX в. Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий. Первоначально под алгоритмами и понимали только правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. В дальнейшем это понятие стали использовать вообще для обозначения последовательности действий, приводящих к решению поставленной задачи.
5 1.Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке); 2.Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае); 3.Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения); 4.Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными); 5.Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях). Свойства алгоритма
6 Виды алгоритмов 1.Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке); 2.Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий) 3.Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание); 4.Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).
7 Способы описания алгоритмов Найти значение следующего выражения: у=2а-(х+6). словесно-формульный (на естественном языке) графический или блок-схемный с использованием специальных алгоритмических языков 1.Ввести значения а и х. 2. Сложить х и Умножить а на Вычесть из 2а сумму (х+6). 5. Вывести у как результат вычисления выражения. начало ввод а, х у1=х+6 у2=2*а у=у2-у1 вывод у конец Var a, x: real; Begin Write (введите а, х); read (a, x); Y1:=x+6 Y2:=2*a Y:=y2-y1 Writeln ( y) End.
8 Запись разветвляющихся алгоритмов в словесно- формульном представлении
9 Разветвляющиеся алгоритмы В жизни нам очень часто приходится делать выбор. Например: брать или нет на прогулку зонтик? Здесь результат выбора зависит от того, идет дождь или нет.
10 Другой пример выбора: "Куда отправиться погулять в парк, в кино или просто пройтись по улицам?". Здесь результат выбора тоже может зависеть от какого-то условия, например от желания друга, с которым ты собираешься погулять вместе, или от того, есть ли у тебя время, чтобы доехать до парка. Разветвляющиеся алгоритмы Кино Парк Просто погулять Алгоритмы, в которых осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия, называются разветвляющимися. Алгоритмы, в которых осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия, называются разветвляющимися.
11 Команда ветвления - разделяет алгоритм на два пути в зависимости от некоторого условия, затем исполнение алгоритма выходит на общее продолжение. Ветвление бывает полное и неполное Команда ветвления ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ КВ ЕСЛИ ТО КВ Под серией понимается одна или несколько последовательных команд
12 Пример 1: Рассмотрим пример алгоритма проезда автомобилем перекрестка со светофором Посмотреть на СВЕТОФОР ЕСЛИ красный ТО стоять КВ ЕСЛИ желтый ТО приготовиться к движению КВ ЕСЛИ зеленый ТО можно ехать КВ Конец алгоритма
13 Взять лейку Налить в лейку воды Потрогать землю в горшке ЕСЛИ земля сухая ТО полить цветок ИНАЧЕ не поливать цветок КВ Конец алгоритма Пример 2: Рассмотрим пример алгоритма полива комнатных растений
14 Задать значения X, Y ЕСЛИ X-1 ТО «Принадлежит» ИНАЧЕ «Не принадлежит» КВ Конец алгоритма Пример 3: Рассмотрим алгоритма определения принадлежит или нет точка с координатами X, Y заштрихованной плоскости 12 0,5-0,5 YX X Y -22 Принадлежит Не принадлежит
15 Задать значения N ЕСЛИ N=1 или N=3 ТО «Бассейн» КВ ЕСЛИ N=2 или N=5 ТО «Музыкальная школа» КВ ЕСЛИ N=4 или N=6 ТО «Иностранный язык» КВ ЕСЛИ N=7 ТО «Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ» КВ Конец алгоритма Пример 3: Петя в понедельник и среду ходит в бассейн. Во вторник и пятницу в музыкальную школу. В четверг и субботу у него дополнительные занятия по иностранному языку. Написать алгоритм определения «Куда Пете идти в N день недели».
16 Задание 1: Написать в словесно формульном представлении алгоритм определения большего из двух чисел a и b. Задание 2 : Написать в словесно формульном представлении алгоритм определения количества отрицательных значений среди чисел a, b, c. Задание 3 : Создать презентацию которая в зависимости от выбранного пункта меню (зима, весна, лето, осень) будет переходить на слайд с картинкой, соответствующей выбранному времени года.
17 Запись разветвляющихся алгоритмов в графическом представлении
18 Команда ветвления - разделяет алгоритм на два пути в зависимости от некоторого условия, затем исполнение алгоритма выходит на общее продолжение. Ветвление бывает полное и неполное Команда ветвления в блок-схемах ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ КВ ЕСЛИ ТО КВ Условие серия2 серия1 Да Нет Условие серия Да Нет
19 Пример 1: Рассмотрим пример алгоритма проезда автомобилем перекрестка со светофором Посмотреть на СВЕТОФОР ЕСЛИ красный ТО стоять КВ ЕСЛИ желтый ТО приготовиться к движению КВ ЕСЛИ зеленый ТО можно ехать КВ Конец алгоритма Красный Стоять Да Нет Посмотреть на светофор Желтый Приготовиться Да Нет Зеленый Ехать Да Нет Конец Начало
20 Взять лейку Налить в лейку воды Потрогать землю в горшке ЕСЛИ земля сухая ТО полить цветок ИНАЧЕ не поливать цветок КВ Конец алгоритма Пример 2: Рассмотрим пример алгоритма полива комнатных растений Земля сухая? Не поливать цветок Поливать цветок Да Нет Начало Налить в лейку воды Потрогать землю в горшке Конец Взять лейку
21 Задать значения N ЕСЛИ N=1 или N=3 ТО «Бассейн» КВ ЕСЛИ N=2 или N=5 ТО «Музыкальная школа» КВ ЕСЛИ N=4 или N=6 ТО «Иностранный язык» КВ ЕСЛИ N=7 ТО «Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ» КВ Конец алгоритма Пример 3: Петя в понедельник и среду ходит в бассейн. Во вторник и пятницу в музыкальную школу. В четверг и субботу у него дополнительные занятия по иностранному языку. Написать алгоритм определения «Куда Пете идти в N день недели». N=1 или N=3 Да Нет N=2 или N=5 Да Нет N=4 или N=6 Да Нет Конец Начало Задать значение N Бассейн Музыкальная школа Иностранный язык N=7 Да Нет Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ
22 Задание 1: Разработать блок-схему алгоритма определения большего из двух чисел a и b. Задание 2 : Разработать блок-схему алгоритма определения количества отрицательных значений среди чисел a, b, c. Задание 3 : Разработать блок-схему алгоритма определения является ли треугольник со сторонами a, b, c равносторонним. Задание 4 : Запишите с помощью блок-схем следующие пословицы: «Болен – лечись, а здоров – берегись» «Поспешишь – людей насмешишь»
23 Команда ветвления имеем две формы записи Команда ветвления в языке Pascal Условие серия 2 серия 1 Да Нет Условие серия Да Нет IF THEN ELSE IF THEN полную инеполную
24 Операции отношения в языке Pascal ОперацияОбозначениеЗапись равно=a = b не равноa b больше>a > b меньше
25 Логические операции в языке Pascal ОперацияОбозначениеЗапись Отрицание (НЕ)NOTNOT A Умножение (И)AND(X>-3) AND (X-3) OR (Y>-3)
26 Пример 1: Рассмотрим пример алгоритма определения большего из двух чисел a и b a > b ? Max =b Max =a Да Нет Начало Конец Ввод a, b Вывод Max program maxch; var a, b, max : integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); if a > b then max:=a else max:=b; writeln ('Наибольшее число ', max); end.
27 Пример 2: Даны три числа a, b, c. Определить есть ли среди них отрицательные числа. Если есть, то вывести их. Var a,b,c :real; Begin Writeln( введите числа три числа); Readln(a, b, c); IF a < 0 THEN Writeln( отрицательное число, a); IF b < 0 THEN Writeln ( отрицательное число, b); IF c< 0 THEN Writeln( отрицательное число, c); End. a < 0 Да Нет b < 0 Да Нет c < 0 Да Нет Конец Начало Ввод a, b, c Вывод a Вывод b Вывод c
28 Var N: integer; Begin Writeln(Введите день недели); Readln(N); IF N=1 OR N=3 THEN Writeln(Бассейн); IF N=2 OR N=5 THEN Writeln(Музыкальная школа); IF N=4 OR N=6 THEN Writeln (Иностранный язык); IF N=7 THEN Writeln(Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ) END. Пример 3: Петя в понедельник и среду ходит в бассейн. Во вторник и пятницу в музыкальную школу. В четверг и субботу у него дополнительные занятия по иностранному языку. Написать алгоритм определения «Куда Пете идти в N день недели». N=1 или N=3 Да Нет N=2 или N=5 Да Нет N=4 или N=6 Да Нет Конец Начало Задать значение N Бассейн Музыкальная школа Иностранный язык N=7 Да Нет Сегодня ВОСКРЕСЕНЬЕ
30 Задание 1: Написать программу алгоритма определения большего из трех чисел a, b, с. Задание 2 : Написать программу алгоритма определения количества отрицательных значений среди чисел a, b, c. Задание 3 : Написать программу алгоритма определения является ли треугольник со сторонами a, b, c равносторонним.
31 Результаты изучения темы «Разветвляющиеся алгоритмы в 9 классе» в МОУ СОШ «Горки-Х» 80% учащихся 9 классов знают: Основные понятия алгоритмизации; Способы записи алгоритмов; Какие существуют виды алгоритмов; Элементы, используемые в блок-схемах. Как загрузить Turbo-Pascal; Элементы главного меню редактора Turbo-Pascal; Правила набора и корректировки текста программы; Сохранять и вызывать программу, а так же запускать на выполнение Составить программы, использующие алгоритм ветвления, и какие операторы при этом использовать; Учащиеся умеют: Давать определения понятия «алгоритм»; Приводить примеры линейных, разветвляющихся алгоритмов; Называть свойства алгоритма; Составлять блок-схемы решения задач. Работать в среде Turbo-Pascal; Набирать, корректировать и отлаживать программы; Работать одновременно с несколькими окнами; Составлять простейшие программы с использование операторов присваивания, ввода и вывода; Использовать операторы ветвления при составлении программ.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.