Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемphyslab.metodcenter.edusite.ru
1 Исследовательская деятельность при обучении физике одаренных детей
2 Повышенные познавательные потребности одаренных детей, их страсть к умственной нагрузке, увлеченность той или иной сферой деятельности находят свое проявление в ярко выраженной исследовательской активности. На практике это означает, что исследование ребенком окружающего мира должно стать основой его обучения и воспитания. Б. Паскаль утверждал, что доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Учитель должен не преподносить истину, а учить ее находить. Одним из способов, позволяющих осуществить это, является исследовательская деятельность.
3 Она ориентирована, прежде всего, на детей, чья любознательность и потребность в осмыслении мира выходит далеко за пределы традиционной программы. Организовать исследование на уроке поможет, прежде всего, знание основных этапов проведения урока-исследования, каждый из которых соотносится с различными этапами цикла продуктивного мыслительного процесса. Известно, что существует две разновидности мыслительного процесса
4 Разновидности мыслительного процесса Индукция: происходит переход от отдельных подробностей к связанному взгляду на что-то, т.е от частного к общему. Индукция: происходит переход от отдельных подробностей к связанному взгляду на что-то, т.е от частного к общему. Дедукция, наоборот, начинается с общего и идет обратно к частному, соединяя и связывая его. Дедукция, наоборот, начинается с общего и идет обратно к частному, соединяя и связывая его. Две основные разновидности методики – индуктивное и дедуктивное исследование
5 Основные этапы индуктивного и дедуктивного исследования Мотивация (создание проблемной ситуации), Исследование Обмен информации Организация информации (классификация информации по какому-то критерию, признаку) Подведение итогов. Рефлексия ОБОБЩЕНИЕ Дедуктивное исследование Индуктивное исследование Применение По Шумаковой Н.Б.
6 1. Мотивация На основании беседы формулируется исследовательский вопрос, например ? От чего зависит сила тяжести? Как она вычисляется? 1. Мотивация Урок-исследование начинается с формирования мотивации. Оно может осуществляться путем проведения беседы о том, что поможет перейти от вчерашнего к сегодняшнему. Обычно предлагается ситуация, пробуждающая интерес, вызывающая вопросы, которые помогут постановке проблемы.
7 Для проверки гипотез (подтверждения, уточнения или опровержения) проводится ИССЛЕДОВАНИЕ в группах. Каждая группа работает со своим материалом. Исследование направляется сформулированной проблемой.
8 На этом этапе учитель – консультант. Он только отвечает на возникающие вопросы, ни в коем случае не выполняет за ребят их работу. Информация представляется на рабочем листе, который помогает организовать ее. Этап исследования в случае индукции завершается нахождением некоторого «эскиза» решения внутри каждой группы.
9 ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. Дети по группам представляют результаты своих исследований, свои находки. На этом этапе дети также включают в рассмотрение и новую информацию и варианты решений, представленных, другими группами.
10 4. Организация информации, связывание фактов. Проводится классификация, объединение информации по группам по каким-то признакам критериям. Дети делают выводы – какая-то общая идея связывает факты, выводится заключение 5. Подведение итогов, рефлексия - что хотели узнать? - возвращение к гипотезам, подтвердили или нет? - чья гипотеза оказалась более близкой к истине. Этот этап может послужить источником для возникновения и постановки новых вопросов. 6. Применение Использование нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания «открытия»
11 Исследовательская деятельность учащихся не ограничивается только уроками. Исследования дети продолжают и во внеурочное время, изучая интересующие их явления. 7-9 классы представляют свои находки в группе или на уроке.
12 Старшеклассники работы защищают на междисциплинарной конференции, которая ежегодно проходит в школе. ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ 1624 «СОЗВЕЗДИЕ» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме: «Астероидная атака Земли: миф или реальность?» Ученика 10 «А» класса Школы 1624 «Созвездие» ЮАО Торопчина Алексея. Научный руководитель Анцупова М.Д., учитель физики МОСКВА 2006 ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ 1624 «СОЗВЕЗДИЕ» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «Электромагнитное поле в быту и человек» Ученика 11 «А» класса Школы 1624 «Созвездие» ЮАО Попова Вячеслава. Научный руководитель Анцупова М.Д. МОСКВА 2006
13 Глобальные темы междисциплинарной конференции Работы старшеклассников должны быть исследовательскими и междисциплинарными. Междисциплинарность достигается постановкой проблемы и формулировкой исследовательских вопросов в рамках глобальной темы. Глобальные темы междисциплинарной конференции Жизнь Жизнь Мера Мера Выживание Выживание Порядок и хаос в жизни, природе и обществе Порядок и хаос в жизни, природе и обществе Цикличность в жизни, природе и обществе Цикличность в жизни, природе и обществе
14 Результативность исследовательской деятельности подтверждается успехами старшеклассников на конференциях различного уровня, где они занимают призовые места, а так же достижениями в олимпиадах по физике. Результативность исследовательской деятельности подтверждается успехами старшеклассников на конференциях различного уровня, где они занимают призовые места, а так же достижениями в олимпиадах по физике. Ломоносовские чтения ЮАО Фестиваль проектных и исследовательских работ «Синергия-проект»
15 Природная любознательность детей и их интерес к осмыслению мира делают исследование очень важной для них сферой деятельности Выполнение детьми самостоятельных исследований дает возможность удовлетворить их индивидуальные потребности и запросы, их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение. Развитая способность к проведению самостоятельных исследований на деле дает возможность детям стать более или менее независимыми в познании мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей. Не менее значимым является и определенный уровень развития интеллектуальных и творческих способностей, а также мыслительных и исследовательских умений школьников.
16 Реализация исследовательской деятельности и междисциплинарного подхода позволяет: Стимулировать интерес учащихся к изучению того или иного явления с разных точек зрения. Стимулировать интерес учащихся к изучению того или иного явления с разных точек зрения. Развивать целостную картину мира, т.е. понимания учащимися мира как единого взаимосвязанного целого. Развивать целостную картину мира, т.е. понимания учащимися мира как единого взаимосвязанного целого. Развивать системное мышление. Развивать системное мышление. Создавать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся. Создавать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся. Приобщать детей к самостоятельной поисковой и научно-исследовательской деятельности. Приобщать детей к самостоятельной поисковой и научно-исследовательской деятельности.
17 Учитель физики гимназии 1569 «Созвездие» с углубленным изучением иностранного языка Анцупова М.Д.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.