Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsc197m.tomsk.ru
1 Материалы подготовлены Директором МОУ СОШ 197 имени В.Маркелова Окуневым А.О. ЗАТО Северск Томской области Ноябрь 2008 г.
2 Публичный доклад – средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности системы образования, форма широкого информирования общественности об основных результатах и проблемах ее функционирования. Публичность доклада выражается в обязательном его представлении общественности – родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем заинтересованным лицам – в виде отдельного издания, через СМИ, в сети Интернет.
3 Как система образования реализует свои основные функции? Все ли дети имеют равные возможности получить образование? Какой уровень и качество образования им обеспечивается? Как реализуется социально-воспитательная функция системы образования в школе? Каковы ресурсы системы и насколько эффективно они используются? Уровень профессиональной компетенции педагогов – ключевого звена системы образования в школе? Как выглядит система образования в школе по сравнению с другими школами соответствующего уровня по ключевым показателям? Какие меры предпринимаются для развития системы образования в школе – направления деятельности, результаты, перспективы? Публичный доклад призван ответить на следующие основные вопросы:
4 Виды публичных докладов. Публичная отчетность вводится на всех уровнях системы управления образованием: федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения. Специфика видов докладов масштаб системы, особенность целевой аудитории, характером прикладных задач Функции публичного доклада. Информационная открытость Построения диалога с общественностью
5 Система образования нуждается в инструментах построения диалога с общественностью, позволяющих продемонстрировать качество и результативность своей деятельности в двух основных аспектах: качество и результативность управления, проявляющиеся в эффективности использования различных ресурсов различного рода, улучшении условий организации образовательного процесса, обновлении содержания и технологий образования; качество образования (результаты обучения, воспитания, деятельности по сохранению и укреплению здоровья).
6 Удовлетворение информационных потребностей различных заинтересованных групп (органы власти, педагоги, родители, дети, работодатели, СМИ); повышение информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований; информационное обеспечение рынка образовательных услуг; проведение общественной экспертизы политико-управленческих решений, стратегий и программ развития образования; привлечение социального ресурса (ресурса "доверия и поддержки"), самостоятельно значимого, а также являющегося необходимым условием инвестиционной привлекательности. Публичные доклады в системе отношений образования и общественности решают актуальную задачу – обеспечения информационной открытости системы образования.
7 удовлетворение информационных потребностей различных заинтересованных групп (органы власти, педагоги, родители, дети, работодатели, СМИ); повышение информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований; информационное обеспечение рынка образовательных услуг; проведение общественной экспертизы политико- управленческих решений, стратегий и программ развития образования; привлечение социального ресурса (ресурса "доверия и поддержки"), самостоятельно значимого, а также являющегося необходимым условием инвестиционной привлекательности Функции публичного доклада.
8 Основные целевые группы публичного доклада родители социальные партнеры местная общественность учредитель обучающиеся информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, правилах и процедурах приема, условиях обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования внебюджетных средств. широкое представление о школе, чем то, которое формируется на основе традиционных форм отчетности, оценить не отдельные достижения или проблемы школы, а эффективность реализации стратегии развития. представление об активности школы в социуме, о достижениях школы и ее учащихся, приносящих "славу" району (поселку, городу), а также раскрывает проблемы, требующие активного участия общественности. позволит конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее важные потребности учреждения, осознать свой вклад в его развитие. предпринимательских кругов интерес как информация о качестве образования потенциальных работников предприятий района (города), а с другой стороны, служить основой для определения тех актуальных проблем образования, в решении которых они могли бы участвовать. позволяет осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни школы
9 Подготовка к публичному докладу способствует: актуализации имеющейся информации для управленцев; выявлению дефицита достоверной информации и принятии мер к его восполнению; организации коллективного управленческого анализа ситуации с использованием эмпирических данных; выявлению объективных тенденций развития системы; пониманию проблем развития системы и определению перспективных путей их решения.
10 Публичный доклад и иные формы отчетных, презентационных и аналитических документов в системе образования. Для большинства подобных публикаций характерны следующие черты: отсутствие или недостаточный объем аналитической части, разделов с интерпретацией представленных данных; представление преимущественно фактологических данных, в разной степени агрегированные, а не аналитических показателей характеризующих систему образования и тенденции ее развития; публикуемые данные часто несопоставимы и не позволяют проводить сравнительный анализ; недостаточно жесткая логика изложения, объединение в рамках одной публикации разномасштабного, взаимно не увязанного материала; трудности воспроизведения единой содержательной структуры из года в год.
11 Позиция сравненияПубличный докладАналитический отчет Кто авторы? Персонифицированный отчет руководителя (государственно общественного органа управления) Пакет материалов отчетных управленческо-административного персонала школы по всем направлениям работы Кто адресат? Общественность в основном родители, члены общественных советов, партнеры Учредитель - управление образования За какой промежуток времени производится отчет? За один учебный год, но с обязательным использованием сопоставительного анализа за 3–5 лет За один учебный год. Возможны сравнения с предшествующим годом Предмет анализа Рассматриваются механизмы и результаты реализации конкретных задач, поставленных на конкретный учебный год в соответствии с планом работы школы Анализируются особенности Развития учреждения с целью выявления проблем и определения основных тенденций и изменений в рамках программы развития Требования к информации Жесткиетребованияк достоверности и надежности используемой информации, ограниченный список легитимных источниковинформации, ограничения на проведение собственных исследований Допускается использование любых источников информации. Чаще всего – это собственные исследования. Не обязательно подтверждениеих легитимности Требования к уровню анализа Обязательное рассмотрение причинно-следственных связей, многофакторные и многосторонние. подтверждения выводов и прогнозов, использование сопоставительного и динамического анализа, методов математической статистики. Жесткие требования к анализу отсутствуют. Как правило не Используются методы математической статистики, осуществляется констатация фактов Без выявления причинно- следственных связей. Содержание отчета формализовано.
12 Позиция сравненияПубличный докладАналитический отчет Требования к структуре Структура имеет жестко заданный каркас, который можетбытьнаполнен вариативнымнабором позиций Структура регламентирована Требования к стилю и оформлению Публицистическийстиль изложения и адекватное оформление текста – яркое красочноеизданиес использованием технологий рекламных буклетов Стиль официального изложенияи отчета, строгое оформление без особых требований к нему Механизмы презентации Специально разрабатываются различныеформы PR- сопровождения, в том числе с использованием СМИ и Интернета,реализуется комплексная система презентационных мероприятий Зачитываетсяна Августовском педагогическом совете, представляетсяв вышестоящие органы в печатном и электронном виде. При желании руководителя может быть опубликован на сайте учреждения
13 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНЫХ ДОКЛАДОВ Процедура подготовки доклада Процедура подготовки доклада на основании « Положения о публичном докладе» Принятие решения о подготовке доклада. Формирование рабочей группы, утверждение координатора работ. Утверждение плана-графика работ. Разработка и согласование аннотированного макета публичного доклада Формирование базы данных доклада (сбор и обработка данных). Создание текста доклада. Согласование и утверждение текста доклада. Подготовка доклада к публикации и распространению.
14 ДОКЛАД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1. Общая характеристика школы. 2. Образовательная политика и управление школой. 3. Условия осуществления образовательного процесса: организационные условия; материальные ресурсы; кадровое обеспечение образовательного процесса; финансовые ресурсы; информационные ресурсы; доступность образования. 4. Результаты образовательной деятельности. 5. Ближайшие перспективы развития школы. 6. Приложения.
15 Информационная база докладов МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНЫХ ДОКЛАДОВ Аналитические расчетные показатели Совокупность индикаторов должна обеспечить возможность: 1) описания состояния системы и спрогнозировать ее развитие; 2) общей оценки системы; 3) выявления проблем или возможности их появления.
16 включает: Исходная информация формы государственной статистической отчетности по образованию; формы государственной статистической отчетности, не относящиеся непосредственно к образованию; данные отчетности муниципальных финансовых органов об исполнении бюджета; данные о результатах ЕГЭ по каждому образовательному учреждению, результаты мониторинга качества образования; данные других регулярных и нерегулярных исследований в образовании (например, информатизация региональной системы образования, кадровое обеспечение, международные исследования TIMSS, PISA и др.). Вспомогательная информация программные продукты MS Excel, входящий в стандартный набор программ MS Office и Microsoft Visio и позволяющие работать с таблицами, схемами, моделями. Аналитические индикаторы индикаторы, характеризующие условия функционирования системы образования индикаторы, используемые для характеристики системы образования Довольно большой объем информации находится в открытом доступе на сайтах организаций, занимающихся статистикой. Вот некоторые из них: – – статистика Российского образования; –Федеральная служба государственнойстатистики; – – Федеральное казначейство; Информационная база докладов
17 Образовательное учреждение может обеспечить получение всей необходимой для доклада внутренней информации за счет: обработки имеющихся данных (например, доля детей, проживающих в других микрорайонах); организации специального мониторинга или социологического опроса (например, средняя нагрузка на ученика в неделю, включая занятия дома и в системе дополнительного образования); анализа существующих информационных источников (публикации в СМИ, Интернете и др.); организации сбора данных (например, число и структура репетиторских занятий). Информационная база докладов
18 Методы обработки и анализа информации Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются: динамический анализ – анализ изменений показателей во времени; выявление тенденций и определение их причин; на оценку результативности целенаправленного управленческого воздействия на те или иные характеристики системы. сопоставительный анализ – сравнение характеристик системы с характеристиками аналогичных образовательных систем.
19 Структура публичных докладов Общая характеристика общеобразовательного учреждения и условий его функционирования (экономические, климатические, социальные, транспортные условия района нахождения); Состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам и классам обучения; Обобщенные данные по месту жительства, социальным особенностям семей обучающихся); Структура управления общеобразовательного учреждения; Ресурсное обеспечение образовательного процесса (материально- техническая база, кадровое обеспечение образовательного процесса);Ресурсное обеспечение образовательного процесса кадровое обеспечение образовательного процесса Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения (основные данные по получаемому бюджетному финансированию, привлеченным внебюджетным средствам, основным направлениям их расходования);Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения Режим обучения. Организация питания. Обеспечение безопасности.Режим обучения. Учебный план общеобразовательного учреждения. Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договорной основе), условия и порядок их предоставления.Учебный план общеобразовательного учреждения. Оформление доклада
20 Структура публичных докладов Приоритетные цели и задачи развития школы, деятельность по их решению в отчетный период. Основные учебные результаты обучающихся и выпускников последнего года (в том числе на ЕГЭ, в рамках внешней аттестации выпускников основной школы, в процессах аттестационного образовательного тестирования, на олимпиадах, в ученических конкурсах). Результаты воспитания учащихся, достижения в мероприятиях в сфере спорта, искусства, технического творчества и др. Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья.Состояние здоровья школьников, меры по охране и укреплению здоровья. Социальная активность и социальное партнерство общеобразовательного учреждения (сотрудничество с вузами, учреждениями среднего профобразования, предприятиями, некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и программы школы и др.). Публикации в СМИ о школе. Основные сохраняющиеся проблемы общеобразовательного учреждения (в том числе, не решенные в отчетном году). Основные направления развития общеобразовательного учреждения Оформление доклада
21 Публикация, презентация и распространение доклада проведение родительских собраний, встреч с учащимися и заинтересованными группами. проведение педагогического совета и заседания управляющего (попечительского) совета или иного органа общественного управления учреждением; направление электронного файла с текстом доклада в семьи обучающихся, имеющие домашние компьютеры; распространение в школьном микрорайоне информационных листков с кратким вариантом доклада и указанием адреса интернет-сайта; проведение дня открытых дверей,.
22 Получение обратной связи В первую очередь целесообразно 1. Указать координаты обратной связи (включая электронные) в тексте самого доклада: куда, кому и по каким адресам можно направлять вопросы; замечания и предложения по докладу и связанными с ним различными аспектами деятельности образовательной системы. 2. Организовать систему мероприятий по получению обратной связи от пользователей доклада.
23 Традиционные формы получения обратной связи Анкетирование. Интервьюирование. вопросы, касающиеся: 1) оценки самого доклада: доступность информации; ясность изложения; достоверность приведенных данных; важность обсуждаемых проблем; полнота информации с точки зрения читателя; логичность выводов и заключений и т.п. 2) оценки состояния презентируемой образовательной системы: какие еще есть проблемы; каковы пути их преодоления; какие перспективы могут рассматриваться дополнительно; каковы механизмы их реализации и др.
24 Управленческие решения могут касаться: корректировки плана работы образовательного учреждения на следующий учебный год; предложений для программы развития образовательного учреждения; формирования или корректировки программы повышения качества образования; заключения и развития договорных отношений между всеми участниками образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения; разработки конкретных узконаправленных программ для преодоления выявленных проблем; совершенствования системы внутришкольного мониторинга и статистического наблюдения и т.п.
25 ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ ФАКТОРЫ, СПОСОБНЫЕ ОКАЗАТЬ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И ПУБЛИКАЦИИ ДОКЛАДОВ Бюрократическая машина документооборота и согласования документов и ключевых позиций по содержанию докладов. Сложность сбора необходимой статистической информации. Неудачный выбор сроков выполнения работ. Сложность создания связного аналитического текста на основе статистической информации. Противоречия между существующими у специалистов органов управления образованием стереотипами отношения к отчетным документам и предложенной моделью содержания доклада и характера его подготовки.
26 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ Доклад плохо структурирован. очень крупные содержательные блоки – нет выделения подразделов; не выделены в самостоятельные разделы некоторые крупные темы, например "Социальные аспекты системы образования" и "Эффективность использования ресурсов", хотя отдельные аспекты этих разделов в тексте присутствуют; информация по некоторым разделам неполная и плохо структурирована или отсутствует вовсе. Особенно часто это проявляется по отношению к контекстной информации, например о демографической ситуации в муниципалитете, об особенностях организации и структуре городской и сельских сетей, о подвозе и т.д.; отсутствие логики построения текста, когда информация распределяется по разделам по некоторому принципу, никак не связанному с содержанием текста; повторения или пропуски значимой информации, когда одна и та же тема присутствует в нескольких разделах или отсутствует вовсе.
27 Заключение не является логическим завершением текста. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ Недостаточно раскрыты специфические особенности образовательного учреждения. Диаграммы, графики и рисунки даются без необходимых комментариев или вообще без ссылок в тексте. Используется официальная, а не реальная информация (желаемое выдается за действительное). Отсутствие выводов о причинно-следственных связях Неверная интерпретация данных по диаграммам или таблицам. Неправильное оформление таблиц. Нарушение единства стиля оформления Стилистические ошибки
28 Информация из Internet. Литература: ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ДОКЛАДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Под ред. Т.А. Мерцаловой, С.Г. Косарецкого
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.