Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgmc.ucoz.ru
1 Стандарты второго поколения в начальной школе (тезисы выступления, часть 3) МОУ «СОШ 36» Т. И. Горбунова, Н. М. Емельянова, В. Н. Сенчило
2 Результаты образования Планируемые результаты Стандарты, программы, учебники, методические пособия Реализуемые результаты Достигнутые результаты Образовательный процесс Контроль и оценка
3 Новое в системе оценки результатов образования Система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования Ориентация на деятельностный подход Комплексный подход к оценке результатов образования «Встроенность» оценивания в образовательный процесс Оценка индивидуального прогресса учащихся.
4 Результаты начального образования можно представить как: предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
5 Оценка результатов освоения общеобразовательных программ начального образования (объект и содержание оценки) Субъективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии) Объективные методы оценки (инстументарий, процедуры и критерии) ПроектыДругие Практические работы Портфолио Письменный или устный опрос Стартовый, текущий и итоговый контроль Тестирование (стандартизированное) Анкетирование (стандартизированное) Аттестация учащихся, педагогических кадров, образовательных учреждений Мониторинговые исследования Внутренняя оценкаВнешняя оценка Механизмы обеспечения качества оценки: -- Реалистичность требований и критериев -- Уровневые требования к результатам образования -- Открытость требований, процедур и критериев -- Сочетание внешней и внутренней оценки Основные группы пользователей (учащиеся, учителя, родители, управленцы, представители общественности, ученые) Цели использования результатов (принятия решений): -- переход на другую степень обучения (в основную школу); -- оценка качества образования; -- реформирование содержания Риски: – Искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур – Увеличение времени на оценку за счёт активного времени обучения – Натаскивание на содержание проверки – Перегруженность учителей и учащихся – Другие
6 Источник информации Общее кол-во позиций (из 102 возможных) Частотность Работы учащихся6867% Деятельность учащихся9795% Статистические данные8886% Результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ) 3837% Рекомендуемые источники информации для оценивания стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание. В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:
7 Методы оценивания Общее кол-во позиций (из 102 возможных) Частотность Наблюдение 4948% Оценка выполнения 8179% Выбор ответа 6867% Краткий ответ 7069% Открытый ответ 7775% Портфолио 5352% Самоанализ 2625% Рекомендуемые методы оценивания
8 Методы оценивания Инструменты оценивания Критериаль ные описания ЭталоныПамятки Линейки достижений Наблюдения Оценивание процесса выполнения Выбор ответа, краткий ответ Открытый ответ Рекомендуемые методы и инструменты оценивания
9 Итоговые проверочные работы Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем. Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе
10 Структура итоговых комплексных проверочных работ Основная часть От 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий Дополнительная часть 5 – 7 дополнительных заданий (выполняется на добровольной основе)
11 С помощью проверочных работ оценивается техника и навыки чтения; (примечание); культура чтения, навыки работы с текстом и информацией; читательский отклик на прочитанное; В области чтения овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи); умение строить свободные высказывания; сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста; объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы); В области системы языка
12 С помощью проверочных работ оценивается овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса; умение видеть математические проблемы; умение рассуждать и обосновывать свои действия; В области математики сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий; сформированность первичных предметных способов учебных действий; сформированность первичных методологических представлений. В области окружающего мира
13 Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): направленность задания, рекомендации по проведению и оцениванию Задание 1. Предмет: ЧТЕНИЕ (читательская компетенция). Раздел: Техника и навыки чтения Оценивается скорость чтения текста «про себя». Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и с помощью песочных часов отмечает временной интервал в 1 мин. По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Для удобства подсчета прочитанных за 1 минуту слов рядом с каждой строкой отмечено количество слов с начала текста до конца данной строки. Если отсчет времени ведется не с первого слова (детям дано некоторое время «вчитаться»), то дети ставят палочку и по первому сигналу учителя. В этом случае фиксация результатов и подсчет количества прочитанных за 1 минуту слов несколько усложняются: необходимо фиксировать два значения – порядковый номер первого слова и порядковый номер последнего слова. Скорость чтения определится как разность между этими двумя значениями. Коды оценки возможных ответов учащихся: 4 балла – темп чтения составляет более 41 слова в минуту; 3 балла – темп чтения составляет от 31 до 40 слов в минуту; 2 балла – темп чтения составляет от 21 до 30 слов в минуту; 1 балл – темп чтения составляет от 15 до 20 слов в минуту; 0 баллов – темп чтения ниже 15 слов в минуту. Интерпретация результатов 4 или 3 балла – ученик достиг базового и высоких уровней подготовки; 2 балла – ученик достиг высоких уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки.
14 Задание 4. Вопрос 1. Предмет: МАТЕМАТИКА (арифметика) Раздел:арифметические действия Оценивается умение формализовать условие, представленное в текстовой форме, и выполнить действие умножения. Правильный ответ 12 мышей. Коды оценки возможных ответов учащихся: 1 балл – дан ответ 12; 0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует. Интерпретация результатов 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки. Задание 4. Вопрос 2. Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (Человек и природа) Раздел:природные объекты Оценивается знание детьми характерных особенностей строения некоторых животных (насекомых, птиц, зверей) и человека. Правильный ответ – у шмеля. Коды оценки возможных ответов учащихся: 2 балла – дан ответ: у шмеля; 1 балл – дан один из ответов: у коровы или у мыши; 0 баллов – дан иной ответ, или ответ отсутствует. Интерпретация результатов 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки; 1 балл – ученик достиг уровня базовой подготовки; 0 баллов – ученик не достиг уровня базовой подготовки
15 Имя Задание 1: Чтение, скорость чтения Задание 2: Чтение, понимани е прочитан ного Задание 3: Чтение, ОМ: объекты природы, текст Задани е 4, воп. 1 Матем. арифм. дейст. Задание 4, воп. 2 ОМ: объекты природы Задание 4, воп. 3 Матем., ОМ: объекты природы, отношения величин Задание 5 Русский язык: правопи сание, техника письма Задание 6, воп. 1 Русский язык: правопис ание, техника письма Задание 6, воп. 2 Русский язык: фонемат. слух Задание 6, воп. 3 Русский язык: слоги Задание 6, воп. 4 Русский язык: звуко- буквенны е связи перво го слова после днего слова кол-во прочит анных слов кол-во стрелок кол-во слов (р - из заданных рисунком) ответ (число) ответ (слово) ответ (число, слово) кол-во неиспра вленны х ошибок кол-во найденн ых слов и допущен ных ошибок кол-во букв кол-во слов и ошибок кол-во ошибок 1Настя А шмель 2, меньше 03, Коля В р0корова 2, больше 42, 101, 02 3Маша Н мышьменьше23, 032, 00 4Петя С сова223, 033, 10 5Соня К корова 2, меньше 23, Рая Л шмельбольше33, 333, 00 7Лена Т , меньше 23, Наташа Л челове к 423, Света Б корова 2, меньше 13, Дима С корова 2, меньше 13, 03 0 Фиксация результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы (1 класс) Основная часть работы
16 Анализ и интерпретация результатов выполнения итоговой комплексной проверочной работы (1 класс) Основная часть работы Имя Задание 1: Чтение, скорость чтения Задание 2: Чтение, понимание прочитанног о Задани е 3: Работа с текстом Задани е 3: ОМ: объекты природы Задани е 4, воп. 1 Матем. арифм. дейст. Задани е 4, воп. 2 ОМ: объекты природы Задани е 4, воп. 3 матем., отношени я величин Задание 4, воп. 3 ОМ: объекты природы Задан ие 5 Русск ий язык: правоп исание, техника письма Задание 6, воп. 1 Русски й язык: правописа ние, техника письма Задан ие 6, воп. 2 Русск ий язык: фонема т. слух Зад ани е 6, воп. 3 Рус ски й язы к: слоги Зада ние 6, воп. 4 Русс кий язык : звуко- буквен ные связи 1Настя А. Б, П Б ББ ББББ 2Коля В Б Маша Н. Б, П ББББ0ББББ0Б 4Петя С. БББ0000ББББ0Б 5Соня К. Б, П БББББББББ 6Рая Л. ББББББ, П0000БББ 7Лена Т. 0000Б000БББББ 8Наташа Л. Б, П Б000БББББ 9Света Б. Б, П БББББББББ 10Дима С. БББББББББББББ Группа риска – дети, набравшие суммарно менее 10 баллов из 41 возможного. Группа детей, достигших уровня базовой подготовки, но не превышающих его – дети, набравшие суммарно от баллов до балла (из 41 возможного). Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – дети, набравшие суммарно более баллов (из 41 возможного).
17 Образовательный стандарт фиксирует объем и уровень полноценного образования по каждой его области, учебной дисциплине и курсу. Все, чем обязан овладеть учащийся на уровне планируемых стандартом требований к результатам образования, должно стать его личным достоянием, усвоено сознательно и прочно. В достижении таких результатов школе необходимо видеть основы выполнения государственной образовательной программы Российской Федерации, а каждому учащемуся - свой нравственный долг перед обществом и страной. Это позволит добиться внутри страны некоторого необходимого качества общеобразовательной подготовки выпускников школы, обеспечить эквивалентность образования школьников, обучавшихся в различных типах школ, по разным методикам и учебникам. Обобщая интересы семьи и общества, государство устами президента и премьер-министра продекларировало следующие требования к результатам образования: безопасность, развитие человеческого капитала, конкурентоспособность. Дмитрий Медведев публично сделал акцент на воспитании личности, свободной и самостоятельной. И это рассматривается как одно из необходимых условий формирования гражданского общества.
18 Литература Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. М. : Просвещение, (Стандарты второго поколения). Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М. : Просвещение, (Стандарты второго поколения). Логинова О.Б.,, Леонтьева М.Р. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». М. : Просвещение, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя. М. : Просвещение, Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, М. В. Рыжаков. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации: проект. М. : Просвещение, (Стандарты второго поколения). Фирсов В.В.
19 Литература Примерные программы начального общего образования. В 2 частях. – М. : Просвещение, (Стандарты второго поколения)., Логинова О.Б. и др. «Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ». М. Р. Леонтьева. Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения». М. : Просвещение, Презентация. «Подготовка специалистов начального образования к работе по федеральным государственным стандартам второго поколения». Презентация. - Москва, АПК и ППРО, Г.А. Цукерман. «Оценка без отметки». ФГОС – Публикации. standart.edu.ru. Фирсов В.В.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.