Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемimg1.liveinternet.ru
1 1ИМО МИФИ 2008 П81 Управление результатами исследований и разработок Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок
2 2ИМО МИФИ 2008 П82 Управление результатами исследований и разработок В настоящее время создание в России национальной инновационной системы (НИС) является ключевой задачей не только для научно- технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной системы.
3 3ИМО МИФИ 2008 П83 Управление результатами исследований и разработок В структуре экспорта преобладают неохраноспособные виды интеллектуальной собственности, менее ценные с коммерческой точки зрения. Вместе с тем по показателю изобретательской активности, измеряемому как число отечественных патентных заявок (в том числе и поданных за рубежом) в расчете на населения, Россия вышла на средний уровень (2,62), опережая страны Центральной и Восточной Европы – Чехию, Польшу, Венгрию (0,6–0,7), но отставая от государств-лидеров, где соответствующие значения достигают 4,5–5,5. Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5%, однако в динамике число российских патентных заявок, поданных за рубежом, растет.
4 4ИМО МИФИ 2008 П84 Управление результатами исследований и разработок В последней четверти ХХ в. в экономической науке стало широко использоваться понятие жизненного цикла научно- технического прогресса, а применительно к системообразующим, так называемым базовым технологиям вошел в оборот термин «технологический уклад». Последний характеризует технологический уровень базовых технологий, используемых в тех или иных укрупненных отраслях народного хозяйства. Небывалый, взрывной прогресс техники и технологии в сфере микроэлектроники и информатики в последние несколько десятилетий привел к появлению и быстрому росту новой индустрии – информационной.
5 5ИМО МИФИ 2008 П85 Управление результатами исследований и разработок В результате сегодня сформировалось четырехуровневое отраслевое деление народного хозяйства высокоразвитых стран, а именно: отрасли добычи и первичной переработки сырья; отрасли традиционной тяжелой (материало- и трудоемкой) промышленности; высокотехнологичные отрасли (high tech), характеризующиеся относительно низкой материало- и трудоемкостью, но очень высокой долей затрат на НИОКР в добавленной стоимости; отрасль «мягких» (soft) технологий (услуг), таких как разработка программного обеспечения, системная интеграция, консалтинг, образование и т.п.
6 6ИМО МИФИ 2008 П86 Управление результатами исследований и разработок В странах с новой экономикой, под которой подразумевают экономику, основанную на знаниях (экономика знаний – ЭЗ), отраслевая структура хозяйства меняется в сторону постоянного увеличения доли последних двух групп отраслей в структуре их народного хозяйства. При этом весьма существенно, что основная специфика технологий этих двух групп (в том числе «мягких» технологий) состоит в том, что они базируются прежде всего на широком использовании результатов интеллектуального труда, т.е. новых знаний. В традиционных отраслях экономики основная часть добавленной стоимости создается либо в процессе добычи и первичной переработки сырья, либо в процессе производства продукции (вторая группа отраслей).
7 7ИМО МИФИ 2008 П87 Управление результатами исследований и разработок Современный подход к анализу структуры «цепочек накопления стоимости» свидетельствует о том, что наибольший вклад в будущую прибыль дают те стадии инновационного цикла, которые связаны с «нематериальными» компонентами. Главные элементы этой части добавленной стоимости создаются в процессе НИОКР, использования прав на интеллектуальную собственность, в процессе эффективного управления. Именно на этих этапах жизненного цикла продукта монопольное обладание теми или иными знаниями позволяет создать значительную добавочную стоимость, которая затем может трансформироваться в сверхприбыль
8 8ИМО МИФИ 2008 П88 Управление результатами исследований и разработок Рынок сам по себе не сможет заставить инвесторов уйти из наиболее прибыльных на сегодня сырьевых секторов и переместить свободные капиталы в сектора с очень высокими рисками и гораздо более длительными сроками окупаемости. Такое перераспределение, по мнению многих экспертов, может быть реализовано только с помощью государства. Но и здесь есть альтернативы, причем принципиально различные. Государство может, например, заняться прямым инвестированием из бюджета в те или иные проекты из третьей-четвертой группы отраслей. Увы, низкая эффективность такого рода политики доказана историческим опытом, по крайней мере российским.
9 9ИМО МИФИ 2008 П89 Управление результатами исследований и разработок Другой путь – государство создает ощутимые преференции для частного капитала путем разделения рисков, уменьшает налоговую нагрузку, устраняет различного рода барьеры, начинает само инвестировать в инфраструктуру и т.д. и т.п. Этот путь представляется более эффективным. Переход к экономике знаний требует формирования в стране целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей (покупателей) на национальных или глобальных рынках. Эту систему и принято называть национальной инновационной системой.
10 10ИМО МИФИ 2008 П810 Управление результатами исследований и разработок Системные свойства современной национальной инновационной системы рыночного типа Современные НИС базируются на принципиально отличной экономической парадигме. В практическом смысле это означает: открытость национальной экономики, ее включенность (в той или иной степени) в глобальное мировое хозяйство; законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности; равноправие хозяйственных субъектов, включая государство, в экономической деятельности; законодательное обеспечение конкурентной среды, что постоянно ориентирует производителей на интересы потребителей и стимулирует непрерывное создание инноваций.
11 11ИМО МИФИ 2008 П811 Управление результатами исследований и разработок В организационных структурах такой НИС органично возникает и развивается малый инновационный бизнес. В целом для организационных структур рыночных НИС характерно сочетание крупных интегрированных фирм – лидеров национальных и мировой экономик с множеством фирм сектора МИП, осуществляющих пионерскую, рисковую инновационно-технологическую деятельность. Малые инновационные фирмы различаются в зависимости от того, на каком этапе своего развития они находятся. На этапе, когда определенная бизнес-идея продвигается командой разработчиков либо юридически не оформленной, либо организованной в новое юридическое лицо, такие объединения принято называть «посевными» («seed») компаниями.
12 12ИМО МИФИ 2008 П812 Управление результатами исследований и разработок Компании, у которых еще нет рыночной истории и крупных активов, но которые уже в состоянии продемонстрировать образцы готового продукта, предназначенные для рынка, называют «только возникшими» инновационные компании («start-up» companies). Финансирование таким компаниям нередко предоставляют бизнес-ангелы. Бизнес- ангелами обычно называют состоятельных частных инвесторов, вкладывающих деньги в рисковые инновационные компании или проекты, еще не оформленные в отдельное юридическое лицо. В России сегодня деятельность «ангелов» нередко носит благотворительный характер и основана на психологии богатых людей, готовых помочь в развитии рискового высокотехнологичного бизнеса.
13 13ИМО МИФИ 2008 П813 Управление результатами исследований и разработок Следующий этап развития малой фирмы – это инновационная компания «ранней стадии» («early stage»). Такие фирмы, как правило, уже имеют рыночный продукт, способны производить его в небольших количествах, но им не хватает своей прибыли для организации масштабного производства, инвестиций в оборудование, в рекламу и т.д. Иногда им требуются ресурсы и для продолжения НИОКР с целью окончательной доводки рыночных образцов. Важной стадией развития компании является «расширение» («expansion»), когда фирма уже является жизнеспособной и ее продукт пользуется спросом.
14 14ИМО МИФИ 2008 П814 Управление результатами исследований и разработок Обычно выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры: финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний; производственно-технологическая (или материальная): технопарки, иннованионно- технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. п.;
15 15ИМО МИФИ 2008 П815 Управление результатами исследований и разработок информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги); кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.; экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).
16 16ИМО МИФИ 2008 П816 Управление результатами исследований и разработок Во всех перечисленных выше случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно: - к финансовым ресурсам напрямую, либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов; - к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т.д.; - к необходимой информации; - к кадровым ресурсам требуемой квалификации, либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации; - к различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности.
17 17 Управление результатами исследований и разработок Факторы, влияющие на успех коммерциализации научно-технической разработки Степень влияния Фактор успеха ________ Решающая Выбрана удачная разработка (товар). Высокопрофессиональная команда специалистов. Продуманная охрана интеллектуальной собственности Важнейшая Хороший маркетинг и перспективный рынок сбыта Подтверждения высокого уровня разработки. Грамотная финансовая работа на фирме Важная Хорошая реклама разработки. Предложение разработки в форме товарного пакета. Сопровождение разработки после продажи Способствующая Рациональное использование кредитов. Получение на разработку достаточных средств. Отсутствие недобросовестной конкуренции
18 18 Управление результатами исследований и разработок
19 19 Управление результатами исследований и разработок И мировой, и российский опыт показывают, что продвижение на рынок любого нового товара, а тем более научно-технической разработки, является весьма сложным, длительным и дорогостоящим процессом. Успешное проведение НИОКР и разработка на этой основе нового товара только начало на пути к рынку, и пройти по нему до конца удается далеко не всем. Даже крупные и преуспевающие предприятия бывают вынуждены искать партнеров и инвесторов, способных оказать помощь в продвижении нового товара на рынок, а для малых и средних предприятий, частных лиц привлечение партнеров и инвесторов является, как правило, одним из условий успешного продвижения на рынок.
20 20 Управление результатами исследований и разработок Сложность процесса продвижения разработок на рынок, к потенциальным покупателям (в том числе необходимость знаний в различных отраслях, взаимодействие при этом со множеством структур, различие кадровых, материально-технических и финансовых возможностей разработчиков, необходимые сжатые сроки получения инвестиций) требует рациональной технологии продвижения разработок на рынок. Практически при коммерциализации любой разработки необходимы в той или иной степени партнеры и инвесторы, у каждого из которых есть свои интересы в успешной реализации разработки.
21 21 Управление результатами исследований и разработок Условие поиска партнеров и инвесторов Важным условием успешного поиска партнеров и инвесторов является наличие привлекательности разработки не только для разработчика, но и для потенциальных партнеров и инвесторов. Это поможет сделать процесс коммерциализации разработки общим делом. Непосредственно поиск покупателей разработок обычно длится месяцами, а подчас и годами, и требует соответствующего планирования, учета и анализа результатов обращений с доработкой при этом самой разработки, корректировкой как бизнес-плана, так и стратегии продвижения на рынок. Успеху способствует наличие таких партнеров по продвижению разработки, как консультанты, маркетологи, патентоведы, юристы и др.
22 22ИМО МИФИ 2008 П822 Управление результатами исследований и разработок Государственные организации, финансирующие инновационную деятельность - Российский фонд технологического развития (РФТР) (создан в 1992 г.) - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия) (создан в 1994 г.) - Венчурный инновационный фонд (ВИФ) (создан в 2000 г.).
23 23ИМО МИФИ 2008 П823 Управление результатами исследований и разработок 1. РФТР в основном поддерживает проекты на стадии исследований и разработок, и главными получателями его средств являются научно- исследовательские организации и малые предприятия. 2. Фонд содействия концентрирует свою деятельность на поддержке малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с 2003 г. – и на финансировании только возникших инновационных компаний (start-ups). 3. Венчурный инновационный фонд – некоммерческая организация с государственным участием, которая, на основе долевого финансирования, формирует отраслевые и региональные венчурные фонды. При этом доля ВИФ в уставном (складочном) капитале вновь образуемых фондов не может превышать 10%, а объем средств, находящихся под управлением региональных или отраслевых венчурных фондов, должен составлять в рублевом эквиваленте не менее 3 миллионов долларов США.
24 24ИМО МИФИ 2008 П824 Управление результатами исследований и разработок Государственная поддержка формирования производственно-технологической инфраструктуры научно-инновационной деятельности 1. Научно-технологические парки Определение понятия «научно-технологический парк» неодинаково в разных странах. Более того, даже собственно название не является унифицированным. Аналогичные по сути структуры могут называться научными парками, исследовательскими парками, научно-технологическими парками, технопарками, технополисами. Концепция таких парков строится на идее поощрения сотрудничества между научными учреждениями, промышленностью и бизнесом в целях эффективного использования создаваемых технологий.
25 25ИМО МИФИ 2008 П825 Управление результатами исследований и разработок Научно-технологический парк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. При этом фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций – от начинающих до фирм с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Нередко в структуре технопарка создается инкубатор бизнеса или инновационный центр.
26 26ИМО МИФИ 2008 П826 Управление результатами исследований и разработок 2. Инкубатор организуются для того, чтобы обеспечивать благоприятные условия малым инновационным фирмам на самых ранних, рисковых стадиях развития их проектов, когда еще сложно определить вероятность успеха. Мировой опыт показывает, что инкубаторы обычно формируются вокруг Университетов, потому что такое сотрудничество является не только престижным, дает источники и идеи для новых проектов, но и позволяет малым фирмам привлекать наиболее квалифицированный персонал. Инкубатор, как правило, располагается в отдельном здании, площади которого сдаются в аренду. Он предоставляет своим клиентам такие виды сервиса, как офисные услуги, связь, бухгалтерский учет, консультации по бизнесу – планированию, финансовому менеджменту, а также представляет интересы клиентов перед венчурными инвесторами.
27 27ИМО МИФИ 2008 П827 Управление результатами исследований и разработок Обобщая, можно выделить четыре главные цели деятельности технопарков: 1.Содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований научных организаций и вузов. 2. Катализация позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройку промышленности на основе новых технологий. 3. Содействие формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью. 4. Стимулирование появления новых источников доходов для университетов и научных организаций.
28 28ИМО МИФИ 2008 П828 Управление результатами исследований и разработок 3. Инновационно-технологические центры Первый инновационно-технологический центр был официально открыт 18 марта 1996 г. Он был создан на базе АООТ «Светлана» (одного из ведущих предприятий электронного приборостроения бывшего СССР). В рамках Соглашения между Миннауки России и администрации Санкт- Петербурга АООТ «Светлана» передало Региональному фонду научно-техническому развития Санкт-Петербурга, в собственность производственный корпус общей площадью 7 тыс. кв. м под ИТЦ. Проект данного ИТЦ рассматривался как модель для последующего тиражирования. Идея состояла в том, что ИТЦ будут открываться на базе промышленных предприятий с тем, чтобы обеспечивать связь малого бизнеса и промышленности.
29 29ИМО МИФИ 2008 П829 Управление результатами исследований и разработок Главная особенность ИТЦ состоит в том, что он по сути своей является структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания, становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных фирм. В этом концептуальное отличие ИТЦ от технопарка. Поэтому в идеале технопарки должны были создаваться при вузах и выполнять задачу инкубирования малых фирм, а ИТЦ были призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, а потому создаваться при предприятиях или научно- производственных комплексах. Однако на практике около 45% ИТЦ было создано при вузах, нередко – на базе уже действовавших технопарков, так что два эти вида инфраструктуры в значительной степени переплелись и оказались в какой-то мере дублирующими.
30 30ИМО МИФИ 2008 П830 Управление результатами исследований и разработок Становление малой наукоемкой фирмы может происходить одним из четырех основных способов. 1.Ученые или инженеры изобретают что-то (технологию, продукт), что, по их мнению, имеет коммерческий потенциал. Они создают малую фирму, основываясь на своей разработке, а затем пытаются найти потребителей (покупателей). Выделение в самостоятельную фирму нередко продиктовано желанием сохранить научную школу и уникальных специалистов. 2. Более редкая модификация предыдущего подхода – когда создание фирмы предваряется патентованием разработки, а начало работы малого предприятия связано с грамотной лицензионной политикой. После прохождения данного этапа – создание собственного производства.
31 31ИМО МИФИ 2008 П831 Управление результатами исследований и разработок 3. Третий подход базируется на альянсе бизнеса и науки. Представители бизнеса, заинтересованные в том, чтобы производить наукоемкую продукцию, изучают потребности рынка, находят разработчиков, развивают НИОКР и затем – собственное производство. 4. Наконец, четвертая модель основана на том, что ученые сначала уходят из науки, занимаются торгово-посреднической деятельностью, зарабатывая таким образом средства на развитие наукоемкого бизнеса, а затем создают малое инновационное предприятие.
32 32ИМО МИФИ 2008 П832 Управление результатами исследований и разработок Способы расширения рынка. Расширение рынка обычно происходит либо за счет диверсификации деятельности, либо путем выхода на внешний рынок. Последнее обычно происходит через использование таких механизмов, как: 1) партнерство с западными фирмами- дистрибьюторами; 2) знакомство с потенциальными заказчиками на выставках и конференциях; 3) освоение новых ниш вслед за западными партнерами – лидерами определенных рынков.
33 33ИМО МИФИ 2008 П833 Управление результатами исследований и разработок Иллюстрация первого подхода: Фирма пыталась выйти на внешний рынок через участие в специализированных выставках, но безрезультатно. Затем был найден партнер: фирма-дистрибьютор, основанная российскими эмигрантами в Канаде. Они дали гарантию качества и обеспечили надлежащий сервис. В России нет такого комплекса инжиниринговых фирм, которые могли бы осуществить проектирование в национальных стандартах, производство и комплектацию оборудования, монтаж на месте, а затем – сервисную поддержку.
34 34ИМО МИФИ 2008 П834 Управление результатами исследований и разработок Иллюстрация третьего подхода: Малая фирма решила выйти на мировой рынок лекарств с новыми препаратами, но она не стремилась к лидерству, считая, что разумнее будет идти проторенным путем, вслед за крупными западными фирмами, которые начнут осваивать соответствующие рыночные ниши. Такой ход был выбран из-за недостатка собственных средств.
35 35ИМО МИФИ 2008 П835 Управление результатами исследований и разработок В мире сохраняется отношение к российским товарам и технологиям (отчасти оправданное) как к ненадежным и неудобным в эксплуатации. Пример: Фирма была создана для продажи научных приборов в западные университеты, однако западный рынок реагировал неохотно, так как западные университеты не были знакомы с российской продукцией. Поэтом фирма переориентировалась на восточногерманский рынок, где в университетах не только знали российское научное оборудование, но и работали на нем. Там были получены два заказа на сумму 100 тыс. долл. В целом на Запад продавать было сложно, так как не было не только соответствующего дизайна, грамотного составления рекламных проспектов, но и предлагался сложный в использовании интерфейс.
36 36ИМО МИФИ 2008 П836 Управление результатами исследований и разработок В то же время если потенциальные зарубежные клиенты видели, что предлагаемая продукция (технология) имеет конкурентные преимущества, то они старались сначала либо купить самих носителей идей – т.е. предложить ведущим специалистам переехать для работы за рубеж, либо получить контрольный пакет акций фирмы. Если в этой ситуации малая фирма смогла устоять, то она переходила к следующему этапу развития. Примеры: Первый прибор, созданный на малой фирме, был вывезен на международную выставку в Ганновер. Он был высоко оценен, и от западных фирм поступили предложения – переехать полным составом команды за рубеж. Эти предложения были отклонены, и фирма решила создавать собственное производство. Для выхода на зарубежный рынок малой фирме нужны были существенные инвестиции, и американский партнер предложил продать ему контрольный пакет акций. Это предложение было отвергнуто, и впоследствии удалось договориться о схеме 50:50.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.