Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsc2al.dyndns.org
1 ТЕХНОЛОГИИ ПОИСКА И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ © О.Г. Кондратьева, 2009
2 LOGO Модель для инновационной экономики: российское образование до 2020 года
3 LOGO Школьное образование - 2 Поддержка индивидуализации образовательных траекторий Профильное обучение на старшей ступени школы, включая индивидуальные программы и профессиональное обучение Интеграция детей с особыми нуждами в общее образование Дистанционная поддержка образовательного процесса "Компетентностный подход" Разработка и внедрение новых образовательных технологий, реализующих компетентностный подход в общем образовании Существенная модернизация содержания изучения социально-гуманитарных дисциплин и технологических дисциплин Новые методы оценки школьной успешности, ориентированные на широкий спектр образовательных результатов
4 LOGO Новое качество образования Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать
5 LOGO В "Концепции …" применительно к общему образованию отмечается, что "общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции".
6 LOGO Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать: не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Содержание образования КОМПЕТЕНЦИИ Опыт познават ельной деятельн ости - знания Опыт осуществления эмоционально- ценностных отношений личностные ориентации Опыт творческой деятельности умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях Опыт осуществления известных способов деятельности – умения действовать по образцу
7 LOGO Отличие компетенций от ЗУН От знаний - тем, что они существуют в виде деятельности, а не только информации о ней (можно знать, но не быть способным сделать). От умений - тем, что компетенции могут быть применены к решению разного рода задач (переносятся на различные объекты воздействия). От навыков - тем, что они осознаны и не автоматизированы, что позволяет человеку действовать не только в привычной для него обстановке, но и в новой нестандартной. Не менее очевидно, что без знаний, умений и навыков компетенции не сформируешь, но они важны не как самоцель, а как средство достижения чего-то большего (компетенций)
8 LOGO Последовательность действий при введении ключевых компетенций в образовательный процесс: 1.Определить набор ключевых компетенций, актуальных для обучающихся данного образовательного учреждения, через анкетирование: учащихся, родителей, социальных партнеров, учителей. 2.Определить содержание каждой компетенции и распределить по учебным предметам или внеклассной деятельности.
9 LOGO 3. Разработать учебные программы по отработке и оценке ключевых компетенций, дидактические и методические материалы к ним. 4. Отобрать и освоить педагогические технологии развития ключевых компетенций (интерактивные методы обучения). - метод учебного сотрудничества; - коллективные способы обучения; -экспресс-метод овладения предметом и умением учиться; -метод проектов; -игровые методы; -м-метод кейсов и др.
10 LOGO - метод учебного сотрудничества; - коллективные способы обучения; -экспресс-метод овладения предметом и умением учиться; -метод проектов; -игровые методы; -м-метод кейсов и др. Интерактивные методы обучения 4. Отобрать и освоить педагогические технологии развития ключевых компетенций (интерактивные методы обучения).
11 LOGO Образовательные результаты: - умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; - умение решать проблемы; - способность брать на себя ответственность; - умение пользоваться различными способами интегрирования информации; - умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; - умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; - умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; - умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; - способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); - способность участвовать в совместном принятии решения; - способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; - умение сотрудничать и работать в группе и др.
12 LOGO 5.Провести обучение по ключевым компетенциям. 6.Осуществить оценку сформированности ключевых компетенций, проанализировать и сделать обзор результатов.
13 LOGO
14 Техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации. Кейс-метод (кейс-стади, метод конкретных ситуаций) (case-study)
15 LOGO Case-study – конкретные ситуации для обучения конкретные ситуации (КС) представляют собой описание действительных событий в словах, цифрах, образах, действиях. КС – это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации
16 LOGO Классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики. Может быть искусственно сконструирована. В конце не ставится вопросительный знак. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение. Живая ситуация – берется из жизни учащихся, но никому не известно принятое решение вот его и надо найти, а саму ситуацию описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Разбор корреспонденции – имеется в виду действительно, входящая и исходящая корреспонденция. Цель – выработать умение вдумчиво читать, выявлять главное и второстепенное и прогнозировать решения. Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту – выработка умения действовать в соответствии с нормативными документами. Для этого предлагается ситуация и сам нормативный документ, а также вырабатывается решение, сообразуясь с нормативом.
17 LOGO Чем кейс отличается от проблемной ситуации? кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде; участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую управленческую модель его реализации.
18 LOGO Виды учебной деятельности ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК; АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ; ПОСТРОЕНИЕ КРИТЕРИЕВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ; ВЫРАБОТКА КОНКТРУКТИВНЫХ ИДЕЙ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
19 LOGO Задание слушателям Используя предложенную методику, оцените собственный индивидуальный стиль обучения КО - обучение на конкретном опыте РН – рефлексивное обучение ТО – теоретическое обучение АН – активное экспериментирование
20 LOGO Портреты представителей четырех стилей обучения «Деятели». Полностью и без каких-либо предубеждений погружаются в исследование нового опыта. Они ориентированы на происходящее «здесь и теперь» и счастливы, будучи непосредственно вовлеченными в события. Им присуща открытость ума, отсутствие скептицизма и энтузиазм по отношению ко всему новому. Их философию можно выразить так: «хоть раз в жизни я хочу все попробовать». Они склонны вначале действовать, а потом оценивать последствия. Их рабочий день заполнен кипучей деятельностью. Предпочитаемый способ решения проблем генерация идей типа «мозгового штурма». Как только исчерпывается энтузиазм по поводу одной деятельности, сразу же начинается поиск какой-либо следующей. Они с увлечением берутся за решение актуальных проблем, но быстро теряют интерес к их практической реализации и рассмотрению долгосрочных перспектив. Это общительные люди, постоянно вовлекающиеся во взаимодействие с окружающими, однако при этом они стремятся быть центром всех происходящих вокруг них событий и действий.
21 LOGO Портреты представителей четырех стилей обучения «Рефлексирующие». Предпочитают находиться в стороне от происходящих событий и рассматривать их с различных точек зрения. Они собирают сведения как самостоятельно, так и с помощью других людей, предпочитая тщательно их обдумать перед тем, как прийти к какому-либо заключению. Они ценят тщательный и полный сбор и анализ фактов, и поэтому склонны откладывать вынесение окончательных выводов и решений настолько долго, насколько это возможно. Их философия осторожность. Это вдумчивые люди, стремящиеся рассматривать все возможные аспекты и последствия, прежде чем совершить какое-либо действие. На совещаниях и обсуждениях они обычно держатся в стороне, в роли наблюдатели. Им нравится наблюдать за действиями окружающих. Они внимательно выслушивают других людей и учитывают направление обсуждения, прежде чем высказывают свою точку зрения. Им присуща некоторая отстраненность, терпимость и невозмутимость.
22 LOGO Портреты представителей четырех стилей обучения «Теоретики». Интегрируют наблюдение в сложные, но логически стройные теории. Они обдумывают проблемы, используя «вертикальный» и последовательный логический подход. Они систематизируют разрозненные факты, получая стройные теории. Они склонны к постоянному улучшению и не успокаиваются до тех пор, пока им не удается все связать в непротиворечивую рациональную схему. Им нравится анализировать и синтезировать информацию. Они интересуются базовыми предположениями, принципами, теоретическими моделями и системными подходами. Их философия рациональность и логика. Их девиз «Если это логично, то это хорошо!». Они часто задают вопросы типа: «Имеет ли это смысл?», "Насколько это согласуется со всем остальным?». Они склонны в большинстве случаев оставаться беспристрастными, приверженными рациональной объективности, а не чему-то субъективному и расплывчатому. Их подход к решению проблем основан на логике и систематичности. Таково их «ментальное устройство», и они довольно жестко отвергают все, что ему не соответствует. Они предпочитают максимизировать определенность и чувствуют себя дискомфортно, когда сталкиваются с субъективными суждениями, отклонениями от главной темы и тому подобным «легкомыслием».
23 LOGO Портреты представителей четырех стилей обучения «Прагматики». Стремятся незамедлительно опробовать идеи, теории, техники для того, чтобы выяснить, работают ли они на практике. Они ориентированы на поиск новых идей и пользуются первой же возможностью для испытания их на практике. Это та категория людей, которые возвращаются с курсов повышения квалификации переполненные новыми идеями, которые они хотят обязательно опробовать на практике. Им нравится преуспевать и действовать быстро и уверенно, основываясь на идеях, которые их привлекли. Им редко хватает терпения на долгие размышления и участие и продолжительных обсуждениях. Это по сути своей практичные люди, не витающие и облаках, им нравится принимать практические решения и решать реальные проблемы. Они реагируют на возникающие проблемы и возможности как «на бросаемый им вызов». Их философия «Всегда существует лучший путь» и «Если это работает, то это хорошо».
24 LOGO Обучающий цикл Д.Колба как теоретическое основание метода изучение конкретной ситуации (ориентации на конкретный опыт); анализ ситуации (рефлексия, осмысление); формирование выводов, оценок, обобщения (концептуализация опыта); разработка плана управленческих действий (активное экспериментирование).
25 LOGO Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые етоды, которые выполняет в кейс-методе свои роли.
26 LOGO Последовательность действий для подготовки и проведения занятия с использованием кейс-метода 1.Поиск, разработка и описание конкретных ситуаций. Подготовка сопутствующих материалов. Подготовка банка информации. (Тьютор) 2. Непосредственно на занятии: введение в технологию проведения занятия, цели, сценарный план, правила, регламент, предполагаемый результат (Тьютор). Начало контакта. Последовательность действий для подготовки и проведения занятия с использованием кейс-метода 1.Поиск, разработка и описание конкретных ситуаций. Подготовка сопутствующих материалов. Подготовка банка информации. (Тьютор) 2. Непосредственно на занятии: введение в технологию проведения занятия, цели, сценарный план, правила, регламент, предполагаемый результат (Тьютор). Начало контакта.
27 LOGO 3. Индивидуальный анализ конкретной ситуации каждым слушателем, разработка индивидуальных решений выхода из ситуации (Слушатели). Слушатели индивидуально изучают текст ситуации, пытаются идентифицировать содержащуюся в ней проблему и найти ее решение. Постановка преподавателем основных вопросов по ситуации. Выступление преподавателя на данном этапе решает две основные учебные задачи: проверяется знание материала ситуации; выделяются проблемы и вопросы, которые являются предметом разбора и "решения"" 4.Распределение слушателей по малым группам (Тьютор). Выявление лидера группы (Слушатели). Этот этап заключается в формировании временных команд, малых групп, которые в рамках ограниченного времени должны совместно сформулировать ответы на поставленные ситуацией проблемы. Каждая малая группа должна быть не больше 4-6 человек. Распределив учеников по малым группам, преподаватель должен обязательно определить планируемое время для совместной работы. 5. Внутригрупповая дискуссия по выработке коллективного решения на основании индивидуальных (слушатели). Работа участников в составе малой группы. Каждая такая группа формулирует решение ситуации. Ближе к завершению работы малых групп преподаватель должен инициировать определение того, кто от имени группы представит коллективное решение – то есть выбрать "спикера" группы. 3. Индивидуальный анализ конкретной ситуации каждым слушателем, разработка индивидуальных решений выхода из ситуации (Слушатели). Слушатели индивидуально изучают текст ситуации, пытаются идентифицировать содержащуюся в ней проблему и найти ее решение. Постановка преподавателем основных вопросов по ситуации. Выступление преподавателя на данном этапе решает две основные учебные задачи: проверяется знание материала ситуации; выделяются проблемы и вопросы, которые являются предметом разбора и "решения"" 4.Распределение слушателей по малым группам (Тьютор). Выявление лидера группы (Слушатели). Этот этап заключается в формировании временных команд, малых групп, которые в рамках ограниченного времени должны совместно сформулировать ответы на поставленные ситуацией проблемы. Каждая малая группа должна быть не больше 4-6 человек. Распределив учеников по малым группам, преподаватель должен обязательно определить планируемое время для совместной работы. 5. Внутригрупповая дискуссия по выработке коллективного решения на основании индивидуальных (слушатели). Работа участников в составе малой группы. Каждая такая группа формулирует решение ситуации. Ближе к завершению работы малых групп преподаватель должен инициировать определение того, кто от имени группы представит коллективное решение – то есть выбрать "спикера" группы.
28 LOGO 6. Выступления от групп с формулировкой общего решения (Выступающий, слушатели). Представление "решений". На каждое выступление дается не более 10 минут. Правила такие - "спикера" нельзя перебивать, только после его выступления идут вопросы, но не с мест. К выступлению "спикера" предъявляются следующие требования: должен быть отображен анализ ситуации (ключевая проблема, критические факторы, ее обуславливающие), формулируемые "решения" должны делаться на основе определенной аргументации. 7.Выработка оптимального решения на основе групповых Общая дискуссия, выступления с мест. Тьютор должен дать возможность высказаться каждому и даже, может быть, специально попросить выступить тех, кто пытается отмолчаться. 8. Подведение итогов занятия. Заключительное выступление преподавателя. Выслушав всех, преподаватель оказывается в положении арбитра, который выносит окончательный вердикт. Однако, необходимо помнить, что в ситуационном обучении важен не столько окончательный результат - то или иное "решение", сколько сам процесс его нахождения. В связи с этим, преподаватель должен дать, прежде всего, анализ не самой ситуации, а проведенного ее обсуждения в целом. 9. Выход из контакта. Рефлексия.
29 LOGO Решение проблем в группах имеет реальные преимущества, если для этого правильно выбрана ситуация и хорошо подготовлены люди Решение проблем в группах способствует: Совершенствованию процесса обсуждения. Поиску оптимального решения. Овладению участниками группы навыками совместной работы. Развитию творческого мышления у сотрудников. Более высокому уровню согласования конечного решения. Возможности участия в решении проблем сотрудников всех уровней организации Преимущества: Рассмотрение проблем группой позволяет шире взглянуть на проблему и провести тщательный ее анализ. В ходе работы группы участники демонстрируют больше знаний, находят больше доводов и выдвигают больше вариантов решения. В проведении дискуссии уточняется постановка проблем и уменьшается неопределенность в отношении возможных вариантов действий. Участие в принятии решений способствует удовлетворению работников и стимулирует высокую активность в их претворении. Недостатки: Процесс группового обсуждения занимает много времени. Компромиссные решения могут не удовлетворить никого (выбранный вариант выгоден не столько организации, сколько самим участникам процесса). В процессе совместной деятельности члены группы могут стать настолько лояльными ей, что групповые нормы начинают препятствовать высказыванию различий во взглядах и разнообразию мнений. Когда решение принимается в группе, не всегда ясно, кто конкретно несет ответственность за принятое решение.
30 LOGO Личностные барьеры творческого мышления
31 LOGO Вам дана последовательность букв, расположенных по алфавиту, и исключающая каждую четвертую букву. Необходимо найти связь между ними. Иначе говоря: какая должная быть следующая буква и где она должна быть расположена? А Е БВД
32 LOGO Слишком быстрая оценка 56 фраз, способных убить творчество 1. Это хорошая идея, но Шеф не пойдет на это. 2. Это противоречит политике организации Люди это не поймут. 3. Все хорошо теоретически, но Раньше это не использовали. 4. Будьте практиком Время ушло. 5. Можете ли вы внедрить это в практику?33. Профсоюз это не поддержит. 6. Слишком дорого стоит.34. Есть лучший путь. 7. Пока не начинайте ничего.35. Они не поддержат это. 8. Согласны, но не с этим Слишком академично. 9. Я знаю, это не будет работать.37. Очень сложно осуществлять руководство. 10. Это не может работать.38. Сложно внедрить. 11. Это не соответствует существу Слишком поздно. 12. Это было сделано раньше.40. Сейчас слишком много работы. 13. Это требует дополнительных исследований.41. Слишком много бумаг. 14. Это не будет финансироваться.42. Довольно старомодно. 15. Это недостаточно хорошо Слишком рано. 16. Это не ваша работа.44. Мы это так делали раньше. 17. Давайте дополним это.45. У нас нет рабочей силы. 18. Давайте обсудим это на У нас нет времени. 19. Давайте создадим комиссию.47. Мы слишком большая организация. 20. Давайте сделаем сначала обзор.48. Мы слишком маленькая организация. 21. Давайте пока немного отложим.49. Мы никогда так не делали. 22. Давайте попробуем это еще раз.50. Мы пытались это делать раньше. 23. Мы пока еще не готовы к этому.51. Что подумают клиенты, заказчики? 24. Конечно, это не будет работать.52. Что скажет профсоюз? 25. У нас другие планы.53. Кто еще пытался сделать это? 26. Уверен, вы знаете лучше. 54. Если это хорошая идея, то почему никто предлагал этого раньше? 27. Это не наша проблема.55. Вы уходите от реальности. 28. Давайте рассмотрим это. 56. То, что мы действительно думаем это...
33 LOGO Процесс решения проблем в группе в виде алгоритма 1.Постановка и формулирование проблемы 2.Анализ проблемы 3.Сбор информации 4.Интерпретация данных 5.Поиск решений 6.Анализ эффективности решений 7.Представление (презентация) результатов 8.Реализация решения 9.Мониторинг и оценка результатов
34 LOGO Копилка различных техник коллективного решения проблем
35 LOGO Диаграмма «рыбьи кости» В 1953 году профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном заводе, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов (следствия). Считается, что тогда этот подход был применен впервые, но еще раньше сотрудники профессора Исикавы пользовались данным методом для упорядочивания факторов в своей научно- исследовательской работе. Когда же диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии и получила название диаграммы Исикавы, которая чаще звучит как диаграмма «рыбьи кости» или диаграмма «причины и следствия».
36 LOGO Постановка и формулирование проблемы Четыре директивы На данном этапе необходимо ответить на следующие вопросы по каждой формулировке проблемы: 1. Может ли проблема быть решенной в нашей организации непосредственно? Здесь отбрасываются те проблемы, на которые невозможно повлиять. 2. Возможно ли что-либо сделать по проблеме за приемлемый период времени? Большей частью рассматриваются проблемы, для решения которых потребуются недели или месяцы, но никак не годы. 3. Можем ли мы собрать информацию по проблеме? Очень важно, чтобы решение проблем основывалось на фактах, а не на мнениях, поэтому следует выбирать те вопросы, по которым можно собрать информацию. 4. Мы действительно хотим решить проблему?
37 LOGO Стратегия анализа проблемных ситуаций «Фишбон» (Fishbone) Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой: 1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями. 3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.
38 LOGO Причинно-следственная диаграмма с разделением причин по уровням (для пояснения «рыбьих костей»): 1 – система причинных факторов; 2 – следствие (формулировка проблемы); А, В, … - главные причины (или причины 1-го уровня); А1, В1, ….. – причины 2- го уровня; А2, В2, … - причины 3-го уровня и т. д. 2 АВСD EFG A1 A2 B1 B2 B3 C2 C1 C3 D1 D2 E1 E2 F1 G1 1 G2 1
39 LOGO Диаграмма шести слов Изучить причины, вызывающие проблему, можно при помощи обследования, которое заключается в постановке вопросов по рассматриваемой проблеме. Данный метод называется 5W1H по первым английским буквам слов, составляющих вопросы. Это слова: Why?Почему? What?Что? When?Когда? Where?Где? Who?Кто? How?Как? Суть данного метода заключается в том, что по очереди задаются вопросы о том, когда проблема возникает и когда не возникает – это позволяет всесторонне рассмотреть существо вопроса.
40 LOGO Перед началом обсуждения необходимо четко сформулировать 12 вопросов на основе полученной ранее формулировки проблемы. Слова в вопросах (почему, что, когда, где, кто, как) должны использоваться дважды: при наличии проблемы и при ее отсутствии. Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: Когда проблема возникает и когда она не возникает? Как вы определяете, что данная проблема существует, и как, что она не существует? Где возникает данная проблема и где она не возникает? Что является причиной данной проблемы и что означает ситуация «нет проблемы»? Кто способствует и кто препятствует возникновению данной проблемы? Почему данная проблема возникла именно сейчас и почему она не возникала раньше? Формулировать вопросы необходимо таким образом, чтобы они помогали собрать как можно больше информации по рассматриваемой проблеме. После этого следует записать все 12 вопросов в виде заголовков на отдельных листах бумаги.
41 LOGO Далее участники группы проводят сессию мозгового штурма по выдвижению идей по каждому вопросу, определенных в виде заголовков. Руководитель задает тему обсуждения, устанавливая порядок рассмотрения сформулированных вопросов. Рекомендуется придерживаться следующего порядка: Рассматриваются вопросы со словом Когда? Далее вопрос со словом Как? Где? Что? Кто? Почему? Все записывается на листах. Затем лучше всего разместить эти листы в доступном месте, чтобы в течение определенного срока и участники группы и другие могли принять участие в дальнейшем построении диаграммы.
42 LOGO МОЗГОВОЙ ШТУРМ -это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы; -обучающиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; - участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует преподаватель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей.
43 LOGO 1.Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма - НИКАКОЙ КРИТИКИ! 2.В каждой группе выбирается или назначается ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила ее из виду, поработала над ее развитием. 3.Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунками и т.д.) 4.Проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи. 5.Определяется время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.
44 LOGO Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ Главная цель - наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение Теперь небольшой перерыв, когда можно обсудить штурм с рефлексивной позиции – какие были идеи, были ли нарушения правил и почему. Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв. Третий этап. ОТРАБ0ТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Группа отбирает от 2-х до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них всем. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое - практичное предложение и самое «дикое».) В некоторых случаях целью группы является найти как можно больше решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
45 LOGO Брейнрайтинг Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа снова обменивается листками, и так продолжается в течение определенного времени (не более 15 минут). Правила мозговой атаки распространяются и на записи мыслей: стремиться к большему количеству идей, не критиковать выдвинутые предложения до окончания занятий, поощрять «свободные ассоциации».
46 LOGO Мозговая атака на доске В рабочих помещениях можно повесить на стене специальную доску, чтобы участники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в течение рабочего дня. Повесить эту доску следует на видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема. Любой, у кого возникнет интересная мысль, способная помочь в решении данной проблемы, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей
47 LOGO Часто после 35 минут проведения "мозговой атаки" темп подачи идей ее участниками снижается, и она начинает затухать. Что делать в этом случае? Руководителю рекомендуется иметь под рукой вопросник для генерирования идей. Если "мозговая атака" проводится один на один с проблемой, то вопросник окажет незаменимую помощь. ВОПРОСНИК Осборна ДЛЯ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ 1.Ищите другие пути использования. Где бы это еще применить? Новые пути использования того, что есть. Какие еще применения исследуемого объекта возможны, ей его модифицировать? 2.Что приспособить? Что есть похожего, что можно скопировать? На какие еще идеи наводит этот объект? Проведите параллели между идеями, фактами, вещами, процессами. 3.Что увеличить? Что добавить? Больше времени? Увеличить частоту? Размеры? Добавить к составляющей еще одну часть? Продублировать? Умножить? 4.Что модифицировать? Измените значение, цвет, движение, порядок, форму, объем; что и как еще можно изменить? 5.Что уменьшить? Сжать? Разделить? Миниатюризировать? Исключить? Сделать меньше, легче, медленнее? Расщепить? 6.Что заменить? Что использовать вместо этого? Другой инструмент? Другой процесс? Другой вид энергии? Изменить место? Время? Другой подход к проблеме? 7.Как реорганизовать? Поменять местами компоненты? Другая последовательность? Порядок? И можно ли заменить какую-то часть объекта? Ввести другую планировку? Поменять местами стоимость и эффективность? 8.Реверсировать? Поменять местами положительные и отрицательные факторы? Применить метод, поменяйте роли. Включите в обратном направлении. 9.Комбинировать? Что, если использовать сплав, смесь, ассорти? Комбинируйте цели, подходы, идеи!
48 LOGO Копилка различных техник анализа решений проблем Лист для решения проблем Какую главную проблему вы должны решить? Какой важной информацией вы владеете? Какие дополнительные средства вы получили в группе? Какие три способа вы знаете для решения проблемы? Какой способ вы считаете наилучшим? Почему?
49 LOGO Копилка различных техник анализа решений проблем Прием ПМИ При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: -Положительные стороны явления П+ -Отрицательные стороны явления М- -Информация, которая заинтересовала И +-интересно
50 LOGO Копилка различных техник анализа решений проблем Стратегия IDEAL I – выделите в тексте проблемы D – опишите ее (выявите суть) E – определите варианты подходов к решению проблемы A – действуйте (решайте) L – сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы И – идентифицируйте проблему Д – доберитесь до ее сути Е – есть варианты решения А – а теперь – за работу! Л – логические выводы И - интересно, в чем проблема? Д - давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Е - есть ли какие-либо хорошие решения? А - а теперь сделаем выбор! Л - любопытно, как это осуществить на практике?
51 LOGO Интересно, в чем проблема? Распознавание проблемы, которая может быть решена и достойна решения, есть... тоже своего рода открытие. Макс Поланьи Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Избегайте пространных, общих слов. Например, формулировка «Как можно заработать больше денег?» – неудачная, потому что она не говорит о том, сколько нужно заработать денег, за какой срок и для чего. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными. А теперь выберите из них наиболее точный вариант!!!
52 LOGO Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Итак, проблема сформулирована. А теперь в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные. Запретите себе критиковать себя и говорить: «Я больше ничего не придумаю», «Других способов нет», «Ну на этом и хватит» и т. д. Вы должны придумывать все новые и новые варианты, пока не истечет указанное время, либо определенное заранее количество идей. Мозговой штурм
53 LOGO Правила следующие: Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Если кто-то предложит вариант, не укладывающийся в то направление, которое задает формулировка проблемы, то ведущий мягко (лучше невербально) напоминает ее. Более того, ВСЕ варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке. Во время «мозгового штурма» запрещена критика (в плане негативных высказываний). Причем – любая! Надувшиеся губы и щеки, верчение указательным пальцем у виска и так далее, – все это запрещено. Ведущий должен овладеть набором корректных запрещающих жестов, чтобы словами не препятствовать «фонтану» идей. Но можно задавать уточняющие вопросы и развивать чужие идеи. Обязательно должна быть введена квота, некое ограничение, лимитирующее активность группы. Квота может быть распространена на время (в течение 10 минут предлагаем идеи, а затем – стоп!). Также вы можете выбрать квоту на количество идей (25 вариантов решений, а затем – прекращаем). Есть квота, определяющая общую активность: например, от каждого – по 2 идеи. Правило равномерной активности группы. Во время «мозгового штурма» все должны предлагать идеи, а посторонние разговоры запрещены.
54 LOGO Копилка различных техник анализа решений проблем Мозговая атака – 66 Д. Филипса Все участники делятся на группы по шесть человек и в течении шести минут проводят прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.
55 LOGO Есть ли какие-нибудь «сильные» решения? Отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можете их уточнить, но ни в коем случае не критикуйте! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов вы не видите, то сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого- то варианта вы сомневаетесь, то обозначьте его как «+ –».
56 LOGO А теперь сделаем выбор! Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.
57 LOGO SWOT - анализ Выделить у указанных способов решения проблем сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Сильные стороныСлабые стороны ВозможностиУгрозы
58 LOGO Любопытно, как это осуществить на практике? Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Действуйте!
59 LOGO Прием «КАК» Проблема Как?
60 LOGO Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король – человек не как все другие, особенный. Очень хотелось крестьянину повидать короля, хоть раз в жизни, да своими глазами взглянуть. А столица далеко. Решил все-таки крестьянин поехать в город – короля поглядеть. – Ты что, совсем спятил? – рассердилась жена. На какую-то прихоть деньги тратить! У нас и так небогато. Нечего тебе в столице делать! – А я заодно зайду там к брадобрею, зуб себе вырву. Знаешь ведь, зуб у меня часто побаливает, мочи нет терпеть. Не дает покою жене крестьянин, в столицу да в столицу, в Мадрид да в Мадрид. Ну жена и отпустила его. Идет крестьянин, радуется. А столица далеко, все деньги за дорогу чуть не потратил. Пришел крестьянин в Мадрид и в тот же день повидал короля, как тот из храма выходил. – Вот я глуп так глуп, – хлопнул себя по лбу крестьянин. – Король-то такой, как все, как я да остальные. И на что я только деньги потратил! Надо было жену послушать, по ее совету делать. Сосчитал деньги, а у него всего полреала осталось. Тут захотелось крестьянину есть, а на пущую беду и зуб разболелся вовсю. Остановился крестьянин около торговца пирогами, глядит на лоток и думает: «Если я зуб вырву, мои полреала брадобрею пойдут – тогда мне с голоду помирать; а если пирогов поесть, зуб еще сильнее разболится, не доберусь я с ним до дому. Чем горю пособить?»
61 LOGO Пока он стоял-сомневался, идут мимо два сеньора. Увидели крестьянина, как он на пироги уставился, и спрашивают: – Эй! Сколько пирогов съешь за один присест? А сами смеются. – Я-то? Хоть сотню, – говорит крестьянин. – Сотню? Да сотню никто не съест. – Никто не съест, а я съем. Поднялся спор тут: съест или не съест? Раззадорились сеньоры, а вокруг народ собрался. Наконец сеньоры говорят: – На что спорим? – На что спорим-то? А вот на что: не съем в один присест сто пирогов, рвите мне зуб. Посмеялись сеньоры да согласились. Наелся крестьянин пирогов до отвала и говорит: – И вправду, сеньоры, больше не могу, ваша, видать, взяла. Сеньоры обрадовались, зовут брадобрея. А народ смеется! Пришел брадобрей, сеньоры ему и говорят: – Вырвать этому мужику зуб! Крестьянин этак сморщился, будто жалко зуба, а те еще больше смеются. Тянет брадобрей больной зуб, крестьянин кричит да стонет, а смех еще пуще. Вот выдернул брадобрей зуб, сеньоры заплатили за пироги, заплатили за зуб и говорят людям: – Видали такого глупца? За несколько пирогов зуба лишился. – А все же не глупее я вас, – отвечает крестьянин. – Вы мне за пироги заплатили, что я съел, и зуб больной вырвали, брадобрею заплатили. И от голода избавили, и от боли. А мои полреала целехоньки сбереглись. Тут народ рассмеялся над сеньорами. Повесили они головы и пошли поскорей. Вот и сказке конец.
62 LOGO Стратегия «Мозаика проблем» автор модификации: Иветта Силова Этапы применения: 1. Преподаватель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы). 2. Учащиеся, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте) в указанной ниже форме. 3. Эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам. 4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного -двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали. 5. Каждая группа (или каждый учащийся, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов. 6. Затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы.
63 LOGO Не разработаны организа- ционные механизмы соци- ального партнерства Нет мотивации к выбору профиля Нет достаточной ресурсной базы Разработать организационные механизмы Повысить мотивацию Сформировать ресурсную базу ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССИВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1. Постановка проблемы: Не созданы условия для реализации технологического профиля на старшей ступени обучения. 2. Причины: (формулировки с «не» и «нет») Ситуация «минус» Ситуация «плюс» 3. Цель: Создать условия для реализации технологического профиля на старшей ступени обучения. 4. Задачи: Сформировать рабочую группу Создать информа- ционную базу технологического профиля Провести анализ ресурсов школы и внешней среды Разработать целевую программу «Партнерство» Определить спо-собы компенсации ресурсного дефицита 5. Мероприятия, ответственные: Организовать информационно- консультативное сопровождение учащихся
64 LOGO 1 шаг: сформулируйте конкретную проблему и запишите ее 2 шаг: выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «нет» и «не») 1и 2 шаг представляют ситуацию «минус», далее ее надо перевести в ситуацию «плюс». 3 шаг: проблема переформулируется в цель 4 шаг: причины становятся задачами 5 шаг: для каждой задачи определяется комплекс мероприятий –шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий 6 шаг: ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий 7 шаг: для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
65 LOGO «Человек, схвативший хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел» Марк Твен
66 LOGO Организация работы учебных четверок Индивидуальная работа Педагог предлагает задание: изучить и составить конспект 3-4 параграфов, продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме. На подготовку и выполнение данного задания дается минут. К концу контрольного времени каждый член группы имеет свой вариант выполненного задания. Работа в парах горизонтальные связи Каждый участник выбирает себе партнера. Цель: найти общее решение между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения 10 минут. Работа в парах вертикальные связи Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Цель та же, что и на 2 этапе. Время для обсуждения 10 мин. Каждый участник группы имеет возможность выслушать другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение. Принятие группового решения Члены группы собираются вместе. Цель этапа в выработке общих положений. Группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов и т.п. Время 10 минут.
67 LOGO Организация групповой работы в шестерках Технология «Опорный конспект» Каждая группа делегирует трех человек и они вписывают в готовую таблицу три опорных слова, термина, понятия, связанного с заданной темой. Создается банк опорных слов по теме. Слова делятся и раздаются группам. Задание: составить конспект по теме с использованием опорных слов допустима перестановка. В конце занятия заслушиваются работы, анализируется полнота конспекта, а также дается оценка слов, которые были предложены в качестве опорных.
68 LOGO Не допускай ленивого сна на усталые очи, Прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь: Что я сделал? Чего не сделал? И что мне осталось? Пифагор
69 LOGO 1. «ХИМС». Эта методика получила название по первым буквам вопросов: Хорошо? Интересно? Мешало? Взял бы с Собой? Участники на карточках записывают ответы на вопросы (по возможности, откровенно) и раскладывают их соответствующим образом под каждым словом- вопросом.
70 LOGO 2. Методика «Яблоня». На стену вывешиваются картины: «Дерево яблони», «Корзина», «Гусеница». Каждому участнику раздаются яблоки трех цветов: красного, зеленого, желтого. Необходимо выразить свои ощущения, написав их на яблоках: на красных – «то, что положу в корзину и возьму с собой»; на зеленых – «то, что будет висеть на дереве, осталось непонятым…» на желтых – «то, что отдам гусенице, т. к. было не очень…»
71 LOGO Н АСЫТИЛИСЬ? Я съел бы еще этого… Больше всего мне понравилось… Я почти переварил… Этот ресторан… Я переел… Пожалуйста, добавьте…
72 LOGO Притча о счастливом Гансе Ганс за свою службу получил от хозяина слиток золота. Пошел он домой, но, поскольку в дороге золото было ему в тягость, он обменял его на лошадь и был счастлив этим обменом. Когда же лошадь сбросила его, он обменял ее на корову, а когда его лягнула корова, он поменял ее на свинью. Свинью он поменял на гуся, а гуся на тяжелый точильный камень. Камень упал и колодец, когда Ганс пил воду. С легким сердцем и пустыми руками вернулся счастливый Ганс в родную деревню.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.