Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfestival.1september.ru
1 Урок обобщения знаний по теме «Эволюция человека» Галимулина Галимулина Елена Ильинична, Елена Ильинична, учитель биологии учитель биологии МОУ МОУ Половинская СОШ Половинская СОШ Баяндаевский район, Баяндаевский район, Иркутская область Иркутская область
2 Цели и задачи урока Обобщить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных, стадиях(этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза. Обобщить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных, стадиях(этапах) эволюции человека; роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения находить и сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности; создать условия для повышения интереса к использованию компьютерных технологий в изучении биологии, заинтересовать учащихся творческим процессом оформления презентаций. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения находить и сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности; создать условия для повышения интереса к использованию компьютерных технологий в изучении биологии, заинтересовать учащихся творческим процессом оформления презентаций. Воспитание нравственных ценностей. Воспитание нравственных ценностей. Предоставить возможность учащимся проявить себя. Предоставить возможность учащимся проявить себя.
3 План урока 1. Организационный момент. Постановка цели урока. Стихотворение «Первый мост». Стихотворение «Первый мост». 2. Обобщение материала. Доказательства происхождения человека от животных. Доказательства происхождения человека от животных. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека. Стадии развития человека. Стадии развития человека. Биологическая равноценность человеческих рас. Биологическая равноценность человеческих рас. 3. Подведение итогов урока. Тестирование. 4. Постановка домашнего задания.
4 «Первый мост» В. Шефнер … И долго та работа длилась, … И долго та работа длилась, И камни падали в обрыв, И камни падали в обрыв, И с хрустом дерево свалилось, И с хрустом дерево свалилось, Два берега соединив. Два берега соединив. И он тропою небывалой И он тропою небывалой На берег перешёл другой, На берег перешёл другой, И пот со лба отёр усталой – И пот со лба отёр усталой – Уже не лапой, а РУКОЙ. Уже не лапой, а РУКОЙ.
5 Задание 1 Назовите доказательства эволюции человека и кратко охарактеризуйте каждое из них. Назовите доказательства эволюции человека и кратко охарактеризуйте каждое из них. Группы доказательств Сравнительно- анатомические Палеонтологи- -ческие Эмбриологические
6 Основные черты тела, унаследованные от животных От кого человек унаследовал данные черты? - Генетический код ядра и митохондрий - Двухсторонняя симметрия - Костный скелет - Пятипалые конечности - Легочное дыхание - Амниотическое яйцо - Удлинённые конечности, молочные железы, теплокровность, дифференцированная зубная система.
7 Эмбриологические доказательства Какой закон демонстрирует данный рисунок и как он доказывает происхождение человека от животных? Какой закон демонстрирует данный рисунок и как он доказывает происхождение человека от животных?
8 Взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека Факторы эволюции человека БиологическиеСоциальные
9 Задание 2 Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите доказательства вашей правоты. Приведите доказательства вашей правоты.
10 План конференции «Стадии эволюции человека» 1. Австралопитеки. 2. Человек умелый. 3. Древнейшие люди. Человек прямоходящий. Человек прямоходящий. 4. Древние люди. Неандерталец. 5. Современные люди. Кроманьонец.
11 Задание 3 Австралопитек Австралопитек АвстралопитекАвстралопитек Человек бойсов африканский афарский массивный умелый Рис 1. Высокоорганизованные человекообразные обезьяны. Какой способ питания характерен для каждого вида ранних гоминид? Какое значение для выживания ранних гоминид имело употребление ими мясной пищи в определённый сезон года?
12 Задание 4. На витрине 27 Дарвиновского музея представлены гипсовые реконструкции архантропов. На витрине 27 Дарвиновского музея представлены гипсовые реконструкции архантропов. Архантропы – собирательное название ископаемых людей, рассматриваемых как древнейшие представители человеческого рода. Для каких целей архантропы использовали огонь: Для каких целей архантропы использовали огонь: А. Для выплавки металлов. А. Для выплавки металлов. Б. Приготовления пищи. Б. Приготовления пищи. В. Отпугивание хищников. В. Отпугивание хищников. Г. Обогрева жилища. Г. Обогрева жилища. Д. Охоты на диких зверей. Д. Охоты на диких зверей. Е. Обжига посуды. Е. Обжига посуды.
13 Задание 5. Какие виды орудий использовали архантропы? Какие виды орудий использовали архантропы? Для каких видов деятельности архантропы использовали рубило? Для каких видов деятельности архантропы использовали рубило? А. Для разрубания костей и сухожилий убитых животных. А. Для разрубания костей и сухожилий убитых животных. Б. Для выкапывания съедобных луковиц и кореньев. Б. Для выкапывания съедобных луковиц и кореньев. В. Для обработки дерева и костей. В. Для обработки дерева и костей. Г. Для раскапывания нор мелких животных. Г. Для раскапывания нор мелких животных. Д. Для охоты на крупных животных. Д. Для охоты на крупных животных.
14 Биологическая равноценность человеческих рас. Рис 2. Древние расовые типы. Задание 6. На центральной витрине Дарвиновского музея представлены материалы, характеризующие древние и современные расовые типы. Определите, каким древним расовым типам людей верхнего палеолита соответствуют современные расовые типы по наличию у них общих монголоидных, европеоидных и австралоидных черт. Назовите фактор генетического родства человеческих рас.
15 «Хронология жизни на Земле» 00 часов – появление планеты Земля 00 часов – появление планеты Земля 3 часа утра – зарождение жизни 3 часа утра – зарождение жизни 23 часа 59 мин. 50 сек. – появился 23 часа 59 мин. 50 сек. – появился ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК
16 Особенности современного человека – нашего современника Рост 170 см, масса тела – 70 кг. Рост 170 см, масса тела – 70 кг. Поверхность тела – 1, 8 м³. Поверхность тела – 1, 8 м³. Продолжительность жизни – Продолжительность жизни – 70 лет ( 150 лет назад – 38 лет). 70 лет ( 150 лет назад – 38 лет). Задание 7. Объясните, почему учёные считают, что биологическая эволюция человека замедлилась. Задание 7. Объясните, почему учёные считают, что биологическая эволюция человека замедлилась.
17 Итоговое тестирование: 1,2 1. Для человека характерны признаки типа Хордовые: А) теплокровность, А) теплокровность, Б) наличие позвоночного столба, Б) наличие позвоночного столба, В) развитие плода в теле матери, В) развитие плода в теле матери, Г) две пары конечностей. Г) две пары конечностей. 2. О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует: А) четырёх камерное сердце, А) четырёх камерное сердце, Б) наличие млечных желёз, Б) наличие млечных желёз, В) конечности хватательного типа, В) конечности хватательного типа, Г) сильно развитая кора головного мозга. Г) сильно развитая кора головного мозга.
18 Итоговое тестирование: 3,4 3. Доказательством родства человека с обезьянами служат следующие факторы : 3. Доказательством родства человека с обезьянами служат следующие факторы : А) их скелет имеет общее строение, А) их скелет имеет общее строение, Б) многие белки человека и шимпанзе взаимозаменимы, Б) многие белки человека и шимпанзе взаимозаменимы, В) группы крови человека и обезьян тождественны, В) группы крови человека и обезьян тождественны, Г) для тех и других характерна двусторонняя симметрия. Г) для тех и других характерна двусторонняя симметрия. 4. Антропогенез – процесс: А) исторического развития живой природы, А) исторического развития живой природы, Б) индивидуального развития человека, Б) индивидуального развития человека, В) эмбрионального развития человека, В) эмбрионального развития человека, Г) эволюционно- исторического формирования человека. Г) эволюционно- исторического формирования человека.
19 Итоговое тестирование 5, 6 5. К биологическим движущим силам антропогенеза относятся: А) наследственность, А) наследственность, Б) речь, Б) речь, В) изменчивость, В) изменчивость, Г) воспитание. Г) воспитание. 6. У представителей всех рас имеются общие признаки, доказывающие их принадлежность к одному виду: А) высокоразвитый мозг, А) высокоразвитый мозг, Б) способность к творческой деятельности, Б) способность к творческой деятельности, В) развитая речь, В) развитая речь, Г) способность к трудовой деятельности. Г) способность к трудовой деятельности.
20 Итоговое тестирование 7, 8, 9 7. Социальными движущими силами антропогенеза явились: А) естественный отбор, А) естественный отбор, Б) борьба за существование, Б) борьба за существование, В) труд, В) труд, Г) образование. Г) образование. 8. Человеком современного типа считают: А) неандертальцев, А) неандертальцев, Б) кроманьонцев, Б) кроманьонцев, В) синантропов, В) синантропов, Г) питекантропов. Г) питекантропов. 9. Ведущую роль в эволюции человечества играют: А) только социальные факторы, А) только социальные факторы, Б) только биологические законы, Б) только биологические законы, В) социальные факторы и биологические законы, В) социальные факторы и биологические законы, Г) движущие формы естественного отбора. Г) движущие формы естественного отбора.
21 Ответы к тестам. Критерии оценки работ. «5» - 0 ошибок «5» - 0 ошибок «4» ошибки «4» ошибки «3» - 3-4ошибки «3» - 3-4ошибки «2» - 5 и более ошибок. «2» - 5 и более ошибок Б,ГА,Б,ГБ,ВГА,ВА,Б,В,ГВ,ГБВ
22 Задание на дом: Изготовить 1-2 экспоната для школьной антропологической коллекции и сопроводить их кратким описанием. Изготовить 1-2 экспоната для школьной антропологической коллекции и сопроводить их кратким описанием.
23 Литература. 1. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И. и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, Дубинина Н.В. Уроки зачёты в биологическом музее. //Биология в школе, Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сонин Н.И. Биология: общие закономерности. Учеб. для 11 кл. М.: Дрофа, Козлова Т.А. Жизнь появилась на Земле в 3 часа утра. //Биология в школе, Кулёв А.В. Вопросы и задания по общей биологии. //Биология в школе, Суравегина И.Т. Кто есть человек, или загадка человека. //Биология в школе, Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Биология: общие закономерности: Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, Энциклопедия для детей. Биология. М.: Изд. «Аванта +», Энциклопедия для детей. Биология. М.: Изд. «Аванта +», 1994
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.