Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.of.ru
1 Любовная лирика Александра Блока Урок литературы в11 классе Урок литературы в11 классе Презентацию подготовила учитель МОУ «Гимназия2» г. Кимры Презентацию подготовила учитель МОУ «Гимназия2» г. Кимры Бобинкина Луиза Всеволодовна Бобинкина Луиза Всеволодовна
2 Только влюбленный имеет право на звание человека ( А. Блок ) ( А. Блок ) Самое истинное в человеке - это его чувства. Поэзия как нечто непостижимое позволяет соприкоснуться с душой человека. Путь к пониманию души ребенка лежит через осознание учителем его скрытых тайников чувств, эмоций.
3 «Царевич с Царевной, вот что срывалось невольно в душе. Эта солнечная пара среди цветов полевых так запомнилась мне (Андрей Белый). В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева - Любови Дмитриевне.
4 Основная цель : 1 раскрыть сущность такого явления в литературе как А. Блок, 2 через деталь представить духовное достижение личности (особую роль семьи в жизни Блока), 3 показать через детали смысла явлений культуры (символизм в культуре и литературе), 4 синтезировать образ Прекрасной Дамы и жены А. Блока - Л.Д. Менделеевой.
5 Любовная лирика А. Блока Прекрасная Дама (Л.Д. Менделеева) Кармен (Л.А. Дельмас) 1914 Снежная Дева, Фаина (Н.Н. Волохова) 1908 Цикл стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме» Циклы «Снежная маска», «Фаина». Стихотворение «Незнакомка» Цикл «Кармен»
6 Первый том ( гг.) «Громадный молитвенник», обращённый к той, кого поэт сделал своим божеством. Корней Чуковский Сборники «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья» и др. Это символистские стихи, полные чувств тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы, музыкальны и даже изысканны.
7 1906 – 1907 гг. – переломные для А.Блока, это годы переоценки ценностей. Перед лицом современности, полной драматических и даже трагических столкновений, мистицизм уже не мог удовлетворить Блока. Развенчание прежних иллюзий, порожденных общением с Вл.Соловьёвым, посвящена лирическая драма «Балаганчик»; «Король на площади», «Незнакомка».
8 Второй том ( гг.) Переход от «мира божественного» к «тварному». Валерий Брюсов Сборники «Пузыри земли», «Город», «Снежная маска», «Фаина» и др. «Звуковая магия» стихов завораживает слушателей. Туманные иносказания вытесняются глубокими раздумьями над жизнью.
9 Циклы стихотворений 2 тома («Снежная маска» и «Фаина») обращены к Н.Н. Волоховой. Она принимала поклонение и любовь поэта, но влюблена в него не была. Этот странный, легкий и вместе мучительный роман длился почти 2 года. Он отразился также в драматической поэме «Песня Судьбы», героиня которой тоже носит имя Фаина. Предчувствуя встречу с ней, ища этой встречи, он как бы сам создал, выдумал ее, подобно своей Незнакомке. Символическая действительность пьесы вырастала из впечатлений «фантастических», связанных с врубелевской живописью. «Как с далекого синего моря выплывала белая лебедка с девичьим ликом. Выплывала она из терема по вечерней заре, в кудри черные жемчуга впутаны, крылья белые, как пожар, горят… Обернулась лебедь белая – чудной девицей-раскрасавицей, ни дать, ни взять – Фаина прекрасная» (из дневника А. Блока)
10 14 февраля «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз,и волнение моё растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва вы появитесь на сцене…» 2 марта «Не знаю, какой заколдованный цветок вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал». Среди поклонников Кармен, Спешащих пестрою толпой, Ее зовущих за собою, Один, как тень у серых стен Ночной таверны Лиллас- Пастья, Молчит и сумрачно глядит, Не ждет, не требует участья, Когда же бубен зазвучит И глухо зазвенят запястья, - Он вспоминает дни весны, Он средь бушующих созвучий Глядит на стан ее певучий И видит творческие сны. 26 марта 1914 Любовь Александровна Дельмас
11 Третий том ( гг.) «Пепелище»: «Душевное состояние поэта ужасно. Непробудная ночь плотно обняла всё – и землю, и то, что под ней, и то, что свыше. Одна беспросветная страница сменяется другой, ещё кромешнее… Даниил Андреев Сборники «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Родина» и др. Безнадёжен поиск идеала, но трудно смириться поэту с его отсутствием.
12 Героиней 3 тома «романа в стихах» стала певица Л.А. Дельмас. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Любовь Александровна была одной из самых счастливых привязанностей Блока. Цикл, посвященный ей, состоит из 10 стихотворений.В цикле господствуют настроения отчаяния, жажды гибели. Уже заглавие отдельных стихотворений – «Пляска смерти», «Черная кровь», «Унижение», «Демон» - отражают эти мотивы. Именно под впечатлением таких стихов А.Ахматова назвала Блока «Трагическим тенором эпохи». Учащиеся читают стихотворения из данного цикла наизусть по желанию, анализируют, сопоставляют с ранее изученным произведением П.Мериме «Кармен». Проводим параллель с портретами испанок у Врубеля. Учащиеся делают вывод по 3 циклу стихотворений любовной лирики Блока.
13 Философская концепция мира в творчестве А.Блока Блок усиленно занимается древней идеалистической философией, глубоко восприняв учение Платона о духовной сущности мироздания. Под влиянием идей Платона крепла вера поэта в существование «иных миров», где совершается истинное бытие. Эта философия во многом близка романтической идее «двоемирия», нашедшей поэтическое выражение в лирике Жуковского и Фета. В 1901 г. Блок познакомился с творчеством русского философа Вл. Соловьева. Блок почувствовал в нем своего духовного «предтечу». Наиболее близкой молодому поэту была идея философа о существовании Божественной Софии – Души мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» с «небом» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.
14 Вл. Соловьёв – «духовный отец» младшего поколения символистов Идейный стержень учения Вл.Соловьёва – мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасённого в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого, новой богоматерью.
15 В основе философского учения Вл. Соловьева лежит культ Вечной Женственности. Сутью окружающегомира является вездесущий и всеведущий Бог. Он «всё – во всех, всё – во всём». Божественный мировой разум (Логос) проявляет себя, в частности, в Софии, «Душе Мира», которая принимает совершенный образ Вечной Женственности, а последняя воплощается «в великом многообразии форм и степеней». В индивидуальном интимном чувстве проявляется божественное начало всякой Любви.
16 Все 800 стихотворений посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой. Сочетание реального и мистического плана наполняет стихи какой-то неразгаданной тайной. Обращенные к религиозным чувствам, стихи эти звучат, как молитвы. Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветущем лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. Я ловлю твои сны на лету Бледно-белым прозрачным цветком. Ты сомнешь меня в полном цвету Белогрудым усталым конем. Ах, бессмертье мое растопчи, - Я огонь для тебя сберегу. Робко пламя церковной свечи У заутрени бледной зажгу… Над тобой – как свеча – я тиха. Пред тобой – как цветок – я нежна. Жду тебя, моего жениха, Все невеста – вечно жена. («Мой любимый, мой князь, мой жених») В знаках-символах реальной действительности угадывается мистический смысл – присутствие в мире таинственной силы, несущей высшую вечную любовь, утешающую в печали, жертвенную, нежную, тихую. И эта Вечная женственность подает о себе знак колыханьем огонька восковой свечи. (Символ – знак иной действительности).
17 Гамлетовская тема возникает в творчестве А. Блока еще в юности. Он готовится к театральному поприщу. В 1898 г. участвует вместе с Л.Д. Менделеевой в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Я – Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети, И в сердце – первая любовь Жива – к единственной на свете. Тебя, Офелию мою, Увел далёко жизни холод, И гибну, принц, в родном краю Клинком отравленным заколот (1814) Гамлетовской теме посвящены такие стихотворения, как «Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене…», «Есть в дикой роще, у оврага…», «Прошедших дней немеркнущим сияньем…», «Я шел во тьме к заботам и веселью…», «Офелия в цветах, в уборе…»
18 Весна, заря, туманы, ветер, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги Блока. Переносный, метафорический смысл превращает их в символы: сквозь привычный, изначальный смысл как будто просвечивает тайный, глубокий, запредельный мир, который постичь невозможно. Данные символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн. Поэзия символизма наследует традиции как русской, так и зарубежной литературы. «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блок А. Фет Ф. Тютчев Я. Полонский Данте Петрарка Своей возлюбленной Лауре Петрарка посвятил 317 сонетов, которые вошли в «Книгу Песен». Учащиеся читают сонеты Петрарки наизусть по желанию, сопоставляют с 1 циклом любовной лирики Блока.
19 Е. Иванов вспоминал: «9 мая 1906 г. Блок повез меня в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги, где все убожество, скука и пошлость… Из небольшого венецианского окна видны «шлагбаумы», железная дорога. Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне «Незнакомки». Блок объяснял, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: «Передо мной возникла…красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Символика цвета у Блока: лиловый цвет – это что-то тревожное, черный цвет – разочарование, беспокойство, синий цвет – высокое, недостижимое.
20 И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне… Анализ произведения «Незнакомка»: В чем особенность композиции произведения? Его образов? Что скрывается за образом Незнакомки? Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? Какие тропы использует поэт и для чего? В чем смысл любви для поэта? Прокомментируйте иллюстрации И. Глазунова к данному произведению.
21 Выводы по уроку делают учащиеся: Любовь для А. Блока – это и страсть, и земное, и небесное чувство. Без любви нельзя прожить человеку. Только любовь движет человечеством и прогрессом. Без любви нет смысла жизни, а без смысла жизни нет будущего. Ты для меня боль и жара, Я для тебя пыль. Ты для меня солнце с утра, Я для тебя быль. Ты для меня опыт души, Я для тебя тень. Ты для меня голос в тиши, Я для тебя день. Ты для меня ночь в янтаре, Я для тебя вещь. Сброшен покров сна на заре Жаль, что он был вещ.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.