Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАлёна Ипатова
1 Мастер-класс как форма представления опыта профессиональной деятельности в рамках конкурса «Преподаватель года» Вавилова Л.Н., зав. лаб. андрагогики ГОУ «КРИРПО»
2 Что такое мастер-класс? - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) Занятие, даваемое мастером, на котором опыт и мастерство передается участникам путем прямого и комментируемого показа приемов работы.
3 Мастер-класс в образовании- форма распространения инновационного педагогического опыта, цель которой – знакомство с авторскими наработками педагога-мастера; это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции; эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов обучения, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера.
4 Мастер-класс на конкурсе – это… Смотри, как делаю я, делай вместе со мной, и у тебя получится лучше, чем у меня Обмен опытом Демонстрация мастерства Мини- спектакль Шоу Показ приемов, форм и методов работы Практико-ориентированное занятие Общение (вербальное, невербальное, интерактивное) Творческий подход Мое звездное время Взаимодействие субъект-субъект Творчество, инициатива 20 минут славы
5 Мастер-класс на конкурсе – это… Передача и обмен опытом; Деятельностный подход (Активная деятельность участников); Глубокое сочетание теории и практики; Наглядность, образность; Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися); Удовлетворение от полученных результатов); Проводит яркая личность; Нет назидательности; Вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше; Исполнение различных ролей; Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей; Возможность получить «толчок» к творческой деятельности; Рефлексивная деятельность.
6 Мастер-класс на конкурсе – это не… Стандартный урок Монолог, Лекция об опыте Только ипровизация Монотонно Безрезультативно Игра Критиковать, Оценивать Соревнование Однообразно Трагично, Страшно Скучно, Заезжено Театр одного актера Позиция мастера «над всеми»
7 Какие основные задачи решаются на мастер-классе ? Обобщение опыта работы педагога- мастера по определённой проблеме; Передача педагогом - мастером своего опыта, методов, приёмов и форм педагогической деятельности; Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмена опытом работы. Совместная отработка методических приёмов педагога- мастера (ведущие мастер-класса делятся некоторыми профессиональными секретами и могут указать начинающим на ряд недостатков) ; Разработка модели занятий в режиме демонстрируемой педагогической технологии.
8 8 Каковы основные технологические элементы проведения мастер- класса? Технологический подход (Г.А. Русских) Краткая характеристика основных идей технологии Рефлексия Определение проблем в работе учителя- мастера Определение перспектив в работе учителя- мастера Проведение имитационной игры
9 Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и научу вас». Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах, но: 1)желателен диалог, основанием для которого могут служить материалы подготовленные мастером и изученные участниками; 2) освоение содержания и проблематики мастер- класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников. Продолжительность мастер-класса от х часов до 2-3-х дней; Количество участников – до 30 человек (оптимально- 7-15); Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного преподава- телем стиля своей профессиональной деятельности. В чем особенность мастер-класса?
10 Мастер-класс проводится на «сцене» и в качестве учеников выступают взрослые. Тема мастер-класса задается за день до его проведения. Продолжительность мастер-класса – 20 минут (мини мастер-класс) Преподаватель пытается в очень ограниченное время продемонстрировать существо своего педагогического подхода, показать особенности своей методики и обучить на сцене взрослых (чаще всего, преподавателей не его предмета) Необходимо организовать взаимодействие не только с «учениками», но и с аудиторией. В чем особенность мастер-класса на конкурсе?
11 Какова позиция педагога-мастера? Позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов профессиональной деятельности. Мастер старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Мастер работает вместе со всеми Мастер предоставляет возможность для самооценки педагога.
12 Возможная модель проведения мастер-класса Этапы работы мастер-классаСодержание этапаДеятельность участников Подготовительно- организационный: Постановка целей и задач Мотивация участников и присутствующих Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. Основная часть. Реализация плана действий Рассказ Мастера о системе работы, показ приемов, своих изюми- нок с комментариями. Организация самостоят. работы участников по разработке проектов занятий Наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера, индивидуальное создание своих проектов. Заключительный этап Представление выполненных работ Заключительное слово мастера. Организует обмен мнениями присутствующих, Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
13 Каков пошаговый алгоритм проведения мастер-класса? 1-ый шаг. Целеполагание, мотивация творческой деятельности участников ( проблемная ситуация задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное). 2-й шаг. Презентация педагогического опыта: 1.Краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся; 2.Краткое обоснование основных идей технологии; 3.Описание достижений в опыте; 4.Доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности предлагаемых методов обучения, методических приемов и техник; 5.Определение проблем и перспектив в работе преподавателя.
14 Система работы преподавателя предполагает: комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия должны быть взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивать эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы преподавателя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
15 Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя - совокупность индивидуально-личностных характеристик преподавателя, которая проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.
16 Типы выступления на мастер-классе Информационное выступление объясняет ту или иную позицию. Агитационное – убеждает что-то делать (приводя доводы), активизируя слушателей к действию. Оно воодушевляет и вдохновляет слушателей. Проблемно-дискуссионное освещает различные точки зрения на заранее выбранную тему. Зачастую подобное выступление ведущий начинает фразой: «Я раньше думал как и вы, но в силу обстоятельств изменил свое мнение и излагаю его …».
17 Каков пошаговый алгоритм проведения мастер-класса? 3-й шаг. Демонстрация педагогического опыта или фрагмента опыта: 1.О пределение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать участникам; 2.Проведение фрагмента занятия или имитационной игры с участниками, где демонстрируются приемы педагогической работы; участники одновременно играют роли обучающихся и экспертов, анализирующих педагогический опыт. 3.Комментарии Мастера по проведенному фрагменту занятия, вопросы участников к мастеру по проведенному занятию; общая дискуссия; заключительное слово педагога- мастера по всем замечаниям и предложениям.
18 Каков пошаговый алгоритм проведения мастер-класса? 4-й шаг. Моделирование: –Участники -ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии преподавателя-мастера; –мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; –мастер совместно с участниками проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия. ( Примерные критерии для анализа представленных работ: овладение новыми способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры).
19 Каков пошаговый алгоритм проведения мастер-класса? 5-й шаг. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса: получение обратной связи от участников, дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и участников мастер-класса. Результатом совместной деятельности является модель учебного занятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
20 Условия результативной работы «участников» мастер-класса: 1.Мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер- класса. 2.Повышение уровня теоретической и методической подготовки участников. 3. Готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе. 4. Рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики
21 Рекомендации по подготовке мастер-класса ( по материалам А.В. Заруба) 1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой. 2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе. 3. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса. 4. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся». 5. Придумайте неожиданные открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
22 Рекомендации по подготовке мастер-класса (продолжение) 6.Составьте подробный план занятия. 7. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы в соответствии с целями и задачами. 8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса. 9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно. 10. Когда все готово дайте команду организаторам, что можно начинать.
23 Практические советы по проведению мастер- класса на конкурсе 1. Старайтесь говорить достаточно громко, внятно и с разными интонациями (не монотонно). 2. Сами говорите только в микрофон и следите, чтобы «ученики» тоже давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале. Контролируйте силу своего голоса и голоса учеников по звуку в колонках. 3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию о своем опыте работы 4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема. 5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятна дисциплина преподавания)..
24 Практические советы по проведению мастер- класса (продолжение) 6. Мастер-класс на сцене - это урок не для профессио- налов данного направления. Тема должна касаться общечеловеческих ценностей, проблем, которые волнуют всех. 7. Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в вашу идею занятия. 8. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше не продолжайте двигаться в эту сторону. 9. Старайтесь показывать не только себя, но и учеников. 10. Не бойтесь задавать трудные вопросы. 11. Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками» (использовать современные техники получения обратной связи: мухомор, телеграмма, ….)
25 Какие шаги при проведении мастер-класса на конкурсе могут быть свернуты?
26 Каковы критерии качества подготовки и проведения мастер-класса? Презентативность -В ыраженность инновационной идеи, уровень её представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. Степень готовности к распространению и популяризации своего опыта Эксклюзивность - Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
27 Каковы критерии качества подготовки и проведения мастер-класса? Прогрессивность - А ктуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. Мотивированность - Н аличие приёмов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
28 Каковы критерии качества подготовки и проведения мастер-класса? Оптимальность - Д остаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность - Р езультативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
29 Технологичность -ч еткий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции). Артистизм –В ыразительность речи, эмоциональность, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию. Общая культура - Э рудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта
30 Важными моментами при оценке эффективности мастер-класса выступают: 1.Мотивация осознанной и творческой деятельности всех педагогов, принимающих участие в работе; 2.Методически грамотное построение показа форм, методов, приемов организации педагогической деятельности; 3.Рефлексия деятельности Мастера и участников.
31 Кто такой педагог-мастер? Методика, мудрый, мыслитель, многогранный, матерый, мужество… Активный, автор, артистичный, актуальность, авторитет, анализирует, амбиции… Специалист, средства, секреты мастерства, сценарий, стрессоустойчивый, самостоятельный, стратег, совершенный, стиль… Талантливый, толерантность, творческий, терпеливый такт, трудолюбие… Естественность, единственный, единомышленники, емкий… Развитый, разносторонний, режиссер, рефлексия, работоспособный, раскрепощенный, развитый, рвение…. Мастер - это человек, прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностного и профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов
32 Умения Мастера Уметь технологически описывать свой педагогический инновационный опыт. Уметь готовить рекомендации для коллег по использованию авторских методов и приемов работы. Владеть методическими приемами разработки и ведения мастер-класса. Умение работать со взрослыми: вести диалог с коллегами, организовать активную деятельность участников Работать под девизом «Знаешь сам – научи другого»; Владеть вниманием аудитории; максимально вовлекать участников в процесс; Уметь выстраивать позицию равноправия; Уметь вовлечь участников в процесс; Уметь доказывать свою точку зрения; Осуществлять рефлексию своего поведения и своей деятельности Использовать новые нетрадиционные формы и методы работы;
33 Качества мастера: Высокий уровень педагогического мастерства; Большое желание работать творчески; Проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей). Артистичность Творчество, Склонность к импровизации Чувство юмора Тактичность, Толерантность Работоспособность Стрессоустойчивость Раскрепощенность Коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию; чувство времени.
34 Авторские технологии передаются через: Речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); Мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; Пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников); Умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
35 А дальше - Сами… Желаю успехов!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.