Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.imcol.ru
1 ФГОС начального общего образования Дидактические основы урока технологии в начальной школе., Лутцева Е.А., канд.пед.наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО
2 Ведущие виды деятельности Дошкольное детство – игра 7 – 9 классы – общение Начальная школа + 5, 6 кл. – учебная деятельность классы – учебная деятельность, самоопределение
3 Учебная деятельность Умения : Мыслить (наблюдать, сравнивать,, анализировать, проводить аналогии синтезировать, обобщать) Планировать свою деятельность (искать возможные пути решения учебной задачи, выстраивать последовательность решения) Выполнять самоконтроль и итоговый контроль
4 Этапы формирования мышления предметное (до 3- х лет) образно (наглядно)-предметное (дошкольники) абстрактно-логическое (к 12-ти годам, +,-) НШ от предмета или образа к слову, понятию Ребенок начальной школы не имеет физиологической возможности мыслить абстрактно-логически, т.к. у него еще не сформированы соответствующие структуры мозга (Внимание! Математика, русский язык). Дошкольник словесно-логическое (сравнение, классификация, описание наблюдаемого процесса) образно-логическое (до 12-ти лет +,-)
5 Планируемые результаты ФГОС НОО Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: (управление своей деятельностью) принятие цели, планирование, контроль и коррекция;, оце нка Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символи- ческих средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие определение границ собственного знания и «незнания» Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат Ок М Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом ПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
6 Программа формирования УУД самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен- ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью планирование контроль и коррекция оценка Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества М е т а п р е д м е т н ы е Л и ч н о с т н ы е наглядность
7 Методика реализации содержания ФГОС объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант работа по инструкции создание ситуаций для открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Два пути в обучении Цель ФГОС – научить добывать знания Предметные результаты Предметные, метапредметные и личностные результаты Передача знаний (репродуктивный) Обучение умению добывать знания (продуктивный)
8 Цель Формирование ЗУН Основной дидактический подход Репродуктивный Содержание От готового правила, образца к упражнениям на закрепление Методика Объяснение учителя правила, способа Организационн ые формы Max фронтальные, min групповые Сравнение дидактических подходов Научить добывать ЗУ Продуктивный Нет готового знания - -предметная и иллюстративная среда; - вопросы для поиска ответа (правило или способ деятельности). После «открытия» упражнения на закрепление Поиск учащимися нового правила, способа Max групповые, min фронтальные
9 Механизм освоения нового понятия и способа действия: «Как без внешних предметов нельзя сформировать понятие, так и без внешнего действия (предметно-практической деятельности) не может быть сформировано мыслительное действие» (Талызина Н.Ф.) Предметдействие с нимспособ Технология
10 уроки технологии - уникальная психологическая и дидактическая база – предметно-практическая деятельность, как основной путь (для дошкольников и младших школьников) познания окружающего мира, формирования универсальных учебных действий (УУД); на уроках технологии сочетаются устные рассуждения с продуктивными практическими действиями с реальными объектами; уроки технологии создают важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы Окружающий мир младший школьник познаёт, хочет и может познавать только в реальной предметно-практической деятельности Почему учебный предмет «технология» обладает мощным развивающим потенциалом?
11 Анализ задания (выделение известного и неизвест- ного ) Затруд- нение (проблема) Само- контроль Само- оценка Мотивация, познавательная информация осозна ние форм улиро вание Практиче ский поиск решения проблемы Самостоятель ное выполне- ние задания Планирование практической деятельн-ти выбор решен ия «Не мыслям, а мыслить надо учить» Иммануил Кант Структура учебной деятельности на уроке технологии Самостоятельная поисковая деятельность
12 Элементарные знания о технологии ручной обработки материалов Элементы материаловедения Технологические операции (знаю как) 1. Разметка деталей (по шаблону, с помощью чертежных инструментов, копирование и др.) 2. Выделение деталей из заготовки (разрывание, отрывание, резание и др.) 3. Формообразование (сминание, сгибание и др.) 4. Сборка изделия (склеивание, сшивание и др.) 5. Отделка деталей, изделия (окраши- вание, аппликация, вышивка и др. ) Это изучается на уроках технологии. (примерные темы) Элементы конструирования Виды и свойства материалов Детали, их форма, вид соединения (подвиж- ный, неподвиж- ный)
13 Изучение основных технологических знаний и умений по классам (темы уроков) 1 класс Разметка: - свободным рисованием; - сгибанием, - по шаблону, трафарету. Выделение детали из заготовки: - отрывание; - резание ножницами. Сборка изделия: - склеивание. Отделка: - раскрашивание; - аппликация; - рисование и др. 4 класс Освоение новых технологий и художественны х техник на основе изученных. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. Сборка изделия: - сшивание (петельная и крестообразная строчки). 2 класс Разметка: - с помощью чертежных инструментов (плоские формы), - копирование. Выделение детали из заготовки: Сборка изделия: - сшивание (прямая строчка). Отделка: - вышивка; -блестки; - бусины и др. 3 класс Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки). Выделение детали из заготовки: -резание канц.ножом. Сборка изделия: - проволока; -щелевые замки; - сшивание (косая и петлеобразная строчки).
15 Ключевые моменты сценария урока технологии (обучающий урок) Тема: Задачи: обучающие (предметные) 1. Научить … 2. Совершенствовать … развивающие (метапредметные) воспитательные (личностные) Анализ образца (см. след. слайд). 90% - известные способы, 1 % - неизвестное зн.,ум. Приемы открытия новых знаний и умений Обобщение Разметка деталей по шаблону приемам разметки деталей по шаблону умение резать ножницами, аккуратно наклеивать, подбирать цвет Координация, внимательность, логические операции, установление аналогий… Уверенность в себе, уважение к чужому труду… Что нового узнали, чему научились ?
17 Методические приёмы открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового) Анализ источников информации (изделия, образцы, учебник, рабочая тетрадь, инструкционная карта, схема, информация на электронных носителях-CD, Интернет и др.). Демонстрация сложной конструкции в разборе (использование полуфабриката для разборки конструкции перед учащимися). Пробные поисковые, тренировочные упражнения (поиск способа выполнения технологического приёма). Перенос известного в схожую, новую ситуацию (изучение нового материала в сравнении с известными). Практическое исследование объекта (свойства материалов, конструктивные особенности…)
18 Критерии оценки деятельности учащихся на уроке Качество (отдельного нового изученного приема, операции и в целом работы). Творчество (оригинальные конструкторско- технологические решения, предложения). Самостоятельность (при открытии нового знания, и в целом в процессе всей работы): - вместе с учителем; - с помощью учителя, детей; - полностью самостоятельно (предметный) (метапредметный) (личностный, метапредметный - УУД)
19 Как составить основу конспекта урока технологии (см. брошюру) Общая схема обучающего урока – с. 32, 33 Темы уроков – с. 25, 27 Задачи уроков – с. 31 Анализ образца (-ов) – с. 32 Метод. приемы открытия нового – с. 32
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.