Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемu4eba.net
1 Турбион-технология как средство повышения эффективности метода проектов Методическая разработка Автор: Семенов Василий Анатольевич, к.г.н., учитель высшей квалификационной категории, преподаватель географии НОУ СОШ «Интеграция»
2 При разработке турбион-технологии мы стремились решить следующие задачи: повысить образовательную мотивацию учащихся; повысить образовательную мотивацию учащихся; соединить их внеурочную и урочную деятельность; соединить их внеурочную и урочную деятельность; включить результаты исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала; включить результаты исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала; разработать методику и практику интегрированного комплексного изучения учебных предметов; разработать методику и практику интегрированного комплексного изучения учебных предметов; апробировать новую методику использования проектной технологии на базе экспериментальной учебной площадки НОУ СОШ «Интеграция», ретранслировав полученный методический опыт в систему общего образования апробировать новую методику использования проектной технологии на базе экспериментальной учебной площадки НОУ СОШ «Интеграция», ретранслировав полученный методический опыт в систему общего образования Главная цель данной разработки – совершенствование метода проектов, повышение значимости и глубины усвоения учащимися основных учебных компетентностей.
3 Апробация методики: на базе экспериментальной учебной площадки НОУ СОШ «Интеграция» в рамках ежегодной проектной недели; на окружных конференциях проектов в школе 2002 ЮОУО и в комплексе «Росинка» ЗОУО в 2004, 2005, 2006, 2007 гг.; на городских методических семинарах и конкурсах (семинар «Некоторые подходы к проектно-исследовательской деятельности учащихся» в НОУ СОШ «Интеграция» в 2002 г.; городской конкурс «Школа года» в г.); в процессе организации проектной деятельности учащихся по описанию экологических троп (пансионат-профилакторий «Конобеево», профилакторий «Огниково» и др.); в ходе участия автора в общероссийских и международных конференциях: 1) Конференция «Принципы обучения, основанные на навыках» в рамках проекта российско-канадского партнёрства. – ГОУ ВПО Российская академия правосудия: Москва, марта 2008; 2) 3-я Всероссийская научно-техническая конференция «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» – ГОУ ВПО РГУТиС: Самара, 5-8 ноября 2008; 3) 6-ая Конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России – НОУ СОШ «Росинка»: Москва, февраля ) 2-ая Международная научно-практическая конференция «Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы» – УО ГГУ им. Ф. Скорины: Гомель, апреля 2009 и др.
4 Понятие турбион-технологии. Одним из вариантов модернизации проектной методики является предлагаемая нами турбион-технология. Этот вариант представляет собой связанную единым содержанием цепочку: «Уроки – исследовательские проекты – презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду». Это методика организации проектной деятельности учащихся, при которой цепь проектных исследований объединена общей тематикой, материалы проектов обсуждаются на интегрированных межпредметных конференциях, а результаты и выводы являются сублимированным материалом, вводимым в дальнейший учебный процесс. Французское слово «турбион» (турбийон, tourbillon) переводится как «механизм для увеличения точности работы часов», а корневая основа «тур» (tour) переводится как «круг». Своеобразным механизмом повышения эффективности работы проектной методики по замкнутой системе и является турбион-технология. Цель этой технологии – соединение внеурочной и урочной деятельности учащихся, включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала.
5 Использование турбион-технологии можно представить в виде следующей схемы: интегрированный урок, на котором происходит знакомство с заданной темой, продолжение этой работы в проектной деятельности, внешняя презентация проекта и урок с использованием сублимированного материала, собранного ранее. Можно сказать, что продукт проектной деятельности, пройдя этот круг, становится общественно значимым, что в конечном итоге изменяет мотивационную сферу ученика и учителя. Уроки с использованием сублимированного материала проектов 1, 2, 3, 4 Интегрированные уроки (знакомство с заданной темой) Формулировка тем проектов 1, 2, 3, 4 Реализация проектов 1, 2, 3, 4 Проектная конференция (внешняя презентация проектов 1, 2, 3, 4, обобщение выводов и идей проектов) Организация проектной деятельности учащихся по методике турбион-технологии
6 Связь между звеньями «исследовательский проект – урок» является двухсторонней: с одной стороны, материалы исследований включаются в урок, с другой – на уроках рождаются темы проектов. Проектная деятельность, связанная с предметным обучением, становится более устойчивой системой. Приведём конкретный пример реализации цепочки «Уроки – проекты – их внешнее представление» по теме «Северная Америка» : Урок «Черты и проблемы развития, особенности географи-ческого положения Северной Америки». Научно- практическая конференция президентов стран Северной Америки по проблемам развития природы и хозяйства североамери- канского региона Цикл интегриро- ванных уроков в 7- ом классе по общей теме «Южные тропичес- кие материки» Проект «Проблемы и история освоения Северной Америки» Проект «Рельеф, тектоника и полезные ископаемые Северной Америки» Проект «Особенности населения Северной Америки» Проект «Почвы и сельское хозяйство Северной Америки» Проект «Органический мир Северной Америки» Проект «Климат и внутренние воды Северной Америки» Проект «Межэтнические конфликты в США, Канаде и Мексике» Проект «Промышленность и сфера услуг Северной Америки» Проект «Экология Северной Америки» Проект «Вклад президентов США и Канады в решение экологических проблем североамериканского региона»
7 Начало вышеназванного турбион-цикла положил урок в 7 классе «Черты и проблемы развития, особенности географического положения Северной Америки». Уроку предшествовала значительная подготовка на уроках географии, биологии, экономики, где определённым образом были разобраны природа и хозяйство Южных Тропических материков. Интегрированный урок был построен в форме заседания Комиссии ООН по проблемам развития североамериканского региона. Со стороны докладчиков выступали учащиеся, ставившие тот или иной узел проблем в регионе. В качестве оппонирующей стороны также выступали ученики, оценивавшие первостепенность решения именно тех вопросов, значение которых, по их мнению, наиболее высоко. Экспертами Комиссии были учителя-предметники по географии, биологии, экологии, экономике, обществознанию, направлявшие деятельность учащихся и помогавшие детям в случае затруднений. В ходе открытой дискуссии и эвристической беседы вырисовался определенный спектр сложностей развития и многоплановости географического положения, а также роли региона в мире. Ведущей деятельностью на занятии была ролевая игра, основной вид деятельности у учащихся этого возраста. Следующие звенья цепочки представляют собой серию открытых интегрированных уроков по методике мини-проектов, ставящих задачу полномерного описания природы и особенностей населения и хозяйства Северной Америки. Завершающий этап нашей цепочки – научно-практическая конференция президентов стран Северной Америки, где были задействованы (помимо 7 класса) ученики 9-10 классов, преподаватели английского, французского и испанского языков. Дети, игравшие роль представителей разных стран региона общались (при помощи учащихся-переводчиков) на трёх языках. При этом своеобразным языком международного общения служил их родной русский с соответствующими дипломатическими клише, при составлении которых помог преподаватель русского языка.
8 Цикл интегриро- ванных уроков в 8-9- ом классах по темам «Природа, население и хозяйство Зап. и Вост. Сибири» Урок «Черты и проблемы развития, особенности географи- ческого положения Дальнего Востока». Научно- практическая конференция по проблемам развития природы и хозяйства Дальневосточ- ного региона России Аналогичная цепочка проектов была подготовлена учащимися 8-9 классов НОУ СОШ «Интеграция» по исследованию природы и хозяйства Дальневосточного региона России. Проект «Проблемы и история освоения Дальнего Востока» Проект «Рельеф, тектоника и полезные ископаемые Дальнего Востока» Проект «Долина гейзеров» – уникальный памятник природы Проект «Климат и внутренние воды Дальнего Востока» Проект «Почвы и сельское хозяйство Дальнего Востока» Проект «Органический мир Дальнего Востока» Проект «Особенности населения Дальнего Востока» Проект «Территориальные споры на Дальнем Востоке с США, Японией и Китаем» Проект «Промышленность и сфера услуг Дальнего Востока» Проект «Экология Дальнего Востока» Проект «Перспективы дальнейшего развития Дальнего Востока и изменение его роли в хозяйстве страны»
9 Важно отметить, что… все вышеописанные уроки прошли при полном соответствии со школьной программой по географии; учителя в ходе вышеназванных турбион-циклов уроков превращались из непререкаемых руководителей- наставников в коллег, старших партнеров высокой квалификации; достоинством подобного рода мероприятий является то, что дети могут убедиться во взаимосвязи и взаимозависимости знаний различных школьных дисциплин, в обоснованности интеграции одного предмета с другим.
10 Характерные особенности турбион-технологии: Практика интегрированного комплексного изучения учебных предметов - метапредметов Большие возможности инклюзивного образования Соединение урочной и внеурочной деятельности учащихся Включение результатов творческой работы учащихся в содержание образования Повышение учебной мотивации учащихся Создание замкнутых обучающих процессов в системе линейного обучения учащихся Индивидуализация учебного процесса Совместная деятельность учащихся разного возраста Быстрое освоение учащимися коммуникативных и других социально- значимых компетентностей Получение не репродуктивных, но творческих компетентностей, что значительно повышает их практическую ценность и личную значимость
11 Результаты применения турбион-технологии на базе экспериментальной площадки НОУ СОШ «Интеграция» за гг. ПредметКласс Средние результаты успеваемости учащихся (четвертные оценки) до применения турбион-технологиипосле применения турбион-технологии % успеваемости% качества% успеваемости% качества География Английский язык Биология
12 Результаты применения турбион-технологии в учебном процессе по предметам «География» и «Биология» в НОУ СОШ «Интеграция» за учебные годы.
13 Заключение Возможность широчайшего применения турбион-технологии в рамках предмета «география» очевидна, поскольку именно эта дисциплина наиболее ориентирована на формирование причинно-следственных и межпредметных связей при рассмотрении практически любого региона мира или России в соответствии с учебной программой. Возможность широчайшего применения турбион-технологии в рамках предмета «география» очевидна, поскольку именно эта дисциплина наиболее ориентирована на формирование причинно-следственных и межпредметных связей при рассмотрении практически любого региона мира или России в соответствии с учебной программой. Реализация турбион-технологии в ходе учебного процесса не только повышает его эффективность, но и может использоваться практически во всех классах от начальной до средней школы, и не только внутри предмета «география», а на образовательной базе многих дисциплин, способствуя формированию объективной и полной картины мира у учащихся. Реализация турбион-технологии в ходе учебного процесса не только повышает его эффективность, но и может использоваться практически во всех классах от начальной до средней школы, и не только внутри предмета «география», а на образовательной базе многих дисциплин, способствуя формированию объективной и полной картины мира у учащихся. Турбион-технология рассчитана на использование в школах с количеством детей в классах до человек, поэтому на данный момент эта методика может хорошо себя зарекомендовать на базе негосударственных школ, а перспективы её внедрения в массовые школы связаны с минимизацией количества учащихся в классах. Турбион-технология рассчитана на использование в школах с количеством детей в классах до человек, поэтому на данный момент эта методика может хорошо себя зарекомендовать на базе негосударственных школ, а перспективы её внедрения в массовые школы связаны с минимизацией количества учащихся в классах.
14 Спасибо за внимание!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.