Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.s-vfu.ru
1 Инновационное развитие вуза в условиях перехода на уровневое образование Громова Лариса Алексеевна – доктор философских наук, профессор, зав.кафедрой социального менеджмента, декан факультета управления РГПУ им.А.И.Герцена, Менеджер системы менеджмента качества Тел/факс: (812)
2 Внешняя среда университета Наличие вузов-конкурентов Есть ли спрос на существующие ООП? Какой конкурс на бюджетные места? Сколько внебюджетных студентов? % Есть ли спрос на выпускников на рынке труда? Есть ли партнеры для прохождения практик ? Достаточно ли бюджетного финансирования? Есть ли внебюджетные источники?
3 Внутренняя среда университета Кадры: достаточно ли специалистов по требуемым программам? Разнообразие образовательных программ? Потенциал науки? Потенциал для разработки новых инновационных программ? Действует политика материального и морального стимулирования ? Сопротивление изменениям? Какие еще проблемы?
4 Чем хотим стать? Видение
5 Перевод миссии университета в желаемые результаты
6 Актуальные проблемы развития высшего профессионального образования Новый статус вузов и финансовой политики: казенные, бюджетные, автономные (новые компетенции) Конкуренция за субсидии (диверсификация ОП) Оптимизация штатного расписания (опыт) Усиление контроля внешних органов (дисциплина, ответственность) Рейтинги вузов (бенчмаркинг) Внедрение болонской системы: уровневое образование, компетентностный подход, модульный принцип, мобильность, европейское приложение к диплому Проблема: Востребованность рынком образовательных услуг новых компетенций не обеспечена профессионализмом преподавателей, сотрудников, руководителей
7 Доклад международной комиссии по образованию для XXI века: « Образование: сокрытое сокровище » Научиться познавать Научиться делать Научиться жить вместе Научиться жить Жак Делор (Париж, 1996 г.)
8 Уверенность в себе. Способность к рефлексии. Способность к критике и самокритике (критическое мышление; способность формулировать критические суждения). Способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность). Самостоятельная работа (самостоятельность). Способность брать на себя ответственность. Способность работать концентрированно и дисциплинированно. Способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально или в команде. Менеджмент времени. Инициативность. Общая образованность Компетенции самоорганизации и самоуправления
9 Общие характеристики инноваций Ориентация на удовлетворение потребителей Носят вероятностный характер Отличаются сложностью Требуют много времени Склонны к внезапным резким ускорениям, задержкам, сопротивлению, возникновению препятствий Во многом полагаются на интуицию и неявно выраженное знание Начинаются фанатиками идеи или ее активными сторонниками
10 Специфические характеристики инноваций Требуют управления не функциями, а процессами (три основных процесса) Носят нелинейный характер Требуют перестройки организационных структур и сетевого внешнего взаимодействия Проекты –провокаторы и эффективные инструменты изменений Пример: эксперимент по внедрению Болонской системы Проблемы: кадры, инновационный менеджмент, готовность организации к изменениям
11 Определение понятий Инновации и нововведения НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕНЕНИЕ ПРАКТИКИ ИЗМЕНЕНИЕ ЛЮДЕЙ НОВЫЕ ИДЕИ
12 стратегия организации в целом (управление по целям и по ценностям) стратегия развития персонала (обучение всех) стратегия отдельного подразделения (междисциплинарное и проектное взаимодействие, будущее кафедр, факультетов, НОЦ, РЦ) бизнес-стратегия ( деловая среда университета, эндаумент) функциональная стратегия (переход к управлению процессами) Примеры: Инновационные программы РГПУ, СВФУ Выбор стратегий
13 Результаты инновационной деятельности: Становление инновационного университета (устойчивое развитие) Реструктуризация управления университетом :от линейного к проектному Новое качество образования Новое качество социального партнерства: сетевое и проектное взаимодействие Новый тип преподавателя Новое качество жизни: научить учиться всю жизнь, научить комфортно жить!
14 преподаватель Сопроводитель при формировании определенных компетенций Педагог- менеджер, а не транслятор учебной информации Руководитель и куратор работы студента Определитель цели, Устанавливаемой для ООП Организатор различных видов деятельности студентов Консультант и мотиватор студентов Изменение роли преподавателя
15 Сопротивление изменениям Сопротивление стратегии изменений (стратегия принуждения, убеждения и обучения, стратегия разделения власти) Сопротивление агенту (агентам) изменений
16 Рекомендации по преодолению сопротивления изменениям Приверженность работников и лидерство руководства на основе видения (прояснение ценностей) Адаптивность ( устойчивость ) изменений, быстрое реагирование на проблемы Управление рисками ( анализ внешней и внутренней среды, страхование рисков ) Система вознаграждения лидеров перемен стимулирует и форсирует успех
17 Инновационный менеджмент Это система управляемых изменений, приводящая к новым практическим результатам Три стадии изменений и опасности: Подготовка (размораживание)-(deadline) Проведение изменений – (западня активности) Закрепление изменений-(эффект инновационной усталости или забывчивости)
18 Векторы развития СВФУ Модернизация образовательного процесса Модернизация научно-исследовательского процесса Модернизация МТБ и НИР Развитие кадрового потенциала с учетом перспектив развития (опережающее обучение) Модернизация структуры управления университета и системы оплаты труда
19 Модернизация образовательного процесса: Образовательная программа как инструмент инноваций Характеристики: Уникальность (конкурентоспособность)- невоспроизводимость компетенций команды Востребованность рынком труда (может опережать)- НИР Эффективное лидерство Привлечение стейкхолдеров (диверсификация источников финансирования) Менеджмент программы на основе СМК Пример: «Управление фармацевтическими и биотехнологическими предприятиями», «Менеджмент в спорте», МВА «Менеджмент в образовании»
20 Управление основными образовательными программами Обновление содержания образования и учебных планов Совершенствование методик преподавания (требования новых стандартов) Учебно-методическое сопровождение Организация самостоятельной работы, практики и актуализация тем выпускных квалификационных работ Совершенствование методов контроля качества образования (КИМ) Управленческий консалтинг (держатели процессов: зам.декана, руководители ОП, модулей) Изучение и анализ требований работодателей к выпускникам Дополнительные краткосрочные курсы, семинары, круглые столы, дистанционное обучение
21 Образовательная программа как система проектов ( опыт) Разработка концепции Управление образовательным процессом(три основных процесса) Создание учебных модулей Управление расписанием Управление персоналом Управление качеством Управление изменениями Управление маркетингом программы Мониторинг, улучшение
22 Что можно ожидать от СМК? Участие в реализации вариантов моделей улучшения деятельности университета «Разовые улучшения» : Описание некоторых локальных процессов (например, в рамках 1-2 структурных подразделений) в виде цепочек последовательно выполняемых операций с целью провести анализ и предложить мероприятия по улучшению; «Лоскутное документирование »: Описание некоторых ключевых процессов и процедур организации с целью сделать порядок их выполнения стандартным; « Тотальное моделирование»: Описание большей части "сквозных" процессов организации с целью анализа, оптимизации, регламентации и последующей автоматизации; «Комплексное упорядочение деятельности »: Описание и регламентация основных процессов структурных подразделений, налаживание взаимодействия между подразделениями по принципу делового партнерства
23 Показатели результативности и эффективности управления вузом и ОП Трудоустройство и карьера выпускников ( ассоциации выпускников, Центр карьер, сети ) Связь с выпускниками (аспирантура, ДПО) Эндаумент Конкурсы, праздники (День карьеры) Рейтинг вуза Финансовая и кадровая стабильность
24 Проект как инструмент изменений Проект-деятельность, направленная на создание нового в условиях ограниченного времени и ресурсов Уникальность Временность Концепция постоянного изменения Высокие риски Результат: формирует лидеров перемен, инновационные точки роста (сети) Пример: дисциплина УП, магистерская программа. День карьеры менеджера
25 Управление проектами Международные стандарты УП :PMBOK GUIDE, IPMA Процессный подход к УП Результативность и эффективность Управление временем и ресурсами Управление качеством Критерии успеха: связь с миссией, ресурсами организации, ее жизненным циклом, культурой и системой ценностей
26 Управление инициированием проекта Поиск и формулирование идеи, направленной на решение проблемы Название проекта (принцип KISS) Миссия, видение (SWOT) Цели (SMART) Пример: ИОП
27 Управление процессами планирования Обоснование проекта RACE-технологии Исследование Задачи План Этапы Связи, люди, команда Показатели результативности, эффективности, индикаторы Пример: разработка ИОП
28 5 процессов управления проектами Процессы инициирования Процессы планирования Процессы исполнения Процессы контроля Процессы завершения
29 Управление процессами исполнения Оценка стоимости (затрат) проекта Определение потребности в ресурсах Бюджетирование проекта (оценка своих вложений, роль нематериальных активов) Контроль стоимости, постоянная оценка фактических затрат и их сравнение с запланированными
30 Управление процессами контроля Контроль за исполнением плана Точная оценка времени, ресурсов и затрат Периодическая переоценка времени и затрат Многократное, периодическое сравнение фактического выполнения изатрат с графиком и бюджетом Управление рискамипроекта
31 Управление процессами контроля Контроль за исполнением плана Точная оценка времени, ресурсов и затрат Периодическая переоценка времени и затрат Многократное, периодическое сравнение фактического выполнения изатрат с графиком и бюджетом Управление рискамипроекта
32 32 Инновационная среда общества и образование Развитие экономики знаний - новые компетенции рынка труда Национальная программа «Стратегия развития науки и инноваций в России на период до 2015 г.»- капитализация знаний Новое качество образования – способность к обучению в течение всей жизни
33 Задание Оцените по 5-ти балльной системе управление процессом перехода на уровневое образование в Вашем университете. Сформулируйте Ваши предложения по совершенствованию управления образовательным процессом в университете. Какие формы сотрудничества с Герценовским университетом Вы считаете перспективными для студентов, для преподавателей, для университета в целом? СПАСИБО!
34 Инновационная деятельность – не просто работа -это образ жизни! СПАСИБО!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.