Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdonschool39.ru
2 Психолого-педагогические проблемы инновационной деятельности «…инновационная деятельность - это метадсятельность, направленная на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта, которые обеспечивают не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействия на неё». Ю.А. Карпова
3 Роль инноваций в развитии общества Главный фактор творческого развития общества; Средство реализации объективно новых задач в социуме; Обеспечивает уровень и качество развития отдельных стран и человечества в целом; Пусковой механизм саморазвивающейся образовательной системы и условие ее опережающего функционирования; Определяет становление ценностей и смысла жизни развивающейся личности; Подготавливает детей к жизни в изменяющемся мире; Создает управленческие структуры для мобилизации коллектива; Формирует ноосферное поведение, проявляющееся в способах установления взаимосвязей в социуме, понимании себя как составляющей социального и природного мира и проч.
4 Сущность инноваций Критерии оценки инноваций степень творческой новизны и актуальность; конкретная предметная область применения; степень радикальности; степень разработанности инновационно нового относительно специфики инновируемой социальной системы; конкретный способ применения; степень интенсивности; степень соответствия алгоритма освоения новшества условиям перевода инновируемой системы в новое качество. Характерологическиие признаки инноваций Характерологическиие признаки инноваций : - в рамках инновации каждый из её отдельно взятых компонентов теряет свою самостоятельность и обретает иной смысл; - инновация как система отличается собственной организацией в виде взаимодействия социальных механизмов, обеспечивающих отношения координации и субординации образующих её компонентов; - наличие интегральных системных качеств, рождаемых деятельностно- коммуникационным пространством и не сводимых к сумме качеств отдельных её частей и компонентов; - становление инновационного способа организации деятельности, характерной чертой которого выступает способность воспроизводить себя в новом качестве
5 Проблемы и барьеры инноваций в образовании Стремление человека к стабильности и необходимость инновационной деятельности; Диссонанс потребностей субъектов инновационной образовательной деятельности; Разность позиций в общении субъектов инновационной образовательной деятельности; Трудности измерения и сопоставления разнонаправленных инноваций Неопределенность факторов, являющихся катализаторами инноваций; Отсутствие адекватных информационно-коммуникативных технологий; Ученые полагают, что практики слишком консервативны, те же, в свою очередь, скептически (и далеко не всегда безосновательно) относятся к полезности продуктов, производимых учеными. педагогический непрофессионализм, стремление решить проблему обновления за счет частичного усовершенствования отдельных сторон деятельности школы, смены названий, а не существа образовательно-воспитательных процессов и т.д.
6 Основные факторы инновационного развития Качество воспитания и образования – ключевой фактор инновационной деятельности. Формирование системы ценностей Опережающий характер инноваций Роль руководителя в поддержке инноваций педагогов. Экспериментально-исследовательская деятельность. Связь с исследовательскими центрами, вузами. Повышение квалификации коллектива. Авторизация педагогического опыта Творчество учителей (их участие в инновационных процессах, сотрудничество с учащимися, включение их в жизнетворчество, всемерное стимулирование самодеятельности и креативной, исследовательской деятельности, создание свободных образовательных зон, очагов новой педагогической культуры); Проектные работы инновационного характера, стимулирование научно-педагогической экспериментальной работы; Овладения новым экономическим механизмом, обеспечивающим ее финансово- экономическую самостоятельность; Создание банка развивающих технологий; Школа может стать инновационной Школа может стать инновационной, если она: а). Имеет концептуальную идею; б). Способна осуществить соответствующие ей изменения в содержании и технологиях образования; в). Способна изменить уклад жизни детей.
7 Инноватика - норма отношений субъектов образовательного процесса Черты инновационной личности: потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизмы; наличие творческости как личностного качества и творческого (креативного) мышления; способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации; системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений; способность ориентироваться в состоянии неопределённости и определять допустимую степень риска; готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий; развитая способность к рефлексии, самоанализу. Инновационное действие - это не внешняя организация и преобразова- ние, а совместное движение к неко- торой цели, жизнь в этом движении, коллективное творчество.. Базовые технологии конструирования учебных ситуаций ситуаций : 1.Технология задачного типа 2.Технология учебного диалога 3.Технология имитационных игр
8 Управление нововведениями 1. Организация управления нововведениями 2. Руководство реализацией программы: - мотивация участников - выбор стиля - преодоление сопротивления изменениям - управление конфликтами 3. Контроль хода реализации программы и ее корректировка Компоненты инновационного образа жизни Компоненты инновационного образа жизни : -инновационность как качество профессионально - педагогической культуры; -инновационная деятельность как метадеятельность; -инновационный климат; -инновационный коллектив. «Сегодня только один способ управления является эффективным - научно- исследовательский..» Г.И.Герасимов «Система управления нацелена на развитие учреждения и целенаправленное формирование условий самореализации личности». В.И.Слободчиков
9 Проектирование, как форма развития инновационной деятельности Этапы проектирования желаемого будущего школы: 1. Проектирование (или корректировка) миссии школы, ее целей и соответствующего им принципа построения образовательной системы. 2. Поиск, изучение и оценка новшеств, реализация которых позволит решить выявленные при анализе проблемы. 3. Предварительный выбор идей изменений на основе учета возможностей, условий уровня технологической разработанности идей и других факторов, обеспечивающих реализацию миссии школы. 4. Формирование общего образа желаемого будущего школы. Участники опытно-экспериментальной работы имеют право осуществлять необходимые изменения: в содержании образования (введение в учебный план новых учебных предметов и исключения старых, новых учебных программ или учебных задач, нового учебного материала в существующие предметы; установление новой логики учебного предмета, изменение требований к результатам педагогической и учебной деятельности); в организационной структуре учреждений, участвующих в эксперименте (создание единого объединения-комплекса из нескольких учреждений, новых подразделений в учреждении, в штатном расписании и т.д.); в режиме функционирования учреждения, участвующего в эксперименте (введение новых форм организации учебных занятий, учебных планов и форм расписания учебных занятий, новых принципов комплектования учебных групп; руководстве деятельностью учреждений, форм кооперации учебно-воспитательного учреждения с другими учреждениями); в способах работы учителя с учащимися, их взаимодействия и сотрудничества; в содержании и формах организации воспитательной работы; в способах подготовки и комплектации кадров для экспериментальной площадки.
10 Требования к анализу Требования к анализу: 1. Все проблемы должны быть определены операционально. (Для каждой проблемы должна быть задана количественная или качественная шкала, позволяющая оценить степень несоответствия того, что есть, и того, что должно быть). 2. Анализ должен обеспечивать полноту выявления существующих ограничений, не позволяющих достигать более высоких результатов работы школы. 3. Анализ должен обеспечивать обоснованную оценку значимости проблем. (Проблемы должны быть ранжированы по значимости и выделены наиболее приоритетные из них. Оценка значимости дается исходя из того, насколько существенно они влияют на результаты образования). 4. Анализ должен быть прогностичным. (Новые требования к результатам должны предъявляться исходя не только из сегодняшней ситуации, но и из прогнозируемого ее изменения в будущем). Типичные ошибки анализа Типичные ошибки анализа : - Нечеткое определение целей школы; - Непрогностичность анализа; - Неполнота анализа; - Необоснованность оценок значимости; - Неверная организация проведения самого анализа. Анализ – первый шаг на пути к определению целей инновационного развития школы.
11 Психологизация, как инновационная деятельность Психологизация содержания образования предусматривает необходимость усиления личностных смыслов и ценностных ориентаций Формирование психолого-педагогической культуры, характеризую- щейся гуманистической позицией по отношению к другим, овладением профессиональными технологиями, опытом социокультурной творческой деятельности, способностью к саморазвитию, овладению индивидуальным стилем профессионального общения и деятельности, социальной и профессиональной активностью Развитие стрессоустойчивости – направленность на принятие другой личности, овладение способами затормозить отрицательные действия, нахождение способов регулирования конфликтов в субъект-субъектных взаимоотношениях Воспитание толерантности – принятие и понимание позиции другого человека, уважение мнения и достоинств другого, равность прав и обязанностей, свобода волеизъявления, признание ценностей других культур в многонациональном сообществе
12 Инновации – фактор развития и конкурентоспособности ОУ Факторы обеспечивающие конкурентоспособность Организация «классов полного дня» в начальной школе В современной конкурентной борьбе, в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям Основная задача руководителя - повышение престижа своего учебного заведения, создание условий его "жизне- деятельности", перспектив развития, которые бы гаранти- ровали высокое качество образования выпускникам. Поступление в ВУЗы Система ДПУ
13 Распространение инноваций Издательская деятельность Участие в научно- практических конференциях по проблемам психологии Проведение семинаров Открытие сайта в Интернете
14 Спасибо за внимание ! Вопросы требующие дальнейшего обсуждения -Как выбрать эффективную стратегию поведения школы в быстро изменяющейся и довольно непредсказуемой среде? -Какие качества необходимы руководителю, чтобы успешно управлять процессами адаптации школы к будущему? -Как построить эффективную систему выявления и решения проблем школы?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.