Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.csi.org.ua
1 О БЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ОПЫТ У КРАИНЫ Анатолий Ткачук Институт гражданского общества Киев, Украина
2 ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В УКРАИНЕ Законодательная основа ОУ Механизмы ОУ Положительный опыт и проблемы - национальный уровень(гос. власть) - местный уровень (местное самоуправление) Новые инициативы
3 Законодательная основа ОУ в Украине Конституция Украины «Статья 38. Граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами,…» Основные Законы: - Об основах государственной регуляторной политике в сфере хозяйственной деятельности; - О доступе к публичной информации; - О местном самоуправлении; - Об ассоциациях органов местного самоуправления; Основные акты Правительства от года «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики»; - 976, О Порядке содействия проведению общественной экспертизы деятельности органов исполнительной власти
4 Основные формы ОУ на национальном уровне 1. Обсуждение проектов НПА и подача предложений к ним. 2. Консультативные органы при Президенте Украины. 3. Общественные советы(ОС) при центральных органах исполнительной власти(ЦОИВ). 4. Совет председателей ОС при правительстве. 5. Участие в межведомственных рабочих групах создаваемых Правительством. 6. Общественная экспертиза деятельности ЦОИВ
5 Положительный опыт и проблемы ОУ на национальному уровне
6 Доступ к публичной информации (ПИ) + Закон : дает право на получение в течении 5 рабочих дней(в критических случаях – 48 часов); Определяет, что проект НПА должен быть опубликован за 20 дней до его принятия; «легализирует» интернет-публикации и интернет обращения; Правительство приняло ряд своих НПА на основании закона Все сайты ЦОИВ имеют разделы о доступе к ПИ. - Постепенно чиновники научились отвечать общими фразами, если запрос касается формирования информации из массива(например сколько имеется экологических ГО в N- й области? Реестр - общий)
8 Обсуждение законопроектов + Закон «Об основах регулирования в сфере хоздеятельности» обязывает органы власти публиковать проекты для обсуждения, ОО могут подавать предложения на которые должна быть реакция. Сайт ЦОИВ имеют раздел: обсуждение проектов НПА. Таким образом удалось внести изменения во многие проекты. - В последние годы часть проектов не публикуется или с момента появления проекта до его принятия проходит мало времени, поэтому реагирование ОО не возможно.
9 Консультативные органы при Президенте/межведомственные рабочие группы + В разное время такие органы, как Совет с верховенства права и развития демократии(до 2010г), Координационный совет развития гражданского общества(после 2010г) стали главными разработчиками концепций реформы судебной системы, развития гражданского общества и законопроектов на их основе, которые приняты парламентом. Участие ОО в межведомственных рабочих группах дало возможность например создать Госфонд с регионального развития. - Вызывает вопросы принципы формирования органов при Президенте(участие от ОО), имеет место не приглашение ОО в состав экспертных групп, создаваемых в составе межведомственных рабочих групп.
10 О БЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ Как форма общественного участия существуют с конца 90-тых Новое регулирование: Постановление 996 от года «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики» которым утверждено Порядок проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики; Типовое положение об общественном совете при министерстве, другом центральном органе государственной власти, Совете Министров Автономной Республике Крым, областной, Киевской и Севастопольской городской, районной государственной администрации. При Правительстве создан Совет председателей общественных советов при ЦОИП(центральных органах исполнительной власти)
11 ОС: создание(обязаность власти и желание общественности) 1. ЦОИВ создает инициативную группу (работники органа, представители ОО); 2. За 30 дней до учредительного собрания(УС) публикуется информация относительно процеса создания ОС и прием заявок на вхождение в ОС; 3. За 10 дней до УС прием документов от ОО прекращается, готовится заседание. 4. Заседание создает ОС, избирает руководство. 5. Решение ОС обязательно для рассмотрения ЦОИВ. 6. Информация о деятельности ОС на сайте органа. 7. Обеспечение деятельности ОС – за счет органа власти.
12 ОС (особенности и риски) ОС эфективен, если в ее работе заинтересована и власть и ОО, членство в ОС на основе свободного желания ОО. На начальном этапе, без наличия квалификационных требований к членству в ОС, возможно слишком большое представительство и от самых различных ОО, что парализует деятельность ОС. Если на ОС не рассматриваются важные для его участников вопросы, если решения ОС не принимаются во внимание ЦОИВ или орган пытается вовлечь ОС в политику или собственный PR, ОС деградирует.
13 ОС – КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ОС учитывает количество НПО, их численный состав, отраслевую направленность. Способ работы ОС - публичные широкоформатные и краткосрочные заседания при участии первого руководителя органа, обычно без дискуссий и широкого обсуждения. Не требует детальной регламентации, организационные расходы минимальны. Наиболее эфективный механизм диалога органа власти и общественности.
14 ОС - КАК КОНСУЛЬТАЦИОННО- ЭКСПЕРТНЫЙ ОРГАН установливаются достаточно жесткие квалификационные условия для членства; работа такого ОС обычно носит длительный, постоянный характер, требует детального урегулирования деятельности и организационной поддержки ; Наиболее важный механизм для поиска лучших решений среди альтернатив. (сложно, но эфективно)
15 Примеры ОС как представительство – Общественный совет по вопросам местного самоуправления при Председателе Верховной Рады Украины(нынешний созыв). (на основании распоряжения Головы) ОС как консультационно-эспертный орган – общественный совет по вопросам законодательства для местного самоуправления и организаций третьего сектора при комитете Верховной Рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправления.(предыдущий созыв) (на основании Декларации о создании и договора с комитетом)
16 О БЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ Доступ к публичной информации, участие в обсуждении проектов НПА, ОС – обычная практика в городах. Другие виды (формы) общественного участия установлены Законом Украины «О местном самоуправлении». Порядок реализации определяется органом местного самоуправления. Закон определил такие формы местной демократии: 1. общественные слушания (ст. 13); 2. собрания граждан по месту жительства (ст.8); 3. местные инициативы (ст.9); 4. органы самоорганизации населения (ст.14 и Закон "Об органах самоорганизации населения"). Практика применения этих форм с 1997 года очень широкая, инструментарий отработан достаточно качественно.
19 Механизмы местной демократии Общественные слушания: инициатор – орган МС, инициативная группа. Обсуждение проектов решений ОМС. Статус – консультация. В отдельных случаях проведение обязательное(градостроительство). Собрание по месту жительства: инициатор – ОМС, инициаторы. Принимаются решения, обязательные для рассмотрения ОМС, для участников – добровольное исполнение. Местные инициативы: внесение проекта решения ОМС прямо от граждан. Сбор подписей под инициативой. ОМС обязан принять решение по сути.
20 Что дальше? Жизнь показывает, что инструментарий ОУ иногда входит в конфликт с интересами лобистких групп и появляются НПА, ограничивающие ОУ(например – закон о регулировании градостроительной деятельности). ОО стают более професиональными и сфера ОУ может расшираться вплоть до передачи некоторых компетенций органов власти отдельным ОО Указом Президента утверждена стратегия государственной политики содействия развитию гражданского общества, которая предусматривает развитие ОУ на нацинальном и местном уровнях. Во многих украинских областях и городах существуют собственные финансовые механизмы привлечения ОО к решению местных проблем, в том числе и через ОУ.
21 В ЫВОДЫ Общественное участие одинаково важно как на нацинальном так и на местном уровнях; Формы ОУ могут быть разными в зависимости от целей и возможностей участников; Наличие/отсутвие национального правового регулирования не есть определяющим для внедрения ОУ. ОУ работает лишь там, где в этом заинтересована и власть и общественность.
22 С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Институт гражданского общества готов поделиться своим опытом в сфере ОУ, который накоплен за 15 лет деятельности. Наш сайт Счастья и процветания всем вам!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.