Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.lsl.ksu.ru
1 Модульные программы, основанные на компетенциях, и новые ФГОС Основные положения
2 Понятийный аппарат Основные понятия 1. Результаты обучения - то, что должен знать, уметь и делать человек после завершения обучения.
3 Важно!!!!! Ориентация обучения на результат за счет: учета требований работодателей к умениям, знаниям, опыту (компетенциям) работников Компетенция - способность применять (актуализация) знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях
4 Понятийный аппарат В международной практике: - смещение акцентов с компетенций (свыше 250 определений!)на результаты обучения либо - использование обоих терминов как синонимов
5 Как узнать требования работодателей? -Либо использовать профстандарты -Либо посредством функционального анализа -Отправные точки для проектирования программ/модулей: Виды трудовой деятельности Трудовые функции
6 Пример 1. Организация и проведение гидрометеорологических работ и наблюдений на сети станций и постов (ПМ – вид трудовой деятельности) ПК 1.1. Планировать производственные работы и руководить первичным трудовым коллективом исполнителей (ПК – функции) ПК 1.2. Выполнять гидрологические работы и наблюдения, обрабатывать и проверять материалы наблюдений ПК 1.3. Обрабатывать гидрологическую информацию с использованием компьютерных технологий ПК 1.4. Эксплуатировать технические средства и устройства, применяемые для гидрологических работ и наблюдений. ПК 1.5. Осуществлять информационную работу ПК 1.6. Выполнять гидрологические расчеты основных характеристик режима водных объектов ПК 1.7. Подготавливать материалы гидрологических наблюдений для разработки методик прогнозирования ПК 1.8. Проводить инспекцию гидрологических постов
7 Понятийный аппарат Профессиональный модуль Направлен на интегированное освоение набора трудовых функций – ПК и сопутствующих общих компетенций В чем проблема: ПМ – слишком «большая» структурная и содержательная единица образовательной программы Проектирование программы нужно начинать с ПК и необходимых для ПК ОК
8 Функциональная карта Цель Вид трудовой деятельности 1 Трудовая функция 1.1 Трудовая функция 1.2 Трудовая функция1.3 Вид трудовой деятельности 2 Трудовая функция 2.1 Трудовая функция 2.2 Трудовая функция 2.3 Вид трудовой деятельности 3 Трудовая функция 3.1 Трудовая функция 3.2 Трудовая функция 3.3.и т.д….
9 ФК Что необходимо помнить при составлении функциональной карты: Исходим из данных анализа потребностей в умениях (опросов работодателей). Метод получения данных - анкетирование
10 Принципиальные моменты Результаты обучения (ПК) – спецификация сферы труда – что должен уметь делать работник Программы обучения – что нужно освоить для достижения этих результатов – спецификация сферы образования Как можно проверить или доказать, что результаты достигнуты – спецификация оценки
11 Структура ПМ Междисциплинарность обеспечивается комбинированием знаний и умений на уровне ПК Что важно: структурировать программу на основе выявленных ПК и их содержания
12 Принципиальные моменты Интеграция теории и практики Активные методы обучения – обучение в процессе деятельности Организация обучающей среды Самоуправляемое обучение Новая роль тех, кто обучает
13 Итерации проектирования Разработка спецификации для каждой ПК Формирование на основе спецификаций структуры учебного процесса и методических материалов по реализации обучения для освоения ПК/ОК, отбор содержания Разработка документации по оценке (текущее и итоговое оценивание) Разработка учебных материалов.
14 Спецификация модуля Задача модуля: «По завершению освоения ПК обучающийся будет уметь:..» ДействияУменияЗнания Ресурсы
15 Действия Для удобства освоения и в целях измеримости достижений обучающихся каждая ПК подразделяется на составляющие действия
16 ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО 1. При составлении Спецификации модуля нужно использовать оценочные слова, описывающие качество выполнения действия. 2. Ряд знаний и умений будет неизбежно повторяться, поскольку одно и то же знание и умение может быть направлено на достижение разных результатов.
17 Важно: Перечень знаний, подлежащих освоению, может быть использован: при планировании занятий; для обеспечения связи теоретических тем с практическими заданиями; для планирования всей программы обучения. Перечень умений нужен для выбора адекватных методов обучения и планирования обучающей среды
18 Важно На основе спецификации можно составить примерный план занятий по освоению конкретной ПК. Он позволяет обоснованно рассчитать время на освоение каждой ПК/трудовой функции/мини-модуля, а также учебную нагрузку преподавателей. Следует подчеркнуть, что освоение не только каждого ПМ, но и ПК/мини-модуля будет носить междисциплинарный характер. А именно, при освоении какого-либо действия в большинстве случаев необходимо освоение соответствующих требований промышленной безопасности, техники безопасности и охраны труда, экологической безопасности. Часто требуется знание основ эффективной коммуникации и т.д. Все эти конкретные знания отражены в спецификации и позволяют выстроить четкий междисциплинарный курс по каждой ПК. Если в спецификациях часто повторяются одни и те же темы теоретических знаний, можно предусмотреть отдельные мини-лекции по ним до начала изучения соответствующих мини- модулей/ПК. Далее, используя полученные в ходе проектирования спецификаций и планов занятий данные, можно перейти к планированию собственно данного раздела ОПОП в том формате, как этого требует ФГОС.
19 Важно Важно подчеркнуть, что раздел ПМ во ФГОС предполагает освоение ПК и сопутствующих ей ОК, отраженных не только во ФГОС, но и указанных в спецификации. Каждая ПК осваивается постепенно («действия» в спецификации). Если раздел ПМ понимается именно так, т.е. как последовательность шагов по освоению ПК, то становится понятно, что нужно для организации обучения по его освоению – какие и сколько теоретических занятий, сколько самостоятельной работы, сколько часов работы в мастерской, сколько – на предприятии. Т.е. достигается обоснование для отбора содержания и методов обучения, формирования среды обучения.
20 Важно Таким образом, спецификация профессиональной компетенции позволяет разработчикам рабочей программы ПМ ОПОП: 1.Определить содержание разделов междисциплинарных курсов (МДК) в разделе 3 «Структура и примерное содержание профессионального модуля» макета программы ПМ в ОПОП, и подраздела 3.1. Тематический план профессионального модуля. 2.Определить виды учебной деятельности, необходимые для освоения содержания мини-модуля (МДК), и на этой основе его трудоемкость (объем в учебных час.), включая практики и курсовые работы, для последующего заполнения подраздела 3.2 «Содержание обучения по профессиональному модулю» макета программы профессионального модуля в ОПОП. 3.Определить соотношение аудиторной и самостоятельной работы; соотношение лекций и практических (лабораторных) занятий и объем учебного времени, учитывая, что в соответствии с требованиями ФГОС, объем времени на практические занятия должен быть не менее 50% от аудиторной нагрузки, для последующего заполнения подраздела 3.2. «Содержание обучения по профессиональному модулю» макета программы ПМ в ОПОП.
21 Важно Таким образом, спецификация профессиональной компетенции позволяет разработчикам рабочей программы ПМ ОПОП 4.Определить виды практик (учебная, производственная), принципы организации практик (концентрированная, рассредоточенная) для последующего заполнения раздела 3 макета программы ПМ в ОПОП. 5.Определить активные методы и технологии обучения (проведения занятий), а также условия реализации программы профессионального модуля (преподаватели, практические работники, места и организация занятий и практик, оборудование, учебно-методические ресурсы и пр.) для последующего заполнения раздела 4 макета программы ПМ в ОПОП. 6.Определить критерии и показатели оценивания компетенций, формы и методы текущего, промежуточного и итогового контроля для последующего заполнения раздела 5 макета программы ПМ в ОПОП.
22 И последнее: При соблюдении вышеизложенных правил при разработке ПМ формируется иерархия задач, в рамках которой происходит их уточнение и конкретизация, что позволяет в результате четко представить себе, из чего должно состоять содержание обучения и как организовать сам процесс обучения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.