Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемliceum173.ru
1 ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ естественнонаучным дисциплинам с учетом индивидуальной познавательной стратегии учащихся (практико-ориентированный семинар)
2 ВОПРОС ?
3 ВЕДУЩИЕ понятия технологии Дифференциация (лат. ) – разделение, расслоение целого на части, формы, ступени Дифференцированное обучение – это: форма организации учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, с целью обеспечения усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариант ной части.
4 Дифференцированный подход в обучении – это: 1. Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учета особенностей их контингента; 2. Комплекс методических, психолого- педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных и гетерогенных группах.
5 КОНЦЕПЦИИ, лежащие в основе технологии Развивающего обучения (Эльконин, Давыдов): 1. Вне деятельности нет развития 2. Только то обучение является развивающим, которое ориентируется на ЗБР ученика 3. Ученик – субъект учебной деятельности 4. Знание учеником своих способностей, возможностей, особенностей, есть обязательное условие дальнейшего развития
6 КОНЦЕПЦИИ, лежащие в основе технологии Биологической обусловленности формально динамических свойств личности (концепция природосообразности): 1. Эргичность (выносливость) личности 2. Учет темпа, скорости личности 3. Учет эмоциональной чувствительности 4. Учет скорости перехода с одних программ на другие
7 Принципы гуманистической педагогики Не навреди Спешите делать добро. Только добро рождает добро Установка на успех Воспринимай ребенка таким какой он есть Признание всеобщей талантливости детей Необходимость перемен
8 Правила гуманистической педагогики « ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» Не сравнивай успехи детей друг с другом Поощряй положительные успехи ребенка Работай на положительном фоне Любите человека
9 СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ Проектирование образовательной среды урока с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ученика. Если деятельность репродуктивная (действует по образцу) – ребенок находится в зоне актуального развития. Когда приступает к частично – поисковой деятельности и переходит на уровень творчества начинает формироваться ЗБР.
10 Психолого-педагогические особенности развития детей 1115 лет: с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; с осуществлением на каждом возрастном уровне (1113 и 1315 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно- предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
11 Психолого-педагогические особенности развития детей 1115 лет: с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
12 Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка переходом к кризису младшего подросткового возраста (1113 лет, 57 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, возникает и развивается самосознание.
13 Второй этап подросткового развития (1415 лет, 89 классы) характеризуется: бурным, скачкообразным характером развития; стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально- этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
14 Второй этап подросткового развития (1415 лет, 89 классы) характеризуется: обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом; изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
16 КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ КАКИМИ БЫВАЮТ СТИЛИ?
17 способы учебной деятельности, составляющие их приемы и операции, которые усваиваются учеником, индивидуализируются им в соответствии со своими устойчивыми индивидуально- психологическими особенностями
18 Основания для дифференциации учащихся: Первое основание - выделение и изучение индивидуально-типологических особенностей учащихся в рамках концепции основных свойств нервной системы человека. Второе основание. Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан, Т.П. Хризман, Н. В. Ерофеева подчеркивают необходимость учета в учебном процессе половозрастных особенностей учащихся Третье основание отражает тип переработки учебной информации в рамках общей теоретической модели умственного развития (Д. Векслер, Д. Гилфорд, Д. Кэрролл, Р. Кеттелл, Ч. Спирмен). Четвертое основание связано с восприятием и анализом информации. Пятое основание. Когнитивный стиль
19 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ ПОЛУШАРИЙ доминирование левого полушария словесно- логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и анализу (левополушарные); доминирование правого полушария конкретно- образное мышление, развитое воображение, склонность к обобщению (правополушарные); отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные).
20 Характеристика когнитивных стилей (по Б.Лу Ливер) Визуалы – аудиалы - кинестети ки Типы определя ются по ведущем у каналу восприят ия информа ции Визуалы: преобладает зрительное восприятие информации, мыслят «слайдами», легко переходят от темы к теме Аудиалы: преобладает восприятие информации на слух, важны хорошо звучащие формулировки, логика в рассуждениях, застревают на деталях. Кинестетики: учатся на собственном деятельностном опыте, сильна интуиция, плохо запоминают детали. Визуалы: работа с бумагой и ручкой. Работа на основе наглядных средств (схемы, таблицы, графики, рисунки), письменные задания, трудности с устными ответами без зрительной опоры. Аудиалы: работа в парах, ролевые игры, устные задания, взаимодействие в группе. Кинестетики: активные перемещения, работа с моделями и реальными предметами, жестикуляция, групповое взаимодействие, демонстрация, ролевые игры
21 И ПЗ ПНЗ Р КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ – СВОЕОБРАЗНЫЙ СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
22 УПД Принцип направленности МС на обеспечение условий самореализации учащихся в процессе обучения Мотивационно-целевой компонент Методическое условие ситуации выбора и реализации познавательных возможностей учащегося.
23 УровеньОценкаТип учебной деятельност и Тип ориентировк и Характер задач минимальный«3» удовлетворите льно Репродуктивн ый Воспроизведе ние фактов Случайные признаки Узнавание Припоминание Шаблонные Общий«4» хорошо Реконструктив ный Воспроизведе ние способов получения фактов Локальные признаки Анализ Членимые на подзадачи с одним типом связей Продвинутый«5» отлично Вариативный Воспроизведение способов получения способов (мыслительных операций) Глобальные признаки Инсайт Перенос знаний новые нестандартные ситуации Членимые на подзадачи с двумя типами связей
24 Этап целеполагания Требования ГОС, предметно-информационная составляющая обученности уровеньоценк а называть и показывать: содержание понятий «хозяйство», «отрасль», «географическое разделение труда», «межотраслевой комплекс» минимальны й 3 описывать: особенности отраслевой структуры хозяйства России объяснять: изменения в отраслевой структуре хозяйства общий 4 оценивать и прогнозировать изменения в характере трудовых ресурсов по мере изменения отраслевой структуры хозяйства продвинуты й 5
25 Этап целеполагания Требования ГОС, предметно-информационная составляющая обученности уровеньоценк а называть и показывать: содержание понятий «хозяйство», «отрасль», «географическое разделение труда», «межотраслевой комплекс» минимальны й 3 описывать: особенности отраслевой структуры хозяйства России объяснять: изменения в отраслевой структуре хозяйства общий 4 оценивать и прогнозировать изменения в характере трудовых ресурсов по мере изменения отраслевой структуры хозяйства продвинуты й 5
26 УД Принцип направленности МС на обеспечение условий самореализации учащихся в процессе обучения Мотивационно-целевой компонент Методическое условие ситуации выбора и реализации познавательных возможностей учащегося. Операционально-деятельностный Принцип актуализации субъектного опыта учащихся. Методическое условие создание ситуаций развития
27 УД Принцип направленности МС на обеспечение условий самореализации учащихся в процессе обучения с учетом их КС Мотивационно-целевой компонент Методическое условие ситуации выбора и реализации познавательных возможностей учащегося. Операционально-деятельностныйОценочно-регулятивный Принцип актуализации субъектного опыта учащихся. Методическое условие создание ситуаций развития Принцип положительной обратной связи. Методическое условие: конструирование системы учебных заданий разного уровня сложности.
28 Соответствие учебных заданий КС учащихся Тип заданийКогнитивные стили учащихся И-ПЗР-ПЗИ-ПНЗР-ПНЗ Задания на воспроизведение, понимание и применение усвоенного учебного материала Задания на проведение анализа с последующими выводами ++ /под руководст вом учителя +++ /алгоритм +++ /частичный алгоритм ++ /учитель- консульта нт Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей + /под руководст вом учителя ++ /частичная помощь учителя +++ /частичный алгоритм +++ /учитель- консульта нт Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений. + /под руководст вом учителя ++ /частичная помощь учителя +++ /частичный алгоритм +++ /учитель- консульта нт
29 ДИАГНОСТИКА Задание. Проанализируйте собственный уровень владения навыком конструирования индивидуальных программ развития учеников
30 Обученность Обучаемость (какой минимальный уровень требуется для выполнения приема) ВНИМАНИЕ 1. Объем внимания – то количество объектов, которые человек может охватить вниманием с одинаковой ясностью (норма до 4-5). 2. Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при наблюдении за ними или выполнении действий с ними. ( слушать – смотреть, писать – анализировать услышанное и т.д.) 3. Концентрация внимания – сила сосредоточения на деятельности. Измеряется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь. Если любой шепот отвлекает – концентрация низкая. 4. Устойчивость внимания – время, в течение которого сохраняется концентрированное внимание. Наиболее устойчиво послепроизвольное внимание.
31 ПАМЯТЬ 1. словесно-логическая (умение запоминать информацию, поданную в вербальной форме, в виде формул, понятий); 2. наглядно-образная (умение запоминать наглядные образы, цвет, рисунок, звуки и т.д.); 3. эмоциональная (умение запоминать прочувствованное). Модальность аудиальная, визуальная, кинестетическая
32 УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ Базовый – ученик мотивирован на изучение предмета мотивами «избегания»: чтобы не ругали, чтобы на приставали… Познавательный – ведущий мотив – любопытство, интерес чаще всего проявляется как непроизвольный; Социальный – ведущий мотив – деятельность вместе со всеми, «я не хуже других», « и я так могу»; Социально – духовный – мотивация к изучению предмета личностно оправдана: «я осознаю, зачем мне надо изучать этот предмет», ученик демонстрирует максимально возможный для себя уровень произвольности в обучении на этом уроке.
33 Формы и виды учебной деятельности Участвовать в практической групповой работе на единую цель Выбрать факты, соответствующие одному понятию Выбрать лишний термин, лишнее понятие из списка и объяснить свой выбор По трем-четырем отдельным словам определить, о чем идет речь Сравнить модели, объекты и карточки с рисунками, выявить различия Задания на установление причинно-следственных связей Решить кроссворд с терминами изучаемой темы Составить опорный кроссворд по теме урока, озвучить его То же самое - в паре, озвучить конспект партнера
34 «Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех!»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.