Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool30.beluo.ru
1 Обобщение опыта работы учителя истории Л.П.Круглянской
2 Опыт формировался в рамках муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 30 VIII вида города Белгорода. Знания школьников со сниженным интеллектом характеризуются следующим образом: запас сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам также не велик; уровни усвоения знаний (понимание, применение) снижены. Все это означает отсутствие у этих школьников минимального фонда действенных знаний, готовых к их применению на уроке.
3 У этих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться, чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки. Длительное время преподавая историю, автор опыта вел поиск методов, форм и приемов обучения, способствующих повышению уровня формирования положительной мотивации к учению с учётом особенностей развития обучающихся.
4 Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня положительной мотивации к обучению на уроках истории у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Для проведения диагностики был определен 7 «А» класс, в котором обучалось 10 человек. Диагностирование проводилось по методике М.И. Лукьяновой, в ходе проведения которой выявилось, что только 30% учащихся находились на среднем уровне, а 70% - на низком уровне. Результаты первичной диагностики «Мой любимый предмет» также позволили сделать вывод, что больший познавательный интерес учащиеся проявляют к таким предметам, как математика, русский язык и чтение, физическая культура. А к истории, как предмету, требующему логического мышления, запоминания терминов, понятий, исторических персоналий и дат, концентрации внимания, усидчивости, познавательный интерес проявили лишь 2 человека (20% от общего числа обучающихся в классе).
5 В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности положительной мотивации к обучению на уроках истории у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью учитель применил использование игровых форм как универсальное средство обучения истории.
6 Актуальность опыта Повышение уровня формирования положительной мотивации к обучению на уроках истории у детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы коррекционной школы, является необходимым условием для развития познавательной активности учащихся, которая способствует развитию мышления, приобретению знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующей жизни. В ходе исследования были выявлены следующие противоречия:
7 между потребностью общества в личности, обладающей высоким уровнем мотивации познавательной деятельности, и недостаточной сформированностью данного качества у выпускников коррекционных учреждений; между учебными целями, поставленными школьной программой и недостаточной мотивацией школьников к процессу обучения. Таким образом, обнаруживается объективно существующее противоречие между необходимостью формирования положительной мотивации к обучению на уроках истории и недостаточной разработанностью данного процесса в условиях современной коррекционной школы.
8 Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий для повышения уровня формирования положительной мотивации к обучению через игровую деятельность в процессе преподавания истории. Ведущая педагогическая идея опыта основана на принципах максимальной помощи ученику, учения без принуждения, достижения успеха. Теоретическая база опыта В основе педагогического опыта лежат идеи отечественных педагогов и ученых А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, А.К. Марковой, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина, В.А. Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, Л.П.Борзовой, А.Я.Гуревича. В процессе работы над темой рассматриваются понятия: мотивация, мотив, цель, коррекция, интеллектуальная недостаточность, игровая деятельность, дидактическая игра.
9 Новизна опыта Новизна опыта состоит в усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда и оптимальном системном подходе к повышению уровня формирования положительной мотивации к обучению через игровую деятельность в процессе преподавания истории у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Цели и задачи педагогической деятельности Целью педагогической деятельности является создание психолого-педагогических условий для обеспечения повышения уровня формирования положительной мотивации к обучению через игровую деятельность в процессе преподавания истории у школьников с интеллектуальной недостаточность.
10 Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: 1.Изучение и анализ учебно-методической литературы по проблеме. 2.Выявление психологических возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью в целях поиска и использования оптимальных форм и методов работы для повышения уровня формирования положительной мотивации к обучению на уроках истории. 3.Введение в педагогическую практику системного подхода к организации образовательного процесса, способствующего повышению уровня формирования положительной мотивации к обучению на уроках истории. 4.Коррекция эмоционально-волевой сферы учащегося.
11 Говоря о целях организации игровой деятельности на уроке истории, имеется в виду дать каждому ребенку: - эмоциональную поддержку, без которой многие школьники не могут добровольно включиться в общую работу класса; - возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; -опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.
12 В основе любой игровой методики, проводимой на уроке истории, лежат следующие принципы: - актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. - коллективность позволяет сплотить школьный класс в единый коллектив, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные. - соревновательность создает у ребят стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.
13 Основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которая возникает в период адаптации ребёнка к новому предмету. К таким играм можно отнести предметную игру «Помоги одеться…» (солдату, купцу, царице и т.д.) Перед участниками раскладываются заранее изготовленные учащимися и их родителями элементы одежды и предметы материальной культуры, относящиеся к разным историческим эпохам и кукла из картона. Задача играющего – подобрать соответствующую эпохе одежду и выделить предметы материальной культуры соответственно заданному периоду истории. С удовольствием дети выполняют задание в игре «Найди неточности», когда на одной из двух внешне одинаковых картинках присутствуют исторические неточности.
14 Включение в урок разгадывания кроссворда – задачи- головоломки – заполнения буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные слова, всегда вызывает живой интерес у детей. Они с удовольствием выполняют предложенные задания. Игры - предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и подобные им часто используются учителем на уроках истории. Иногда началом такой игры служит картинка.
15 Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал, если бы я был...». Игровые действия определяются задачей и требуют от воспитанников целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
16 Игры-загадки всегда были интересны детям. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
17 Уникальная особенность сюжетно-ролевые игр, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, состоит в том, что они позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Например, игра-диалог «Разговор Петра 1 и Александра Меньшикова о будущем России» положительно влияет на формирование таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Через понимание мыслей, чувств и поступков героев, которых учащиеся изображают в игре, школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую историческую эпоху.
18 Игры – путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Игры- путешествия повышают информационную компетентность обучающихся, формируют навык работы с картами, дополнительными источниками информации. Они интересны для учащихся всех возрастов. Такие игры позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и т.д. В процессе игровой деятельности, учащиеся, испытывающие трудности в обучении, получают знания непроизвольно, играя, запоминая ответы своих товарищей по игре.
19 Интерес к игре сохраняется в том случае, когда учитель не только руководит игрой, но и сам участвует в ней, когда его чувства и переживания, интерес сливаются с переживаниями детей. Например, в ролевых играх по типу «Путешествия», «Один день в гостях у восточных славян» и т.д. учитель тоже должен играть какую-то роль, неважно, ведущего или гостя. Учитель может дать игре новый поворот, направить её по новому руслу, сделать ещё более интересной, усложнить, обратить внимание на что-то, уточнить, дать новые знания. Уточняющий вопрос учителя, вовремя поданная реплика, напоминание известного, облегчающее нахождение неизвестного, намёк на ответ, подсказка способствуют не только поддержанию интереса к игре на высоком уровне, но и улучшению авторитета самого учителя среди учеников.
20 При проведении игр учителю необходимо учитывать особенности и возможности каждого ученика класса. Если ученик отстает в обучении от классного коллектива, испытывает затруднения в каком-либо вопросе, отказывается выполнять правила или требования учителя, то, чтобы его заинтересовать, побудить активность, работоспособность, надо применить индивидуальный подход. Отсюда видно, что роль учителя является направляющей в проведении и организации исторических игр. Используя в своей работе все виды игровой деятельности, педагог имеет огромный арсенал способов организации учебно- познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией в обучении.
21 Критерием результативности опыта по повышению уровня формирования положительной мотивации к обучению через игровую деятельность в процессе преподавания истории у школьников с интеллектуальной недостаточностью является изменение диагностируемых показателей: положительной мотивации к изучению истории и доминирования учебных предпочтений. Результаты диагностики «Мой любимый предмет» также показали возросший интерес к данному предмету.
22 Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность работы педагога по повышению уровня формирования положительной мотивации к обучению через игровую деятельность в процессе преподавания истории у школьников с интеллектуальной недостаточностью, в основе которой находится игровая деятельность, позволяющая решать различные педагогические задачи в форме, наиболее доступной и привлекательной для детей с особыми образовательными потребностями.
23 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.