Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.raai.org
1 Дмитрия Александровича Поспелова Образный мир Совместное заседание Секции кибернетики ЦДУ и Российской ассоциации искусственного интеллекта © Б.А. Кобринский
2 Всегда волновала Д.А. Поспелова проблема восприятия многообразия миров: Повторяющих онтологии реального мира Моделирующих «чистое пространство форм» (онтологии мира теории чисел по Зенкину) Воспроизводящих онтологии фантастических миров (виртуальный мир волшебной сказки)
3 Картина мира в видении Д.А. Поспелова предполагает стремление передать впечатления, подобно импрессионизму, и ощущения, сплавленные с нестандартными идеями.
4 Д.А. нередко помещает героев в разнообразные ситуации в виртуальных мирах, как подчиняющиеся привычным законам, так и их игнорирующие. Но всегда это обусловлено мыслью показать какие-то необычные стороны жизни, достигнуть того, что невозможно при классическом пространственно- временном решении.
5 Первая, опубликованная в 1997 году, книга рассказов Поспелова получила название «Знак Водолея». Нельзя не вспомнить, что Водолеев отличает поистине безграничный интерес к любым аспектам жизни. Мужчинам-Водолеям обычно удается сочетать романтический взгляд на мир с реализмом. Они наделены любознательностью и неутомимостью в познании мира. Значительная часть того, что приписывается Водолеям, относится к дорогому Д.А. Поспелову.
6 «Знак Водолея» – при чтении рассказов мне видится двойной смысл в этом названии. Первый обусловлен стремлением к познанию неизвестного. Второй связан с посланцами из космоса, бывшими на нашей земле в прошлом и с тем, что знак Водолея в астрологии указывает на грань перехода в новую космическую эпоху.
7 Художественные произведения Д.А. охватывают широкий круг проблем, в них отражается окружающая действительность и трансграничный поиск неведомого. В философском плане он как бы продолжает линию Лосева по проблеме мифа, символа и художественного образа..
8 Видение необычного в окружающем в рассказе «Облако»: «На каменных «холстах» царили крылатые фигуры, вызывающие в памяти серафимов на христианских иконах». А на вершине горы камни разнообразной формы и размеров были покрыты изображениями человеческих лиц: «Эти безмолвные лица с широко открытыми глазами и ушами, ловящими какую-то важную для них информацию, выражали целую гамму чувств от беспокойства и напряженного внимания до страха и гнева». Это место автор рассматривает как «дверь» между мирами.
11 В рассказе «Невосполнимая потеря» мы встречаем Пушкина в необычной ситуации, когда он, несколько пугаясь, начитывает на фонограф отрывок из «Евгения Онегина». Его невольный испуг порождает неожиданный мысленный образ поэта. Но этого мало. Прокручивая рассказ в уме, вспоминаешь о скорой гибели Александра Сергеевича, бывшего, как известно, суеверным человеком. Тем более, что Поспелов упоминает ещё и эпизод с пролитым Пушкиным во время обеда маслом, после чего поэт говорит: «Ну, я на свою голову».
12 Сочетание открытий и несчастий в сравнительно небольшом рассказе, однако, на этом не заканчивается. Казалось бы, такая удача, запись удалось обнаружить через сто с лишним лет, но начавшаяся война вносит свои коррективы. Фашистская бомба стирает с лица земли дом, в котором находился уникальный аппарат с записью голоса Пушкина, который удалось услышать 21 июня 1941 года. Так пересекаются в рассказе столетия и виртуальность внедряется в традиционную для XIX и XX веков обстановку. Такой образный мир, объединяющий историю литературы и техники, строит Д.А. Поспелов.
13 Метафора, мифотворчество, сказка всегда интересовали и интересуют Поспелова как носители сгустков определенных идей, принципов добра, хранителей истории человечества. Книги Д.А. – это ещё один мир культуры. Рассказы и стихи несут внутреннюю энергию, перенося в мир переживаний его героев. Человек пытается проникнуть в сопредельный мир.
14 Человека волнует и прошлое, и будущее. Новые открытия как будто позволяют проникнуть во времена эллинизма. Любовь человека преодолевает время и ортогональные миры, позволяя встретиться влюбленным в виртуальном пространстве, а потом одному из них перейти из мира нынешнего в мир Древней Греции. Но автор тут же захлопывает как будто найденную им дверь.
15 Жизнь полна случайностей и она дважды сталкивает мальчика Диму и молодого научного сотрудника Дмитрия Поспелова с нетривиальным художником Петром Фатеевым. У кого-то эти встречи могли состояться и забыться. Но не у Д.А. Его не могла не привлечь философия художественной группы, принявшей имя Амаравелла, одним из видных представителей которой был Фатеев.
16 Однозначного толкования слова Амаравелла не существует, но на санскрите оно означает нечто подобное «энергии творческого характера». Одновременно Д.А. отмечает, что в семантике этого слова присутствуют такие понятия, как «излучение», «пространство», «океан». Это очень характерно для характеристики специфической, притягивающей живописи П.П. Фатеева, и одновременно для творчества Д.А. Поспелова.
17 Художественные образы Фатеева и художников его круга, как и герои рассказов Поспелова, обладают огромной энергетикой, вызывают явственный эмоциональный отклик и, как океан, расширяют горизонт нашего видения.
18 Книга о творчестве мистического художника Петра Фатеева позволяет погрузиться в мир мало известного в российском искусстве направления. Интуицию и образность подчеркивает Д.А. у Фатеева. Ему близко удивительное для художественного цикла название: «Опыт интуитивного построения иного мира по ассоциациям старого». Интуиция как особая форма восприятия действительности близка Поспелову.
19 Д.А. сравнивает картины этого цикла с застывшей музыкой, предлагая еще одну параллель между двумя внутренне близкими видами искусства, в восприятии которых присутствуют визуальные и мысленные псевдозрительные образы. Подчеркивает философский смысл, незримо присутствующий в цикле фатеевских картин, посвященных жизни Заратустры.
20 Произведения Поспелова, как и картины любимого им Фатеева, заставляют думать, искать ответов вне привычных понятий. Наука, искусство, философия и мистическая компонента, присутствующие в произведениях Д.А., втягивают читателя в неведомые дали.
21 Сходство фотографий, сделанных в околопланетном пространстве, с красками и динамикой линий в серии фатеевских картин х годов, названных космической сюитой, – это еще одна интуитивно-образная компонента в книге «Амаравелла», созвучная внутреннему миру Д.А.
22 Д.А. Поспелов не чужд тому, что считается научной фантастикой, иногда на грани с мистикой, что роднит его с Фатеевым. Хотя кто знает, где кончается реальность и начинается то, что находится за ее границами. Нельзя исключить, что исходным пунктом обращения к реальным, полуреальным и фантастическим мирам для Д.А. явился образный круг художника Петра Фатеева, его эстетические, космогонические и философские представления.
23 Размышляя о будущем и рассматривая оттуда настоящее как прошедшее, задумываясь об образах, наполняющих нашу жизнь, Д.А. задает нам философский вопрос: Что вспомним мы в тяжелую, глухую Минуту жизни, ждущую вдали? И стоит ли пытаться не забыть Те сказочные длинные минуты, Что кратны сотням будничных часов? И есть ли малый смысл Себя тревожить миражом прошедшим?
24 Многообразие миров, виртуозное построение сюжетов, неожиданные переходы в виртуальную реальность сплавлены в рассказах Д.А. Можно с уверенностью говорить, что речь идет о своеобразном реально- виртуальном, полумистическом направлении в российской литературе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.