Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемps-rgsu.narod.ru
1 Душа в христианском представлении Подготовила: Гончарова Дарья Студентка 2-го курса теологии
2 Наиболее значимые источники: Евангелие, послания ап.Павла,псалтирь
3 "Итак, душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому телу жизнь и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум, не иной по сравнению с ней самой, но чистейшую часть ее, независимая и одаренная способностью желания, также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею...» Иоан Дамаскин
4 Многие отцы Церкви различают в душе разум и ум (λογικήν και νοεράν)43. Как поясняет митр. Иерофей, "ум связан с Богом и принимает энергии Бога, в нем открывается Бог, разум же, как действие, это та способность, которая формирует и выражает опыт ума
5 Свобода царский дар Бога человеку, является неотъемлемой частью его души. "Бог от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его" (Сирах 15:14). Свобода отличает человека от животного: "Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчается, потому что кротость ее происходит не от свободы, но от природы"
6 Бессмертие человеческой души относительно. Душа бессмертна по благодати. «ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:58),
7 Все святые отцы выделяют в душе разумную, раздражительную и вожделевательную способности. «Мыслительною силой ищем мы знать, что благо, желательною вожделеваем познанного благо, а деятельною подвизаемся и боремся из-за него»48. Однако, используемые не по назначению, эти же части души могут склоняться к страстям, тогда «желательная часть души движется на утехи, наслаждения, удовольствия мира сего, … раздражительная часть души озверяется и рассвирепевает против однородных себе людей, …умовая часть души надымается в тщеславии и гордости»
8 Творение души Торжествует доктрина, согласно которой, «не было ни тела прежде души, ни души прежде тела» Душа и тело вместе зачинаются и совершенствуются.
9 ТЕЛО И ДУША Человек являет собой единство духовного и материального миров, сочетая в себе душу и тело. «Человеком же называется то, что составляется из них обоих, а Бог призвал к жизни и воскресению человека, то не часть его призвал, но всего целиком, то есть и душу, и тело»
10 Очень важно для нас прояснить еще один вопрос, разобранный отцами Церкви, о взаимодействии души и тела. Современная медицина и психология все больше подчеркивают связь болезней с душевными расстройствами, для чего появился даже особый термин – психосоматические заболевания. Оказывается, о такой взаимосвязи всегда знала христианская аскетика. «Рассмотри, какая сила сообщается телу душой, и какое сочувствие возвращается от тела к душе: как тело приемлет жизнь от души, и душа приемлет болезненные ощущения от тела» (свт. Василий Великий)
11 Местонахождение души. Этот вопрос поднимался мудрецами еще до возникновения христианства. Античная мудрость помещала душу человека в мозгу, иудейская традиция – в сердце (и в крови, отсюда такие строгие ветхозаветные запреты на употребление крови в пищу58). Удивительным образом христианство соединило в себе два этих учения – в Евангелии есть такой отрывок: «из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15:19). 59Получается, что человек наделен умным сердцем, которое может и болезновать от сочувствия, и гневаться, и, о чем твердят большинство эстрадных песен, любить. Святой Макарий пишет о сердце следующее: «Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ведь и все помыслы души – в сердце»60. Несмотря на то, что сердце является средоточием души, она разлита по всему телу, или же, словами свт. Григория Нисского, «тело пребывает в ней и нет части, освещенной ею, в которой она не присутствовала бы целиком»
12 Святые отцы однозначно утверждают, что образ Божий сокрыт в душе человека. Преп. Фалассий говорит: «как дело Божие – управлять миром, так дело души – править телом»62. Свт. Григорий Палама в своих «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» сопоставляет душу в ее отношении к телу и Бога в Его отношении ко всей твари. Если в макрокосмосе правит Бог, в микрокосмосе теле человека должна править душа.
13 Сотворчество как реализация личности. Человек, созданный по образу Творца, приобрел этим способность к сотворчеству. Личность – это дар Божий, который должен быть реализован посредством талантов.
14 Определить призвание человека не может никто, кроме самого человека. В этом проявляется наша свобода и разнообразие каждый раз. Каждый раз, когда человеку навязывают свое видение мира, ущемляют его индивидуальность и могут заглушить реализацию его личностного потенциала
15 «Свобода означает разнообразие, инаковость. Поскольку каждый из нас свободен, каждый выражает Божественный образ собственным, уникальным и неповторимым путем. И каждый, будучи уникальным, обладает тем самым бесконечной ценностью. Он цель, а не просто средство для достижения некоей цели»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.