Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемminobr.org
1 Всероссийский конкурс «Гуляй, масленица!» Номинация «История праздника» (появление праздника в России, традиции и т.п.) Выполнила: Бокова Света 7 «Б» класс Руководитель: Гончарова Галина Васильевна МКОУ Давыдовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Воронежская область Лискинский муниципальный район 2012
2 Масленица - это праздник, оканчивающий зиму и провозглашающий наступление весны. Это яркий, сродни карнавалу, праздник со сложившимися вековыми традициями и обрядами, имеющими древне-славянскую символику, связанную с национальными особенностями. Иностранных очевидцев, наблюдавших празднование русской Масленицы, например 300 лет назад, изумляло изобилие приготовлявшихся блюд : «В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах ». А еще восхищали народные игрища, напоминавшие иностранцам итальянский карнавал. Это яркий, сродни карнавалу, праздник со сложившимися вековыми традициями и обрядами, имеющими древне-славянскую символику, связанную с национальными особенностями. Иностранных очевидцев, наблюдавших празднование русской Масленицы, например 300 лет назад, изумляло изобилие приготовлявшихся блюд : «В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах ». А еще восхищали народные игрища, напоминавшие иностранцам итальянский карнавал.
3 Название масленицы Между славянскими племенами масленица позывается различно: у словаков fasanek, у бегемцев musopust, у поляков zapust, у сербов была неделя; у русских называется мясопустом, мясопустною неделею, сырную неделею и масленицею. Все эти названия означают одно и тоже. По причине рождения от мясо произошло название- мясопуста; от употребления сыра- сырной недели; от повсеместного употребления масла- масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. Между славянскими племенами масленица позывается различно: у словаков fasanek, у бегемцев musopust, у поляков zapust, у сербов была неделя; у русских называется мясопустом, мясопустною неделею, сырную неделею и масленицею. Все эти названия означают одно и тоже. По причине рождения от мясо произошло название- мясопуста; от употребления сыра- сырной недели; от повсеместного употребления масла- масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом.
4 В наших святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время ничего не едят из мясного; рыбы, молока, яйца и сыр есть вообще для всех. Употребительнейшее и обыкновенное название этой недели по всей России известно под названием масленицы. В наших святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время ничего не едят из мясного; рыбы, молока, яйца и сыр есть вообще для всех. Употребительнейшее и обыкновенное название этой недели по всей России известно под названием масленицы.
5 В течение масленицы все состояния увлекаются разгульной жизнью и забавами; почему она в северо- восточной России называется в простонародии честною масленицею, а на западе широкую масленицею. Она начинается встречею в понедельник; с середины недели идёт разгул масленицы; в широкий четверг все спешат угощать друг друга; наконец, следуют прощальные дни: суббота и воскресенье. В течение масленицы все состояния увлекаются разгульной жизнью и забавами; почему она в северо- восточной России называется в простонародии честною масленицею, а на западе широкую масленицею. Она начинается встречею в понедельник; с середины недели идёт разгул масленицы; в широкий четверг все спешат угощать друг друга; наконец, следуют прощальные дни: суббота и воскресенье.
6 ИЗ ИСТОРИИ Начало введения масленицы современно у нас принятию христианской веры. В Несторовой летописи при описании мировой язвы в Киеве, под 1090год, в первый раз упоминается мясопуст. Начало введения масленицы современно у нас принятию христианской веры. В Несторовой летописи при описании мировой язвы в Киеве, под 1090год, в первый раз упоминается мясопуст. Название сырной недели и масленицы мы не встречаем в наших летописях ранее 16 века. Название сырной недели и масленицы мы не встречаем в наших летописях ранее 16 века.
7 ОБЫЧАИ. Как в старину, так и ныне главное угощение на масленицы состоит в блинах. Во всю неделю пекут из гречневой или пшеничной муки блины на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь обьём сковороды; блины же, не более как с чайное блюдечко, тонкие, лёгкие и большею частью на молоке и яйцах, из одной пшеничной муки, называются оладьями. Как в старину, так и ныне главное угощение на масленицы состоит в блинах. Во всю неделю пекут из гречневой или пшеничной муки блины на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь обьём сковороды; блины же, не более как с чайное блюдечко, тонкие, лёгкие и большею частью на молоке и яйцах, из одной пшеничной муки, называются оладьями.
8 . В богатых домах подают к блинам жидкую икру. В Малороссии и смежных с нею местах пекут такие же блины и сверх того готовят вареники. Блины подаются по всюду горячими, простывшие теряют своё достоинство. Есть блиноманы, которые едят такие горячие, что обжигают язык и рот, но масло смягчает их обжогу.. В богатых домах подают к блинам жидкую икру. В Малороссии и смежных с нею местах пекут такие же блины и сверх того готовят вареники. Блины подаются по всюду горячими, простывшие теряют своё достоинство. Есть блиноманы, которые едят такие горячие, что обжигают язык и рот, но масло смягчает их обжогу.
9 Русский с чисто сердечной простотою предаётся всяким потехам: скачет и пляшет, шумит и смеётся над скряжническою жизнью, гуляет в городе и вне города, поет и выводит на роже радостную песню, сорят деньгами, опоражнивает бокалы с вином - тогда ему море по колено и хоть трава не рости. Русский с чисто сердечной простотою предаётся всяким потехам: скачет и пляшет, шумит и смеётся над скряжническою жизнью, гуляет в городе и вне города, поет и выводит на роже радостную песню, сорят деньгами, опоражнивает бокалы с вином - тогда ему море по колено и хоть трава не рости.
10 Всякое сословие пирует по-своему: потому иные проводят время в маскирование, плясках и шумных пирушках, другие, с меньшими требованиями к роскоши и светскому приличию, катаются с ледяных гор на саначках-самокаточках или на лубках, качаются на разнозатейливых качелях и веселятся по-русски, припеваючи. Всякое сословие пирует по-своему: потому иные проводят время в маскирование, плясках и шумных пирушках, другие, с меньшими требованиями к роскоши и светскому приличию, катаются с ледяных гор на саначках-самокаточках или на лубках, качаются на разнозатейливых качелях и веселятся по-русски, припеваючи.
11 Последние два дня на сырной недели ( суббота и воскресенье) одни из приличия, другие по набожности посвящают на спрашивание друг у друга прощения. Встретясь, даже на улице, они целуются, говорят: « Прости меня в чём я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делам или словам». - « Бог тебя просит и Божья Матерь»,- отвечает ему другой. И в знак примирения целуются. Люди высшего сословия не стыдятся ездить тогда к своим врагам и мириться с ними. Иностранец Альберт Кампензе, описывая религию русских в начале 16 века, замечает, что они гораздо лучше следуют учению Евангеля, нежели католики. Эта похвальная черта не истребилась дольше у нас. Последние два дня на сырной недели ( суббота и воскресенье) одни из приличия, другие по набожности посвящают на спрашивание друг у друга прощения. Встретясь, даже на улице, они целуются, говорят: « Прости меня в чём я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делам или словам». - « Бог тебя просит и Божья Матерь»,- отвечает ему другой. И в знак примирения целуются. Люди высшего сословия не стыдятся ездить тогда к своим врагам и мириться с ними. Иностранец Альберт Кампензе, описывая религию русских в начале 16 века, замечает, что они гораздо лучше следуют учению Евангеля, нежели католики. Эта похвальная черта не истребилась дольше у нас.
12 В воскресенье вечером совершаются проводы масленицы, и после ужина заключают ее в некоторых местах катаньям на санях почти до полночи, самое лучшее и разгульное катанье - в запряженных лошадью санях. Бабы и девки, мужики и парни, усевшиеся около 15 человек в сани, разъезжают с колокольчиком при пении разнообразных песней. В воскресенье вечером совершаются проводы масленицы, и после ужина заключают ее в некоторых местах катаньям на санях почти до полночи, самое лучшее и разгульное катанье - в запряженных лошадью санях. Бабы и девки, мужики и парни, усевшиеся около 15 человек в сани, разъезжают с колокольчиком при пении разнообразных песней.
13 Маскарад и санное катанье, данное Петром I.
14 Петр I насмехаясь над многими своенравными и застарелыми обыкновениями, изображал их часто в потемных забавах. Масленица в Москве (1722г). В четвертый день масленицы начался большой поезд из Всесвятского села. Там было заготовлено множество вида и величины морских судов, и все они поставлены были на сани, которые были запряжены зверями. По знаку, данному ракетою, флот двинулся и потянулся к тверским воротам пестрыми рядами. Шествие началось истукарем, ехавшим на больших санях, в шесть лошадей гуськом. Лошади брянцали, бубенчиками и побрякушками. Петр I насмехаясь над многими своенравными и застарелыми обыкновениями, изображал их часто в потемных забавах. Масленица в Москве (1722г). В четвертый день масленицы начался большой поезд из Всесвятского села. Там было заготовлено множество вида и величины морских судов, и все они поставлены были на сани, которые были запряжены зверями. По знаку, данному ракетою, флот двинулся и потянулся к тверским воротам пестрыми рядами. Шествие началось истукарем, ехавшим на больших санях, в шесть лошадей гуськом. Лошади брянцали, бубенчиками и побрякушками.
15 На других санях сидел Зотов. Он был одет в длинную из красного бархата епанчу, подбитую горностаем; в ногах его сидел на бочке пьяный Бахус; за ним ехал шут в санях, запряжённых четырьмя свиньями. На других санях сидел Зотов. Он был одет в длинную из красного бархата епанчу, подбитую горностаем; в ногах его сидел на бочке пьяный Бахус; за ним ехал шут в санях, запряжённых четырьмя свиньями. После двинулся флот с Нептуном на колеснице и трезубцем в руках; колесницу его везли две серены. За ним ехал князь- кесарь Ромодановский на большой лодке, запряжённой двумя живыми медведями. Кесарь был в порфире и с княжескою короной на голове. Потом шёл 88- пушечный корабль с тремя мачтами и полным вооружением: его везли 16 лошадей. Сам государь сидел в нем, в одежде флотского капитана, окружённой генералами и офицерами. После двинулся флот с Нептуном на колеснице и трезубцем в руках; колесницу его везли две серены. За ним ехал князь- кесарь Ромодановский на большой лодке, запряжённой двумя живыми медведями. Кесарь был в порфире и с княжескою короной на голове. Потом шёл 88- пушечный корабль с тремя мачтами и полным вооружением: его везли 16 лошадей. Сам государь сидел в нем, в одежде флотского капитана, окружённой генералами и офицерами.
16 За кораблем ехала гондола; в ней сидела государыня в одежде ост-фрисланской крестьянки; её окружали знатные и придворные дамы и кавалеры в аравийских одеждах. За кораблем ехала гондола; в ней сидела государыня в одежде ост-фрисланской крестьянки; её окружали знатные и придворные дамы и кавалеры в аравийских одеждах. За гондолою тянулась неугомонная обитель: так назывались маскарадные шуты: они сидели в разных смешных положениях, в широких длинных санях, которые нарочно были сделаны наподобие драконовой пасти. Шуты были наряжены журавлями, лебедями, лисицами, волками, медведями, и огненными змеями. За гондолою тянулась неугомонная обитель: так назывались маскарадные шуты: они сидели в разных смешных положениях, в широких длинных санях, которые нарочно были сделаны наподобие драконовой пасти. Шуты были наряжены журавлями, лебедями, лисицами, волками, медведями, и огненными змеями.
17 Пестрое разновидное шествие, изумлявшие и забавлявшие жителей, шло в Кремль и сюда уже прибыло вечером, при пушечных выстрелах. Пестрое разновидное шествие, изумлявшие и забавлявшие жителей, шло в Кремль и сюда уже прибыло вечером, при пушечных выстрелах. Следующие три дня были проведены в угощениях и весельях. Участвовавшие в этом маскараде переменяли на себе платья по несколько раз в день. Последний день заключался в сожжении богатого фейерверка. Следующие три дня были проведены в угощениях и весельях. Участвовавшие в этом маскараде переменяли на себе платья по несколько раз в день. Последний день заключался в сожжении богатого фейерверка.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.