Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.innovation-mogilev.by
1 Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности Нечепуренко Ю.В. Учреждение Белорусского государственного университета «Научно-исследовательский институт физико-химических проблем», г. Минск, Республика Беларусь © Нечепуренко Ю.В., 2008 г. Могилев, 27 июня 2008 года
2 Вопросы: 1.Определение интеллектуальной собственности 2.Необходимость управления ИС на предприятии 3.Краткий анализ мировых тенденций влияния ИС на экономику ведущих стран мира. 4.ИС и инновационный процесс 5.Коммерциализация ОИС. Основные формы передачи прав на ОИС 6.Проблемы, связанные с коммерциализацией ОИС 7.Система управление ИС на корпоративном уровне 8.Охрана коммерческой тайны
3 Интеллектуальная собственность (определение): ГК РБ (Раздел V): Интеллектуальная собственность – исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности ВОИС: «…в самом широком смысле интеллектуальная собственность означает закрепленные законом права, которые являются результатом интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях»
4 Классификация объектов интеллектуальной собствености В соответствии с ГК РБ (ст. 980) к объектам ИС относятся: 1) результаты интеллектуальной деятельности: произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; нераскрытая информация, в т.ч секреты производства (ноу- хау); 2) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг: фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; географические указания
5 Законодательство Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности Включает около 300 нормативных правовых актов различного уровня: международные договоры и соглашения, участником которых является Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь, кодексы и законы Республики Беларусь декреты и указы Президента Республики Беларусь постановления Правительства Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Верховного Суда, НБ РБ нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления
6 Портал Межвузовского центра маркетинга НИР Министерства образования Республики Беларусь: Раздел «Интеллектуальная собственность»
8 5. Методические рекомендацииРекомендации по управлению ИС 6. СсылкиОрганизации сферы ИС Периодические издания сферы ИС Официальные издания патентных ведомств Полезные ссылки в сфере ИС Патентные поверенные Республики Беларусь Консультационные пункты Республики Беларусь
9 Инновационная активность предприятий Республика БеларусьГоды Доля инновационно активных промышлен- ных предприятий 13,913,613,014,116,3 Удельный вес иннова- ционной продукции, % 9,310,511,915,214,8 В странах ЕС-27 в гг. – 42 % Германии – 65%, Австрии – 53 %, Дании, Ирландии, Люксембурге, Исландии – 52 %, Бельгии – 51 %, Швеции – 50 %, Эстонии – 49 %
10 Рейтинг стран по индексу GCI СтраныГоды США16222 Швейцария21887 Дания34454 Швеция43333 Германия Финляндия62111 Сингапур75676 Япония Великобритания Нидерланды
11 Количество патентных заявок и зарегистрированных патентов СтранаПатентные заявки на изобретения Япония США Китай Корея СтранаЗарегистрировано патентов США Япония Корея Германия
12 Количество патентных заявок в странах СНГ, Балтии и Вост. Европы (нац. процедура) СтранаПатентные заявки на изобретения Армения Беларусь Венгрия Казахстан Латвия Литва Польша Российская Федерация Украина Чехия
13 Количество зарегистрированных патентов в странах СНГ, Балтии и Вост. Европы (нац. процедура) Страна Зарегистрировано патентов Армения Беларусь Венгрия Казахстан Латвия Литва Польша Российская Федерация Украина Чехия
14 Страна Беларусь0,960,931,141,151,27 Великобритания-3,393,353,122,89 Венгрия0,910,840,750,740,70 Германия6,406,266,365,885,87 Дания3,303,383,303,413,05 Казахстан1,07 1,131,171,02 Китай0,240,310,440,510,72 Корея15,4515,9618,7421,7325,12 Российская Федерация1,701,641,741,611,67 США6,236,406,516,477,03 Украина0,370,330,340,860,75 Финляндия4,614,163,823,863,50 Чехия0,560,510,610,600,57 Япония30,4829,0828,5128,9328,88 Коэффициент изобретательской активности, на 10 тыс. чел.
15 Количество патентов, полученных резидентами, на 1 млн. чел. Страна Беларусь39,254,888,779,685,8 Казахстан83,297,591,894,3101,7 Украина22,435,738,535,346,2 Российская Федерация 94,9104,9143,6133,9137,0 Китай4,24,68,814,015,8 Корея457,7629,1633,3728,61098,2 США307,3302,3302,7287,6252,4 Швеция214,8236,3249,4277,7167,1 Япония862,0854,0871,2883,7871,8 Чехия23,5 25,328,634,2
16 Использование ОПС на территории РБ и их патентование за рубежом в гг. ГодыИспользование ОПС в Республике Беларусь Патентование ОПС за рубежом ИПМПОИПМПО
17 Регистрация лицензионных договоров и договоров уступки в гг. Показатели Годы Лицензион- ные догово- ры и догово- ры уступки, всего Договоры об уступке патентов на изобретения Нет дан ных Лицензион- ные догово- ры о переда- че права на использова- ние изобрете- ния Нет дан ных
18 Интеллектуальная собственность и экономика Удельные экономические показатели: : 6-8 : 1 Индустриально- развитые страны Средне- развитые страны Экономически отсталые страны
19 Интеллектуальная собственность и экономика В 2001 г. страны с высоким доходом, в которых проживало 15,6 % населения, концентрировали 92,4 % заявок на патенты присваивали 98,5 % интеллектуальной квазиренты
20 Интеллектуальная собственность и инновационный процесс НИРОК(Т)Р Освоение в производстве Распростране- ние на рынке Открытия, изобретения Изобретения, полезные модели, промышлен- ные образцы Промышленные образцы, товарные знаки Все виды ОПС
21 ИС – основа развития высокотехнологичного сектора экономики Объем рынка высоких технологий - 2,5-3 трлн долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов Доля высокотехнологичного сектора в экспорте развитых стран в 2004 г. в США составляла 27%, Японии – 22,8%, ЕС-25 – 18,2%. Реализация наукоемкой продукции дает высокую прибыль. Ежегодно объемы ее экспорта приносят США около 700 млрд долл., Германии – 530 млрд долл, Японии – 400 млрд долл. За счет высокотехнологичных секторов экономики в США было достигнуто почти 50% прироста производительности труда, в Великобритании, Канаде, Германии, Японии – свыше 30%, во Франции и Италии – 25%. В общей добавленной стоимости, созданной в промышленности в 2004 г., доля добавленной стоимости в высокотехнологичном секторе составляла: в Ирландии – 30,6%, Финляндии – 24,9%, США – 23%, Японии – 18,7%, в ЕС-25 – 12,7 %, ЕС-15 – 14,1%
22 Базовые стратегии бизнеса: стратегия защиты; стратегия нападения; стратегия формирования уставного капитала предприятия; стратегия создания имиджа организации; стратегия финансово-хозяйственной деятельности, а также их комбинация Управление ИС на корпоративном уровне
23 Правовая охрана ОИС необходима для: Защиты выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках Обеспечения патентной чистоты продукции на внешних рынках Подготовки к вступлению РБ в ВТО Управление ИС на корпоративном уровне
24 Патентование резидентами Республики Беларусь за рубежом гг. 49 патентов - в США, 6 патентов - в Японии 9 патентов - в Европейском патентном ведомстве В гг. резиденты РБ получили 100, 85 и 96 патентов на изобретения в Российской Федерации
25 Международная регистрация товарных знаков предприятий Беларуси за рубежом ОАО «Белшина» - регистрация ТЗ в 59 странах РУП «Минский тракторный завод» - в 58 странах СП ЗАО «Милавица» - в 38 странах ЗАО «Атлант» - в 28 странах РУП «БелАЗ» - в 26 странах (по состоянию на г.)
26 Схема работы высокотехнологичной компании Западная компания: правовое пространство исключительных правпилотные НИОКРединичный образец высокотехнологичной продукциимаркетинговые исследованияформирование нового сектора наукоемкого товарного рынкаактивная конкурентная борьба на рынках наукоемкой продукции Отечественная компания: полномасштабные НИОКР с привлечением крупных инвестицийорганизация мелкосерийного производствавыход на товарный рынок наукоемкой продукциипродажа единичных образцов новой продукциипопытка защитить проданные образцы единичными патентамисдача позиций на товарных рынках
27 Нематериальные активы ОтрасльДоля НМА в активах Финансовые услуги, Нефтяная отрасль, Информационные технологии 70-80% Фармацевтическая промышленность 60% Автомобилестроение 50% Республика Беларусь - менее 0,5% (в промышленности 0,16-0,27%)
28 Топ-10 компаний-лидеров по числу патентов в США в 2005 году МестоКомпанияЧисло патентов 1IBM2941 2Cannon1828 3Hewlett-Packard1797 4Matsushita Electric1688 5Samsung Electronics1641 6Micron Technology1561 7Intel1549 8Hitachi1271 9Toshiba Fujitsi1154
29 Топ-10 компаний-лидеров по числу заявок в ЕПВ в гг. КомпанияЧисло заявокМесто в рейтинге Philips Siemens Samsung Matsushita LG Electronics Sony Bosch Microsoft Fujitsi BASF
30 Стоимость некоторых известных брэндов, млрд долл. КомпанияГоды Coca-Cola, USA70,467,467,567,065,3 Microsoft, USA65,261,459,956,958,7 IBM, USA51,853,853,456,257,1 General Electric, USA42,344,147,048,951,6 Nokia, Finland29,424,026,530,133,7 Toyota, Japan20,822,724,827,932,1 Intel, USA31,133,535,632,331,0 McDonalds, USA24,725,026,027,529,4 Desney, USA28,027,126,427,829,2 Mercedes, BRD21,421,320,021,823,6
31 В ы в о д ы принципы построения наукоемкого бизнеса, используемые отечественными предприятиями и организациями, не оптимальны и существенно отличаются от бизнес- технологий, реализуемых высокоразвитыми странами; в ближайшее время отечественные предприятия должны освоить технологию формирования крупных портфелей исключительных прав, в противном случае конкурентная борьба с ТНК и высокотехнологичными компаниями будет проиграна; отечественные высокотехнологичные компании должны самым активным образом противодействовать монополизации внутренних товарных рынков страны зарубежными ТНК, используя для этого национальное антимонопольное законодательство, технологии эффективной патентной защиты крупных секторов отечественного товарного рынка, а также новейшие брэндинговые и Интернет- технологии; стратегические задачи формирования наукоемкого бизнеса в Беларуси должны решаться на уровне международных стандартов, применяемых ведущими высокотехнологичными компаниями; при решении проблемы привлечения инвестиций необходимо в большей степени ориентироваться на изучение влияния исключительных прав на наукоемкий бизнес и на возможности управления этим бизнесом; одним из важнейших видов стратегии отечественных производителей должно быть наращивание нематериальных активов для последующей их трансформации в инструмент исключительных прав
32 Основные способы введения ОИС в гражданский (экономический) оборот: использование для собственных нужд (в собственном производстве) передача прав на использование по лицензионным договорам формирование уставного капитала юридического лица залог прав уступка прав
33 Предварительные условия введения ОИС в гражданский оборот : документальное установление факта создания ОИС установление собственника прав на ОИС оценка его стоимости постановка на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива
34 Права на использование ОИС могут принадлежать: физическому лицу (автору, работнику) юридическому лицу (предприятию, организации, в которой создан ОИС) лицензиару – физическому или юридическому лицу, которое приобрело право на использова- ние ОИС по лицензионному или авторскому договору государству в лице государственного заказчика смешанная (совместная) собственность
35 конец 1980-х г. – 32 млрд. долл г. – 130 млрд. долл г. – около 150 млрд. долл. Среднегодовой прирост – 10-12% 80 % – внутрифирменная торговля Объем торговли лицензиями на объекты ИС:
36 Правовой формой использования ОИС заинтересованными лицами являются: договоры об уступке прав лицензионные договоры авторские договоры
37 Виды лицензионных договоров По объему передаваемых прав лицензии подразделяются на: неисключительные (простые) исключительные полные По способу правовой охраны лицензии могут быть: патентными (на запатентованные ОПС) беспатентные (незапатентованные решения, ноу-хау, техническая документация и т.п.)
38 Структура лицензионного договора преамбула (указываются наименования договаривающихся сторон) определение терминов, используемых в тексте предмет договора техническая документация усовершенствования и улучшения гарантии и ответственность техническая помощь в освоении продукции платежи (паушальный, роялти, комбинированные) сборы и налоги информация и отчетность обеспечение конфиденциальности защита передаваемых прав реклама разрешение споров срок действия договора и условия его расторжения прочие условия
39 Приложения к лицензионному договору перечень патентов и патентных заявок перечень ноу-хау перечень технической документации перечень специального оборудования гарантированные технико-экономичес- кие показатели условия оказания технической помощи
40 Рамочные условия для осуществления эффективной инновационной деятельности: уровень финансирования НИОКР объем внутренних и внешних инвестиций в инновации наличие развитого рынка научно-технической продукции развитая инновационная инфраструктура эффективная система стимулирования создания инноваций и продвижения их на рынок наличие квалифицированных кадров, способных обеспечить управление инновационными проектам, включая управление ИС
41 Расходы на НИОКР в год ОЭСР – млрд долларов в т.ч. США – млрд долларов ЕС – около 150 млрд евро Крупная ТНК – 2-8,5 млрд долларов Республика Беларусь – 82,5-204,9 млн долл.
42 Расходы на НИОКР, 2003 г. млрд. долларов США Microsoft – 7,8 Ford Motors Co. – 7,5 Pfizer – 7,1 Dimler Chrysler Ag. – 7,0 Toyota Motor Co. – 6,4 Simens – 5,9 General Motors Corp. – 5,7 IBM – 5,1 Sony Co. – 4,9 GlaxoSmithKline – 4,9
43 Расходы на НИОКР в расчете на душу населения В Республике Беларусь в гг.: выросли с 8,2 до 21,0 долл. США В 1999 г. в США – 892,1 долл., в Японии – 747,7 долл., в Германии – 580,2 долл., во Франции – 478,1 долл., в Канаде – 439,9 долл., в Великобритании – 427,6 долл.
44 Наукоемкость ВВП, % ОЭСР – 2,0-2,3 ЕС – 1,9-2,1 Швеция – 3,7-4,3 Финляндия – 3,3-3,5 Япония – 3-3,15 США – 2,6-2,8 Германия, Дания – 2,5 Республика Беларусь – 0,61-0,72 % (ОЭСР) – 0,71-0,81 (СНГ)
45 Факторы, препятствующие введению ОИС в гражданский оборот на макроуровне: В абсолютном выражении – на 1,5-3 порядка ниже, чем в странах ОЭСР и ЕС-15 В относительном выражении (наукоемкость ВВП): в 2,8 раза ниже, чем в странах ЕС-15 в 3,1 раза – по сравнению со странами ОЭСР в 4 раза – по сравнению с США в 5 раз – с Финляндией более чем в 6 раз – по сравнению со Швецией 1. Низкие внутренние затраты на НИОКР:
46 Факторы, препятствующие введению ОИС в гражданский оборот на макроуровне: 2. Неразвитый рынок научно-технической продукции: низкий уровень внутренних и внешних инвестиций для инновационно-инвестиционной деятельности малое количество создаваемых передовых производственных технологий ( в год) низкий технический уровень этих технологий (только 2 % принципиально новых; 8 % - новых за рубежом) существующие ограничения на законодательном уровне в части распоряжения правами на результаты НИОКР низкий спрос на результаты НИОКР со стороны предпринимательского сектора неразвитый рынок лицензионной торговли объектами ИС
47 Факторы, препятствующие введению ОИС в гражданский оборот на макроуровне: 3. Не сформирована эффективная система стимулирования создания инноваций и продвижения их на рынок: высокая налоговая нагрузка в научно-инновационной сфере высокий уровень налогообложения лицензионных платежей (более 40%) низкие стимулы для создателей (авторы и организации) требует совершенствования система распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности несовершенство законодательства в области оценки и бухгалтерского учета нематериальных активов
48 Факторы, препятствующие введению ОИС в гражданский оборот на макроуровне: Высокая налоговая нагрузка в научно-инновационной сфере Сфера деятельности Годы В целом по экономике 15,516,216,916,817,9 Промышленность17,818,719,119,019,7 Наука и научное обслуживание 22,520,922,624,825,5
49 Факторы, препятствующие введению ОИС в гражданский оборот на макроуровне: 4. Не развитая инновационная инфраструктура 5. Отсутствует эффективная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной сферы, включая подготовку менеджеров в области ИС
50 Блок-схема системы управления ИС в организации Управление ИС Организационная структура Нормативно-правовое обеспечение 1. Создание ОИС 2. Правовая охрана ОИС 3. Введение ОИС в граж- данский оборот 4. Защита прав на ОИС Анализ
51 Охрана коммерческой тайны Охрана (защита) коммерческой тайны – это комплекс правовых, организационных, технических, финансовых и иных мер, проводимых организацией с целью предотвращения хищения, умышленной передачи, уничтожения и несанкциониро- ванного доступа либо утечки этих сведений к конкуренту
52 Типичные каналы утечки сведений, составляющих коммерческую тайну: публикации в отечественных и иностранных изданиях договоры о выполнении НИОКР, договоры подряда партнеры по совместным работам любые формы международного сотрудничества экспонирование на отечественных и зарубежных выставках и иные формы рекламы передача документации и образцов устройств, веществ, программ для ЭВМ, ноу-хау, результатов НИР представителям иностранных фирм участие в конференциях, конгрессах, семинарах в нашей стране и за рубежом участие в конкурсах на получение грантов от иностранных и отечественных фондов
53 Типичные каналы утечки сведений, составляющих коммерческую тайну: деятельность сотрудников организаций в качестве сотрудников или консультантов иностранных и отечественных исследовательских центров, фирм, предприятий пребывание в лабораториях организации специалистов иностранных фирм, в т.ч. командированных, стажеров, аспирантов и студентов представление сведений о лучших разработках организации по запросам различных министерств, ведомств, агентств, ассоциаций, фирм, предприятий, фондов плохая организация учета, хранения и прохождения документов, образцов, других носителей информации обиженные сотрудники и т.п.
54 Алгоритм защиты конфиденциальной информации: определение объектов защиты выявление угроз и оценка их вероятности оценка возможного ущерба анализ эффективности применяемых мер защиты определение необходимых мер защиты (организационные, финансовые, юридические и др.) внедрение дополнительно принятых мер защиты с учетом установления приоритетов, доведение до персонала организации реализуемых мер осуществление контроля мониторинг и корректировка внедренных мер
55 Перечень внутренних документов в организации по охране коммерческой тайны: Положение по защите коммерческой тайны организации Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации Обязательство о неразглашении работником коммерческой тайны организации Положение о конфиденциальном делопроизводстве в организации Инструкция по защите конфиденциальной информации в информационной системе организации Положение о службе безопасности организации Положение о защите информации в отношениях с контрагентами Другие документы по мере необходимости
56 Спасибо за внимание © Нечепуренко Ю.В., 2008
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.