Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrags65.narod.ru
1 Экономическая стратегия в рыночном хозяйстве Д.э.н., профессор Кушлин В.И.
2 Вопросы: 1.Особенности экономической политики России на современном этапе. Возрастание роли стратегических подходов 2.Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование в управлении социально-экономическим развитием 3.Перспективы российской экономики в контексте общемировых тенденций
3 Государственное регулирование рыночной экономики: /Учебник Издание 3-е, перераб. и доп. Кушлин В.И – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2006.
4 Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально- экономического развития: Учебник. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2006, 427 с.
5 Нарастание интереса к проблемам стратегии: Президентские послания о необходимости планов и программ с долговременными горизонтами. Опыт реализации национальных проектов. Поручение о подготовке нового законопроекта о долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании. Появление реального проекта – Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации с горизонтом в 20 лет.
6 ЦЕЛИ СРЕДСТВА Время Пространство Экономическая стратегия- соотнесение целей и средств экономического развития во времени и пространстве в долгосрочном аспекте
7 Вопрос о субъекте стратегического планирования и управления в рыночной среде Роль корпораций, предпринимательских структур Государство как стратег в сфере экономического развития. В какой мере наше государство готово к этому?
8 О горизонте мышления руководства корпораций Горизонт технологического прогноза корпораций редко переваливает за лет (а у российских – 3-5 лет), тогда как фундаментальные исследования обещают экономически значимый результат через лет
9 Кристиан Кетелс, Майкл Портер. Конкурентоспособность: Экономике нужны ясные цели // Ведомости В результате проводимой экономической политики сложилась ситуация, когда российские компании делают крайне мало долгосрочных инвестиций в производственные мощности, конкурируют преимущественно за доступ к природным ресурсам и монопольным рынкам и так и не решили задачу создания более производительных производственных структур.
10 Стратегическое управление основные задачи и мероприятия Создание нормативных основ стратегического управления - Разработка и принятие ФЗ «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии» Программирование социально-экономического развития - Концепция социально- экономического развития до 2020 года и План мероприятий по ее реализации - Прогноз социально-экономического развития до гг. и Прогноз до 2050 года - Среднесрочный прогноз на годов Совершенствование инструментов проектного управления - Новая редакции Положения о ДРОНДах - Совершенствование программно- целевого метода (ДЦП, ФЦП, ВЦП) 3
11 Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской федерации (проект МЭРТ) Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.
12 Прогнозирование социально- экономического развития Прогноз на гг. Прогноз на гг. Прогноз до 2020 и до 2030 гг. Прогноз до 2020 и до 2030 гг. Прогноз до 2050 г. Прогноз до 2050 г. Неопределенность мировой конъюнктуры Инновационный фактор и эффект инвестиций в человеческий капитал Снижение энергоемкости и эффект роста тарифов естественных монополий Сценарии мировой динамики и роста российской экономики Технологическое развитие Демографические тенденции и эффект демографической политики Структурные сдвиги в экономике Развитие человеческого капитала: новый облик образования и здравоохранения Сценарии регионального развития 5 Долгосрочные демографические изменения и развитие пенсионной системы Долгосрочные сдвиги в энергетическом балансе Влияние экологии и климатических изменений
13 Среднегодовые темпы роста ряда показателей в РФ в гг. ВВП - 107,0 Индекс промышленного производства - 106,1 Индекс продукции сельского хозяйства - 103,7 Инвестиции в основной капитал - 113,0 Реальная начисленная среднемесячная заработная плата - 115,1 Оборот розничной торговли - 111,8 Индекс потребительских цен - 13,6
14 Среднегодовые темпы прироста ВВП в гг., % Мир в целом – 4 Россия – 7 США – 2,5 Еврозона – 2 Япония – 1,7 Китай – 9,9 Индия – 7,0
16 ВВП России (% к предыдущему году)
18 Внутренние затраты на НИОКР, в 2005 г. млрд.долл. по ППС Россия – 17,1 Китай – 115 Германия – 61,7 Корея – 31,6 США (2004 г.) – 312
23 Поставлен вопрос о необходимости кардинальной смены не только факторов экономического роста, но более широко – механизма экономического развития – перехода на инновационный социально-ориентированный путь развития. Из проекта Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации
24 В ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО ГОДОВ рассмотрены варианты: Сценарий инерционного развития: Среднегодовые темпы роста ВВП в годах не превысят 4 процентов Сценарий энерго-сырьевого развития: Экономика может развиваться темпом 5-6% в год Сценарий инновационного развития Экономика выходит на траекторию устойчивого роста с темпом около 6,5% в год
25 Инновационность расширенного воспроизводства Социальная ориентация экономического развития Переход от экспортно-сырьевого к инновационному социально- ориентированному типу развития
26 Ключевые стадии в современном процессе расширенного воспроизводства
27 Из проекта КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Обобщающий показатель уровня жизни, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, увеличится с 13,9 тысяч долларов США в 2007 году (42% от среднего уровня ОЭСР) до более чем 30 тысяч долларов в 2020 году (70%) и около 50 тысяч долларов в 2030 году.
28 Продолжение: Средняя ожидаемая продолжительности жизни возрастет до лет, уровень младенческой смертности понизится в 1,3- 1,4 раза Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70% (2007 г. – около 50%) Средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м. на человека (или около 100 кв.м. на среднестатистическую семью)
29 Продолжение: Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2007 год –10-11%). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5-3% ВВП в 2020 году (2007 год – 1,1 % ВВП), при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Расходы на образование за счет государственных и частных источников – 6-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,8%), на здравоохранение – 6,7-7% ВВП в 2020 году (2007 год – 4,2 %), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала.
30 Превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в ведущих секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3-5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6- 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2007 год – 8,5%), а инновационной продукции в объеме выпуска – до 25-35% (2007 год – 5,5%) Продолжение:
31 Цели и основное содержание национальной экономической политики в новых реалиях определены Но самым сложным и не вполне ясным остается вопрос о методах и формах достижения целей Сложившаяся институциональная среда во многом сопротивляется назревшим изменениям в экономической политике
32 Есть ли уверенность, что намеченные верные крены в экономической политике будут в точности осуществлены? Большая инерция в однажды избранной политике. У неё много причин, в том числе связанных со структурой интересов нынешней «элиты». Наличие заинтересованных в «приукрашивании» ситуации. Механизм стратегического управления экономическим развитием в масштабах страны со стороны государства не отработан.
33 СТРАТЕГИЧЕС- КОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН Годовые планы социально- экономического развития БЮДЖЕ- ТИРОВА- НИЕ НАЦИОНАЛЬ НЫЕ ПРОЕКТЫ (Программы) ФЕДЕРАЛЬ- НЫЕ ЦЕ- ЛЕВЫЕ ПРО- ГРАММЫ Корпоратив- ные стратегии, планы и программы Региональн ые планы и программы Социально-экономическое развитие страны Инновационно- промышленна я политика Социально- экономическая политика ДОЛГОСРОЧНОЕ И СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
34 Две фундаментальных и дискуссионных проблемы: О соотношении содержательного (ценностного) и институционального целеполагания Каково место внешних факторов в определении национальной экономической стратегии России?
35 Два разреза управления экономикой и оценки экономических трансформаций: Институцио -нальный - фиксирует изменения в институтах, характеризующих экономическую систему страны Социально- результативный - сосредотачивает внимание на конкретных параметрах, фиксирующих достигаемые в стране экономические и социальные результаты
36 Институциональный подход Какова структура собственности, какие законы и нормы в этой области действуют Сколь развита рыночная инфраструктура: банковская система, страхование, аудиторские системы, консалтинг и т.д. Насколько совершенной выглядит деятельность государственных органов по регулированию экономики Сколь развиты формы общественного контроля.
37 Что может помочь развитию институтов? Присоединение к ВТО и интеграция в глобальную экономикуПрисоединение к ВТО и интеграция в глобальную экономику Присоединение к ОЭС РПрисоединение к ОЭС Р Изменение ценностейИзменение ценностей М.Э.Дмитриев М.Э.Дмитриев
38 Нельзя не учитывать, что высокоразвитые страны (как и весь МИР) стоят на пороге тяжелых кризисов В его основе – исчерпание той модели социально-экономического развития, на которой базируется достигнутый уровень экономики и весь стиль жизни высокоразвитых стран
39 «Антропогенная нагрузка на биосферу стремительно возрастает и, вероятно, близка к критической. Человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество сорвется в пропасть. Одно необдуманное движение и биологический вид Homo sapiens может исчезнуть с лица Земли. При этом глобальная экологическая катастрофа может подкрасться совсем незаметно, совершенно неожиданно и столь внезапно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить. Хочу подчеркнуть, что такая катастрофа может случиться не в каком-то неопределенном будущем, а может быть, уже в середине наступившего XXI века» (академик Н.Н. Моисеев)
40 «Неолиберальная глобализация, как становится ясным в нынешней атмосфере нелегкого отрезвления, была на деле последней великой утопией ХХ века» Необходимость «спасти капитализм от неолиберализма» (Из доклада Георгия Дерлугьяна на V Форуме «Диалог цивилизаций», состоявшимся в г. Родосе в середине октября 2007 г.). См.: «Эксперт», 2007, 39.
41 Распределение ресурсов по группам стран
42 Понимание остроты ситуации пока отсутствует не только в среде практикующей элиты, но и в научно-концептульной среде Попытка осуществить стратегию униполярной глобализции по строительству мировой империи Pax Americana. …Но это дорога в эволюционный тупик Вариции на тему о возможностях «постиндустриального общества», перехода к «экономике, базирующейся на знаниях»
44 Сергей Переслегин называет «химерой» концепцию «постиндустриального общества». Подлинная суть кризиса, связанного с предстоящим т.н. «фазовым переходом», по его мнению, заключается в одновременном приближении к «двум пределам» - пределу управления и пределу бедности. У России, считает С.Переслегин, есть «стартовое преимущество» перед Западом. Страна уже прошла в 1990-е годы через кризис индустриального способа производства, который сопровождался физическим коллапсом производства
45 Фактическое и прогнозируемое развитие стран мира в конце второго и начале третьего тысячелетий
46 Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %
47 Цель промышленной стратегии Великобритании «заключается в содействии промышленникам при совершенствовании цепочек добавленной стоимости и получении результатов, обеспечиваемых высококвалифицированным трудом и наукоемкими промышленными технологиями». (Из предисловия к документу Патрисии Хьюитт, министра промышленности и торговли Великобритании)
49 Об инвестиционной политике Продолжает сохраняться значительный разрыв между валовыми сбережениями в экономике, с одной стороны (по оценке, 32,6% ВВП) и валовыми накоплениями и инвестициями в основной капитал, с другой (соответственно, 21,4% и около процентов) Выход на уровень расширенного воспроизводства требует на данном этапе капиталовложений порядка 30-31% к ВВП Одна из ключевых проблем – добиться, чтобы национальные целевые программы стали инновационно насыщенными
50 Стратегические цели МИССИЯ ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Стратегическое управление социально-экономическим развитием 4.4. Развитие конкурентных рынков и совершенствование государственного регулирования предпринимательства Содействие повышению конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке Повышение эффективности государственных институтов 3. Развитие человеческого потенциала Содействие инновационному развитию экономики, ее диверсификации и преодолению инфраструктурных ограничений
51 Схема системы стратегического управления Отраслевые стратегии 6
52 Программно-целевые механизмы 7 совершенствование программно- целевого планирования Управление издержками проектов - Определение перечня долгосрочных целевых программ по крупным приоритетам (до 10 программ) Определение перечня долгосрочных целевых программ по крупным приоритетам (до 10 программ) - Установление соотношения между долгосрочными целевыми программами, ведомственными целевыми программами и адресной инвестиционной программой на переходный период Установление соотношения между долгосрочными целевыми программами, ведомственными целевыми программами и адресной инвестиционной программой на переходный период - Реализация целей вне крупных приоритетов через ведомственные целевые программы (самостоятельно и под ответственность отраслевого ведомства) Реализация целей вне крупных приоритетов через ведомственные целевые программы (самостоятельно и под ответственность отраслевого ведомства) - Сокращение непрограммной части инвестрасходов с 27,19% в 2007 году до 20,88% в 2009 году Сокращение непрограммной части инвестрасходов с 27,19% в 2007 году до 20,88% в 2009 году - Реализация ФЦП «Мировой океан» и Реализация ФЦП «Мировой океан» и ФЦП «Развитие судебной системы на годы», по которым МЭРТ выступает заказчиком-координатором - Разработка механизмов, направленных на снижение издержек при реализации крупных государственных проектов Разработка механизмов, направленных на снижение издержек при реализации крупных государственных проектов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.