Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmoycosh-5.ucoz.ru
1 Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Каменки Пенз. Обл. им. П. Д. Киселева Гиясова Н.А г.
2 Игра «ПЕРЕВОДЧИК» 1. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами? 1) Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак 4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания 2. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими? 1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары. 3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиастом.
3 5) Мы гордимся нашим голкипером. 6) В газетах информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди. 3. Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими. 1) Горят румянцем свежие ланиты. 2) Старец нахмурил чело. 3) Построен град великий над Невой.
4 Игра «НАЙТИ СЛОВО ПО ЕГО ПРИМЕТАМ» Этот глагол: его синоним – промчался. Я шел зимою вдоль болота В галошах, в шляпе и в очках. Вдруг по реке пронесся кто-то На металлических крючках. (д. Хармс)
5 Игра «СОКОЛИННЫЙ ГЛАЗ» 1. Кто найдет в тексте больше устаревших слов? Снился Святославу смутный сон В стольном граде в тереме высоком. И, собрав бояр, поведал он, Что узрел во мраке вещим оком. (Н. Рыненков) 2. Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении? ХОРОШИЙ ВЕТЕР Я проснулся поутру. Пляшет солнце на ветру. Веселятся все поля без меня. И смеется вся земля. И шмели, снуют звеня. Все на свете без меня, без меня! И я тогда вскочил, Башмаки скорей схватил. Мне Ветер, Ветер, Ветер Сказал куда идти, И мой хороший Ветер Играл со мной в пути. (Э. Молековская )
6 Игра «АУКЦИОН» Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синонимов к слову горячий (чай), то победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, назовет последний из них. Игру можно проводить при изучении синонимов, например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: ПЕРЕДВИГАТЬСЯ, СКАЗАЛ, БОЛЬШОЙ (дом), МУЖЕСТВО, СПОР, ТОСКА, СМЕЯТСЯ, ПЛОХОЙ (человек) и другие. При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем:
7 1) Одежда, обувь; 2) Оружие; 3) Средства передвижения; 4) Мебель; 5) Слова, ушедшие «в отставку» после революции, и другие. Работая над неологизмами дети могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных: 1) В годы гражданской войны; 2) В эпоху освоения космоса; 3) Отражающих достижения науки и техники, и другие. Закреплению темы «Профессиональная лексика» поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).
8 Игра «ПЕРЕВЕРТЫШ» 1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий ёж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная банка. 2. Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол – сказуемое приобрел переносное значение. Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.
9 3. Замени словосочетании зависимое слово так, чтобы слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами. Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический заряд, песчаная коса. 4. Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним - синонимом. Грусть, тоска(радость). Мрак, темнота (свет). Близко, рядом (далеко). Храбрец, смельчак (трус). Похвала, порицание (одобрение). Жара, холод (зной). Ложь, вымысел (правда). Работать, трудится (бездельничать).
10 Игра «ЭРУДИТ» Не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся. 1. Угадай слово по толкованию его лексического значения. 1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (термос) 2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (старт) 3) Городская наземная электрическая дорога. (трамвай) 4) Красная строка, отступ в начале строки. (абзац) 5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (акваланг) 6) Тот кто любит свое Отечество, предан своему народу. (патриот) 7) Дословная выдержка из какого-нибудь текста. (цитата)
11 2. Объясни разницу в значении слов: Адресат – адресант, дипломат – дипломант, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – проступок, отпечатка – отпечаток, поглотить – проглотить. 3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, потребите родственные слова, активно используемые в наши дни. Персты (наперсток, перчатки), книга – головной убор(кичится), коло – круг, окружность )около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаить – ожидать (нечаянный), тизание – старание (тизательный), шелом (ошеломить). 4. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове? Школьникам могут быть предложены такие, например, слова: ТРУД, ДРУГ, СМЕЛОСТЬ, РОДИНА, МИР, ЗНАНИЕ, СКРОМНОСТЬ и другие.
12 Игра «КОРРЕКТОР» 1. Найди ошибку в выборе слова. 1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. 2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отстающую. 4) В центре города построен памятник герою. 2. Кто быстрее и точнее отредактирует заметки. 1) В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования. 2) Сегодня на уроках биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.
13 3. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина. 1) Западня – квартира с окнами на запад. 2) Гривенник – юноша с модной гривой. 3) Маховик – регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик – браконьер. 4. Найди лишнее слово. 1) Петя ушиб колено ноги. 2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 6) Он написал свою автобиографию.
14 Игра «БУМЕРАНГ» Воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю. 1. Найти синоним. Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная), беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный), крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная). 2. Найти антоним. Близкий берег(далекий), близкий человек (чужой), веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное), глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные), мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).
15 3. Замени прилагательное таким словом, чтобы оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете. Береза высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т.д.), трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая), вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешенная и др.), туча грозная (зловещая, хмурая, громыхающая и др.), сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.), осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).
16 Игра «ШЕРЕНГА» Расставь синонимы в порядке возрастания признака. Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг). Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бесконтактный (поступок). В заключении следует отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Дидактические методы помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.
17 Игра «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ» 1) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящих всеми цветами палитры. 2) Лешему он (Римский-Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотивов Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы. 3) - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич. - Что с ним? - Инфильтрат в левом легком под ключицей. - А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше? - Пятьдесят два, Роман Петрович. - Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.