Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемseun.ru
1 Финансовый механизм реализации инновационной политики в условиях модернизации экономики России
2 ВНУТРИВУЗОВСКИЙ ГРАНТ Э Руководитель: Акимова Т.В. к.э.н., доцент кафедры финансов Прикладная область знаний
3 Актуальность проекта Задача формирования национальной инновационной системы актуализировала потребность в развитии теоретико-методологических основ и разработке практических рекомендаций, направленных на развитие активной инновационной деятельности в реальном секторе экономики и повышение результативности и эффективности осуществляемых в этом направлении мероприятий. Многообразие имеющих место проблем при реализации инновационной политики, неоднозначность их практического решения, необходимость обобщения постоянно обогащающегося зарубежного и отечественного опыта, а также оценки законодательных новаций в данной сфере свидетельствуют об актуальности темы исследования.
4 Цель проекта теоретическое обоснование и решение комплекса вопросов, связанных с разработкой результативного и эффективного финансового механизма реализации инновационной политики в условиях модернизации экономики России
5 Задачи проекта - выявить особенности инноваций как фактора роста экономики и объекта финансовых отношений; - определить содержание финансового механизма инновационной деятельности; - выделить приоритеты, формы, методы и инструменты формирования и реализации финансовой инновационной политики; - определить основные направления модернизации финансового обеспечения инновационного развития экономики России и дать рекомендации, касающиеся рационализации состава источников и механизмов их формирования; - предложить комплекс мер по совершенствованию бюджетных механизмов обеспечения инновационного развития; - разработать финансовый механизм инновационного развития на условиях государственно-частного партнерства; - обосновать план действий по улучшению налогового регулирования инновационной поддержки российской экономики, способствующий развитию предпринимательской активности и удовлетворяющий интересам государства.
6 Основные результаты проекта Раскрыто содержание, определены особенности и дана уточненная трактовка понятия "инноваций" во взаимосвязи с экономическими, рыночными и финансовыми отношениями
7 Основные результаты проекта Дана комплексная обобщающая классификация инноваций по различным критериям; предложено дополнить эти критерии признаком ориентации на финансовый результат (прибыль)
8 Основные результаты проекта Предложен нетрадиционный подход к пониманию финансового механизма инновационной деятельности как совокупности финансовых отношений, складывающихся в процессе осуществления инновационной деятельности и включающих следующие функциональные элементы:
9 Финансовый механизм инновационной деятельности (государственное инвестирование, налоговое регулирование, целевые бюджетные программы, государственное регулирование цен, субсидирование и др.) Система финансового планирования и исполнения этих планов (комплексная программа приоритетных направлений осуществления инноваций, разработка, отбор проектов и финансовое обеспечение планов, программ, проектов) Система финансового стимулирования инноваций (недоиспользованные возможности, правительственные инновационные программы, налоговое стимулирование, субсидирование льготных кредитов и т.д.) Система страхования рисков инновационной деятельности (создание гарантийных фондов, распределение рисков на условиях государственно-частного партнерства и т.д.) Система финансового контроля инновационной деятельности (проверки, надзор, мониторинг, оценка эффективности и результативности, ответственность, санкции и т.д.)
10 Основные результаты проекта Проведена группировка, уточнено и конкретизировано содержание финансового инструментария, используемого для реализации инновационной политики; доказана целесообразность ориентации российской инновационной политики на японскую модель, предполагающую создание технологического приоритета с упором на конкретные технологии.
11 Основные результаты проекта Выявлены ключевые проблемы инвестиционной деятельности в России, связанные с серьезным ее отставанием в инновационной развитии от других стран, а также причины (факторы) низкой инновационной активности: организационные, институциональные, технологические, кадровые, научные, экономические и финансовые
12 Основные результаты проекта Предложена комплексная содержательная характеристика бюджетного механизма инновационного развития, обобщены, уточнены и дополнены формы, методы и инструменты бюджетного регулирования и финансирования (бюджетной поддержки) государственных, смешанных и частных компаний, малых инновационных предприятий и прикладной науки
13 Основные результаты проекта Представлена многоаспектная трактовка и раскрыто содержание государственно-частного партнерства в инновационной сфере (признаки, цели, подходы к участию); выявлены проблемы использования ГЧП в современной России и определены пути их решения (создание специальных инновационных фондов, развитие у предприятий стимулов к инновациям, создание эффективной системы поддержки малых и средних предприятий, организация трансфера технологий от науки в производство (и обратно), создание новых высокотехнологичных предприятий, организация процесса производства знаний и научных идей)
14 Основные результаты проекта Предложено трансформировать не работающий сейчас Российский фонд Технологического развития в Инновационный фонд технологического развития РФ; разработана авторская модель механизма его формирования и использования (по объектам, субъектам, источникам финансирования, финансовым, договорным отношениям, информационным и финансовым потокам) на условиях ГЧП с привлечением действующих (федеральный и региональные бюджеты, Инновационный фонд РФ, Венчурный фонд РФ, частные инвестиции) и таких новых инструментов, как биржа идей, технологические платформы (карты), сертификация инновационных проектов
15 Технол огическ ие платфо рмы (карты) Би рж а ид ей Серти фикаци я иннова ционны х проект ов Бюджеты субъектов РФ Органы государственного финансового контроля Уполномоченные банки 11 Инвестицион ные фонды субъектов РФ Администра ции субъектов РФ 12 Правительство РФ Частные партнеры-инвесторы, участвующие в формировании и использовании средств ИФТР РФ Контроль результативности и эффективности использования средств ИФТР РФ 17 Конкретные инновационны е проекты Инновационный фонд технологического развития РФ (ИФТР) Инвестицион ный фонд РФ Федеральны й бюджет Венчурный фонд РФ (венчурная компания)
16 1 - выбор инновационных проектов, формирующих технологические платформы (карты), для их бюджетной поддержки (финансирования); 2 - сертификация отобранных из технологических платформ инновационных проектов, в т.ч. для определения объемов финансирования; 3 - организация сертификации инновационных проектов; 4 - формирование технологических платформ инновационных идей, взаимодействие этих платформ и биржи; 5 - создание Правительством РФ биржи инновационных идей; 6 - заключение договоров ГЧП и другие взаимодействия Правительства РФ и администраций субъектов РФ с частными партнерами; 7 - централизованные государственные (бюджетные и внебюджетные) источники формирования ИФТР РФ; 8 - финансовое, информационное и иное взаимодействие участников с ИФТР РФ, в т.ч. перечисление средств в Фонд и получение ими средств из Фонда для финансирования инновационных проектов; 9 - определение объема средств федерального бюджета, Инвестиционного фонда РФ и Венчурного фонда РФ, подлежащих перечислению в ИФТР РФ; 10 - заключение договоров между Правительством РФ и Администрациями субъектов РФ о финансировании (софинансировании) конкретных инновационных проектов; 11 - определение администрациями РФ объема средств бюджетов субъектов РФ и Инвестиционных фондов субъектов РФ подлежащих перечислению в ИФТР РФ; 12 - финансовые и иные взаимодействия Федерального бюджета, Инвестиционных фондов РФ и субъектов РФ, Венчурного фонда РФ и бюджетов субъектов РФ по формированию и использованию средств ИФТР РФ; 13 - взаимоотношения банков с частными партнерами-инвесторами; 14 - заключение договоров и другие взаимоотношения между правительством РФ, администрациями субъектов РФ и уполномоченными банками на открытие и обслуживание счетов по операциям со средствами ИФТР РФ (его формированию использованию), по льготному кредитованию частных партнеров – инвесторов и компенсации банком потерь доходов от предоставления кредитов по льготным процентным ставкам; 15,16,17 - контроль результативности и эффективности использования средств ИФТР РФ со стороны частных партнеров и органов государственного контроля; 18 - финансирование и реализация частными инвесторами конкретных инновационных проектов
17 Основные результаты проекта Обоснован ряд дополнительных мер, направленных на налоговое стимулирование развития инновационной деятельности, в частности: освобождение от НДС ввоза на территорию РФ высокотехнологичного оборудования; введение льготных ставок НДС по реализации инновационной продукции; введение порядка восстановления налога на прибыль при применении ускоренной амортизации в случае нецелевого использования высвободившихся средств; установление налоговых каникул для инновационных предприятий; освобождение предприятий от налога на прибыль по кредитам, выданным на инновационную деятельность
18 Основные результаты проекта Обосновано введение нового понятия "инновационный налоговый кредит" как инструмента налогового стимулирования инновационной деятельности; предложен подход к порядку предоставления такого налогового кредита в дополнение к инвестиционному налоговому кредиту
19 Основные результаты проекта Разработана и опробирована в форме расчетов на основе конкретных показателей методика оценки изменения соотношения и зависимости между объемами финансирования инновационной деятельности и величиной налоговых поступлений на основе коэффициента инновационного налогового влияния Кинв = Зинв 100%, НП где: Зинв - затраты на финансирование инноваций; НП - налоговые поступления в бюджетную систему.
20 Апробация работы Основные положения и выводы исследования обсуждены и получили апробацию в тезисах, статьях и выступлениях на международных научно- практических, всероссийских и внутривузовских конференциях
21 Внедрение результатов Практические рекомендации по результатам исследования используются в Министерстве финансов Саратовской области при разработке бюджетных механизмов реализации инновационной политики региона.
22 Внедрение результатов Основные теоретические положения используются в качестве учебно- методического материала по дисциплинам "Финансы", "Финансы и кредит", "Финансовая среда предпринимательства", "Налоги и налогообложение", "Бюджетные инвестиции" в Саратовском социально- экономическом институте Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.