Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnashaucheba.ru
2 Монастырские сады начали создаваться с приходом христианства и строительством монастырей, предназначенных для выполнения культовых обрядов и практических целей, являлись источниками лекарственных трав, овощей и плодов. Они были компактны и имели форму прямоугольника с крестообразным расположением дорожек. В центре часто находился небольшой бассейн. В XIV – XV веках монастырские сады достигают больших размеров и включают беседки, трельяжи, скамьи, фонтанчики и другие элементы композиции зеленых насаждений. Они состояли из двух типов садов : больших плодовых, размещенных за стенами монастыря и малых, большей частью, представлявших собой декоративные палисадники вблизи келий и церквей. И. И. Старченков ( по рисунку М. Гадалова ). Вид Гефсиманского скита с полуденной стороны. Литография. Троице - Сергиева лавра.
3 Садостроительная деятельность византийских монахов началась, конечно, с центра православия, с « купели Российского Государства » с Киева ; уже в XI веке, при каждом монастыре, даже при пустынях, возникли сады, в которых монахи и обученные ими послушники выводили вишни, яблоки, груши, сливы, смородину, малину, « берсеню » ( крыжовник ) и пр. Отсюда садоводство распространилось и в монастырских вотчинах, где только дозволяла почва ; вместе с тем, по личной просьбе князей и княгинь, монахи строили сады и при княжеских теремах. Свято - Вознесенский Флоровский монастырь. Киев.
4 Характерным является Троице - Сергиев монастырь, основанный в 1345 году Сергием Радонежским (1314 – 1392 гг.) среди глухих боровых лесов, на холме у реки Кончуры. В середине XVI века в оборонительных целях он укрепляется со всех сторон каменными стенами с 12 башнями и стал крепостью на пути из столицы к Беломорью. К южным и западным стенам крепости примыкали монастырские сады, которые впоследствии были окружены каменной оградой с островерхими башенками. Были построены Царские чертоги, Трапезная церковь, Надкладезная часовня, придавшие ему черты праздничности и торжественности, а на речке Кончуре была воздвигнута плотина и создан пруд, где монахи разводили рыб. Южная стена монастыря - крепости и, проложенные рядом с ней на склоне, дорожки использовались для прогулок и любования пейзажами долины реки и садами. « Вид Гефсиманского скита с полуденной стороны ». Литография Троице - Сергиевой лавры г. ( Частное собрание )
5 Ново - Иерусалимского монастыря патриарх Никон избрал высокий, гористый левый берег реки Истры. Окрестности монастыря были преобразованы таким образом, чтобы они напоминали топографию « Святой земли » Иерусалима. Всем элементам композиции были даны символические названия, воспроизводящие христианские святыни. Окружение монастыря воспринимается как большой парк с уравновешенным соотношением открытого пространства и леса На его территории размещены два сада, рощицы декоративных деревьев, аллеи, тяготеющие к сооружениям и др.
6 Сады Валаама Не случайно сравнение острова Валам с садом. Сады были и остаются своеобразной достопримечательностью Валаама. В описаниях монастыря лесные дороги названы аллеями, а слова « священное место » и « монашеский сад » воспринимаются как синонимы. И почти во всех указывалось, что в садах растет более четырехсот яблонь шестидесяти сортов, что на одну из них привито десять разных сортов, что кроме яблонь растут также вишни и сливы, крыжовник и смородина. Вызывали удивление тыквы весом до двух пудов, арбузы и некоторые экзотические фрукты, выращиваемые в теплицах. Внутримонастырский сад его формирование заключалось в устройстве палисадников, прокладке дорожек, между которыми оставлялись лужайки и располагались цветники. Довольно часто такой сад имел регулярную планировку.
7 Начиная с XIV в., помимо устройства садов внутри монастырей, огромное значение приобрел самый выбор местности для монастыря в лесах, на берегах рек и озер. Этот выбор диктовался развившимися в XIV в. на Руси представлениями, что только первозданная природа безгреховна, упорядочена Богом, гармонирует со стремлением к совершенству.
8 Главной заботой основателей монастырей стал выбор красивого места для построения монастырей на берегу реки, озера, на холме, среди нерубившихся, а следовательно, особенно « разумных » лесов и т. д. Жития русских святых основателей монастырей полны описаний выбора места для будущей обители среди дикой природы. Поддерживались эти представления и учением исихастов ( особенно Нила Сорского ), их стремлением к уединенной жизни и уединенной молитве.
9 Для садов русских монастырей характерна большая связь с природным окружением ; больший размер сада по отношению к размерам зданий, большая свобода и живописность в размещении строений и отсюда - в планировке садов, монастырский сад не ограничивался стенами монастыря. Различия в понимании сада светского и монастырского основано на различном отношении к красоте. Для монастырских садов характерна большая сдержанность в использовании декоративных элементов ; естественная красота природы - основа выразительности. Сад и монастырь представляют собой единую композиционную систему ; способы достижения этого единства композиции в разных монастырях различны. Создание парковой среды шло по двум направлениям : в основном это были преобразования ландшафта, связанные с повседневной и хозяйственной деятельностью с последующей эстетизацией, и, второе ( присутствующее не во всех монастырях ) создание ландшафта, соответствующего каким - либо образцам ( например, создание подобия Святой земли ).
10 Левитан И. И. Тихая обитель
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.