Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpedagog21weka.ucoz.ru
1 Символизм в творчестве А.Блока, М.Врубеля и А.Скрябина
2 Символизм Направление в искусстве, возникшее во французской живописи 60-х годов XIX века и достигшее особого распространения Направление в искусстве, возникшее во французской живописи 60-х годов XIX века и достигшее особого распространения в 90-е гг. в литературе и изобразительном искусстве Франции и Германии. в 90-е гг. в литературе и изобразительном искусстве Франции и Германии. В России основной расцвет символизма наблюдался в начале XX века. В России основной расцвет символизма наблюдался в начале XX века.
3 Эстетические взгляды символистов Концепция символистов утверждала, что мир видимых вещей – только отражение истинного, реального мира. Искусство рассматривалось символистами как средство духовного познания и преображения мира. Художник способен прозреть суть явлений и тем самым приподнять завесу над миром обыденности. Основой художественного творчества символистов был образ – символ, многозначное иносказательное выражения скрытого смысла произведения. Смысл этот заключался в отражении неких мистических сил, якобы правящих миром, смутных и недостижимых идеалов.
4 Символизм ЛитератураЛитератураЖивописьЖивописьМузыкаМузыка
5 Философия В.Соловьева Милый друг, или ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отблеск искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? Основа философских воззрений – вера в скорое пришествие Души Мира – Софии –Царицы небесной, которое станет знаком преображения всего сущего. Он провозглашал спасительную миссию Красоты и то, что «любовь к миру открыта через любовь к женщине». Посредником же в достижении «всеединства» призвано стать искусство.
6 Особенности символизма Врубеля В его живописи воплощены характерные идеи символизма: «музыкальные начала» мировой гармонии, порыв к тайнам мироздания. Метод Врубеля – не передача видимой натуры, а метод идеального представления, воображения, которое пользуется видимыми формами, чтобы творить из них неожиданные, странные сочетания, создавая фантастически преображенный мир. М. Врубель. «Автопортрет»
7 Стиль Врубеля – это пластически-скульптурный объёмный рисунок, своеобразие которого – в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани. Тематика произведений Врубеля – «вечные» сюжеты и образы, пришедшие не прямо из жизни, а из искусства. М.Врубель. Шестикрылый серафим 1904 М.Врубель. Царевна-лебедь. 1900
8 Врубель наследует из романтической традиции тему ночи. В колорите Врубеля преобладают краски холодной части спектра – это специфически ночной, лунный колорит. Цвет в картинах Врубеля – это окрашенный свет, пронизывающий изнутри грани кристаллической формы. М.Врубель. «Жемчужина» М.Врубель. «Сирень»
9 Художник метался между жаждой постичь Божественную сущность Вселенной ( росписи Кирилловской церкви в Киеве и эскизы росписей киевского Владимирского собора) и романтической идеей демонизма: «Демон сидящий»(1890), «Демон летящий»(1899), «Демон поверженный» (1902) М. А. Врубель. «Демон сидящий» М.Врубель. Ангел с кадилом и свечой. 1887
10 Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, должно быть, глубже всех среди нас постигший тайну лирики и потому – заблудившийся на просторах безумия. Александр Блок На дымно-лиловые горы Принес я на луч и на звук Усталые губы и взоры И плети изломанных рук. И в горном закатном пожаре, В разливах синеющих крыл С тобою, с мечтой о Тамаре Я, горний навеки без сил. М.Врубель. Демон поверженный. 1902
11 Символизм А.Блока Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но каждый должен заниматься своим делом. Александр Блок В тени, у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей, А в лицо мне глядит озаренный Только образ, лишь сон о ней. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной даме» Блока новое символистское наполнение, которое было привнесено в нее идеями Владимира Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном единстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. А.Блок. Портрет работы К. А. Сомова
12 Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует природную и, в частности, «лунную» символику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает и исчезает после восхода солнца и т.д.) Как ясен горизонт! И лучезарность близко, Но страшно мне: изменишь облик Ты. Белая Ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна. Тайно тревожна и тайно любима, Дева, Заря, Купина… М.Врубель. " Принцесса Греза«. 1896
13 «Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость «соловьевской» жизненной гармонии (мотивы сомнений в собственной призванности и в самой возлюбленной, способной изменить облик), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных отношений с миром. Прекрасную Даму сменяют демонические Снежная маска, цыганка-раскольница Фаина, Незнакомка. Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье с со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Александр Блок И. Глазунов. Незнакомка.
14 Блоковская Незнакомка, как и врубелевский Демон, - выражение и рокового разлада «неба» и «земли» и вместе с тем взаимного их притяжения. Это образы нереального бытия, не живые, но и не мертвые: «призраки». И. Глазунов. Незнакомка М. А. Врубель. «Демон сидящий»
15 Символизм А.Скрябина Музыка Скрябина замечательная страница «серебряного века» русской культуры. Это чуткая «сейсмограмма» внутреннего мира художника, живущего накануне, в межвременье, в предгрозовой атмосфере всеобщих ожиданий, и всем существом устремленного навстречу грядущему обновлению. Cверхзадача композитора - воплотить «биографию духа» в музыкальных звучаниях в виде живого, непрерывно меняющего краски, цельного потока чувств, небывалых по разнообразию и интенсивности. Освоив миросозерцание символистов, он утвердился в магической силе музыки, призванной спасти мир.
16 Суть этико-эстетической концепции Скрябина составляла неколебимая вера в преобразующую силу искусства: проведя человека сквозь этапы «биографии духа», заставив его пережить основные «состояния души» от хаоса и отчаяния, неверия и угнетенности через надежду и всепоглощающее пламя борьбы, искусство способно привести его к свободе и свету, к радостному упоению «божественной игрой» творческих сил. Конечная радость свободного духа ассоциировалась у Скрябина не с торжественной поступью, а, скорее, с эйфорией экстатического танца, трепетной игрой языков пламени, с ослепительным светом. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо… (А.Блок)
17 Его музыка это неудержимый поток, который сносит на своем пути все установленные традицией грани формы, гармонии, фактуры, мелодических и ритмических построений, превращая произведение в единое целое, в непрерывно пульсирующий, переливающийся всеми оттенками сгусток звуковой плазмы, удерживаемый в пространстве творческой волей и излучающий колоссальную энергию. Примечательной особенностью является включение в партитуру световой строки (Luce), предназначенной для светомузыкального инструмента идея, не нашедшая пока еще адекватного воплощения.
18 В «Поэме Экстаза»( ) и «Поэме огня»(«Прометей», ) идея «биографии духа» расширена до космических масштабов. Это мечта о новой эре, когда человек, победив зло и страдания, станет равен Богу. «Я хочу не осуществления чего бы то ни было, а бесконечного подъема творческой деятельности, который будет вызван моим искусством». Александр Скрябин. Музыка Скрябина – это энергия, огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль.
19 Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть – прежде всего – ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учится вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе. Художник должен быть трепетным в самой дерзости, зная, чего стоит смешение искусства с жизнью, и оставаясь в жизни простым человеком. Александр Блок
20 Автор презентации - Маранова В.С. учитель высшей категории МОУ Октябрьской средней общеобразовательной школы Комсомольского района Ивановской области
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.