Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемio.udsu.ru
1 Лекция 2. Дифференциация и интеграция наук
2 План Дифференциация наук Интеграция наук Понятие междисциплинарности Междисциплинарность в исторической науке Междисциплинарный подход
3 Литература Бородкин Л.И. "Порядок из хаоса": концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история, 2003, 2. Бородкин Л.И. "Порядок из хаоса": концепции синергетики в методологии исторических исследований Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 /119. М., 1995 Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития Междисциплинарный синтез в истории и социальные теории: теория, историография и практика конкретных исследований. Под ред. Л.П. Репиной, Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаева Междисциплинарный синтез в истории и социальные теории: теория, историография и практика конкретных исследований. Под ред. Л.П. Репиной, Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаева Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история". М., Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история" Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. В 2-х томах Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история Селунская Н.Б. Актуальные проблемы методологии истории. М., Селунская Н.Б. Методологическое знание и профессионализм историка // Новая и новейшая история, 2004, 4Методологические проблемы истории. Учебное пособие. Минск, Селунская Н.Б. Методологическое знание и профессионализм историка Репина Л.П.,Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2010.
4 Дифференциация наук Дифференциация -(франц. differentiation, от лат. differentia- разность, различие) - расчленение системы, первоначально единой или состоящей из одинаковых элементов, на более или менее обособленные разнокачественные части. Процесс выделения новых научных дисциплин
5 Дифференциация наук Чаще происходит в период возникновения науки в целом Истоки этого процесса рубеж XVI- XVII вв.: единое ранее знание - философия стала раздваиваться на два ствола – собственно философию и науку как целостную систему знания
6 Причина дифференциации наук быстрое увеличение знания Усложнение знания
7 Результат дифференциации наук –разделение труда Разделение труда может происходить по полу и возрасту, видам и родам производства (занятий, труда), по социальным классам и стратам, содержанию и характеру труда Разделение научного труда – сложное сотрудничество работающих лиц, из которых каждое занято каким-нибудь отдельным процессом разбиение сложных или крупных задач на несколько небольших со специализацией ученых на выполнении отдельных операций; механизм экономического сотрудничества людей, предполагающий, что какая-то их группа (или даже один человек) сосредоточивается на выполнении строго определенного вида работ, то есть специализируется.
8 Результат дифференциации наук - специализация Специализация научного труда –это разделение труда – только по предмету. специализация труда есть разделение видов труда по предмету выполняемых действий.
9 Достоинства и недостатки возникновения новых дисциплин +++возможность углубленного изучения явлений +++ повышение производительности труда ученого ---потеря связи целого ---сужение кругозора --- «профессиональный кретинизм» ( в психологии это понятие означает, что работа человека формирует у него стереотипы, через которые он воспринимает весь окружающий мир, по крайней мере это стереотипы его действий, попыток решения возникающих задач)
10 А. Эйнштейн о минусах дифференциации наук «Деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация еще хуже приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки, она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника» А.Эйнштейн «Эволюция физики»
11 Интеграция наук Интеграция - (от лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый) Синтез знания, объединение ряда наук, чаще всего в дисциплины, находящиеся на стыке Взаимопроникновение научных дисциплин, объединение их и их методов в единое целое, стирание граней между ними
12 Причина интеграции наук Единство мира Различные научные дисциплины развиваются не независимо, а в связи с друг другом, взаимодействуя по разным направлениям Конструирование общего объекта и постепенное формирование общего предмета исследования
13 Идея междисциплинарности МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ - термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания. На различных этапах истории науки ее изменения существенно определяются сложным взаимодействием процессов дифференциации (распадения однородной, «единой и целостной» системы на ряд относительно автономных областей) и интеграции (объединения ранее самостоятельных предметных сфер, возникновение «синтетических» дисциплин: биофизики, психолингвистики и т.д.). Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин
14 Идея междисциплинарности В различных исторических условиях ту или иную конкретную стадию функционирования познания может определять временное доминирование какого-то одного из этих процессов. Однако это не означает полного вытеснения противоположной тенденции. По существу, обе эти линии (дифференцияация и интеграция) взаимно предполагают и дополняют друг друга. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин
15 Идея междисциплинарности Освоение новых областей реальности, становление ранее не существовавших познавательных средств и методов обусловливает более наглядное проявление дифференциационных явлений в науке, способствует формированию все более специализированных дисциплинарных областей. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин
16 Идея междисциплинарности Осознание необходимости надежно обосновывать конструируемые системы знания ведет к выявлению всевозможных связей между ними, что способствует объединению до того разнородных проблемных подходов и разрабатываемых теорий в более широкие концептуальные структуры. Это воспринимается как усиление интеграции в познании.
17 Идея междисциплинарности В современной науке доминируют процессы интеграции знания, но проявляются они в особой форме, будучи обусловлены спецификой существующих исторических реалий. Междисциплинарный характер познавательной деятельности выражает эту специфику наиболее явным образом.
18 Идея междисциплинарности Одним из проявлений ее является достаточно распространенный в современной науке перенос идей, средств и способов исследования, возникших в рамках одной дисциплины, в другие, иногда достаточно далекие друг от друга. Например: Внедрение физических методов в практику химии или биологии уже стало привычным.
19 Идея междисциплинарности В последнее время явным образом обнаруживается влияние лингвистических и литературоведческих подходов на область исторических дисциплин (например, историографическая концепция «нарратива» исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с определенной позиции. ), существенное пересечение психологических, лингвистических и формально-логических моделей (еще недавно максимально дистанцированных друг от друга), усиливается взаимный обмен задачами и способами их решения между сферами собственно научного и инженерно-технического исследования.
20 Идея междисциплинарности Разрешить трудности, возникающие перед тем или иным специалистом, сегодня чаще всего удается тогда, когда этот специалист оказывается способным выйти за узкие рамки привычных ему канонов и норм.
21 Идея междисциплинарности Междисциплинарный характер современного познания во многом обусловлен тем, что наука из «дисциплинарной» сферы деятельности превращается в «проблемно ориентированную». Например, над задачами, связанными с проблемой «искусственного интеллекта», работают математики, инженеры, психологи, философы, лингвисты и др. Это позволяет глубже и шире ставить соответствующие проблемы и находить оригинальные и перспективные их решения.
22 Понятие междисциплинарности в исторической науке Междисциплинарность – заимствование и перетекание подходов и методов различных дисциплин. Междисциплинарность есть важный фактор самовоспроизведения истории, ее развития вширь и вглубь.
23 Составные звенья междисциплинарности в исторической науке гуманитарные, социальные, естественно-научные и другие дисциплины. Ее можно охарактеризовать как сочетание этих дисциплин, наличие между ними определенных связей.
24 Причина междисциплинарности в истории Тенденция к междисциплинарности является одним из важнейших следствий коренного изменения социальных функций истории в решении проблем, стоящих перед цивилизацией. Именно в ходе междисциплинарного сотрудничества ученые убеждаются в зыбкости принципов, выступающих как единственно научные, привыкают к широкому взгляду на деятельность историка-исследователя. Все попытки представить историю в достаточно строгой форме, с расположением «ниш», отводимых каждой отрасли исторического знания, не имели успеха.
25 Проявление междисциплинарности в истории В современной исторической литературе термин «междисциплинарность» употребляется не только для обозначения простого заимствования методов из других дисциплин (социологии, демографии, антропологии, лингвистики и т.п.), но и в интеграции на уровне конструирования междисциплинарных объектов, которые можно определить как нечто онтологически самостоятельное, как некоторую существующую реальность, независимую от исследования.
26 Проявление междисциплинарности в истории Таким образом, историческое знание определяется не одним научным направлением, а системой или совокупностью социальных наук, объектом которых является прошлое. В силу своего полидисциплинарного характера история естественным образом использует достижения иных дисциплин и обращается к их теоретическим схемам, моделям, категориям, понятиям.
27 Особенности междисциплинарности в истории Однако всякий раз, когда история использует достижения других наук, щелкает своеобразный «переключатель времени»: во-первых, история заимствует методы и приемы извне с целью изучения прошлого, а не настоящего. Поэтому она не может механически применять аппарат социальных наук, но должна развивать и видоизменять его применительно к отсутствующим социальным объектам. В идеале историки вынуждены не только овладевать теориями других наук, но и, отталкиваясь от них, создавать новые или, по крайней мере, модифицировать теории, ориентированные на анализ настоящего.
28 Особенности междисциплинарности в истории Междисциплинарность приводит к соприкосновению различных дисциплин: идут интеграционные процессы, растет взаимодействие и взаимообогащение методов. Особенно это актуально в кризисных ситуациях, когда междисциплинарные связи служат условием успешного решения ряда проблем. Исторические исследования, проведенные в плане междисциплинарности, характеризуются отчетливо выраженным аналитическим (в противовес описательному) подходом. В обработке источников историки произвели настоящий переворот, широко используя, например, количественные методы, что позволило освоить огромные массивы статистики, недоступные им до этого.
29 Условия междисциплинарных исследований в исторической науке определение объекта исторического исследования и его исходного состояния (сбор, обработка информации, выявление проблематичных сторон объекта и др.); сохранение специфических свойств и характеристик объекта на всех уровнях теоретического абстрагирования; разработка методической схемы анализа, в которой сумма отдельных исследований была бы необходима и достаточна для решения проблемы в целом.
30 Познавательные возможности междисциплинарности в истории Позволяет решить новые научные проблемы; дает возможность объяснить и предсказать возникновение событий и явлений, которые с прежних позиций было невозможно предвидеть и объяснить; открывает пути для разработки новых методов и подходов, определения приоритетных исследовательских задач.
31 Научный подход Фиксация определенной направленности, ориентации научного исследования Определение основного пути поставленной исследовательской задачи Элемент научного метода
32 Виды научных подходов Абстрактный Конкретный Логический Исторический Индуктивный Дедуктивный Аналитический Синтетический Описательный Количественный Генетический Типологический Сравнительный Системный Структурный Функциональный Комплексный Информационный Вероятностный Модельный и др.
33 Виды научных подходов Все эти подходы по существу являются способностью науки решить проблему собственными познавательными средствами Т.е. по сути являются дисциплинарным подходом к решению проблемы
34 Дисциплинарный подход Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области. Например, историк становится обладателем совокупности способов и приемов изучения прошлых обществ. Дисциплинарный подход «нарезает» окружающий мир на отдельные предметные области. Обозначив эти области как «предмет своего исследования», дисциплинарный подход позволяет провести это исследование. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин».
35 Дисциплинарный подход Поэтому учёные стремятся сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования. Однако такое стремление, зачастую, превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу «дисциплинарных коробок». В результате возникает накопление дисциплинарных знаний, с одной его стороны, и установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира, с другой стороны.
36 Дисциплинарный подход Выход из создавшегося положения был обозначен следующим тезисом «если нельзя выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни классификации научных подходов..
37 Дисциплинарный подход Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач.
38 Междисциплинарный подход допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. (Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Это обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом, который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам). В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» биофизика, использующая междисциплинарный подход.биофизика По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Например, этнопсихология, социолингвистика, историческая психология и др.
39 Междисциплинарный подход Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов. Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего в своем теле разветвленную систему трубопроводов.
40 Междисциплинарный подход Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности
41 Междисциплинарный подход междисциплинарный подход в научном познании вовсе не сводится к тому, чтобы совместно рассматривали проблемы из разных областей науки. Конечно, совместное рассмотрение проблем, принадлежащих разным, иногда отстоящих далеко друг от друга наукам, характеризирующимся порой весьма разными формами и средствами исследования и предъявляющим весьма разные требования к ученому, обязательно имеет место в междисциплинарных исследованиях, причем как раз оно составляет первый элемент их характеристики. Иначе говоря, его наличие представляет собой необходимое условие для того, чтобы считали данное исследование междисциплинарным.
42 Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход основан на рассмотрении обобщенной картины предмета исследования, по отношению к которой отдельные дисциплинарные картины предстают в качестве частей. При этом переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Например, с точки зрения мультидисциплинарного подхода, человека следует рассматривать, как сложный объект, отличающийся от других объектов рядом особенностей (анатомическими, химическими, психологическими, психическими, физиологическими и т. д.).
43 Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая биология, экология.экология
44 Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход Свое практическое применение мультидисциплинарный подход нашёл, прежде всего, в работе экспертных групп Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний.
45 Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования.
46 Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход Практическая значимость мультидисциплинарного подхода настолько высока, что зачастую его сравнивают с трансдисциплинарным подходом. Трансдисциплинарный системный подход использует лишь знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными (полидисциплинарными) подходами
47 Познавательные возможности мультидисциплинарного подхода способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования.
48 Трансдисциплинарный системный подход использует знания, сформированные и накопленные дисциплинарными, междисциплинарными и мультидисциплинарными (полидисциплинарными) подходами
49 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.