Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемeorhelp.ru
1 Формирование универсальных учебных действий для обеспечения развивающего потенциала ФГОС Педагогический совет МКОУ «Лодейнопольская СОШ 2 с углубленным изучением отдельных предметов» 14 ноября 2012 г. зам.директора по НМР КОПАНИЦА О.А. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень
2 Система условий реализации ООП Учебный план Целевой раздел Организационный раздел Содержательный раздел Пояснительная записка Программа формирования и развития УУД включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты Система оценки Программа учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность,, профориентацию, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры Программа работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами Структура основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
3 Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия универсальные учебные действия: - познавательные - регулятивные - коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания Требования к результатам освоения ООП (основной образовательной программы)
4 Развитие Личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Развитие умения учиться составляет цель образования и ключевое условие роста конкурентоспособности Личности, Общества и Государства ПРОГРАММА формирования и развития универсальных учебных действий (УУД)
5 Понятие и сущность УУД
6 Универсальные учебные действия носят метапредметный характер; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося
7 Функции УУД обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков; формирование компетентностей в любой предметной области
8 Личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация Регулятивные - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные - общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы ( работа с информацией, с учебными моделями, использование знаково – символических средств Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли, разрешение конфликтов 8 Основные виды УУД
9 Личностные УУД ЛИЧНОСТНЫЕ УУД САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛО- ОБРАЗОВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
10 Регулятивные УУД Регуля- тивные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка
11 Познавательные УУД Познавательные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
12 самостоятельное формулирование цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания; смысловое чтение текстов рефлексия способов и условий действия, их оценка; выбор наиболее эффективных способов решения задач Познавательные действия - общеучебные УУД
13 Познавательные действия – Логические УУД анализ объекта с выделением признаков синтез как составление целого из частей выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов ; подведение под понятия, выведение следствий ; установление причинно - следственных связей ; построение логической цепи рассуждения ; доказательство ; выдвижение и обоснование гипотез
14 Познавательные действия – постановка и решение проблем формулирование проблемы ; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
15 Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность ( общение ) - это взаимодействие двух ( и более ) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. М. И. Лисина, 1986.
16 Коммуникативные УУД Коммуникация как взаимодействие – действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности. Коммуникация как кооперация – согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности ( необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности ). Коммуникация как условие интериоризации – действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
18 Сформировать УУД – значит:
19 Условия и средства формирования универсальных учебных действий Учебное сотрудничество Совместная деятельность Разновозрастное сотрудничество Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества Дискуссия Тренинги Общий приём доказательства Рефлексия Педагогическое общение
20 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! Школа нас этому учит? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
21 Ученикам предлагают огромный выбор учебных знаний по предметам, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить. (Бурцева О.Ю. Изучаем основы теории познания)
22 УРОК СОВРЕМЕННОГО ТИПА Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типа Объявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) ПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
23 Критерии сформированности универсальных учебных действий Компонент учебных действий КритерийВарианты сформированности компонента Диагностический метод регистрации 1.1. Учебные мотивы Полнота Осознанность Прочность 1.Сформированы (выражены все три качества), 2.Сформированы не полностью (одно или два качества не выражены), 3.Не сформированы (качества не выражены) -Анкетирование (анкета « Выявление мотивов обучения » ); - Оценивается уровень учебно-познавательных мотивов, их интенсивность, степень осознанности 2. Целеполагание (возникновение, выделение, определение и осознание целей) Принятие и самостоятельная постановка учебных задач Постановка задач на усвоение готовых знаний и действий 1.Сформированы полностью (анализ условий, выбор способа действия, контроль и оценка его выполнения) 2.Выступают задачи понять, запомнить, воспроизвести. Оценивается способ осуществления целеполагания – принятие поставленной задачи извне или самостоятельная постановка задачи 3. Универсальные учебные действия Степень самостоятельности Мера сформированности Способность применения в новой ситуации 1.Обобщение УД на основе выявления общих принципов и выведение нового способа для конкретной задачи. 2.самостоятельное построение новых учебных действий. 3.Адекватный перенос учебных действий. 4.Выполнение учебных задач с помощью учителя. 5.Отсутствие учебных действий (выполняет только отдельные операции) Выполнение творческих работ, участие в проектной деятельности, умение строить полные и развернутые ответы, умение кратко отвечать на поставленный вопрос 4.Рефлексия Осмысление полученного результата Анализ пережитых ситуаций и преодоленных проблем Самоанализ и самооценка Умения и навыки осмысления, анализа, самооценки: 1. Сформированы, 2. Не сформированы Анкетирование, беседа по определению перспектив
24 ВШК качества результатов (уровень реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС) КритерийПоказательФормат Методы, технологииСубъекты реализации ВШК Личностные образовательные результаты Уровень социализированности и уровень воспитанности Мониторинг Включенное наблюдение, анкетирование Зам по УВР, ВР, кл. рук. Уровень учебно-познавательной мотивации (базовый, познавательный, социальный, социально- духовный) Мониторинг Включенное наблюдение, анкетирование Зам по УВР, пред. М/О Уровень сформированности ценностей ЗОЖ (здорового образа жизни) Микро исследования Включенное наблюдение, анкетирование, тестирование Социолог, психолог, учителя биологии Метапредметные образовательные результаты Уровень реализации регулятивных УУД (организация и управление, навыки системного, экологического мышления) Мониторинг Специальные КМС (контрольно- методические срезы) Зам. по УВР, Пред. М/О Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения) Мониторинг Специальные КМСЗам. по УВР, Пред. М/О Уровень реализации коммуникативных УУД ( смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь) Мониторинг Специальные КМС, включенное наблюдение Зам. по УВР, Пред. М/О Уровень развития ИКТ – компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета) Мониторинг Специальные КМС, эффективность использования ИКТ- технологий Зам. по УВР, Пред. М/О Предметные образовательные результаты Качество и динамика обученностиМониторинг Итоговые к/р, оценки за полугодие, год Зам. по УВР, пред. М/О учителя Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки В соответствии с режимом внешнего мониторинга КМС внешней экспертизы Зам. по УВР, пред. М/О Уровень обучаемостиМониторинг Специальные КМСЗам. по УВР, пред. М/О, учителя Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах По факту Портфолио ученикаЗам. по УВР, пред. М/О, учителя
25 Система мониторинга сформированности общеучебных умений младших школьников (Г.В. Шакина) Группа ОУДиагностический материалМетодики 1Учебно- деятельностные Оценка сформированности компонентов учебной деятельности Г.Н. Заика, Г.В. Репкина 2Учебно- интеллектуальные Диагностика сформированности мыслительных процессов (анализ, сравнение, планирование, комбинирование) А.З. Зак Диагностика сформированности мыслительных процессов (анализ, синтез) С.Г. Воровщиков 3Учебно- информационные Диагностика умения работать с текстом: научно-познавательным, художественным, учебно- практическим education/helpuch/diagn/ diagn2.html С.Г. Воровщиков,О.А. Захарова 4Учебно- организационные Наблюдения учителя, анкетирование учащихся Анкета для учащихся, их родителей, карта наблюдений для учителя 5Учебно- коммуникативные Тестирование учащихся Тест для учащихся « Коммуникативная компетентность » (модификация теста коммуникативных умений Л. Михельсона) Схема наблюдений за поведением учащихся в групповой работе
26 Формирование универсальных учебных действий для обеспечения развивающего потенциала ФГОС Педагогический совет МКОУ «Лодейнопольская СОШ 2 с углубленным изучением отдельных предметов» 14 ноября 2012 г. зам.директора по НМР КОПАНИЦА О.А. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.