Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемomo.miass.edu.ru
1 Управление инновационной деятельностью в общеобразовательных учреждениях
2 Задачи: 1.На основе изучения генезиса инновационных процессов в системе общего образования выявить приоритетные направления их осуществления в Миасском городском округе. 2.Разработать функциональную модель управления инновационными процессами в общеобразовательных учреждениях. 3.Определить рациональные условия развития инновационных процессов. 4.Систематизировать опыт работы педагогических работников Миасского городского округа по инновационной деятельности. 5.Сформировать пакет методик для оценки инновационной деятельности. 6.Совершенствовать работу по методическому сопровождению профессиональных конкурсов как форме определения инновационных элементов педагогической деятельности.
3 Понятие «Инновация» (в литературе х г.г. – «нововведение») происходит от английского слова «innovation», означающего «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология. Процесс использования новшества, связанный с его получением, с производством и реализацией в материальной или духовной сфере общества представляет собой инновационный процесс. Инновации зарождаются в отдельных областях науки, а завершаются в сфере производства или образования, вызывая в ней качественно новые изменения.
4 Главный признак инновации: положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в работе образовательных учреждений в результате специально организованной инновационной деятельности. Эффективность инновационной деятельности зависит от масштабов внедрения. Инновация может быть использована в одной или нескольких школах, в области, регионе или во всех школах страны. Имеет значение число реальных и потенциальных пользователей, заинтересованных в использовании данного новшества. Чем больше это число, тем выше практическая значимость инновации.
5 Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развития; видение школы как экспериментальной площадки, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования.
6 Инновационная восприимчивость системы взаимосвязана с восприимчивостью субъектов педагогического процесса к инновациям, которая отражается, в первую очередь, в открытости внутреннего мира педагога к культуре, обществу, проницаемостью для иного опыта, готовностью к изменениям, критичностью мышления, способностью преодолевать стереотипы в профессиональной деятельности. Как показывает практика, не все педагоги одинаково относятся к нововведениям и одновременно воспринимают их. В этой связи опыт показывает целесообразность выделить отдельные категории людей на основе их восприимчивости к новшествам. Разделим весь континуум на 5 основных категорий [Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ]:
7 1. «Новаторы» - педагоги с ярко выраженным новаторским духом, всегда первыми воспринимающие новое; 2. «Передовики» - воспринимающие инновации одними из первых, вслед за «новаторами»; 3. «Умеренные» - воспринимающие новшества очень умеренно, не стремящиеся быть среди первых, но в тоже время не желающие быть среди последних, воспринимающие новое только тогда, когда его примет большинство коллег; 4. «Предпоследние» - больше за старое, чем за новое, педагоги предпоследние среди тех, кто принял новшества; 5. «Последние» - очень сильно связаны со старыми традициями, они консервативны, новшества принимают последними или не принимают их совсем.
10 Основные мероприятия на учебный год по инновационной работе п/п МероприятияМесяцОтветственный 1. Спецкурсы, проблемные семинары, творческие группы, консультации по вопросам инновационной деятельности, работа ресурсных центров на базе МОУ : 4, 6, 7, 18, 19, 26. сентябрь -май Анохина Т.Б., Фокина Е.В., ММЦ, руководители и педагоги образовательных учреждений 2. Разработка, апробация, внедрение АРМ-руководителя ГМО, АРМ-руководителя структурного подразделения. сентябрь -май ММЦ, руководители ГМО, Фокина Е.В. 3. «День открытых дверей» в МОУ, реализующих инновационные образовательные программы, победители конкурсного отбора 2007 года. по плану работы ОУ Руководители общеобразователь ных учреждений : 7, 19, 26
11 4. Создание сайта муниципальной методической службы Миасского городского округа для организации работы в ОУ. сентябрьФокина Е.В. 5. Мастер-классы руководителей образовательных учреждений на тему «Как представить свое образовательное учреждение, чтобы победить в конкурсе» сентябрь октябрь ноябрь декабрь Руководители общеобразовательн ых учреждений : 4, 6, 7, 18, 19, Семинар для заместителей директоров «Нормативно- правовая база инновационной экспериментальной деятельности. Требования к продуктам издательской деятельности образовательных учреждений» сентябрьФокина Е.В., Анохина Т.Б.
12 7.Мастер-класс «Использование мультимедийных презентаций как эффективное средство формирования познавательной деятельности учащихся» сентябрьФокина Е.В., Большакова М.Н., учитель информатики высшей категории, Гимназия 76 г. Челябинск, Домрачева И.Н., учитель биологии высшей категории МОУ «СОШ 42» 8.Организация деятельности заместителя директора по научно- методической работе (обобщение опыта работы). октябрь 9.Конференция «Инновационные технологии обучения и воспитания школьников» на муниципальном уровне. ноябрь 10.Круглый стол «Первый опыт по введению предпрофильного образования». январь
13 11.Смотр методических служб «Диагностика как условие развития методического пространства образовательного учреждения». февраль 12.Выпуск сборника материалов «Инновационная экспериментальная деятельность». апрель 13.Фестиваль инновационного управленческого и педагогического опыта. Аукцион «педагогических идей» «Обсуждение инновационных идей». апрель
14 Рекомендации по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта (подготовленные ГОУ ДПО ЧИППКРО с использованием материалов АПКиПРО (г. Москва)
15 Конкурсы приоритетного национального проекта «Образование» выявили образовательные учреждения и учителей, достигающих высоких результатов в обучении и воспитании школьников, реализующих инновационные подходы к образованию или оригинальные компоненты организации и содержания учебной деятельности обучаемых, которые представляют собой образцы педагогической деятельности.
16 Выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта предполагает, что приоритетным признаком в оценке качества работы учителя и образовательного учреждения становится совокупность, включающая в себя инновационность, наличие в опыте современных технологических подходов, научно-объективную оценку процесса и результата деятельности.
17 В ходе конкурсов выявлен ряд проблем, сдерживающих процесс модернизации школьного образования и связаны они, прежде всего, с недостаточной подготовкой работников образования. К ним относятся: - отсутствие целостных представлений (знаний) у руководителей образовательных учреждений и учителей о педагогических инновациях, что приводит к дискредитации понятия «инновационная деятельность», «инновационная программа», «инновационные технологии» и т.д.;
18 -низкий уровень профессиональной культуры анализа и оценки собственной деятельности; - недостаточный уровень профессионального взаимодействия учителей как внутри школы, так во внешкольной профессиональной деятельности, что приводит к отсутствию объективной профессиональной оценки деятельности учителя и деформации представлений о реализуемой самостоятельно каждым отдельным учителем системе (методике, технологии) обучения.
19 Современный уровень состояния образовательной системы обуславливает необходимость овладения педагогами и управленцами научно-теоретическими знаниями о современных образовательных технологиях, умениями самоанализа педагогической практики и прогнозирования результатов своей работы.
20 Работа с любым педагогическим опытом предполагает наличие пяти этапов: формирование, выявление, изучение, обобщение, распространение. Этап выявления: Определение инновационного педагогического опыта и создание базы (банка) данных об этом опыте. Банк данных может быть составлен по следующей примерной схеме: -Ф.И.О. автора опыта. -Должность. -Наименование образовательного учреждения. -Тема опыта. -Краткая характеристика новизны. -Форма распространения опыта. -Сроки и место проведения семинаров, мастер-классов; открытых уроков и т.д. -Ф.И.О. ответственного ММС за распространение данного опыта.
21 Этап изучения: Изучение педагогического опыта – это организованная познавательная деятельность, направленная на вычленение общего, устойчивого в образовательном процессе. Изучению и обобщению может подлежать: целостная система педагогической деятельности; система работы по какой-либо одной проблеме; использование одного эффективного приема; опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий и др. При изучении инновационного педагогического опыта особое внимание необходимо обратить на его востребованность педагогическим сообществом. Материал, представляющий педагогический опыт, должен отвечать потребностям учителей, руководителей. Потребности могут быть различными, однако все они возникают из какого-либо противоречия, которое стимулирует поиск более совершенных путей обучения и воспитания детей.
22 Потребностями могут быть: затруднения детей в освоении некоторых тем образовательной области (несовершенство преподавания именно этой темы приводит к поиску более совершенной методики, способа, средства, технологии, отдельного приема); необходимость разноуровневого подхода к обучению и воспитанию детей в одной группе (класс, группа дошкольного образовательного учреждения, учреждения доп. образования детей и т.д.); освоение опыта известного педагога или образовательного учреждения с целью усовершенствования собственной педагогической деятельности, т.е. их результаты значительно выше, чем у других; интерес, т.е. педагог или образовательное учреждение постоянно называются в числе лучших;
23 Потребностями могут быть: затруднения детей в освоении некоторых тем образовательной области (несовершенство преподавания именно этой темы приводит к поиску более совершенной методики, способа, средства, технологии, отдельного приема); необходимость разноуровневого подхода к обучению и воспитанию детей в одной группе (класс, группа дошкольного образовательного учреждения, учреждения доп. образования детей и т.д.); освоение опыта известного педагога или образовательного учреждения с целью усовершенствования собственной педагогической деятельности, т.е. их результаты значительно выше, чем у других; интерес, т.е. педагог или образовательное учреждение постоянно называются в числе лучших;
24 поиск оптимальных путей обучения и воспитания детей (при наименьших ресурсах достигается наивысший результат); интерес к современным образовательным технологиям, в том числе информационно- коммуникационным, и необходимость их освоения; затруднения определенной части педагогов в обучении и воспитании школьников и др. Для того, чтобы определить уровень востребованности и инновационный характер педагогического опыта, необходимы критерии, т.е. признаки, на основании которых производится оценка. Критерий – признак на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.
25 Выделяют следующие критерии: 1. Новизна: опыт отличается от традиционной, широко распространенной педагогической или управленческой практики. 2. Высокая эффективность: опыт может быть признан лишь в том случае, если учителем или образовательным учреждением достигнуты результаты обучения, воспитания и развития выше, чем типичные, характерные для массового опыта. 3. Устойчивость результатов: определенная длительность функционирования данного опыта. 4. Сбалансированность и комплексность результатов: важный критерий отбора опыта, который позволяет установить не только его основные слагаемые части, причинно-следственные связи между ними, но и то, какими средствами и при каких условиях он был достигнут, определить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе.
26 5. Рациональность затрат времени, усилий, средств: этот критерий связан с ликвидацией перегрузки учителей и учащихся. Педагогический опыт предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени. 6. Соответствие реальным возможностям основной массы учителей, материальной базе: этот критерий определяет возможность для воспроизведения данного опыта другими учителями или образовательными учреждениями, его адаптации заинтересованными педагогами и коллективами. Названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно.
27 Первым деятельностным этапом по изучению инновационного педагогического опыта является изучение теоретической базы, в ходе которого определяются научно-педагогические и психологические основы, на который опирается автор опыта. Следующий этап – это анализ системы работы педагога по полученным результатам деятельности. При анализе используются следующие методы: 1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знаний учащихся; сравнение документов (различного характера) автора педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др. 2. Анкетирование: метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении вещей, который предполагает социологическое исследование значимости изучаемого педагогического опыта для коллег, учащихся и родителей.
28 3. Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации процессов и явления. 4. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что в ряду суждений лиц, качеств, сравнение каждого из них проводится с каждым из данного ряда. 5. Метод самооценки: метод оценки педагога или образовательного учреждения самого себя, своих возможностях, качеств мастерства. 6. Беседа: метод, предполагающий получение информации о предмете изучения на основе вербальной (словесной) коммуникации в вопросно-ответной форме как от педагога или руководителя образовательного учреждения, опыт которого изучается, так и от других работников образования. 7. Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.
29 Этап обобщения: Обобщение инновационного педагогического опыта – это выводы, сделанные по результатам изучения и анализа отдельных фактов, явлений процессов, наблюдаемых в педагогической практике, оформленных в виде педагогических идей или педагогической системы, принципов организации педагогической системы, принципов организации педагогической деятельности, методов или закономерностей в регулировании педагогических процессов. Обобщение инновационного педагогического опыта выполняет функции: -познавательно-поисковую (изучение и выбор из образовательной практики для конкретной ситуации образцов педагогической деятельности); -критериальную (оценка актуальности, значимости, новизны реалистичности);
30 -прогностическую (возможность разработки прогнозов и планов, определение запросов, потребности практики и наличие средств их удовлетворения); -социально-педагогическую (конкретно-историческое соотношение взаимодействия социальных и педагогических факторов). Выделяют три уровня обобщения педагогического опыта. Практический (наиболее часто применяемый) уровень обобщения педагогического опыта: описание системы работы; описание отдельных приемов и методов работы; описание результативности работы. Формы представления опыта: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. Методический (наиболее продуктивный) уровень обобщения педагогического опыта: выделение ведущей педагогической идеи опыта; характеристика условий развития опыта. Формы представления: мастер-класс, авторская школа, технологические карты, методический плакат, видеофильмы и др.
31 Научный (наиболее способствующий мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Формы представления опыта: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии и др. Обобщение инновационного педагогического опыта осуществляется через его описание. Текст или документ, в котором описывается опыт, должен соответствовать следующим требованиям. 1.Научность (информация должна соответствовать категориям психолого-педагогической науки). 2.Информативность (информация должна быть достаточной для использования в практике).
32 3. Логическая законченность информации (информация должна носить целостный характер и описывать конкретную часть опыта, отнесенную к одному из компонентов образовательного процесса или системы). 4. Популярность (язык должен быть доступен и понятен). Для того, чтобы инновационный педагогический опыт мог быть использован другими педагогами или образовательными учреждениями, необходимо при его описании: -показать актуальность темы, раскрыть противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт; -определить конкретные цели опыта; -определить соответствие целей деятельности педагога (образовательного учреждения), специфике образовательного процесса; -описать суть идеи, методы, приемы и формы работы; -описать ресурсное обеспечение (материально-техническое, информационное и т.д.);
33 -охарактеризовать педагогические и управленческие условия, в которых формировался опыт и при которых были достигнуты оптимальные результаты педагогической деятельности; -описать результаты опыта; -определить трудности, возникающие при создании опыта, риски; -определить масштабы трансляции опыта; -раскрыть ценность опыта для других; -сформулировать проблемы, не получившие разрешения в данном опыте. Обобщение инновационного педагогического опыта должно быть направлено на выявление в нем типичного и индивидуального.
34 Этап распространения: Распространение инновационного педагогического опыта – это процесс трансляции опыта работы образовательных учреждений и педагогов на более широкие слои педагогической общественности, который позволяет адаптировать, редуцировать, в некоторых случаях развивать инновационные разработки или систему в целом. Целью процесса распространения является создание и усиление мотивации освоения и использования распространяемого опыта. Составляющими процесса распространения инновационного педагогического опыта являются: 1)публичное общественное признание достижений лучших образовательных учреждений и педагогов, которое позволяет: - сформировать благоприятную мотивационную среду, стимулирующую активность участия образовательных учреждений и педагогов в инновационной деятельности;
35 - определить позитивное отношение к успехам образовательных учреждений и учителей, победивших в конкурсах; -разработать эффективные формы подачи максимально полной и разносторонней информации о победителях, прослеживающих «историю успеха» (выставки, сменные стенды, буклеты, печатная продукция и т.д.) и раскрывающей обоснованность победы. 2) презентации образовательных учреждений – победителей конкурса, их программ развития и инновационных образовательных программ, материалов лучших учителей. Организация презентаций возможна через проведение: -установочных семинаров для учителей и руководителей образовательных учреждений на муниципальном уровне; -мастер-классов руководителей образовательных учреждений на тему «Как представить свое образовательное учреждение, чтобы победить в конкурсе» на муниципальном уровне; -мастер-классов лучших учителей; -открытых уроков лучших учителей для педагогов муниципалитета; -круглых столов победителей или пресс-конференций; -выставок методических продуктов.
36 Учитывая объем и значимость педагогического опыта, наличие в нем инновационности, оригинальности, авторской сущности следует в каждом муниципальном образовании уделять серьезное внимание созданию системы работы по его распространению. В качестве форм распространения инновационного педагогического опыта рекомендуется проводить конференции, семинары, выставки, фестивали инновационного управленческого и педагогического опыта, которые носят деятельностный характер и включают его участников в активную работу по принятию представляемого опыта, освоению технологий, способов работы с современными средствами обучения, в том числе компьютерами, интерактивными досками, программно-методическим обеспечением информационно-коммуникационных технологий, использованием ресурсов ИНТЕРНЕТ и др.
37 Наиболее приемлемыми и эффективными формами распространения инновационного педагогического опыта являются следующие: Семинар-практикум. Проводит учитель или руководитель образовательного учреждения, чей опыт распространяется, для желающих, которые хотят познакомиться с данным опытом работы. Целью семинара- практикума является освоение его участниками новых профессионально-педагогических (управленческих) компетенций в результате демонстрации и анализа ведущим конкретного профессионально-педагогического или управленческого опыта. Педагогическая студия. Студию проводит педагог-наставник или руководитель образовательного учреждения, чей опыт распространяется. Учителя и руководители знакомятся с достижениями педагога-новатора или инновационного образовательного учреждения. Участники студии вместе с наставником строят гипотезы и обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков развития образовательного процесса.
38 Педагогические мастерские, мастер-классы. Мастерские используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих Мастеру (учителю или руководителю). Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Мастер-класс предполагает наличие сильной, обладающей авторитетом фигуры Мастера. Это ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. Деловые игры. Метод активного обучения педагогов и руководителей образовательных учреждений, основанный на игровом моделировании различных управленческих и педагогических ситуаций и направленный на обучение человека или группы лиц навыкам принятия решений, делового общения, совместной деятельности и т.д.
39 Аукцион «педагогических идей». Один из возможных игровых методов генерации и обсуждения инновационных идей. По своей форме напоминает обычный аукцион, в ходе которого ведущие стимулируют активность участников, побуждая их предлагать новые варианты, нюансы идей. Более сложный вариант Аукциона предполагает не только генерацию идей по согласованной теме, но и «проигрывание» на последующем этапе их «купли- продажи» (когда часть участников выступает в роли «покупателей» идей и может высказывать свою оценку выставляемых на аукцион идей и решений, обосновывать свои предпочтения, вносить предложения по доводке идей и т.п.). Для сохранения ценных идей, выдвинутых в ходе аукциона, и их дальнейшего использования необходимо обеспечить надежную и полную фиксацию хода и результатов аукциона и их хранение.
40 Творческие группы – основные формы распространения педагогического опыта. Они создаются с целью повышения качества образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и воспитания школьников. Печатные способы распространения педагогического опыта. Можно выделить два уровня публикаций об инновационном педагогическом опыте: 1)публикации в СМИ, информирующие широкую общественность об имеющемся опыте; 2)специализированные издания, предназначенные только для педагогического сообщества. Это могут быть каталоги методических продуктов, методические бюллетени, брошюры, сборники с разработками уроков и описания опыта работы и т.д.
41 Заполнение и публикация, в т.ч. на сайтах муниципальных методических служб или образовательных учреждений, информационных карт инновационного педагогического опыта. Заполнение информационных карт помогает педагогам и руководителям образовательных учреждений подвести некоторые итоги профессиональной деятельности; сформулировать основную идею опыта; вычленить его характерные особенности; выявить целостную структуру; показать результативность и сформулировать выводы. Такая работа способствует более быстрой адаптации педагогов, раскрывает их творческий потенциал, выявляет умение моделировать свой опыт путем применения самостоятельного исследования. Особого внимания требует распространения инновационного педагогического опыта лучших учителей. Наличие авторского опыта учителя, его оригинальных методик, созданных ресурсов обучения позволяет говорить об открытии авторской школы инновационного опыта. В программу Школы должны включаться наряду с мастер-классами, открытыми уроками такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.