Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmetrab.web-box.ru
1 Пальчикова Е.Г., методист кафедры дошкольного образования СПбАППО 2011
2 0-1 год1-6 лет6-10 лет10-15 лет15-18 лет Младенец Дошкольник Младший школьник ПодростокЮноша Эмоциональное общение Игра (общение в игре) Учебная деятельность (интеллектуальн ое общение) Общение (межличностное общение) Общение (связанное с профессиональн ым самоопределение м) Познавательная мотивация Эмоциональный компонент Широкий познавательный, направленный на усвоение новых знаний собственно учебно- познавательный, направленный на овладение способами добывания знаний уровень самообразования, направленный на совершенствован ие своей учебной деятельности в целом
3 Задачи развитие физических качеств ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации ); накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями ); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
5 3-4 года 4-5 лет высока потребность ребенка в движении ( его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования ) ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию ( быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.) это благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств ( скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости ). развивается моторика дошкольников умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах ( на высоте 20 см от пола ), руки на поясе подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками ( не менее 3–4 раз подряд в удобном для ребенка темпе ) нанизывают бусины средней величины ( или пуговицы ) на толстую леску ( или тонкий шнурок с жестким наконечником ) способны активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
6 5-6 лет 6-7 лет более совершенной становится крупная моторика способен к освоению сложных движений : может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие ; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек активно формируется осанка детей, правильная манера держаться укрепляются мышцы и связки развиваются выносливость ( способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями ) и силовые качества ( способность применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени ) дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног ( зрительно - моторная координация девочек более совершенна ). могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель
7 Задачи сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ; воспитание культурно - гигиенических навыков ; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
8 У нормально развивающегося 3- летнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
9 В возрасте 4-5 лет детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие их : мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы. Уровень освоения культурно - гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно - ролевую игру.
10 В возрасте 5-6 лет ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании : дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые дети могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
11 К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания : может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены ; определяет состояние своего здоровья ( здоров он или болен ), а также состояние здоровья окружающих ; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган ; владеет культурой приема пищи ; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы ( алгоритм действий ) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому ( промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью ) в подобных ситуациях.
12 Задачи формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них ; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения ; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства ; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
13 Неправильно определяют расстояния до объектов, т. к. не знают настоящие их размеры и не представляют, как зрительно они меняются с увеличением расстояния Не могут определить реальную скорость машин Не способен понять и запомнить все, что ему рассказали о мерах безопасности Действия детей импульсивны и конкретны, поведение непредсказуемо Дети подвижны самостоятельны, наивны и доверчивы
14 Задачи развитие игровой деятельности детей ; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральным ); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
15 Компоненты игрыМладшие дошкольникиСтаршие дошкольники СюжетОтображение трудовых действий взрослых Отображение трудовых действий взрослых и отражение отношений между людьми Количество ролей Количество играющих и ТематикаБытоваяБытовая и общественная ПравилаНе осознаютсяУстанавливают сами, сложные Игровые действияОднообразные (1-8)Свернутые, развернутые, жестом, словом (много) Включение игровых ситуацийПод руководством взрослогоПод руководством взрослого и сами Появление новых игровых ситуацийС помощью взрослогоС помощью взрослого и самостоятельно Объединение игрНе возможноВозможно Использование предметов, игрушекГотовыеБытовые и самодельные, заместители в плане воображения Продолжение игрыКратковременныеДо нескольких дней Предварительное планированиеНетЕсть Окончание игрыНеожиданноПредвиденное
16 Отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли игровые Отражают взаимоотношения детей, как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело реальные Неоргани зованное поведение Одиночные игры Игра рядом Кратко временные объединения Длительные объединения играющих 2 года3 года4 года5 лет6 лет
17 возрастособенностипример 3 года Отделяет себя от взрослого О себе, о своих качествах еще не знает « Я построю дом до звезд » 4 года Слушает мнение других людей Оценивает себя на основе оценок старших Стремится действовать в соответствии со своим полом « Я хороший – так сказала мама » 4-5 лет Слушает мнение других людей Оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам « Хороший всегда поступает правильно, а плохой – плохо » 5-6 лет Оценка становится меркой норм поведения Оценивает на основе принятых норм поведения Лучше оценивает других, чем себя « Мы с Сашей друзья. Он хороший. Но сейчас Саша сделал неправильно » 7 лет Старается оценить себя более правильно « Сам я не очень хороший товарищ, болтаю на занятиях, никак не могу сдержаться »
18 3–4- летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами (« можно », « нужно », « нельзя »), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого (« Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется »). Дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий ( разбил посуду, порвал одежду ), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.
19 4–5- летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, « как надо ( не надо ) себя вести ». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами « так не поступают », « так нельзя » и т. п. К 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят « спасибо » и « пожалуйста », не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребенок « хорошо себя ведет » только в отношении наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как « положено » вести себя девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
20 Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества ( ближайшего социума ), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор ( преимущественно в воображаемом плане ). Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу ( убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально - нравственным представлениям. Однако соблюдение норм ( дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
21 В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные ( или заданные извне ) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные ( побуждающие делать добро ), а также мотивов самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, « что такое хорошо и что такое плохо ». С развитием морально - нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, « хорошо », и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает « плохо ». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
22 Задачи развитие трудовой деятельности ; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам ; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
23 Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда ( увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоением правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе ). Маленькие дети преимущественно осваивают самообслуживание как вид труда, но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно - бытовом труде, труде в природе. В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда как целеполагание и контрольно - проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно - бытовой труд и труд в природе. В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности ( при условии сформированности всех других компонентов детского труда ). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
24 Задачи сенсорное развитие ; развитие познавательно - исследовательской и продуктивной ( конструктивной ) деятельности ; формирование элементарных математических представлений ; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
25 Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие может немного отличаться у разных детей. Если внимательно наблюдать за своим ребенком, можно определить его ведущую сенсорную систему, при необходимости внести коррективы и подобрать подходящую программу обучения. У « визуалов » сильнее всего развита зрительная система. Поэтому им легче запоминать визуальные образы. Им интереснее рассматривать картинки, чем слушать то, что читают или рассказывают. Они любят рисовать, рано начинают писать простые слова печатными буквами. Это прекрасные наблюдатели с хорошей зрительной памятью. « Аудиалы » наоборот предпочитают воспринимать мир на слух. Они любят музыку, чтение вслух и бесконечные рассказы. Они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи и любую информацию на слух. Дети - кинестетики изучают все на ощупь, они постоянно находятся в движении. Для них крайне важен телесный контакт, поэтому их надо часто гладить, ласкать, целовать. Такие детки любят движение и активные действия. Им тяжело оставаться длительное время в покое и концентрировать внимание на каком - то одном предмете.
26 накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. ребенок знаком с основными цветами ( красный, желтый, зеленый, синий ) ребенок способен верно выбрать формы предметов ( круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник ) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник ребенку известны слова « больше », « меньше ( труднее выбрать « самый большой » или « самый меньший » из 3-5 предметов дети практически осваивают пространство своей комнаты ( квартиры ), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. на основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления : знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи : ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения ( предлогами и наречиями ). В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует : в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.
27 К 5 годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются хорошо знают основные цвета и имеет представления об оттенках могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. сопоставляют между собой по величине большое количество предметов возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве освоение времени все еще не совершенно отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели.
28 расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов может различать основные цвета спектра и их оттенки как по светлоте, так и по цветовому тону успешно различает как основные геометрические формы ( квадрат, треугольник, круг и т. п.), так и их разновидности При сравнении предметов по величине достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс ( цвет, форму, величину и др.).
29 Мышление в процессе предметных действий Мышление предваряет предметное действие Перенос способа действия на другие ситуации 4 года5 лет6-7 лет Предметное действие Высказывание Речевое действие с опорой на образ Планирование Предметное действие Речевое действие с опорой на понятие Внутренний план действий Соответствующие действия Наглядно- действенное Наглядно- образное Образно- схематическое Элементы логического с опорой на понятие
30 2 годаУказывает на конкретный предмет Кукла « это вот » 4 годаВыделяет признак, который приобрел наибольшее значение « чтобы играть » 5-6 летОписывает предмет, называя признаки без всякого порядка « это голова, руки, ноги, волосы » 6-7 летВыделяет признаки, по которым предмет может быть отнесен к определенной категории « это игрушка »
31 1 этап 3-4 года 2 этап 4-5 лет 3 этап 5-7 лет Практическое действие – речь – умственное действие Практическое действие – средство ориентировки в решении задач Действие сочетается с речью Ориентировка в задаче, ее планирование и решение совершается в умственном плане Новый предмет обследуется практически. Речь необходима - для формулировки задачи - для подытоживания выполненного действия - действует в плане представлений - действуя, рассуждает по поводу того, что делает - полученный результат осмысливает - может поставить перед собой новую задачу - материальное действие « свертывается » в умственный план - после словесного плана выполняется практическое действие - практическое действие становится действием исполнительным
32 У ребенка возникают вопросы Взрослый отвечает При встрече с чем - то неизвестным - правильно, доступно При попытке понять неизвестное - кратко При осмыслении нового - побуждает к самостоятельному поиску ответов 3-4 года4-5 лет5-7 лет Активность без познавательной направленности Познавательная активностьПознавательная активность возрастает Цепной характер вопросовВопросов много, но они бессистемныеРазнообразие вопросов по содержанию Ответы не дослушиваютРазнообразные по форме и по содержанию Ответы выслушивают и сопоставляют со своим опытом Ответы чаще не дослушиваютСомневаются, возражают, вступают в спор КТО? ЧТО? КАКОЙ?ПОЧЕМУ?ЗАЧЕМ?
33 Воссоздающее воображение В образах воображения: Смешение разных элементов из разных источников Смешение реального и сказочного, фантастического Младшие дошкольники Новообразование - творческое (продуктивное) воображение Особенности образов воображения: Яркость и эмоциональность Легкость возникновения Изменяемость по любому поводу Старшие дошкольники
34 3-4 года4-5 лет5-6 лет6-7 лет Непроизвольная, образная непроизвольное запоминание Начинает развиваться произвольное запоминание непроизвольное запоминание Опора на произвольное запоминание Легко запоминает то, что: связано с деятельностью было интересно, имело эмоциональный характер обращено внимание в деятельности интенсивно развивается память ребенка ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках. Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки). увеличивается объем памяти Способы запоминания : - повторение - логическое упорядочивание - слово
35 3-4 года4-5 лет5-6 лет 6-7 лет Непроизвольно Однако его устойчивость проявляется по- разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. становится все более устойчивым важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). становится более устойчивым и произвольным Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение минут вместе со взрослым Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом). существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво
36 младшиестаршие Возникает в игре желание конструировать Стремление к созданию совместных построек Нет учета всех условий для создания постройки Тематика построек сложная Часто не добиваются результатаПредварительность обсуждения постройки ПерестраиваютСтремление достигать результата Может быть потеря интереса
37 Задачи развитие свободного общения со взрослыми и детьми ; развитие всех компонентов устной речи детей ( лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи ; связной речи – диалогической и монологической форм ) в различных видах детской деятельности ; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
38 Непосредственно - эмоциональное 0-6 мес. Ситуативно - деловое 6 м.-2 г. Внеситуативно - познавательное 3-5 лет Внеситуативно - личностное 6-7 лет ведущий вид деятельности Комплекс оживления - социальная реакция ребенка на появление в его поле зрения матери или звука ее голоса Непосредственное общение - ради общения Избирательный характер общение - отличает « своих » от « чужих » Взрослый создает условия и руководит общением Ребенок усваивает способы общения и действия на основе подражания Познаются предметы и явления окружающего мира Познаются : Особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми Особенности своей личности
39 словарь состоит из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок : овладевает грамматическим строем речи : согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. начинает использовать в речи сложные предложения ( возможны дефекты звукопроизношения ) девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков : артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.
40 для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления : слова участия, сочувствия, сострадания. стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности : регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения в большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка. продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений (« у лысого голова босиком », « смотри, какой ползук » ( о червяке ) и пр.). в речь детей входят приемы художественного языка : эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории : одежда, мебель, посуда. речь становится более связной и последовательной. дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
41 Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Становится нормой правильное произношение звуков. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности : может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации ( громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений ( библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики : несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
42 Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей ( взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми ). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы ( звуки ) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи все чаще использует сложные предложения ( с сочинительными и подчинительными связями ). Увеличивается словарный запас Существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов ( в поговорках и пословицах ). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства : интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь - рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
43 Задачи формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений ; развитие литературной речи ; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
44 В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по - прежнему вызывают интерес. Он с удовольствием вместе со взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает « читать » сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
45 В 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребенку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
46 Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно « чтение с продолжением ». Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика « анализа » текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
47 К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия со взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения ( содержание, герои, тематика, проблемы ). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Дети проявляют творческую активность : придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Играя в любимых персонажей, дети могут переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками. К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника - читателя.
48 развитие продуктивной деятельности детей ( рисование, лепка, аппликация, художественный труд ); развитие детского творчества ; приобщение к изобразительному искусству.
49 3-4 года Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладе ние изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутству ют - трудно догадаться, что изображено ребенком. В лепке дети могут создавать изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации - располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конст рукции из частей.
50 4-5 лет Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации ( спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок.). Дети делают первые попытки творчества : создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. Важным показателем развития ребенка - дошкольника является изобразительная деятельность. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности : дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков.
51 5-6 лет Дети также могут изобразить задуманное ( замысел ведет за собой изображение ). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии краской ( концом кисти и плашмя ), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами : дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие : квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники.
52 6-7 лет Дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно сле довать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который те перь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки ( пластический, конструктивный, комбинированный ). В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным усло виям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией ( фризовой, линейной, центральной ). Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
53 развитие музыкально - художественной деятельности ; приобщение к музыкальному искусству.
54 3-4 года Деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в « синтезе искусств » при организации « практической деятельности » ( проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух : ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны ( громко - тихо, высоко - низко и пр.). Может осуществить элементарный музыкальный анализ ( заметить изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме ). Начинают проявляться интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально - художественной деятельности ( пению, слушанию, музыкально - ритмическим движениям ).
55 4-5 лет Дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных. Начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально - художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлеченно говорят о нем ( о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности ), соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии. Дети делают первые попытки творчества : создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой.
56 5-6 лет В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей : формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными ( образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми ).
57 6-7 лет Музыкально - художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально - выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства ( история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей ). Художественно - эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально - художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.